Уроки физической культуры с сюжетными играми (Методические рекомендации из опыта работы)
Уроки физической культуры с сюжетными играми (Методические рекомендации из опыта работы)
В своей учительской деятельности, приступая к работе с учениками начальной школы я использую сюжетные игры, которые отвечают возрастным особенностям младших школьников. Педагогическая ценность сюжетных уроков состоит и в том, что перед учителем во время игры раскрывается характер ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Уроки физической культуры с сюжетными играми (Методические рекомендации из опыта работы)»
Уроки физической культуры с сюжетными играми
(Методические рекомендациииз опыта работы)
Автор: Скляр Елена Николаевна,
учитель физической культуры
МБОУ гимназии №2 г. Георгиевска
В своей учительской деятельности, приступая к работе с учениками начальной школы я использую сюжетные игры, которые отвечают возрастным особенностям младших школьников. Педагогическая ценность сюжетных уроков состоит и в том, что перед учителем во время игры раскрывается характер ребенка. В сюжетных играх развивается творчество детей, повышаются активность и интерес к занятиям. В данной статье я описываю методику проведения четырех сюжетных игр «Потанцуем и споем», «Наша зарядка», «Волшебное полотенце» и «Спартакиада класса», которые использую на уроках физической культуры в начальных классах.
2. Развивать координационные способности, чувство ритма, подвижность в суставах, прыгучесть.
3. Закрепить умения и навыки по формированию правильной осанки.
Оборудование и инвентарь: 30— 40 скакалок, несколько свистков разной тональности, магнитофон с записью музыкального сопровождения.
Место проведения: спортивный зал.
Для развития подвижности и прыгучести желательно выполнить комплекс упражнений со скакалкой:
И. п.— скакалка сзади. Вращая скакалку вперед, прыжки с правой ноги на левую и с левой на правую.
И. п.— то же. Прыжки с одной ноги на другую с продвижением в сторону.
И. п.— скакалка спереди. То же, что упр. 1 —2, только с вращением скакалки назад.
И. п.— стойка скрестно, скакалка сзади. Вращение скакалки вперед с поворотами на 90°.
И. п.— стоя лицом друг к другу, скакалка у первого номера сзади. Одновременные прыжки в парах с одной скакалкой, вначале с правой, затем с левой ноги.
И. п.— скакалка справа-впереди, руки соединены. 1—4 — вращение скакалки справа; 1—4 — перевести скакалку на вращение слева.
И. п.— то же. Вращение скакалки слева и справа на каждый счет.
И. п.— то же, что упр. 6—7, но вращение скакалки назад на каждый счет.
И. п.— скакалка, сложенная вдвое, в правой руке. Вращение скакалки слева с подскоками.
И. п.— то же, что упр. 9, но скакалка в левой руке.
Учитель сообщает, что сегодня ребята будут повторять изученные ранее, уже известные им танцевальные шаги. Лучше всего начать с какого- либо особенно популярного у детей танца, например, с «Танца утят». Началом ему служит такой речитатив: «Есть хороший танец. Любят его все дети на свете. Это танец для утят и для наших всех ребят».
«Танец утят». Учитель, напомнив классу первое движение данного танца, обращается к детям со словами: «Вспомним мы, дети, танец утят — руки согнули, кисти висят. Всем вам знакомы эти движения, так повторим их без напряжения». Дети, продолжая движения, отвечают: «Танец хороший, танец чудесный! Каждому школьнику он интересный». Под музыкальное сопровождение класс танцует «Танец утят».
«Летка-енка». Для исполнения этого танца дети строятся в колонну по четыре на расстоянии 1—1,5 м друг от друга. И. п.— руки на поясе впереди стоящего. 1—2-е такты — два прыжка на левой ноге с одновременным взмахом правой ногой вперед-назад; 3—4 — повторить 1—2-е такты, но на правой ноге; 5—6 — небольшой прыжок вперед-назад на обеих ногах и три прыжка вперед; 7—8 — повторить 5—6-е такты, но с продвижением в конце их влево и вправо.
Последующие танцевальные движения начинают в такой же последовательности, только меняя направление продвижения (можно образовать круг).
«Танец конькобежцев». Он состоит из двух фигур, каждую выполняют на 8 тактов. Музыкальный размер 1/4, темп умеренно быстрый.
Учащиеся строятся парами по кругу, лицом против часовой стрелки (девочки с правой стороны), руки соединены скрестно, левая рука девочки сверху, ноги в III позиции, правая — впереди.
фигура. 1—2-е такты — дети движутся вперед двойным скользящим шагом, начиная с правой ноги; 3—4 — в том же направлении с продвижением вперед они выполняют четыре простых танцевальных шага; 5—8 — повторить 1—4-е такты, но в конце 8-го такта пары разъединяют руки внизу, поворачиваются друг к другу лицом (мальчики спиной к центру круга) и вместо четвертого шага принимают 111 позицию (правая нога впереди).
фигура. 9-й такт — танцующие, слегка повернув туловище вправо, делают в ту же сторону двойной скользящий шаг, начиная движение с правой ноги (расходятся), смотрят влево; 10 — развернувшись слегка влево, учащиеся выполняют скользящий двойной шаг (приближаясь к партнеру), смотрят вправо; 11 —12 — простыми танцевальными шагами, начиная с правой ноги, пары меняются местами (проходят возле партнера боком) лицом друг к другу; 13—14 — повторить 9—10-е такты; 15—16 — повторить 11—12-е такты. Заканчивая фигуру, учащиеся возвращаются на свои места, занимают исходное положение и танец начинается сначала.
Задание на дом: повторить закрепленные на уроке танцевальные шаги.
«Наша зарядка». Применяется во всех начальных классах.
Задачи: 1. Закрепить изученный ранее комплекс утренней гимнастики.
2. Повторить речитативы.
3. Совершенствовать умения и навыки игры с мячом.
4. Отрабатывать навыки личной гигиены в условиях урока физической культуры.
Оборудование и инвентарь: малые мячи, количество которых соответствует числу учеников.
Место проведения: физкультурный зал или спортивная площадка.
Класс строится в одну шеренгу. Учитель: «Чтобы выполнить зарядку — встанем в круг все по порядку. (Дети образуют круг.) Раз-два — все вдыхаем, три-четыре — выдыхаем». Дети: «Мы привыкли все к порядку, дружно делаем зарядку, потому что каждый знает: нам зарядка помогает!».
Комплекс утренней гимнастики:
1. «Упражненье начиная, все на месте зашагаем. Руки вверх поднимем выше, их опустим, глубже дышим. Взгляд, ребята, тоже выше, может, Карлсон есть на крыше».
Каждая сюжетная игра включает в себя определенные задачи как для класса в целом, так и для отдельных учащихся.
«Упражнение второе: руки ставь за головою. Словно бабочки летаем, крылья сводим — расправляем. Раз-два-раз-раз, дружно делает весь класс».
«Упражненье номер три: вверх немножечко смотри. Руки вверх прочередно, и легко нам, и удобно. Раз-два-три-четыре, плечи разверни пошире».
«Руки к бедрам, ноги врозь — так давно уж повелось! Физкультура каждый день прогоняет сон и лень. Три наклона делай вниз, на «четыре» — поднимись!»
5. «Гибкость всем нужна на свете, наклоняться любят дети. Раз — направо, два — налево, пусть окрепнет наше тело!»
6. «Очень все мы любим упражненье: руки к плечам, круговые движенья. Раз — вперед, два — назад, физкультуре каждый рад».
7. «В заключенье, в добрый час, мы попрыгаем сейчас. Раз-два-три-четыре, нет детей сильнее в мире!»
В конце зарядки ходьба на месте с выполнением дыхательных упражнений.
Двигаясь по залу (площадке), каждый из учеников берет малый мяч. Учитель: «Хочешь успевать на «5», приходи к нам поиграть. Другу мяч точней бросай, сам лови, да не теряй!».
Дети в парах играют с мячом. Звучат слова учителя: «Раз-два-три, мяч поймай и покажи!». Ребята поочередно останавливаются и показывают педагогу свои мячи. Затем строятся в колонну и, обходя зал (площадку), произносят речитатив: «Мы идем, идем, идем и мячи свои несем». Подходя к исходному рубежу, складывают мячи. Учитель: «Поразмялись, поиграли, а теперь пора нам в класс, чтобы все нас уважали и всегда любили нас».
Задание на дом: выполнить закрепленный на уроке комплекс упражнений утренней гимнастики, повторить выученные речитативы.
«Волшебное полотенце». Данная сюжетная игра применяется в I—II классах. Задачи: 1. Закрепить знания о личной и общественной гигиене.
2. Закрепить навыки личной гигиены, процесс растирания тела махровым полотенцем после выполнения физических упражнений и водных процедур.
Инвентарь: махровые полотенца дети приносят из дому.
Место проведения: спортивный зал.
Класс строится в колонну по одному в коридоре школы перед входом в спортивный зал. На шее у каждого полотенце (концы свисают вперед). Звучит пионерский горн, подавая сигнал «Подъем!». Открывается дверь, и под музыку дети вбегают в спортивный зал, переходят на ходьбу, затем по команде выстраиваются в одну шеренгу.
После рапорта учитель кратко рассказывает о роли и значении утренних гигиенических процедур, в частности умывания и обтирания, о чистке зубов с целью сохранения и укрепления здоровья. Затем дети перестраиваются в колонну по четыре и выполняют комплекс общеразвивающих упражнений с полотенцами:
И. п.— стойка ноги врозь, руки вниз-в стороны, полотенце натянуто. 1—3 — поднимаясь на носки, руки вперед-вверх, вдох; 4 — и. п., выдох.
И. п.— то же, 1 — руки вперед; 2 — вверх; 3 — за голову; 4 — за спину; 5 — за голову; 6 — вверх; 7 — вперед; 8—и. п.
И. п.— то же, руки вниз-в стороны. 1 — руки вперед-вверх, прогнуться, правую ногу назад на носок; 2 — и. п.; 3—4 — то же, но левую назад на носок.
И. п.— широкая стойка, руки вперед-в стороны. 1 —поворот с выпадом вправо; 2 — и. п.;
— поворот с выпадом влево; 4 — и. п.
И. п.— о. с., руки вниз-в стороны. 1 — присесть, руки вперед; 2 — и. п.
И. п.— полотенце за шеей, удерживается руками спереди за концы. 1 — поворот туловища вправо; 2 — и. п.; 3 — поворот туловища влево;
— и. п.
И. п.— то же. 1—4 — прыжки на правой; 1—4 — на левой; 1—4 — на обеих ногах.
И. п.— о. с., руки вниз-в стороны. 1—2 — подняться на носках, руки вперед-вверх, вдох; 3—4 — медленно присесть, руки вниз, выдох.
Выполнив комплекс общеразвивающих упражнений, учащиеся перестраиваются в одну шеренгу. Учитель проводит опрос: кто ежедневно делает утреннюю зарядку, чистит зубы и что для этого необходимо. Дети отвечают: «Зубная щетка».
«Давайте, — продолжает учитель, — пригласим в гости не обычную, а волшебную зубную щетку. Но помните, что волшебная щетка любит волшебные слова». Дети произносят речитатив: «Щеточка волшебная, щеточка зубная! Приходи скорее, в гости приглашаем».
В зале появляется Волшебная щетка (девочка из этого же класса), на плече у нее сумочка с красным крестом. Девочка напевает детскую песенку: «Я — щеточка зубная, ребятам помогаю, чтоб зубы не болели, чтоб все морковку ели, чтоб были все здоровы, чтоб мы встречались снова. Желаю вам, друзья, со мной дружить
всегда!»
Дети, двигаясь в колонне по одному, вместе с Волшебной щеткой произносят: «Сделаем зарядку и прогоним лень. Будем чистить зубы каждый, каждый день».
Волшебная щетка становится во главе колонны, и класс направляется к «умывальнику» (гимнастический бум или подоконники). Здесь учащиеся опоясываются полотенцем и приступают к умыванию, чистке зубов (имитация). Образец старательности — Волшебная щетка. Вместе с ней дети имитируют чистку зубов щеткой в горизонтальном и вертикальном положениях, умывание (рук, лица, туловища) и обтирание полотенцем. После этого подходят к зеркалу (при его отсутствии — к окну) убедиться в том, как «помылись» и «почистили» зубы. Ребята благодарят Волшебную щетку и, прощаясь, говорят: «Спасибо тебе, щетка, спасибо за совет! С тобой мы подружились на много-много лет».
«Спартакиада класса». Данная сюжетная игра проводится в IV классе. Задачи:
1. Содействовать воспитанию у детей чувства дружбы и коллективизма.
2. Закрепить комплекс упражнений с флажками.
3. Повторить технику бега и метания малого мяча в цель и на дальность.
Оборудование и инвентарь: флажки (по два на каждого ученика), теннисные мячи (по количеству учеников), 2 щита для метания в цель.
Место проведения: спортивная площадка или физкультурный зал.
В начале урока учитель сообщает, что на данном уроке будет проведена спартакиада класса, где каждый ученик, борясь за личное первенство, будет защищать честь класса. Аккордом звучит речитатив: «Дружно, весело, как надо, мы начнем спартакиаду». Передвигаясь в колонне по одному, все дети получают по два флажка.
Упражнения с флажками:
И. п.— о. с., флажки внизу. 1—флажки в стороны; 2 — флажки вверх, подняться на носках; 3 — флажки в стороны, опуститься на всю ступню; 4 — и. п.
И. п.— о. с. 1 — правый флажок в сторону, смотреть на него; 2 — то же в левую сторону; 3 — скрестить флажки над головой; 4 — и. п.
И. п.— о. с. 1 — флажки вверх, правую назад
на носок, прогнуться; 2 — и. п.; 3 — то же
с левой ноги; 4 — и. п.
И. п.— о. с. 1—2 — наклон вперед, флажки в стороны; 3—4 — и. п.
И. п.— о. с. 1—2 — приседая на носках, флажки вперед; 3—4 — и. п.
И. п.— стойка ноги врозь, флажки внизу. 1 — поворот туловища вправо, флажки в стороны; 2 — и. п.; 3 — поворот туловища влево, флажки
в стороны; 4 — и. п.
7. И. п.— о. с. 1 — выпад правой, флажки вверх, прогнуться; 2 — и. п.; 3 — то же левой; 4 — и. п.
8. И. п.— о. с. 1 — прыжком ноги врозь, флажки в стороны; 2 — прыжком ноги вместе, флажки вниз.
Комплекс завершается ходьбой на месте, флажки внизу.
Учащиеся выстраиваются в одну шеренгу и рассчитываются на 1-й — 15-й, образуя 15 команд. В каждой команде выбирают капитана. Остальные члены команд занимают места, строясь в затылок своим капитанам. Таким образом, в каждой команде будет примерно по 2—3 участника, представляющих разные классы. Учитель дает название каждой команде (можно изготовить планшеты с их названием).
Сначала проходит парад участников. На первом этапе соревнований для разминки можно провести бег в среднем темпе с преодолением небольших препятствий. Затем организуются соревнования в беге на 15—20 м (в зале) или на 30 м (на открытой площадке). Вначале выявляются победители забегов, затем в дополнительных стартах определяются места каждого участника. Судейство осуществляют учитель и освобожденные от занятий ученики.
Второй этап соревнований — метание малого мяча в цель (если состязания проходят в зале) или метание малого мяча на дальность (если ребята соревнуются на спортивной площадке). В зачет каждой команде идут лучшие результаты среди девочек и среди мальчиков. Подсчет очков проводится по олимпийской системе: I место — 7 очков, II — 5, III — 4, IV — 3, V — 2 и VI место — 1 очко.
По окончании соревнований участники выстраиваются в шеренгу в соответствии с занятыми местами. Впереди — команда-победительница. Урок завершается награждением победителей и призеров соревнований почетными призами, вымпелами. Учитель благодарит всех за проявленные упорство и старание на состязаниях.