kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Цикл уроков по теме «Шашки» 1 год обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цикл уроков по теме «Шашки» 1 год обучения. 10 уроков

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Цикл уроков по теме «Шашки» 1 год обучения»

Цикл уроков по теме «Шашки» 1 год обучения


Урок №1

Тема. Инструктаж по ОТ. Правила ТБ. ОФП. Исторический обзор развития игры. Комбинационные идеи в различных дебютах

Цели и задачи урока: Обучить учащихся настольной игре в шашки. Развивать критическое мышление, познавательный интерес, совершенствовать навыки работы в группе.

Этапы урока

  1. Организационный момент

  2. Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока

  3. Основная часть

  4. Подведение итогов работы на уроке. Измерение чсс.

  5. Домашнее задание.

I. Проведение инструктажа по ОТ.

II. ОФП.

Построение в колонну по одному. Форма проведения -фронтальная, способ выполнения – одновременный.
Держать дистанцию 1,5 – 2 шага.

- ходьба на носках, на пятках, на наружном и внутреннем своде стопы, в полу приседе и приседе;
- бег, бег приставными шагами правым и левым боком вперед; бег спиной вперед;
- прыжковые упражнения: подскоки на правой и левой ноге, прыжки на правой , левой ноге, прыжок в шаге;
- специальные беговые упражнения

- ускорение по диагонали спортзала;
- ходьба с выполнением упражнения на восстановление дыхания;
проведение ОРУ на месте

-круговые вращения головой

И п – о. с. 1-4-поворот вправо 5-8-тоже влево.

- вращения руками

И п –о. с. 1-4-вращения вперед 5-8 назад

-наклоны туловищем вперед

И п – руки в стороны, ноги врозь 1-наклон вперед руки в стороны 2-наклон вперед руками достать до пола 3-наклон вперед руки в сторону 4-и п

-наклоны в сторону с поворотами туловища

И п – руки на пояс, ноги врозь 1-наклон вправо, левая рука прямая 2- поворот туловищем вперед 3- наклон вправо с прямой левой рукой 4- и п 5-8 –тоже влево

-наклоны назад, вперед

И п –руки на пояс , ноги врозь 1-2 пружинистый наклон назад 3- наклон вперед 4-и п

- выпады вперед

И п – одна нога согнута в колени другая прямая в упоре , руки за головой 1-3 пружинистые движения правой ногой 4- и п 5-8- тоже левой

-упор присев, упор лежа

И п- о с 1- упор присев, 2-упор лежа 3- упор присев 4- и п

-махи ногами

И п – руки вперед-всторону ,ноги врозь 1-мах левой ногой, достать ладонь правой руки 2- тоже другой ногой.

-прыжки в группировке

И п –о с 1 прыжок вверх, ноги прямые 2- прыжок в группировке

III. Развернутая лекция ИСТОРИЯ ШАШЕК

Свои «шашки» были в древней Греции, Лидии, Фригии и др. местах. Чрезвычайно распространенная в древнем Риме игра «латрункули» (от «латро» – букв. воин, наемный солдат) относится к числу прямых предшественников европейских шашек. Упоминания о подобных играх можно найти в мировом фольклоре, литературных произведениях и трудах ученых.

История происхождения шашек

Произошли от мавританской игры «алькерк».

Настольная игра шашечного типа, распространенная в Средневековье. Пришла от арабов в Испанию. Дала толчок европейским разновидностям шашек.

В игре «алькерк» использовались 12 фишек с каждой стороны и существовало правило взятия чужой фигуры «прыжком» через нее.

Шашки в средневековой Европе

Играть в шашки было составной частью рыцарского воспитания (по одной из версий, бытовавшее ранее название шашечной игры «дамы» обязано своим происхождением характерному для рыцарского сословия.

Автором первого пособия по шашкам считается А.Торквемада: оно вышло в Испании в 1547, но до наших дней не сохранилось и известно лишь по упоминаниям и описаниям в других источниках.

Появление стоклеточных шашек

В конце 19 – начале 20 века проводились неофициальные чемпионаты мира по 100-клеточным шашкам.

В них побеждали преимущественно родоначальники игры – французы (Изидор Вейс, Станислас Бизо, Морис Райхенбах, Пьер Гестем)

Появление Всемирной федерации шашек

ФМЖД - основана в сентябре 1947 года четырьмя федерациями — Франции, Нидерландов, Бельгии и Швейцарии.  СССР вступил в ФМЖД в 1956 году.   (FMJD, фр. Federation Mondiale du Jeu de Dames)

Первый турнир по шашкам

В 1948 прошел первый в истории официальный чемпионат мира по международным шашкам, победителем которого стал Пит Роозенбург (Нидерланды), после этого еще трижды повторивший свой успех.

С выходом на международную арену в середине 1950-х наших спортсменов основная борьба за звание сильнейшего шашиста в мире, как правило, ведется между представителями России и Нидерландов, признанных «шашечных держав».

История русских шашек

По некоторым данным, игры, похожие на современные шашки, были известны восточным славянам уже в 4 в.

Как показывают археологические раскопки, в «шашки» играли и в Киевской Руси (фигуры делались из глины, стекла, кости).

В числе поклонников этой игры был Владимир Мономах /киевский князь/. Упоминания о тавлеях (так называлась распространенная на Руси шашечная игра) можно найти в некоторых былинах и письменных свидетельствах посещавших Русь иностранцев.

Во времена Петра I шашки входили в программу ассамблей. Сам император был заядлым – и очень сильным – игроком. В более поздние времена шашками увлекались многие известные российские политики, ученые, деятели искусства. Упоминания об этой игре можно найти в произведениях Александра Сергеевича Пушкина, Николая Васильевича Гоголя.

В 1884 напечатан Устав шашечной игры известного теоретика, историка и пропагандиста шашек Михаила Гоняева, что способствовало дальнейшему упорядочению игры

Первый всероссийский турнир

В июле 1894 в Москве состоялся первый Всероссийский турнир по шашкам, являвшийся, по сути, чемпионатом страны.

IV. Вопросы:

1 группа.

1.В каких странах в древности появилась игра в шашки?

2.Игра – предшественник европейских шашек, распространенная в древнем Риме.

3.Настольная игра шашечного типа, пришедшая от арабов в Испанию.

4.Какие четыре страны вошли во Всемирную федерацию шашек?

2 группа.

1.Победитель Первого чемпионата мира по шашкам.

2.Князь, бывший поклонником игры в шашки на Киевской Руси.

3.Известный теоретик и пропагандист шашек, который создал Устав шашечной игры.

4.Назовите победителей чемпионатов мира по стоклеточным шашкам.

3 группа.

1.В каком году был напечатан Устав шашечной игры?

2.Когда состоялся первый Всероссийский турнир по шашкам?

3.В каком году была основана ФМЖД?

4.Когда вышло в Испании первое пособие по шашкам?

4 группа.

1.«Латрункули»

2.«Алькерк»

3.ФМЖД

4.Тавлеи

V. Д/з Выучить основы игры «Русские шашки»












Урок №2

Тема. ОФП. Знакомство с различными дебютными началами. Различные виды разменов.

Цели и задачи урока: Обучить учащихся настольной игре в шашки. Развивать критическое мышление, познавательный интерес, совершенствовать навыки работы в группе.

Этапы урока

  1. Организационный момент

  2. Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока

  3. Основная часть

  4. Подведение итогов работы на уроке. Измерение чсс.

  5. Домашнее задание.

I. Построение

II. ОФП.

Построение в колонну по одному. Форма проведения -фронтальная, способ выполнения – одновременный.
Держать дистанцию 1,5 – 2 шага.

- ходьба на носках, на пятках, на наружном и внутреннем своде стопы, в полу приседе и приседе;
- бег, бег приставными шагами правым и левым боком вперед; бег спиной вперед;
- прыжковые упражнения: подскоки на правой и левой ноге, прыжки на правой , левой ноге, прыжок в шаге;
- специальные беговые упражнения

- ускорение по диагонали спортзала;
- ходьба с выполнением упражнения на восстановление дыхания;
проведение ОРУ на месте

-круговые вращения головой

И п – о. с. 1-4-поворот вправо 5-8-тоже влево.

- вращения руками

И п –о. с. 1-4-вращения вперед 5-8 назад

-наклоны туловищем вперед

И п – руки в стороны, ноги врозь 1-наклон вперед руки в стороны 2-наклон вперед руками достать до пола 3-наклон вперед руки в сторону 4-и п

-наклоны в сторону с поворотами туловища

И п – руки на пояс, ноги врозь 1-наклон вправо, левая рука прямая 2- поворот туловищем вперед 3- наклон вправо с прямой левой рукой 4- и п 5-8 –тоже влево

-наклоны назад, вперед

И п –руки на пояс , ноги врозь 1-2 пружинистый наклон назад 3- наклон вперед 4-и п

- выпады вперед

И п – одна нога согнута в колени другая прямая в упоре , руки за головой 1-3 пружинистые движения правой ногой 4- и п 5-8- тоже левой

-упор присев, упор лежа

И п- о с 1- упор присев, 2-упор лежа 3- упор присев 4- и п

-махи ногами

И п – руки вперед-всторону ,ноги врозь 1-мах левой ногой, достать ладонь правой руки 2- тоже другой ногой.

-прыжки в группировке

III. ПРАВИЛА ИГРЫ В ШАШКИ

Цель игры в шашки - прорваться в дамки и уничтожить силы соперника.

В русские шашки или шашки-64 играют на 64х клеточной доске, на которой 32 поля белого и 32 поля черного цвета.

Двенадцать белых шашек располагаются на черных полях в три ряда с одной стороны доски.

Аналогично напротив с другой стороны доски располагаются двенадцать черных шашек на черных полях в три ряда.

Шашки ходят поочередно по диагонали, на одну клеточку (поле) вперед.

Первыми всегда ходят белые шашки.

Перепрыгивать через собственные шашки нельзя.

Можно перепрыгивать через шашки соперника, такой ход называется "побить", если за шашкой соперника есть свободное черное поле.

Бить всегда обязательно.

Правила "бить большинство" в русских шашках не существует. Если стоит выбор, сколько шашек вам бить одну или три, вы сами решаете, что вам выгоднее.

Правила "взять за фук"  - не существует.

Если соперник прозевал и не сбил шашку, а походил по-другому, нужно вернуть его ход назад и показать ему, что он должен бить.

Шашка становится дамкой, если достигла последнего ряда.

Дамка ходит по диагонали на одну либо несколько полей вперед или назад. Если шашка бьет и ставится дамкой, она продолжает свой бой в качестве дамки, не останавливаясь.

Дамка сбивает все шашки, за которыми есть свободные поля.

Дважды сбивать одну и ту же шашку нельзя.

Размен - это такое действие, когда вы отдаете одну шашку и бьете одну. Либо отдаете две и бьете две. Иначе говоря, отдаете столько же, сколько и бьете.

Удар или комбинация - это действие по нанесению ущерба силам соперника. Отдаете меньше шашек, а сбиваете больше. Либо отдаете столько же, сколько и бьете, но при этом получаете дамку.

Запереть шашку соперника - значит сделать так, чтобы у соперника не осталось ходов этой шашкой.

Пожертвовать - значит, отдать шашку, обычно с целью получения преимущества.

ГОРОДСКАЯ ПАРТИЯ

1. c3—d4 d6—c5 2. b2—cЗ (или 2. d2—c3) 2... f6—g5.
Такими ходами характеризуется одно из самых старинных начал — «городская партия».
Идея белых здесь — занять центр, а затем провести атаку на правом фланге противника. Черные строят свою игру на охвате (окружении) центральной позиции белых.

ОБРАТНАЯ ГОРОДСКАЯ ПАРТИЯ

1. сЗ—b4 f6—е5 2. e3—f4g7—f6 (или 2... e7—f6) 3. b4—а5 f6—g5 4. b2—сЗ g5:e3 5. d2:f4.
Применяется и такое разыгрывание: 1. сЗ—b4 f6—е5 2. еЗ—f4 g7—f6 3. d2—e3.
В «обратной городской партии» белые проводят план окружения центральной позиции черных. Идея, которую проводят черные в этом начале, такая же, как у белых в «городской партии». Черные должны стремиться создать крепкий центр, которому не страшны никакие ответы.

IV. Подведение итогов работы на уроке. Измерение чсс.

  1. Домашнее задание. Изучить один из множества дебютов.


Урок №3

Тема. ОФП. Три дамки против одной . Оппозиция. Изолированная шашка.

Цели и задачи урока: Обучить учащихся настольной игре в шашки. Развивать критическое мышление, познавательный интерес, совершенствовать навыки работы в группе.

Этапы урока

  1. Организационный момент

  2. Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока

  3. Основная часть

  4. Подведение итогов работы на уроке. Измерение чсс.

  5. Домашнее задание.

I. Построение

II. ОФП.

Построение в колонну по одному. Форма проведения -фронтальная, способ выполнения – одновременный.
Держать дистанцию 1,5 – 2 шага.

- ходьба на носках, на пятках, на наружном и внутреннем своде стопы, в полу приседе и приседе;
- бег, бег приставными шагами правым и левым боком вперед; бег спиной вперед;
- прыжковые упражнения: подскоки на правой и левой ноге, прыжки на правой , левой ноге, прыжок в шаге;
- специальные беговые упражнения

- ускорение по диагонали спортзала;
- ходьба с выполнением упражнения на восстановление дыхания;
проведение ОРУ на месте

-круговые вращения головой

И п – о. с. 1-4-поворот вправо 5-8-тоже влево.

- вращения руками

И п –о. с. 1-4-вращения вперед 5-8 назад

-наклоны туловищем вперед

И п – руки в стороны, ноги врозь 1-наклон вперед руки в стороны 2-наклон вперед руками достать до пола 3-наклон вперед руки в сторону 4-и п

-наклоны в сторону с поворотами туловища

И п – руки на пояс, ноги врозь 1-наклон вправо, левая рука прямая 2- поворот туловищем вперед 3- наклон вправо с прямой левой рукой 4- и п 5-8 –тоже влево

-наклоны назад, вперед

И п –руки на пояс , ноги врозь 1-2 пружинистый наклон назад 3- наклон вперед 4-и п

- выпады вперед

И п – одна нога согнута в колени другая прямая в упоре , руки за головой 1-3 пружинистые движения правой ногой 4- и п 5-8- тоже левой

-упор присев, упор лежа

И п- о с 1- упор присев, 2-упор лежа 3- упор присев 4- и п

-махи ногами

И п – руки вперед-всторону ,ноги врозь 1-мах левой ногой, достать ладонь правой руки 2- тоже другой ногой.

-прыжки в группировке

III. Шашечную партию можно разделить на три стадии: начало, середину и окончание. Считается, что партия переходит в окончание, когда на доске остается по пять—шесть шашек с каждой стороны.
В окончании любой ход имеет важное значение. Малейшая ошибка или неточность резко меняют результат партии. Главный принцип игры в окончаниях — максимальное стеснение сил противника. Очень большое значение имеет владение пространством доски, а дамка приобретает свою максимальную силу. Становятся очень опасными шашки противника, прорвавшиеся близко к дамочным полям. В этом случае главной задачей становится: задержать их, не пропустить в дамки.
Игра в окончаниях почти всегда носит тонкий и сложный характер. Ошибка, допущенная в окончании, часто бывает последней ошибкой в партии. Ведь в конце игры выявляется результат. Единственная гарантия правильной игры в окончаниях — это знание типовых построений и точный расчет возникающих на доске вариантов.
Расставьте на доске такую позицию — белые: аЗ, g1, h4; черные— а7 h2, h6.
Белые, считая свое положение проигрышным, сдали партию. Но они поспешили признать свое поражение. Неожиданной игрой они могли бы добиться ничьей.
1. аЗ—b4! а7—b6 2. h4—g5!! h6:f4 3. g1—f2!, и как бы черные ни иг­рали, они выиграть не сумеют.
Начинающий шашист должен изучить как можно больше типовых окончаний. Теория шашечных окончаний делит их на нормальные и этюдные.
Нормальные окончания очень часто встречаются в игре. Они хорошо изучены. Для них разработана определенная система ходов, приводящих к тому или иному результату. В нормальных окончаниях, как правило, не имеет значения, чья очередь хода.
Этюдные окончания встречаются в игре намного реже. Им присуща оригинальность идеи, тонкая игра, неожиданный и красивый финал. Они требуют творческого подхода и полета фантазии.
ТРИ ДАМКИ ПРОТИВ ОДНОЙ

Чаще всего встречается окончание, в котором три дамки ведут борьбу против одинокой дамки противника. По правилам игры для достижения победы сильнейшей стороне предоставляется пятнадцать ходов. Если за это количество ходов одинокая дамка не будет побита, то партия признается ничьей.
Что же является главным в этом окончании?
Главное — это владение большой дорогой. Если одинокая дамка занимает большую дорогу, то она почти всегда добивается ничьей. Только грубая ошибка может привести к проигрышу. Надо помнить правило: когда одинокая дамка владеет большой дорогой, противнику, имеющему три дамки, предоставляется всего пять ходов для того, чтобы ее поймать.

На диаграмме 1 одинокая дамка черных находится на большой
дороге, а три белые дамки занимают другие линии доски. Перед нами
встает вопрос: каким образом можно попытаться поймать одинокую
дамку? Для этого требуется подставить под удар две дамки, чтобы третьей побить ее. Такой прием называется «петлей». Кроме петли есть еще и несколько других ловушек. Однако при  правильной игре черных одинокую дамку поймать невозможно. Доказать
это нетрудно.                                    
1. c1—еЗ. Петля построена, и белые угрожают поймать черную дамку. Представим себе, что черные сделают ход 1... a1—b2?, тогда последует 2. e1—сЗ b2:f2 3. g1:a7, и черная дамка уничтожена. Но если черные сделают ход  1... a1— h8, то петля для них не страшна.
В этом окончании одинокой дамке следует занимать наиболее безопасные поля — a1, b2, g7, h8, и тогда ничья обеспечена. Надо лишь быть внимательным, чтобы не попасться в «петлю» и избегать другие ловушки. Таких ловушек немного, и все они рассчитаны на то, что одинокая дамка займет одно из центральных полей доски (сЗ, d4, е5, f6). Рассмотрим эти ловушки.
Первая — белые: дамка f6; черные: дамки b8, e1, h6. При своем ходе черные выигрывают.
1... h6—g5! 2. f6:h4 b8—g3 3. h4:f2 e1:h4X. Вторая — белые: дамка сЗ; черные: дамки d6, d8, g3. 1... d6—b4! 2. сЗ:а5 g3—e1 с выигрышем. Третья — белые: дамка d4; черные: дамки b8, d6, e1. 1... e1—f2! 2. d4:g1 b8—a7, и черные победили.
Все эти нехитрые ловушки легко запомнить. При правильной и внимательной игре они совсем неопасны. В случае, когда одинокая дамка занимает большую дорогу, а три дамки располагаются на других линиях доски, партия должна закончиться вничью.
А что будет, если дамка, занимающая большую дорогу, имеет «партнера» — простую шашку? Хорошо это или плохо? Чаще всего — плохо. Рассмотрим такую позицию на диаграмме 2.

Черная шашка h8 стесняет движение своей дамки по большой дороге. В позиции на диаграмме белые добиваются победы.
1. h4—f2 a1—f6 (Если 1... h8—g7?, то 2. f2—d4 a1:g3 3. h2:h8 с выигрышем. Проигрывает и 1... a1— g7 из—за 2. f4— h6!, и черные вынуждены уйти с большой дороги, что равносильно проигрышу. Если же они, к примеру, сделают ход 2... g7—a1, то последует 3. h6—g7! h8:f6 4. f2—d4 a1:e5 5. h2:b8, и белые выигрывают.) 2. f2—b6. Теперь черная дамка должна оставить большую дорогу, потому что на 2... f6—g7 имеет место 3. f4—h6 и возникает уже знакомая нам позиция. А при 3... h8—g7 последует 4. b6—d8!, и черная дамка не имеет ни одного безопасного поля. Другие продолжения также проигрывают.
Этот пример и способ выигрыша были показаны еще в XVI веке в испанских шашечных книгах.
После того как черная дамка покинет большую дорогу, получится окончание: три дамки, владеющие большой дорогой, против дамки и простой. Это окончание мы покажем дальше.
Теперь понятно, что простая шашка на большой дороге при нали­чии дамки, занимающей эту же диагональ, не усиливает позицию сла­бейшей стороны, а, наоборот, ее ослабляет. А в некоторых случаях приводит даже к проигрышу. Мы рекомендуем вам в таких позициях избавиться от простой шашки, отдав ее под бой, и продолжать игру одной дамкой.

Оппозиция — противостояние белых и чёрных шашек по вертикали, горизонтали или диагонали.

Изолированные шашки

Шашка, удаленная от своих сил, называется изолированной. Она может быть как сильной, так и слабой. Сильной она бывает, как правило, в том случае, если защищена от атаки соперника.

Диаграмма 1. На диаграмме изображена позиция, в которой шашка с5 оторвалась от своих сил, а ресурсов защиты у белых не хватает от нападений на нее шашками с7 и d8. Она обречена на гибель. Это — слабая шашка.

Диаграмма 2. Здесь вроде бы изолированность черной шашки на d4 не такая страшная, но близость одной шашки не помогает ей, причем можно ее атаковать с двух сторон 1. dc3 или 1. de3, затем 2. cd2, и следующим ходом шашка черных d4 погибает.

Диаграмма 3. А вот здесь изолированная шашка белых на с5 не атакуема и представляет большую силу.

Диаграмма 4. Рожон также является одной из разновидностей изолированной шашки. Здесь он — большая сила.

Диаграмма 5. А здесь белым рожон вряд ли удастся спасти, так как черные могут его атаковать, а белым рожон нечем защищать.

Диаграмма 6.  Шашка d4 далеко оторвалась от своих сил, но иногда находятся вспомогательные средства для ее спасения: 1. ed2 dc7; 2. dc3 cb6; 3. с:е5 ab4 и ничья.

Эти примеры хорошо демонстрируют силу и слабость изолированных шашек.

IV. Подведение итогов работы на уроке.

V.Домашнее задание. Изучить один из множества дебютов.


Урок №4

Тема. ОФП. Дебют «Кол» . Вилка. Прорыв. Различные финальные удары.

Цели и задачи урока: Обучить учащихся настольной игре в шашки. Развивать критическое мышление, познавательный интерес, совершенствовать навыки работы в группе.

Этапы урока

  1. Организационный момент

  2. Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока

  3. Основная часть

  4. Подведение итогов работы на уроке.

  5. Домашнее задание.

I. Построение

II. ОФП.

Построение в колонну по одному. Форма проведения -фронтальная, способ выполнения – одновременный.
Держать дистанцию 1,5 – 2 шага.

- ходьба на носках, на пятках, на наружном и внутреннем своде стопы, в полу приседе и приседе;
- бег, бег приставными шагами правым и левым боком вперед; бег спиной вперед;
- прыжковые упражнения: подскоки на правой и левой ноге, прыжки на правой , левой ноге, прыжок в шаге;
- специальные беговые упражнения

- ускорение по диагонали спортзала;
- ходьба с выполнением упражнения на восстановление дыхания;
проведение ОРУ на месте

-круговые вращения головой

И п – о. с. 1-4-поворот вправо 5-8-тоже влево.

- вращения руками

И п –о. с. 1-4-вращения вперед 5-8 назад

-наклоны туловищем вперед

И п – руки в стороны, ноги врозь 1-наклон вперед руки в стороны 2-наклон вперед руками достать до пола 3-наклон вперед руки в сторону 4-и п

-наклоны в сторону с поворотами туловища

И п – руки на пояс, ноги врозь 1-наклон вправо, левая рука прямая 2- поворот туловищем вперед 3- наклон вправо с прямой левой рукой 4- и п 5-8 –тоже влево

-наклоны назад, вперед

И п –руки на пояс , ноги врозь 1-2 пружинистый наклон назад 3- наклон вперед 4-и п

- выпады вперед

И п – одна нога согнута в колени другая прямая в упоре , руки за головой 1-3 пружинистые движения правой ногой 4- и п 5-8- тоже левой

-упор присев, упор лежа

И п- о с 1- упор присев, 2-упор лежа 3- упор присев 4- и п

-махи ногами

И п – руки вперед-всторону ,ноги врозь 1-мах левой ногой, достать ладонь правой руки 2- тоже другой ногой.

-прыжки в группировке

III. "КОЛ" в русских шашках

1. c3—d4 (или 1. сЗ—b4) 1... b6—а5 2. d4—c5 (или 2.b4—c5) 2... d6:b4 3. аЗ:с5.
Часто «кол» называют «дедушкой» всех начал. В шашечной игре он известен испокон веков. Название старинного начала связано с поста­новкой на втором ходу кодовой шашки на поле с5. Белая кодовая шашка долго стоит на этом поле, сдерживая силы противника. Попытки ликвидировать ее при помощи нападений приводят черных к большому ослаблению своего правого фланга и часто служат причиной проигрыша партии. Правильнее всего не обращать внимание на кол, развивать шашки своего левого фланга и пытаться окружить с двух сторон коловое построение белых. А если окружение не получилось, то в удобный момент ликвидировать кол при помощи размена. Только такой способ защиты приводит к равной игре.

ВИЛОЧКА

1. cd4 de5; 2. gf4. Рисунок после этих ходов напоминает название этого начала, а цель его белые выражают недвусмысленно—они хотят овладеть центром.
Черные стоят перед выбором: куда лучше бить? Какому флангу отдать предпочтение? Побьешь на сЗ, быстро вводятся в игру шашки левого фланга белых, и в застое их правый фланг, что дает основание на его блокирование. Если побить наоборот, ослабляется правый фланг, а левый отстанет в развитии. Возможно ли это использовать и что лучше? Вот такие мысли должны одолевать игрока, хотя бы слегка искушенного в стратегии, но незнакомого с этим началом.
Сначала рассмотрим примерный план игры, связанный с ходом 2...е:сЗ; 3. b:d4 (3. d:b4 явно слабей, достаточно обратить внимание на оба фланга белых. ..).
З...bа5; 4. аb2. Можно и 4. hg3, бояться хода 4.. .fe5 не стоит, так как после 5. d:f6 и т. д. у белых проблем не будет, так как их силы будут расставлены в полном порядке. 4...fg5; 5. hg3 gh4; 6. bсЗ. Далее обычно играют 6...сb6 с целью в дальнейшем попытаться связать левый фланг белых; или 6.. .gf6 с той же идеей, но пока скрывая ее. Могу сказать только одно, что при точной игре белых этот план осуществить не удается в обоих случаях, так как у белых здесь достаточно контршансов победить, используя ошибки черных.
В доказательство этому и завершая анализ этого варианта, приведу один интересный пример.
6...сb6; 7. fe5 bс7; 8. gh2 gf6?? Этот напрашивающийся с виду хороший ход проигрывает, здесь сильнейший ход 8...ed6; 9. cb4 и т. д. со сложной игрой.
9. e:g7 h:f6; 10. ef4. И выясняется, что ходов положительных у черных нет, а если 10...fg5, то 11. fe3 h:f2; 12. e:g1 g:c5; 13. cb4 и т. д. X. Теперь на очереди бой 2...e:g3 (после 1. cd4 de5; 2. gf4). 2.. .e:g3; 3. h:f4 ba5. Так, пожалуй, лучше всего. Если 3...fg5, то 4. ab4, и белые захватывают инициативу. 4. dc3 fg5; 5. dc5 gf6; 6. cb4 и т. д.; впереди сложная борьба. У белых центр, но с недостатками (отсталые шашки аЗ и h2). Шашки черных расположены гармоничней, они окружают, а может быть, попытаются блокировать правый фланг белых. Сложность позиции уравнивает шансы сторон. Как и во многих позициях, оставляю вам место для поиска сильнейших продолжений и идей.

Прорыв в шашках

Предпосылкой для того, чтобы наметить план игры на организацию прорыва, является слабость одного из флангов противника. 
Если это условие налицо, нужно взвесить наличные силы, с которыми можно будет приступить к прорыву слабого места в обороне противника. 
В некоторых позициях осуществления прорыва добиваются комбинационным путем, что, однако, встречается довольно редко. 
Целью прорыва является проход в дамки и использование силы дамки. 
В тяжелом положении прорыв бывает обычно единственным средством достижения ничьей. Прорыв может быть осуществлен путем методичного давления на слабый пункт, но чаще всего он достигается благодаря жертве, отвлекающей шашки противника.

IV. Подведение итогов работы на уроке.

V.Домашнее задание. Изучить дебюты «кол» и вилочка.


Урок №5

Тема. ОФП. Захват колового поля Распутье. Роздых

Цели и задачи урока: Обучить учащихся настольной игре в шашки. Развивать критическое мышление, познавательный интерес, совершенствовать навыки работы в группе.

Этапы урока

  1. Организационный момент

  2. Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока

  3. Основная часть

  4. Подведение итогов работы на уроке. Измерение чсс.

  5. Домашнее задание.

I. Проведение инструктажа по ОТ.

II. ОФП.

Построение в колонну по одному. Форма проведения -фронтальная, способ выполнения – одновременный.
Держать дистанцию 1,5 – 2 шага.

- ходьба на носках, на пятках, на наружном и внутреннем своде стопы, в полу приседе и приседе;
- бег, бег приставными шагами правым и левым боком вперед; бег спиной вперед;
- прыжковые упражнения: подскоки на правой и левой ноге, прыжки на правой , левой ноге, прыжок в шаге;
- специальные беговые упражнения

- ускорение по диагонали спортзала;
- ходьба с выполнением упражнения на восстановление дыхания;
проведение ОРУ на месте

-круговые вращения головой

И п – о. с. 1-4-поворот вправо 5-8-тоже влево.

- вращения руками

И п –о. с. 1-4-вращения вперед 5-8 назад

-наклоны туловищем вперед

И п – руки в стороны, ноги врозь 1-наклон вперед руки в стороны 2-наклон вперед руками достать до пола 3-наклон вперед руки в сторону 4-и п

-наклоны в сторону с поворотами туловища

И п – руки на пояс, ноги врозь 1-наклон вправо, левая рука прямая 2- поворот туловищем вперед 3- наклон вправо с прямой левой рукой 4- и п 5-8 –тоже влево

-наклоны назад, вперед

И п –руки на пояс , ноги врозь 1-2 пружинистый наклон назад 3- наклон вперед 4-и п

- выпады вперед

И п – одна нога согнута в колени другая прямая в упоре , руки за головой 1-3 пружинистые движения правой ногой 4- и п 5-8- тоже левой

-упор присев, упор лежа

И п- о с 1- упор присев, 2-упор лежа 3- упор присев 4- и п

-махи ногами

И п – руки вперед-всторону ,ноги врозь 1-мах левой ногой, достать ладонь правой руки 2- тоже другой ногой.

-прыжки в группировке

И п –о с 1 прыжок вверх, ноги прямые 2- прыжок в группировке

III. К основным элементам позиции относятся такие понятия, как сильные и слабые шашки, упоры и упорные поля, пассивные и изолированные шашки, безупорные и скученные позиции, связка, зажим и блокада ит.д.
Учитывая, что в шашках многие вещи взаимосвязаны, не удивляйтесь, если некоторые темы будут перекликаться. Например, рассказывая об опорных полях, часто невозможно отделить их от понятия «сильные шашки», а говоря, к примеру, о скученных шашках, нельзя не назвать их слабыми, или пассивными, так как пассивные шашки — более широкое понятие.
Начнем с понятия «сильные шашки», так как именно они, как правило, решают судьбу партии в позиционной борьбе. 
С некоторыми видами сильных шашек мы уже познакомились: кол, тычок, рожон.
Кол наиболее часто встречается в практической игре, поэтому начнем с него. Наглядные примеры силы кодовой шашки, особенно при поддержке с тыла, вы уже видели в разделе «Центр». Когда можно ставить кол? Всегда ли он дает преимущество? Есть ли методы борьбы с ним? Это все необходимо знать. Ведь нередко в ответственных турнирах один из соперников предоставляет своему оппоненту такую возможность. Случайно ли это? Конечно же, нет. Кол, безусловно, сильная шашка, и, когда против вас играет слабый соперник, это особенно заметно. Но против сильного соперника постановка кола далеко не безопасна.

 

Допустим, что в позиции, изображенной на диаграмме1, черными играет простой любитель, его ход. И хотя позиция белых лучше за счет активности шашек, при правильной игре вряд ли эту позицию можно выиграть. Но любителю все равно, куда играть, главное для него — не проиграть шашку, и он ходит 1...cd6? Вы отвечаете 2. dc5 d:b4; 3. а:с5, получается сильный кол (диаграмма 2) и легко выигрываете.
Чем сильна коловая шашка? Под ее контролем находятся сразу три поля: а5, а7 и е7.

В этом легко убедиться, глядя на диаграмму 2. Вы наверняка уже сделали для себя выводы из рассмотренных ранее примеров. Пока мы будем рассматривать примеры с малым количеством шашек, так как сила кола проявляется максимально именно в этом случае.

Приведём еще несколько примеров, посмотрите на диаграмму 3.

У черных малоприятная позиция: плохо развитые бортовые шашки. С такими шашками «далеко не уедешь». У белых же идеальная позиция. Особенно сильна шашка f4, которая контролирует левый фланг черных. Они-то и решили с ней покончить. 1...dc7, рассчитывая следующим ходом 2.. .fe5 от нее избавиться и одним махом решить почти все проблемы. Но белыми играет довольно опытный игрок, который мо­жет рассчитать на несколько ходов вперед; последовало: 2. fe5 f:d4; 3. fg3 h:f2; 4. g:c5 X, и белые получили очень сильную кодовую шашку. Все шашки правого фланга черных оказались под ее властью. Черные должны сдаться.

 

В данный момент на диаграмме 4 ничего особенно примечательного в этой позиции нет. Шашки белых немножко активней, но нет взаимодействия между флангами, и присутствие отсталой шашки b2 где-то уравнивает шансы сторон. 
Но вот белые сделали неожиданный ход 1. аb4! Сыграй черные здесь 1. аb6! — и все, скорее всего, для них закончилось бы благополучно. Но  они захотели большего и сыграли  l...ed6? (по-видимому, чтобы затем сыграть 2...аb6 и затормозить (сковать) силы белых на этом фланге). Но неожиданно соперник пожертвовал шашку и получил кол, а вместе с ним и все шансы на победу: 2. bс5! d:b4; 3. bаЗ — позиция черных проиграна.
Итак, мы познакомились с несколькими примерами, когда постановка кола помогла одному из играющих добиться быстрой победы.
Но, оказывается, что такое удается далеко не всегда и делать это необходимо продуманно. 
Следующие примеры (диаграмма 5) показывают это.

В примерно равной позиции черные сделали формальный ход 1l...fg5?, а белые взяли и неожиданно напали на эту шашку, предлагая сопернику поставить кол. Но этот кол оказался «халифом на час», так как шашка f8 не успевает ему помочь после нападения белых 2. gh4 gf4; 3. e:g5 h:f4; 4. fe3, и белые побеждают.

Распутье — положение, когда простая шашка следующим ходом должна избрать поле для превращения дамку.

Роздых — позиция со свободным темпом, когда соперник обязан совершить взятие, но очередь хода за другой стороной.

IV. Подведение итогов работы на уроке.

V.Домашнее задание. Повторить основные дебюты .

Урок №6

Тема. ОФП. Дебют «Кол». Разрыв по флангам. Постановка рожна.

Цели и задачи урока: Обучить учащихся настольной игре в шашки. Развивать критическое мышление, познавательный интерес, совершенствовать навыки работы в группе.

Этапы урока

  1. Организационный момент

  2. Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока

  3. Основная часть

  4. Подведение итогов работы на уроке. Измерение чсс.

  5. Домашнее задание.

I. Проведение инструктажа по ОТ.

II. ОФП.

Построение в колонну по одному. Форма проведения -фронтальная, способ выполнения – одновременный.
Держать дистанцию 1,5 – 2 шага.

- ходьба на носках, на пятках, на наружном и внутреннем своде стопы, в полу приседе и приседе;
- бег, бег приставными шагами правым и левым боком вперед; бег спиной вперед;
- прыжковые упражнения: подскоки на правой и левой ноге, прыжки на правой , левой ноге, прыжок в шаге;
- специальные беговые упражнения

- ускорение по диагонали спортзала;
- ходьба с выполнением упражнения на восстановление дыхания;
проведение ОРУ на месте

-круговые вращения головой

И п – о. с. 1-4-поворот вправо 5-8-тоже влево.

- вращения руками

И п –о. с. 1-4-вращения вперед 5-8 назад

-наклоны туловищем вперед

И п – руки в стороны, ноги врозь 1-наклон вперед руки в стороны 2-наклон вперед руками достать до пола 3-наклон вперед руки в сторону 4-и п

-наклоны в сторону с поворотами туловища

И п – руки на пояс, ноги врозь 1-наклон вправо, левая рука прямая 2- поворот туловищем вперед 3- наклон вправо с прямой левой рукой 4- и п 5-8 –тоже влево

-наклоны назад, вперед

И п –руки на пояс , ноги врозь 1-2 пружинистый наклон назад 3- наклон вперед 4-и п

- выпады вперед

И п – одна нога согнута в колени другая прямая в упоре , руки за головой 1-3 пружинистые движения правой ногой 4- и п 5-8- тоже левой

-упор присев, упор лежа

И п- о с 1- упор присев, 2-упор лежа 3- упор присев 4- и п

-махи ногами

И п – руки вперед-всторону ,ноги врозь 1-мах левой ногой, достать ладонь правой руки 2- тоже другой ногой.

-прыжки в группировке

И п –о с 1 прыжок вверх, ноги прямые 2- прыжок в группировке

III. Для игры в русские шашки существуют два очень важных поля (для каждого из соперников), шашки на которых при определенных условиях становятся настолько сильными, что обеспечивают решающее преимущество и выигрыш партии. Для играющего белыми – это поле d6 или f6, для черных соответственно — поле c3 или e3. При этом обязательно соблюдение очень важного условия: соперник не должен иметь возможности атаковать шашку, расположенную на одном из указанных полей. Именно в этом случае такая шашка становится очень сильной и называется рожон.

Рассмотрим простые примеры, позволяющие убедиться, насколько сильным в игре русские шашки бывает рожон.

ХОД ЧЕРНЫХ

У черных два варианта игры и ни один из них их не спасает.

Вариант 1:  1…ba7 2.dc7 fg7

(в случае 2…ab6 3.c:a5 fe7 4.ab6 ed6 5.ba7 dc5 6.ab8 cd4 7.bf4 dc3 8.fc1 с выигрышем)

3.cd8 gh6 4.df6 ab6 5.fd4 ba5 6.dc3 hg5 7.cd2 gh4 8.de1  и белые выигрывают. Такое положение дамки и двух простых противника называется «вилка».

Вариант 2:  1…fg7 2.de7 gh6

(2…gf6 3.e:g5 bc7 4.gf6 cd6 5.fg7 de5 6.gh8 ef4 7.hd4 с выигрышем) 3.ed8 ba7 4.df6 и далее белые снова выигрывают при помощи «вилки».

Рожон оказался сильнее двух шашек соперника и позволил белым выиграть!

Рожон имеет настолько большую силу, что с целью его установки часто целесообразно пожертвовать свою шашку, и, несмотря на меньшее, чем у соперника, количество шашек, рожон все равно обеспечит выигрыш.

ХОД БЕЛЫХ

1.ab6! c:a7 2.ed4 ab6

(нельзя играть 2…ef4 из-за выигрывающего удара: 3.de3 f:b4 4.a:e7 x)

3.d:f6  и т.д. белые выигрывают

Этот пример показывает, что приемы установки рожна нередко используются совместно с тактическими ударами —комбинациями.

Рожон встречается в практической игре в русские шашки не очень часто, но знание приемов постановки рожна очень полезно и обязательно пригодится для достижения выигрыша. Во время игры сильная шашка – рожон в большинстве случаев оказывает решающее влияние на результат партии.

В случае равенства шашек в процессе игры установленный рожон заставит соперника отдавать свои шашки с тем, чтобы избавиться от этой сильной шашки. Поэтому рожон зачастую приводит к материальному преимуществу над соперником и выигрышу партии.

IV. Подведение итогов работы на уроке.

V.Домашнее задание. Изучить разрывы по флангам.

Урок №7

Тема. ОФП. Связка. Опорные поля. Прорыв дамочных полей. Удар «Каблучок». Решение позиций.

Цели и задачи урока: Обучить учащихся настольной игре в шашки. Развивать критическое мышление, познавательный интерес, совершенствовать навыки работы в группе.

Этапы урока

  1. Организационный момент

  2. Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока

  3. Основная часть

  4. Подведение итогов работы на уроке. Измерение чсс.

  5. Домашнее задание.

I. Проведение инструктажа по ОТ.

II. ОФП.

Построение в колонну по одному. Форма проведения -фронтальная, способ выполнения – одновременный.
Держать дистанцию 1,5 – 2 шага.

- ходьба на носках, на пятках, на наружном и внутреннем своде стопы, в полу приседе и приседе;
- бег, бег приставными шагами правым и левым боком вперед; бег спиной вперед;
- прыжковые упражнения: подскоки на правой и левой ноге, прыжки на правой , левой ноге, прыжок в шаге;
- специальные беговые упражнения

- ускорение по диагонали спортзала;
- ходьба с выполнением упражнения на восстановление дыхания;
проведение ОРУ на месте

-круговые вращения головой

И п – о. с. 1-4-поворот вправо 5-8-тоже влево.

- вращения руками

И п –о. с. 1-4-вращения вперед 5-8 назад

-наклоны туловищем вперед

И п – руки в стороны, ноги врозь 1-наклон вперед руки в стороны 2-наклон вперед руками достать до пола 3-наклон вперед руки в сторону 4-и п

-наклоны в сторону с поворотами туловища

И п – руки на пояс, ноги врозь 1-наклон вправо, левая рука прямая 2- поворот туловищем вперед 3- наклон вправо с прямой левой рукой 4- и п 5-8 –тоже влево

-наклоны назад, вперед

И п –руки на пояс , ноги врозь 1-2 пружинистый наклон назад 3- наклон вперед 4-и п

- выпады вперед

И п – одна нога согнута в колени другая прямая в упоре , руки за головой 1-3 пружинистые движения правой ногой 4- и п 5-8- тоже левой

-упор присев, упор лежа

И п- о с 1- упор присев, 2-упор лежа 3- упор присев 4- и п

-махи ногами

И п – руки вперед-всторону ,ноги врозь 1-мах левой ногой, достать ладонь правой руки 2- тоже другой ногой.

-прыжки в группировке

И п –о с 1 прыжок вверх, ноги прямые 2- прыжок в группировке

III. Связка — сковывание превосходящих сил соперника.

Подрыв -ослабление позиции соперника.Подрыв поля.это - удаление с поля неприятельской шашки.

Удар «каблуком». Оригинальное название ему дано из-за неожиданного отскока назад одной из шашек. Именно такой маневр обеспечивает проведение финального удара на диаграмме 6.

Посмотрите, как это получается. 1. 27-22 17:28 2. 39-33 28:39 3. 34:43.. Отскочив назад, белая шашка открывает «ларец» комбинации. 3... 25:34 4. 40:20, и белые выигрывают.

IV. Подведение итогов работы на уроке.

V.Домашнее задание. Расмотреть самостоятельно удар «бомба»

Урок №8

Тема. ОФП. Постановка шашек в финальную цепь с пропуском в дамки Удар «Каблучок». Решение позиций.

Цели и задачи урока: Обучить учащихся настольной игре в шашки. Развивать критическое мышление, познавательный интерес, совершенствовать навыки работы в группе.

Этапы урока

  1. Организационный момент

  2. Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока

  3. Основная часть

  4. Подведение итогов работы на уроке. Измерение чсс.

  5. Домашнее задание.

I. Проведение инструктажа по ОТ.

II. ОФП.

Построение в колонну по одному. Форма проведения -фронтальная, способ выполнения – одновременный.
Держать дистанцию 1,5 – 2 шага.

- ходьба на носках, на пятках, на наружном и внутреннем своде стопы, в полу приседе и приседе;
- бег, бег приставными шагами правым и левым боком вперед; бег спиной вперед;
- прыжковые упражнения: подскоки на правой и левой ноге, прыжки на правой , левой ноге, прыжок в шаге;
- специальные беговые упражнения

- ускорение по диагонали спортзала;
- ходьба с выполнением упражнения на восстановление дыхания;
проведение ОРУ на месте

-круговые вращения головой

И п – о. с. 1-4-поворот вправо 5-8-тоже влево.

- вращения руками

И п –о. с. 1-4-вращения вперед 5-8 назад

-наклоны туловищем вперед

И п – руки в стороны, ноги врозь 1-наклон вперед руки в стороны 2-наклон вперед руками достать до пола 3-наклон вперед руки в сторону 4-и п

-наклоны в сторону с поворотами туловища

И п – руки на пояс, ноги врозь 1-наклон вправо, левая рука прямая 2- поворот туловищем вперед 3- наклон вправо с прямой левой рукой 4- и п 5-8 –тоже влево

-наклоны назад, вперед

И п –руки на пояс , ноги врозь 1-2 пружинистый наклон назад 3- наклон вперед 4-и п

- выпады вперед

И п – одна нога согнута в колени другая прямая в упоре , руки за головой 1-3 пружинистые движения правой ногой 4- и п 5-8- тоже левой

-упор присев, упор лежа

И п- о с 1- упор присев, 2-упор лежа 3- упор присев 4- и п

-махи ногами

И п – руки вперед-всторону ,ноги врозь 1-мах левой ногой, достать ладонь правой руки 2- тоже другой ногой.

-прыжки в группировке

И п –о с 1 прыжок вверх, ноги прямые 2- прыжок в группировке

III.

Удар «каблуком». Оригинальное название ему дано из-за неожиданного отскока назад одной из шашек. Именно такой маневр обеспечивает проведение финального удара на диаграмме 6.

Посмотрите, как это получается. 1. 27-22 17:28 2. 39-33 28:39 3. 34:43.. Отскочив назад, белая шашка открывает «ларец» комбинации. 3... 25:34 4. 40:20, и белые выигрывают.

IV. Подведение итогов работы на уроке.

V.Домашнее задание. Расмотреть самостоятельно удар «бомба»

Урок №9

Тема. ОФП. Отрезанные шашки Удар «Крюк». Учебные игры.

Цели и задачи урока: Обучить учащихся настольной игре в шашки. Развивать критическое мышление, познавательный интерес, совершенствовать навыки работы в группе.

Этапы урока

  1. Организационный момент

  2. Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока

  3. Основная часть

  4. Подведение итогов работы на уроке. Измерение чсс.

  5. Домашнее задание.

I. Проведение инструктажа по ОТ.

II. ОФП.

Построение в колонну по одному. Форма проведения -фронтальная, способ выполнения – одновременный.
Держать дистанцию 1,5 – 2 шага.

- ходьба на носках, на пятках, на наружном и внутреннем своде стопы, в полу приседе и приседе;
- бег, бег приставными шагами правым и левым боком вперед; бег спиной вперед;
- прыжковые упражнения: подскоки на правой и левой ноге, прыжки на правой , левой ноге, прыжок в шаге;
- специальные беговые упражнения

- ускорение по диагонали спортзала;
- ходьба с выполнением упражнения на восстановление дыхания;
проведение ОРУ на месте

-круговые вращения головой

И п – о. с. 1-4-поворот вправо 5-8-тоже влево.

- вращения руками

И п –о. с. 1-4-вращения вперед 5-8 назад

-наклоны туловищем вперед

И п – руки в стороны, ноги врозь 1-наклон вперед руки в стороны 2-наклон вперед руками достать до пола 3-наклон вперед руки в сторону 4-и п

-наклоны в сторону с поворотами туловища

И п – руки на пояс, ноги врозь 1-наклон вправо, левая рука прямая 2- поворот туловищем вперед 3- наклон вправо с прямой левой рукой 4- и п 5-8 –тоже влево

-наклоны назад, вперед

И п –руки на пояс , ноги врозь 1-2 пружинистый наклон назад 3- наклон вперед 4-и п

- выпады вперед

И п – одна нога согнута в колени другая прямая в упоре , руки за головой 1-3 пружинистые движения правой ногой 4- и п 5-8- тоже левой

-упор присев, упор лежа

И п- о с 1- упор присев, 2-упор лежа 3- упор присев 4- и п

-махи ногами

И п – руки вперед-всторону ,ноги врозь 1-мах левой ногой, достать ладонь правой руки 2- тоже другой ногой.

-прыжки в группировке

И п –о с 1 прыжок вверх, ноги прямые 2- прыжок в группировке

III. Удар «крюк». Проведение комбинации напоминает боксерский удар — крюк.

Вот как белые добиваются победы на диаграмме 5:

1. 38—32! 29:38 2. 37—31 26:28. Теперь следует финальный удар. 3. 43:1. Не правда ли, напоминает крюк?

Учебные игры.

IV. Подведение итогов работы на уроке.

V.Домашнее задание. Расмотреть самостоятельно удар «бомба»



Урок №10

Тема. ОФП. Удар «Крюк»Учебные игры.

Цели и задачи урока: Обучить учащихся настольной игре в шашки. Развивать критическое мышление, познавательный интерес, совершенствовать навыки работы в группе.

Этапы урока

  1. Организационный момент

  2. Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока

  3. Основная часть

  4. Подведение итогов работы на уроке. Измерение чсс.

  5. Домашнее задание.

I. Проведение инструктажа по ОТ.

II. ОФП.

Построение в колонну по одному. Форма проведения -фронтальная, способ выполнения – одновременный.
Держать дистанцию 1,5 – 2 шага.

- ходьба на носках, на пятках, на наружном и внутреннем своде стопы, в полу приседе и приседе;
- бег, бег приставными шагами правым и левым боком вперед; бег спиной вперед;
- прыжковые упражнения: подскоки на правой и левой ноге, прыжки на правой , левой ноге, прыжок в шаге;
- специальные беговые упражнения

- ускорение по диагонали спортзала;
- ходьба с выполнением упражнения на восстановление дыхания;
проведение ОРУ на месте

-круговые вращения головой

И п – о. с. 1-4-поворот вправо 5-8-тоже влево.

- вращения руками

И п –о. с. 1-4-вращения вперед 5-8 назад

-наклоны туловищем вперед

И п – руки в стороны, ноги врозь 1-наклон вперед руки в стороны 2-наклон вперед руками достать до пола 3-наклон вперед руки в сторону 4-и п

-наклоны в сторону с поворотами туловища

И п – руки на пояс, ноги врозь 1-наклон вправо, левая рука прямая 2- поворот туловищем вперед 3- наклон вправо с прямой левой рукой 4- и п 5-8 –тоже влево

-наклоны назад, вперед

И п –руки на пояс , ноги врозь 1-2 пружинистый наклон назад 3- наклон вперед 4-и п

- выпады вперед

И п – одна нога согнута в колени другая прямая в упоре , руки за головой 1-3 пружинистые движения правой ногой 4- и п 5-8- тоже левой

-упор присев, упор лежа

И п- о с 1- упор присев, 2-упор лежа 3- упор присев 4- и п

-махи ногами

И п – руки вперед-всторону ,ноги врозь 1-мах левой ногой, достать ладонь правой руки 2- тоже другой ногой.

-прыжки в группировке

И п –о с 1 прыжок вверх, ноги прямые 2- прыжок в группировке

III. Удар «крюк». Проведение комбинации напоминает боксерский удар — крюк.

Вот как белые добиваются победы на диаграмме 5:

1. 38—32! 29:38 2. 37—31 26:28. Теперь следует финальный удар. 3. 43:1. Не правда ли, напоминает крюк?

Учебные игры.

IV. Подведение итогов работы на уроке.

V.Домашнее задание. Расмотреть самостоятельно удар «бомба»



Цикл уроков по теме: «Шашки»

1-й год обучения

Разработала: Кара Н.Г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Цикл уроков по теме «Шашки» 1 год обучения

Автор: Кара Нина Григорьевна

Дата: 11.03.2017

Номер свидетельства: 399266


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства