Творческий отчёт на тему Проблемы повышения моторной плотности уроков гимнастики.
Творческий отчёт на тему Проблемы повышения моторной плотности уроков гимнастики.
Опытом проведения уроков гимнастики повышенной моторной плотностью, я хочу поделиться. Уроки проводятся последовательно: сначала групповым методом(класс делиться на группы), а потом после достижения определенного уровня и умений по принципу «круговой тренировки» или как я называю «туристической полосы препятствий».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Творческий отчёт на тему Проблемы повышения моторной плотности уроков гимнастики.»
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Майдаковская средняя школа
Творческий отчет
по физической культуре
на тему:
«Проблемы повышения моторной плотности уроков гимнастики»
Подготовил: учитель физической культуры
Толилов Сергей Владимирович
2015-2016 учебный год
По данным Министерства здравоохранения России в стране 50 % детей имеют отклонения здоровья, 35% больных детей, до 80% юношей негодны к службе в армию. Одна из основных причин заболеваний школьников – недостаточная двигательная активность. Отсутствие рациональных физических нагрузок в первую очередь сказывается на развитии болезней, как ожирение, диабет, неврозы, нарушение осанки, плоскостопие. Не прибавляют детям здоровья и современные игрушки, сидение за компьютером или различными игровыми приставками даже у взрослых вызывает утомление, головную боль, а про испорченное зрение и искривления позвоночника говорить не приходиться. Снижаются функциональные резервы сердечно – сосудистой и дыхательной систем, устойчивость к различным родам инфекциям, простудам, нервно-психических стрессам.
Для того, чтобы получить должный оздоровительный эффект от занятий физическими упражнениями, необходимо выполнять регламентированные по структуре и дозе физические нагрузки. Конечно за три часа в неделю выполнить или вернее сказать поднять уровень активности практически невозможно. Основной задачей учителя физической культуры является пробуждение интереса ребенка к здоровому образу жизни, к желанию двигаться, соревноваться. Привить вкус к чувству собственной силы, быстроты, ловкости.
Если на занятиях по легкой атлетике, спортивным играм и особенно лыжам, нагрузки бывают довольно большими. И возникает скорее проблема переутомления, то на уроках гимнастики из- за специфичности нагрузок и главное необходимости специального оборудования и снарядов, дать необходимую нагрузку, довольно трудно.
Опытом проведения уроков гимнастики повышенной моторной плотностью, я хочу поделиться. Уроки проводятся последовательно: сначала групповым методом(класс делиться на группы), а потом после достижения определенного уровня и умений по принципу «круговой тренировки» или как я называю «туристической полосы препятствий».
Урок начинается с построения и учета посещаемости учащихся. Из-за 45 минутной продолжительности урока рапорт дежурного принимается, и идет постановка задачи урока. Разминка в течении 10 минут проводится фронтальным методом, учащиеся после различных вариантов ходьбы, бега, прыжков, выполняют общеразвивающие упражнения. В конце разминки включаю упражнения на растяжку и координацию.
Основная часть урока начинается с деления класса на группы, количество групп зависит от количества учащихся и гимнастических снарядов. Обычно класс состоящий из 20 человек делится на четыре группы (2 группы мальчиков, 2 группы девочек). В каждой группе состоящей из 5-6 человек назначается старший группы, из наиболее ответственных ребят. Большую сложность для преподавателя вызывает одновременное определение задач и показ упражнений на снарядах. В этом ему помогают специальные карточки – задания, на которых указана последовательность выполнений упражнений на том или ином снаряде. Еще одной проблемой является страховка учащихся. Обязательно нужно перед началом выполнения упражнений показать старшим групп, приемы и способы страховки. В наиболее трудных местах необходимо страховать самому.
Основная часть урока гимнастики составляет примерно 25 минут, поэтому на каждом снаряде занимаются по 5 минут. Специфика гимнастических упражнений такова, что определить нагрузку по ЧСС(частота сердечных сокращений) практически невозможно. Учащиеся выполняют упражнения по самочувствию, они могут пропустить свою очередь. В упражнениях на перекладине быстро наминаются ладони и можно намять мозоли или даже сорвать кожу. Опорные прыжки выполнятся друг за другом и после 2-3 удачных прыжков всей группы можно, отодвигая мостик усложнить прыжок. При переходе группы от снарядов к снаряду, старший группы показывает и объясняет новой группе упражнение на данном снаряде, а затем сам переходит на новый снаряд.
За 4 урока учащиеся осваивают снаряды и можно проводить зачетный урок. Бывает, что контрольный урок показывает недостаточную подготовленность некоторых учащихся, тогда полезно провести 2-3 урока по принципу полосы препятствий. В этих уроках после общей разминки, которые проводятся в движении поточным методом, а заканчивается упражнениями выполняемыми фронтально, учащиеся приступают к преодолению полосы препятствий. Полоса состоит из гимнастических снарядов и любых подручных предметов. Основная часть урока составляет 25-30 минут. По ходу урока у двух учащихся через 5 минут проверяется ЧСС. Хотя по опыту работы знаю, что пульс из-за специфики нагрузки и ее невысокой интенсивности не поднимается выше 150 ударов в минуту, что соответствует нагрузке средней интенсивности.
Нагрузка в этом уроке плавно растянута по времени и можно использовать ЧСС, как объективную величину.
№ п/п
Интенсивность нагрузки
Показатель ЧСС ударов в минуту
Юноши
Девушки
1
Нагрузка низкой интенсивности
до 130
до 135
2
Нагрузка средней интенсивности
131-155
136-160
3
Нагрузка большой интенсивности
156-175
161-180
4
Нагрузка высокой интенсивности
176 и выше
180 и выше
5
Нагрузка максимальной интенсивности
Над критической мощность
На уроках используются также карточки- задания, только даю пояснения, где и что нужно пропустить или выполнить в облегченном варианте. Сложность полосы препятствий в том, что нужно придумать такие задания и упражнения, выполнение которых не занимает много времени, не требует специальной страховки и приближено к реальному походу.
План примерной полосы препятствий и заданий к ней.
1.Гимнастическая скамейка, мелом нарисованные 10 кругов («кочки на болоте») нужно перепрыгивая через скамейку на двух ногах точно попасть в круг, если одна нога вышла из круга, то учащийся выполняет штрафное задание: 10 приседаний, или отжиманий. И начинает переправу снова.
2.Низкая перекладина. Здесь задания зависят от подготовки учащегося. Младшие классы выполняют задания переворот назад, а среднему звену добавляем вис согнувшись, вис прогнувшись, вис на коленках.
3.Бревно – это переправа через пропасть, преодолевается в висе снизу мальчики ногами вперед, девочки головой вперед. Для малышей кладу на бревно набивные мячи и они очень осторожно, стараясь не уронить мяч, проходят по бревну.
4.Козел, малыши забираются на него, встают на ноги и спрыгивают на мат. 4-5 классы встают на колени и соскакивают без помощи рук.
5.Скакалки – на этой станции учащиеся выполняют 25 прыжков через скакалку без остановки. Девочки выполняют это задание намного легче, чем мальчики, поэтому им сделаем скидку( можно с остановками).
6.Гимнастический мат – на нем выполняется кувырок вперед и назад.
7.Гимнастический мат – на нем выполняются упражнения на брюшной пресс, нужно 10-15 раз ногами коснуться стены головой, ноги держать прямыми.
8. «Лесной завал» его роль выполняет скамейка. Учащиеся проползают змейкой под скамьей.
9.Шведская стенка. На ней подвешены 3 перекладины и учащиеся змейкой преодолевают их(вверх,вниз).
10.Перевернутая скамья – ее нижний брус шириной 60 миллиметров идеальная переправа через ручей, для усложнения задания нужно на середине бруса выполнить поворот на 360 градусов и продолжить движение.
11.Канат, или для малышей – дерево, с которого они увидят крышу своего дома, нужно влезть хотя бы до середины.
В зависимости от класса занятия проводятся в игровой или соревновательной форме. Иногда на перекладине образуется очередь, чтобы ее избежать можно очередность прохождения снарядов не устанавливать. За 25-30 минут интенсивной работы учащиеся развивают свои физические качества, закрепляют приобретенные на уроках навыки и подготавливаются к усвоению наиболее сложных элементов. Такие уроки целесообразно проводить с учащимися младшего и среднего звена. После окончания основной части урока, когда заметны признаки утомления, провожу игры с малой интенсивностью движений и на внимание. «Угадай, чей голосок?», «Кто пропал?», «Партизаны».
Дя того, чтобы у учащихся был постепенный прирост всех физических качеств нагрузки должны быть развивающими(большими), если не каждый день, то хотя бы 3-4 раза в неделю.
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья населения и снижения продолжительности жизни. Сегодня человек меньше двигается, а значит его мышцы, система дыхания и система крообращения мало активны, недостаточно развиваются и быстро стареют. Ухудшающаяся экология в сочетании с малой подвижности человека ведет к быстрому ослаблению организма, в результате человека начинаю преследовать различные болезни. Чтобы избежать этого, надо постоянно тренировать органы и системы организма, то есть регулярно заниматься физической культурой и спортом, вести активный образ жизни.