1. Организационный момент – 3 минуты Цели этапа: -создавать условия для выполнения заданий; - осуществлять эмоциональный настрой на будущую деятельность | Построение. Знакомство. Сообщение задач урока. Упражнение для подготовки к уроку «Встреча солнца» - а/ Медленно поднимаем руки, ладонями вверх. б/ Поднимаемся на носки, смотрим вверх. Медленно опускаем руки. в/ Принимаем исходное положение. | 1 минута
2 минуты Повторить два раза | Обратить внимание на внешний вид учащихся. Дать понятие о алаасе, о сенокосе Упражнение для подготовки к уроку «Встреча солнца» - а/ Медленно поднимаем руки, ладонями вверх. б/ Поднимаемся на носки, смотрим вверх. Медленно опускаем руки. в/ Принимаем исходное положение. | Умение воспринимать задание и включение в деятельность на личностно-значимом уровне | Развитие регулятивных УУД, адекватного понимания устного сообщения | - |
2. Подготовительная часть Практическая часть -10 минут Цель этапа: Ознакомление с приемами и методами ручной косьбы | 1. Краткая беседа учителя о ручной косьбе. Основным занятием якутов на летнее время является сенокос. Виды ручной косьбы: а/ Косьба с раскидкой (Тэлгэтэн охсуу). Во время косьбы косой настилают сено (Оту хадьымалга барытыгар тэццэ охторон туьэрии). б/ Косьба со сбором (Хомуйтаран охсуу). Во время косьбы сено косят сбором (чемехтеен охсоллор). в/ Косьба с разбрасыванием (Ыьан охсуу). Во время косьбы сено раскидывают, разбрасывают. Как нужно подбирать косу: а/ Форма косы должна быть ровной (Ылтаьына, енче5е, биитэ, биир тэц, ханан да е5уллэ5эьэ суох буолуох - таах). б/ Звук стали косы должен быть звонким (Лыцкынас, хатан тыастаа5а ордук). в/ Коса из светлой стали не ржавеет (Сырдык тимирдээх хотуур дьэбиннирбэт) Словарная работа Ознакомление с новыми словами: Коса – хотуур Рукоятка – хотуур тутаа5а Напильник - игии |
10 минут | Беседа учителя
Показ слайдов Показ книг о ручной косьбе
Показ учителем ручной косы (Оригинал)
Инструктаж по правилам ТБ | Развитие доброжелатель-ного отношения к учителю и товарищам, устойчивого познавательного интереса | Развитие адекватного понимания информационного устного сообщения | Дети получат возможность самостоятель-но подбирать и правильно выполнять их, распределяя силы |
3.Практическая часть Основная часть - 20 минут Цель этапа: Выполнение заданий. Закрепление полученных знаний | 1. Показ учителем физических упражнений, сравнивая их с движениями ручной косьбы, и ползьу. Учитель показывает правильность выполнения заданий: 5 минутный кросс; Резиновые рогатки (коса); Упражнения с гантелями; Ручная косьба на мате; Прыжки со скакалкой; Поднятие туловища; Круговые движения туловищами– «баскетбольными мячами»; Круговые движения туловищами– «блинчики»; 2. Проверяем ЧСС 3.Объяснение учителя о соревнованиях. Якуты издавна состязаются ручной косьбе. Эти состязания называются «Куулэй». С 2009 года в республике Саха каждый год проводятся соревнования по ручной косьбе. Это стало доброй традицией якутян. Наш Горный улус всегда участвует на соревнованиях по ручной косьбе. Я, как учитель физкультуры, ежегодно тренирую команду из школьников и молодежи, занимаем призовые места. | 20 минут | Учитель формулирует задания для выполнения упражнений. Организует место выполнения упражнений. Инструктаж по правилам ТБ Учитель организует рефлексию после выполнения упражнений Ознакомить с республиканским соревнованием «Куулэй» | Развитие умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения Ценностное отношение к умению воспринимать задание, работа в группе | Развитие умения анализировать, сопоставлять, обощать, делать выводы Умение работать индивидуально и в группе. Умение проявлять физические качества и оценивать собственные результаты и результаты сверстников | Формирова -ние умений выполнять комплексы общеразвива-ющих упражнений самостоятель-но Умение проявлять ранее полученные знания, приобретен -ные умения и навыки |
4.Заключительная часть - 7 минут Цель этапа: Привести организм детей в спокойное состояние Рефлексия деятельности | 1. Якутский хороводный танец - осуохай 2.Подведение итогов урока Обсуждение знаний | 4 минуты 3 минуты | Учащиеся берутся за руки, левая нога вперед, повторяют слова за учителем. Осуохай восстанавливает организм после нагрузки. Отметить лучших. | Развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью | Развитие умения строить устные высказывания. Развитие анализировать, делать выводы. | Обсуждение знаний, полученных на уроке. |