Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по использованию метода проектов на уроках французского языка»
Коршунова Марина Анатольевна,
учитель французского языка МБОУ Средняя школа №22
Методические рекомендации по использованию метода проектов на уроках французского языка, 2018г.
На данный момент во многих передовых странах появляется всё больше творческих и инновационных методов работы с учащимися. Образовательная деятельность становится более многогранной и позволяет учащимся проявлять себя в разных сферах. Одним из набирающих популярность методов, которые используются на уроках иностранных языков, является метод проектов. В работе над проектом учащиеся включаются в организуемую педагогом поисковую учебно-познавательную деятельность.
Проект – определённый комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся. Очевидным преимуществом метода проектов является возможность учащегося по-настоящему проявить себя в самостоятельной деятельности.
Что касается проектов для обучения иностранному языку, то они обладают отличительными чертами, на которые стоит обратить внимание. Среди этих черт можно выделить:
- смоделированные ситуации, максимально приближенные к условиям реального общения на иностранном языке;
- выбор тематики, интересующей учащихся;
- тщательный отбор языкового материала в соответствии с темой и целью проекта;
- наглядное представление результата.
В ходе работы над проектом учащиеся получают умения и навыки в планировании, сталкиваются с различием мнений (групповой проект) и учатся понимать то, каким они хотят видеть конечный результат самостоятельной работы.
Этапы работы над проектом
Следует отметить, что работа учителя в проектном работе не аннулируется, она меняется. Учитель становится организатором самостоятельной работы учащихся, занимается отбором языкового материала, а также видов заданий, максимально подходящих учащимся на данный момент обучения. Работа над проектом сложна и многогранна, поэтому имеет несколько этапов.
Первый этап – поисковый. На нем происходит выбор темы исследования. На данном этапе учитель создает условия для полноценной индивидуальной или групповой работы. Его основная цель – вызвать интерес каждого ученика в работе над проектом.
Второй этап – аналитический. Он состоит в согласовании общей линии разработки проекта и формировании групп. Здесь большая ответственность лежит на учителе, так как группа должна формироваться не по симпатиям учеников друг к другу, а по наиболее вероятной продуктивности совместной работы для наилучшего конечного результата.
Третий этап – практический. На нем происходит оформление работы над проектом и сама презентация проекта, а также ее обсуждение. Здесь на первый план выступают такие речевые умения, как говорение и аудирование, а когда учащиеся подбираю материал и делают записи – чтение и письмо. Стоит упомянуть важность обсуждения формы представления презентации, так как от этого выбора напрямую зависит ее успешность. Не менее важен грамматический и лексический материал, так как он должен быть не просто изучен учащимися, он также должен быть еще свежим в их багаже знаний.
Четвёртый этап – презентационный. На этом этапе представляется сама презентация, что завершает работу над проектом. Подготовка к презентации занимает значительную часть отведенного на проект времени, поэтому учащиеся ждут момента, когда смогут продемонстрировать другим результат своих трудов. Они ждут одобрения окружающих в качестве награды за свою самостоятельную работу.
Пятый этап – контрольный. Здесь всё внимание уделяется отчёту, оценке результатов проекта, а также планирование тем будущих проектов. На учителе лежит ответственность внимательного изучения презентаций учащихся с целью здраво оценить их работу и выявить ошибки, которые помогут им совершенствоваться.
Методические рекомендаций по организации проектной работы
1) Тщательная подготовка. Для успешной проектной работы еще в начале учебного года следует выделить те темы, по которым лучше всего будет провести проект. Это дает возможность учающимся более глубоко и детально вникнуть в материал.
2) Выделение времени. Как уже было указано выше, проект требует тщательной подготовки. В среднем его проведение занимает 5-6, а представление презентаций предусматривает сдвоенный урок, позволяющий в полной мере продемонстрировать результаты.
3) Определение учителем возможных проблем. Анализ деятельности учащихся в ходе работы над проектом важен для более оперативного предоставления типичных ошибок.
4) Направление деятельности учащихся. Так как учитель не изолирован от учащихся на момент подготовки проекта, на нем лежит ответственность помощи в затруднительных моментах. Учителю следует направлять учеников, не говоря прямым текстом, что нужно сделать. Однако если учащиеся имеют свою точку зрения, отличающуюся от учителя, не следует их исправлять на этапе подготовки.
5) Выбор учащихся. В ходе работы над групповым проектом ученики должны научиться прислушиваться к мнению других и при этом отстаиваться свое. Здесь ученики проводят голосования за выбор тем, материала или формы презентации. Задача учителя – внимательно следить за этим, чтобы коллективное обсуждение не превратилось в хаос.
6) Материальность конечного результата. Презентация может быть выполнена в виде видеофильма, альбома, компьютерной газеты и т.д.
Критерии оценивания проекта
Оценивание проекта – сложный процесс. Работа над проектом предполагает творческую деятельность, автор проекта может иметь нестандартное видение проблем и представлять результат своей работы в нестандартной форме. Все это делает процедуру и результат оценки проекта сложнее оценивания деятельности ученика на обычном уроке. Одной из основных ошибок в оценивании проекта является оценка только на основе лингвистической правильности. Создание проект – это комплексная деятельность, которая требует соответствующего оценивания.
Примерный перечень критериев выглядит так:
Критерий
Максимальный балл
1. Проект прост для понимания.
2
2. В проекте нет ошибок/неточностей.
2
3. Проект вызывает интерес.
2
4. Проект содержит изученный ранее языковой материал.
2
5. Оформление проекта.
2
Всего баллов: 10
Баллы
Итоговая оценка
10 — 8,5
5
8 — 6,5
4
6 — 5
3
Следует отметить, что умение пользоваться методом проектов определяет учителя как готового к инновациям специалиста. Это говорит о том, что он готов ставить на первое место самостоятельное развитие учащихся. Проектная деятельность важна в учебном процессе, так как она дает учащихся представление об их сильных и слабых сторонах, учит терпению в работе с партнерами по проекту, достойному высказываю собственного мнения и умению прислушиваться к мнению других.