Забавы и потехи на Руси до олимпийских видов спорта.
Забавы и потехи на Руси до олимпийских видов спорта.
Издавле на Руси было много традиционных игр, в которые люди играли до появления олимпийских видов спорта. Но, к сожалению, очень многие из этих игр были забыты нами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Забавы и потехи на Руси до олимпийских видов спорта.»
ГБОУ лицей №1564 города Москва
Забавы и потехи на Руси до олимпийских видов спорта.
Издревле на Руси было много традиционных игр, в которые люди играли до появления олимпийских видов спорта. Но, к сожалению, очень многие из этих игр были забыты нами.
Вот примеры забав и потех на Руси:
Городки.
Русский вариант гольфа. Если бы мы более ревностно относились к своему наследию, то, возможно, уже сегодня российские бизнесмены обсуждали свои сделки не на поле для гольфа, а за игрой в городки.
Смысл этой игры в том, чтобы выбить броском деревянной биты фигуры-мишени (складывающиеся из деревянных столбиков – «городков») за черту игрового поля – «города»
Лапта.
Наверняка все знают, что лапта – это русский вариант американского бейсбола или английского крикета. Хотя, может быть, это они являются версией лапты. Ведь в нее играли русские еще до принятия христианства. Любопытно, что викинги, часто гостившие у родственников в Руси, переняли игру и пытались ее культивировать в Норвегии. Инвентарь для игры в лапту — деревянные биты и войлочные мячи — были найдены на раскопках Великого Новгорода, датируемых XIV веком.В лапту играют на ровной площадке примерно 30 на 70м. две команды по 5-12 человек. Одна команда считается «бьющей», другая – «водящей». После удачного удара битой по мячу игрок бьющей команды старается добежать до конца поля, где находится «дом», и затем вернуться обратно. Каждый игрок, совершивший такой успешный пробег, приносит команде одно очко. Если его «осалят» мячом, то команда бьющих идет водить в поле.
Чиж.
Для того, чтобы сразиться в эту игру, вам понадобятся «чижик» — круглая палочка длиной 10 — 15 см и диаметром 2—3 см, заостренная с обоих концов, а также лапта — дощечка длиной 60—80 см, один конец которой обтесан, чтобы было удобнее держать в руке.
На площадке чертят квадрат 0,5—1,0 м (чем больше площадка, тем больше квадрат). На середину квадрата (дома) кладут «чижик». Один игрок — бьющий, остальные — ловчие, которые отходят к краю площадки и встают в цепочку по одному, договорившись, кто за кем будет ловить «чижик».
Бьющий ударяет ребром лапты по концу чижика, заставляет его взлететь в воздух, а вторым ударом старается отбить его подальше в поле. Ловчий старается поймать «чижик». Если это ему удается, то он получает одно очко и право быть бьющим, а прежний бьющий становится в цепочку последним. Если же ловчий не поймает «чижик», то он должен с места его падения забросить «чижик» в дом, а бьющий отбивает его лаптой. Если ловчий забросит «чижик» в дом, то получает одно очко, если нет, то бьющий опять подбивает «чижик» и отбивает его в поле, а ловчий опять ловит.
Коняшки.
Коняшки – это такой древнеславянский вариант поло. Только роли коней здесь выполняют люди, клюшки заменяют руки, а мячи – другие «всадники».
Игроки разделяются на два «войска». Каждое «войско», в свою очередь, состоит из «всадников» и «коней». Всадниками обычно выступали девушки, забиравшиеся на спины парней. Задача игроков проста – вывести из равновесия другую пару.
взятие городка.
Она состояла в доставании призов с вертикально вкопанных в землю столбов. Местом для таких развлечений была площадь села или ярмарки. Для усложнения подъема столбы стали обливать на морозе водой. Чтобы заполучить награду, смельчак должен был добраться до нее по скользкой обледенелой вертикальной поверхности столба.Занятие это требовало выносливости и терпения, силы и ловкости, и удавалось далеко не каждому. Победителя чествовали и натирали снегом.
Одной из зимних забав в старину было катание на санях, запряженных лошадьми. Сани красиво украшали кожей, войлоком, сукном и даже бархатом. Переднюю стенку саней делали высокой, чтобы снег не задувал во время езды. Сбрую коней украшали металлическими бляшками, разноцветными нитяными или кожаными кистями, бумажными цветами, лоскутами ткани и бахромой; на расписные дуги подвешивали колокольчики с разным звучанием, бубенцы, шелковые банты, завязывали яркие платки. Сани застилали пестрыми коврами, гривы лошадей расчесывали или заплетали в косички, убирали лентами и различными подвесками.
Кроме всех упомянутых игр обязательно состязались в перетягивании толстой жерди или пенькового каната: село на село.
Бабки
Среди древних потех всегда в почете были «бабки» — самая распространенная и любимая игра. Еще до недавнего времени она была хорошо известна каждому деревенскому мальчишке. Бабки (те самые косточки из бараньих или коровьих ног) расставлялись поперек улицы, и меткими ударами биты надо было разрушить их шеренгу. По-разному расставлялись бабки, различным было и расстояние, с которого производили бросок. Побеждал, конечно, лучший снайпер. Так с раннего детства развивались глазомер и координация движений.
Горелки
Горелки есть не что иное, как беззаботное и веселое бегание, повод порезвиться. Собравшиеся становились в круг попарно. Какую-то одну девушку ставили в центре круга "гореть". Как только девушки из круга начинают разбегаться в стороны взявшись за руки, стоявшая в середине бросается их догонять. Если "горевшей" удается догнать какую-то пару и коснуться рукой - "разлучить" - то одна из разлученных девушек, становится в круг вместо нее.
Чехарда.
Игроки делятся на две половины и конаются, т.е. определяют кому быть нагнувшимися. Затем один из них, нагнувшись, встает к стене и упирается в нее головой, позади него встает другой в таком же положении, но держа голову под мышкой первого и так все игроки, кому по жребию выпало стоять у стены. Другая половина игроков друг за другом вспрыгивают верхом на стоящих у стены, при этом они не должны ни за кого и на за что держаться руками. Когда запрыгнут все, то последний запрыгнувший командует "Чехарда, ярда!" и сидящие верхом должны соскочить на землю. Если при запрыгивании и соскакивании никто не упадет, то все повторяется, в обратном же случае игроки меняются местами. Есть и более простой вариант игры, когда игроки поочередно перескакивают друг через друга. Ставший первым нагибается и ждет пока через него перепрыгнут все идущие за ним. Таким образом переместившись в конец, игрок уже, в свою очередь, начинает перепрыгивает через нагнувшихся впереди. И так до бесконечности.