Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Новошахтинска
Бережная Н.А.
Учитель | Бережная Н.А. |
Предмет | Физическая культура |
Тип урока | Комбинированный(с образовательно-познавательной направленностью) |
Тема урока | Внедрение в образовательный процесс здоровье сберегающих технологий, использование нестандартных форм и методов ведения урока по физической культуре |
Цель урока | Формирование интереса и инициативы учащихся с помощью здоровьесберегающих технологий, направленных на развитие физических способностей. Овладение способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий гимнастикой. |
Планируемый результат | Личностные | Метапредметные | Предметные |
| Укреплять здоровье обучающихся посредством развития физических качеств, координационных и силовых способностей. Формировать стойкий познавательный интерес к занятиям физическими упражнениями. Сформировать высокий уровень осознанной потребности к занятиям физической культурой. Способствовать воспитанию нравственных и волевых качеств, умения работать в коллективе. | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Управлять своей деятельностью, контролировать и корректировать двигательные действия. Формировать умение воспроизводить и систематизировать полученную информацию. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. | Обеспечить предупреждение травматизма во время занятий. Формировать двигательные умения и навыки на уроках гимнастики. Иметь представление о понятиях «дыхательная гимнастика», «правильная осанка», физические качества «сила» и «гибкость». Уметь диагностировать свое физическое состояние. Пропагандировать ценности здоровья и здорового образа жизни.. |
Формы организации познавательной деятельности | Фронтальная, поточная, индивидуальная, работа в группах. |
Материально-техническое обеспечение | Гимнастические маты, перекладины, гантели |
| Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Оценивание |
Подготовительная часть – 12 мин. | 1.Организационный момент. | Построение, сообщение задач урока, мотивация деятельности учеников, объяснение деятельности школьников на уроке. Учитель: Слово «здоровье» похоже на слово «здравствуй». Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья. Давайте поздороваемся и мы. Достаточно кивнуть головой, улыбнуться и мысленно пожелать крепкого здоровья». Построение. Приветствие. Проверяет готовность к уроку. Подсчет пульса в покое за 10 сек. Напоминание о соблюдении ТБ на уроке. | Построение в одну шеренгу. Приветствие. Обратить внимание на наличие спортивной одежды и обуви, соблюдение ТБ на уроке гимнастики. Проверка пульса в покое. | Метапредметные Личностные: -проявлять дисциплинированность и внимание. регулятивные: -использовать имеющиеся знания и опыт. | Словесная оценка |
2. Формирование проблемы, планирование познавания новых знаний и их применения | Наводящими вопросами выводит на формулирование темы урока. Организует уточнение темы и задач урока. Учитель: «Ребята, мы изучаем раздел программы «Гимнастика». На каждом уроке используем упражнения для укрепления здоровья. Перечислите их. А что такое здоровье?» Ответы детей. «А сегодня мы с вами проведем разминку, используя дыхательную гимнастику йогов, выполним задания на гимнастических станциях для развития физических качеств. В конце урока вы ответите, какие упражнения вы используете для укрепления своего здоровья.? Что влияет на здоровье человека? | Слушают наводящие вопросы учителя, отвечают. Формулируют тему урока. Дают определение: «здоровье – это не только отсутствие заболеваний, а состояние физического, психологического и социального благополучия». Дети анализируют предстоящую деятельность с целью ответа на поставленную проблему личного применения таких упражнений и их польза для укрепления здоровья. | Метапредметные регулятивные: -осознавать степень необходимости выполнения сложных упражнений для сохранения здоровья, а не нанесению ему ущерба. коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -уметь выражать свои мысли; Личностные УУД: -понимать и осознавать необходимость занятий йогой для своего здоровья | Диагностическое оценивание |
3. Создание мотивации на двигательную деятельность | Учитель: « А теперь повторяем за мной психологический настрой: Мы явились на урок – запастись здоровьем впрок. Будем дыхательной гимнастикой заниматься - к ЗОЖ стремиться, приучаться!» Урок сегодня не простой - на йоге, главное - настрой- На дыханье, на здоровье, на гармонию души. Воздух носом ты втяни - и дыхание задержи, но при этом под контролем - спину ровненько держи. Выдох дробный – раз - задержка, два – задержка – Ну, а, три – выдох глубокий- выдох полный – отдохни. Учитель: «Приступаем к активной части нашего занятия. Для того чтобы не навредить здоровью, необходимо провести разминку в ходьбе и беге». Учитель объясняет правила выполнения заданий. Следит за дыханием и пульсом, обращает внимание на ослабленных детей. Обращает внимание на правильность выполнения упражнений. | Выполнение команд и методических рекомендаций учителя по ходьбе, бегу, контроль пульса. Активизируют внимание на выполнении упражнений под обязательным контролем за дыханием и осанкой. Принимать инструкцию учителя, чётко ей следовать. Осуществлять контроль за техникой выполнения упражнения. Оценивать выполнение двигательных действий согласно | Регулятивные: -осознавать степень необходимости выполнения сложных упражнений для сохранения здоровья, а не нанесению ему ущерба. коммуникативные: - не толкаться, не смотреть за другими детьми, сосредоточиться на своих ощущениях. Личностные УУД: - понимать и осознавать необходимость занятий йогой для своего здоровья, -развивать деятельностную компетентность | Словесная оценка Самооценивание |
4. Открытие нового знания на основе двигательной деятельности. . | Упражнения в ходьбе и беге. Перестроение в 3 колонны, выполнение упражнений на гимнастических матах. | Выполняется ходьба на носках, пятках, с различными движениями для рук. | | |
| ОРУ «Путешествие в пустыне» Дети идею йоги усвоить должны - для этого в позе лотоса замри. «Движение – жизнь. Жизнь – в гармонии духа и тела». Обдумайте это и применяйте идею смело. 1. Езда на верблюде. И.п. - сед со скрещенными ногами, обхватить руками голени. Это будет седлом. Мы поедем на верблюде через пустыню. 1- глубокий вдох, наклониться вперёд, надавливая руками на колени 2 - выдох – голову откинуть назад, прогнуться в спине – лопатки вместе, упор руками сзади. 3-4 - Продолжай двигаться всё быстрее и быстрее. Помни, что в пустыне очень жарко, и нам надо пересечь её очень быстро. Не забывай контролировать дыхание. 2. Поза «Кобра». Мы едем по пустыне, и кого мы видим? БОЛЬШУЮ КОБРУ! И.п.- лёжа на животе, опора на предплечья. 1- прогнуться в спине, выпрямляя руки. Тянуть плечи вверх, смотреть на потолок. 2 - 3 - 4- удерживать положение прогнувшись, живот и ноги от пола не отрывать. Смотреть вверх и глубоко дышать через нос. А теперь начни ШИПЕТЬ, делая выдох через рот. Будь свирепой и страшной коброй! Продолжай одну или две минуты. 5-6 - вдох и поднимая согнутые ноги (свой хвост) вверх, стараться дотянуться носочками ног до головы. 7-8- сгибая руки в локтях, опуститься в и.п. 9 - 10- пауза - отдых, лёжа на животе, повернув голову на бок, дыхание спокойное. 3. Поза «Велосипед». Для возвращения домой мы сядем на «велосипед». И.П. лежа на спине. 1- 4 –поднимая ноги вверх, «крутить педали, удирая от кобры!» - от себя. Описывать ногами большие круги. Дыхание свободное. 5-8 – крутить «педали» на себя. 9-10- выпрямить ноги вверх и взяться за пальцы ног или голени руками. Ноги в коленях не сгибать. Вдох – подтянуться и 11-12- выдох – перекатом вперёд сесть в позу лотоса со скрещенными ногами. Мы вернулись из путешествия. 6. Упражнение «Бабочка». Вспомним о путешествии с лёгкой ностальгией И.п. – о.с. 1-присед, колени в стороны, обхватить руками носочки ног. 2 - 3- раскачивать коленями вверх-вниз. Это крылья бабочки. | Затем выполняется легкий бег на носках, на средней части стопы с высоким подниманием колена, с захлёстыванием голени; с прямыми ногами в стороны. Ходьба с восстановлением дыхания, на вдох – разведение рук в стороны или вверх, с акцентом на выдох и движением рук на сжатие грудной клетки или с наклонами вперёд. Перестраиваются в 3 колонны.
Выполняют упражнения, контролируя дыхание и осанку.
Выполняют упражнение в соответствии с методическими указаниями.
Анализировать мышечные ощущения, не допуская болевых симптомов.
Выполнять упражнение в соответствии с методическими указаниями
Сохранять вертикальное равновесие, не отклоняться от вертикальной оси тела, ноги от пола не отрывать, колени напряжены в сторону выполняемого поворота туловища.
Опора на полную стопу, без выхода на носок. Спину держать ровнее, дыхание произвольное. | Метапредметные регулятивные: -осознавать степень необходимости выполнения сложных упражнений для сохранения здоровья, а не нанесению ему ущерба. коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь выражать свои мысли ; -уметь взаимодействовать в колоннах, группах, осуществлять страховку и помощь товарищам. Личностные УУД: - понимать и осознавать необходимость занятий йогой для своего здоровья; -уметь осуществлять самостраховку; -уметь анализировать состояние своего самочувствия и определять степень нагрузки в соответствии с ним; -выполнять технику безопасности в отношении себя и товарищей по классу.
| Словесная оценка Взаимооценивание |
Основная часть – 25 мин. | 5. Применение новых знаний на основе уже изученных элементов двигательной деятельности. Развитие физических качеств. | Атлетическая гимнастика, работа по станциям. Учитель организует воспроизведение и коррекцию опорных знаний обучающихся: 1) проведение проверки знаний по предупреждению травматизма, 2) даёт первоначальные знания по работе на каждой станции. Время работы – по 5мин на каждой станции. Учитель фиксирует время и координирует деятельность учащихся. Практика. Демонстрация техники выполнения упражнений подготовленными учениками. Станция 1 «Сильные ноги». 1.Ноги на ширине плеч, приседания с гантелями в руках 10 раз. 2. Ноги на ширине плеч, приседания, гантели в руках за спиной 10 раз. 3.Стоя, груз закреплен на стопе, сгибать ногу назад 10 раз 4.Подняться на носки, гантели к плечам 10 раз Станция 2 «Тонкая талия» 1.Наклон вперед, ноги прямые 3x10 раз; 2. Наклон в сторону с гантелями, ноги прямые 3x10 раз; 3.Сидя, ноги врозь, повороты в сторону 3x10 раз; 4.Поднимание туловища 3x10 раз; 5.Повороты туловища на диске Здоровья 2 минуты; Станция 3 « Прямая спина» 1.Вис на перекладине –девочки, мальчики – подтягивание; 2.Вис, махи ногами вперед, назад, в сторону 10 раз; 3.Лежа на животе, руки вперед, прогнуться 2x10 раз; 4.Ходьба на месте с книгой на голове Станция 4 «Высокий рост» 1.Лежа на спине потянуться; 2. «Мостик» из и.п. - лежа на мате 3.Сидя, ноги врозь, наклон вперед 2 х15 раз 4.Лежа на спин, поднять прямые ноги, положить их за голову 2 х 10 раз. Учитель: «Молодцы! Вы справились с самостоятельной работой. |
При необходимости обращаются к учителю или освобождённому товарищу за помощью в страховке.
Учащиеся делятся на 4 отделения и выполняют задания по методу круговой тренировки по сигналу учителя.
| Метапредметные (УУД): познавательные: - понимать классификацию упражнений по их степени воздействия на организм занимающегося. - выполнять анализ выполняемого движения. -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: -осуществлять самоконтроль; -прогнозировать результат; коммуникативные: -уметь реализовать на практике слова в действие; - уметь решать проблемы безконфликтно; Личностные: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в группах; - оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей). | Взаимооценивание |
6. Первичная проверка понимания. | Вопрос учащимся: «Какие физические качества мы с вами развивали? Как вы думаете, пригодятся ли вам эти качества в повседневной жизни и где?» По указанию учителя дети подсчитывают пульс за 10 сек и фиксируют в тетрадях. | Дети отвечают на вопросы учителя, делают выводы. Дают оценку своим действиям, корректируют движения. Соотносят свои личностные качества с умением работать в команде. Проверяют пульс и записывают в тетрадь. | Личностные: -уметь активно включаться в коммуникацию со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; регулятивные: -проводить самоконтроль своей деятельности. | Словесная оценка |
Заключительная часть - 8 мин. | 7. Рефлексия деятельности. | Учитель: Мы с вами немного устали, поэтому сейчас выполним небольшое упражнение, которое позволит нам восстановить энергию. Упражнение: встать в круг, бросая друг другу мяч, каждый должен повернуться на 360* и назвать слово, связанное со здоровьем или ЗОЖ. Учитель: Упражнения, которые мы с вами выполнили, позволяет не только восстановить энергию класса, но и помогает снять физическое и психическое напряжение, получить удовольствие от учебы, сплотить в игре коллектив. | Выполняют упражнения на внимание и методические указания учителя. | Регулятивные: -уметь контролировать свои действия, ориентируясь на показ движений учителем | Словесная оценка |
8.Подведение итогов урока. | Учитель: Какие упражнения вы используете для укрепления своего здоровья.? Что влияет на здоровье человека? Назовите приПомочь сделать вывод. Анализирует, подводит итоги, определяет степень освоения учебного материала. | Слушают и анализируют информацию учителя. Делают выводы по итогам урока. | Коммукативные: -оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. | Словесная оценка |
9. Домашнее задание | Рекомендует комплекс упражнений на формирование правильной осанки. | Выбирают оптимальные упражнения для индивидуального выполнения. | | |