kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Теоретические основы проектирования многофункциональных спортивно-оздоровительных комплексов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Массовое строительство физкультурно-оздоровительных комплексов призвано привлечь население страны к занятиям физической культурой и спортом. Решение этой задачи связано с проектированием и  строительством бассейнов, спортивных, демонстрационных, игровых и тренажерных залов, залов общефизической подготовки и др.

Строительство универсальных физкультурно-оздоровительных комплексов требует системного подхода к проектированию таких зданий. В настоящее время отсутствует научно-обоснованная система объемно-планировочных решений и конструкций, применяемых при строительстве универсальных физкультурно-оздоровительных комплексов и, зачастую,  принимаемые компоновочные решения не способные обеспечить универсальность залов.

Изучение отечественного и зарубежного опыта проектирования спортивных объектов выявило недостаточность комплексности и сбалансированности застройки в городах и несовершенство спортивно-оздоровительного обслуживания населения. Возникла необходимость проектирования и строительства многофункциональных сооружений, в которых органично объединены различные функции (спортивные самых различных направлений, обслуживающие, гостиничные и рекреационные). Проектирование современного спортивно-оздоровительного комплекса должно обеспечить взаимосвязь всех функций, соблюдая при этом все санитарно-гигиенические, пожарные требования и эстетические нормы, с учетом планировочной структуры объекта и оптимального расположения инженерных сетей вентиляции, кондиционирования, водоснабжения и др.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Теоретические основы проектирования многофункциональных спортивно-оздоровительных комплексов»

Малыгина Ирина Александровна

Тренер по шейпингу ООО «Легенда»

Г.Сергиев Посад



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ




Глава 1.1 Физическая культура и спорт как социальные феномены современного мира



Физическая культура и спорт – это сфера социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.

В обществе физическая культура, будучи достоянием народа, является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта.

Развитие общества, совершенствование человека неразрывно связано со спортом и физической культурой. Стимулом спорта является радость, которую доставляет человеку сознание своего физического развития и стремление к совершенствованию своих спортивных достижений, главным образом - в состязаниях. Видов спортивных состязаний было и имеется бесконечное множество. Часто они являются лишь бессознательным желанием человека развить свои силы или привести их в равновесие. Когда игры приобретают целеустремленность, они становятся спортом в собственном смысле этого слова. Мы можем повторить слова, сказанные Клодом Анэ: «Игра - это дар природы, спорт - изобретение человека».

В процессе игры ребенок познает мир; юноша, занимаясь спортом, стремится развить и испытать свои силы. Тот, кто ощутил в себе при этом какие-то способности, старается развить их, приобрести уверенность и показать свои достижения другим. Тренировка и соревнования, таким образом, всесторонне дополняют друг друга.

Занятия спортом и физической культурой способствует совершенствованию нравственного облика человека. Пожалуй, нигде не проявляется так единство физических и нравственных сил человека, как в правильных занятиях спортом. Кроме силы, ловкости, быстроты, спортсмен постоянно должен развивать в себе собранность, сообразительность, дисциплину. Спортивное мастерство заключается не в одностороннем развитии каких-либо спортивных навыков, а в гармоничном развитии всех присущих человеку способностей. С постепенным переходом от примитивных игр к разнообразным, эстетически совершенным физическим упражнениям спорт стал для человека не только отдыхом или средством ухода за своим телом, но, одновременно, и проявлением его культуры. Характер и степень трудности физических упражнений не играют при этом никакой роли. Чем разностороннее спортивная деятельность человека, тем плодотворнее она для него в культурном отношении, и, наоборот, чем односторонние занятия спортом, направленные на развитие лишь какого-либо одного спортивного навыка, тем меньше их положительное общекультурное влияние на человека.

Современный спорт, выполняя многочисленные социальные функции, становится полифункциональным и многомерным. Ему по силам решение необычайно широкого круга задач, начиная с укрепления здоровья населения, отвлечения молодежи от пагубного влияния улицы, удовлетворения спроса на зрелищные услуги, экономических стимулов, защиты чести страны, формирования патриотизма и т.д.

Физическая культура и спорт - это неотъемлемая часть жизни практически любого человека. Спорт определяет мир, в котором человек развивает самого себя. Спроектировать этот мир можно через спортивные сооружения (стадионы, дворцы спорта, комплексы и т.д.).

В сферу спорта исторически вошли разнообразные элементы человеческой деятельности. Виды спорта, имеющие многовековую историю, развились из самобытных физических упражнений, форм трудовой и военной деятельности, использовавшихся человеком в целях физического воспитания ещё в глубокой древности – бег, прыжки, метания, поднятие тяжестей, гребля, плавание и т. д.; часть видов современного спорта сформировалась в 19—20 вв. на базе самого спорта и смежных сфер культуры – игры, спортивная и художественная гимнастика, современное пятиборье, фигурное катание на коньках, спортивное ориентирование, спортивный туризм и др.; технические виды спорта – на базе развития техники: авто-, мото-, велоспорт, авиационные виды спорта, подводное плавание и др.

В спорте человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт – это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.

Разнообразные виды спорта и физической культуры устанавливают требования, предъявляемые к различным спортивным сооружениям и площадкам. С другой стороны, всегда можно так спроектировать и построить эти сооружения, чтобы они оказывали положительное воздействие на спортсменов и способствовали развитию культуры не только в спорте, но и в обществе. В этом благоприятном для обеих сторон взаимодействии заложено глубокое значение проектирования в такой широкой и многосторонней области, как спорт.

Последние десятилетия внесли ясность в правила спорта и спортивных игр, в их целевое назначение. Физическая культура и спортивные игры, состязания на установление рекордов, лечебная физкультура и гимнастика - предъявляют свои, вполне определенные требования к строительству и оборудованию предназначенных для них сооружений. Задача проектировщиков, архитекторов и строителей состоит в том, чтобы найти на этой основе такие решения, которые отвечали бы новой высокой цели спорта — гармоническому развитию физических и духовных сил человека.










1.2 Основные типы спортивно-оздоровительных сооружений и особенности их проектирования



Разнообразию видов спорта и физкультурных занятий соответствуют объекты и сооружения различных типов, из которых складывается весьма развитая сеть спортивно-оздоровительных сооружений.

Прототипами современных спортивно-оздоровительных сооружений яви­лись: в древности кромлехи (рис. 1.1.1.) — площадки, окруженные каменны­ми столбами; в античной Европе - палестры и гимнасии, стадиодромы, стадионы, ипподромы, цирки. В величественных древнеримских амфитеат­рах (Колизей в Риме и др.) нашла воплощение идея объединения стадиона и цирка; купальни с подогреваемой водой, существовавшие уже в древне­греческих палестрах, получили развитие в древнеримских термах. Во дворцах древних правителей Азии строились монументальные конные дворы, а при раскопках в Центральной и Северной Америке обнаружены площадки для игры в мяч (например, в поселениях ацтеков и майя).

В средние века соору­жались главным образом площадки для военно-спортивныхрсостязаний.

Интенсивное строительство спортивных сооружений развернулось в 19 веке, особенно с 1896 г., когда стали проводиться современные олимпиады. В России начало физкультурно (гимнастического)-спортивного движения можно отнести к 1861 году, когда в Петербурге открылись первые теннис­ный кружок "Нева" и клуб конькобежного спорта, которые и построили первые теннисный корт и каток.

В апреле 1918 г. Высший совет физической культуры при Главном управлении Всевобуча начал переоборудование старых зданий под воен­но-спортивные клубы и строительство спортивных площадок, а уже с 1923-25 гг. начато повсеместное строительство физкультурно-спортивных сооружений по всей стране. В настоящее время в России имеются 2120 стадионов, 53,5 тыс. спортивных залов, 2595 плавательных бассейнов, в том числе 2332 - крытых, около 90 тыс. плоскостных спортивных пло­щадок, 3269 — лыжных баз и др.

Спортивно-оздоровительные сооружения подразделяются на основные, предназначенные непосредственно для спортивных и физкультурно-оздо­ровительных занятий, вспомогательные, предназначенные для занимаю­щихся, хранения инвентаря и т.п., и для зрителей — в том числе трибуны и сопутствующие им сооружения.

Основные сооружения отличаются большим разнообразием форм и раз­меров, что связано прежде всего с конкретными видами физкультурно-спортивных занятий. Проблемы унификации основных понятий в физической культуре и спорте являются предметом оживленных дискуссий как в нашей литературе, так и зарубежной.

Это относится и к определению "спортивные сооружения". Единой, всеобъемлющей дефиниции, пока нет. Все зависит от того, применительно к решению каких исследовательских задач формируется понятийный аппарат, в каком содержательном аспекте анализируется данное явление. Так, в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте спортивные сооружения имеют определение - физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения. В ряде других источников - спортивно-зрелищные и физкультурно-оздоровительные сооружения и т.д.

В настоящее время отрасль спортивных сооружений — одна из самых перспективных, стремительно развивающихся во всем мире, и в частности в России. Катализатором этого процесса, несомненно, стал выбор города Сочи столицей Олимпийских и Паралимпийских Зимних Игр — 2014, а также выбор города Казани для проведения Универсиады 2013г. Не менее значимым грядущим событием в России является чемпионат мира по футболу, который пройдет в 2018 г.

Мировой статус и масштаб таких спортивных мероприятий, как Олимпиада или чемпионат мира по футболу требуют соответствующего качества архитектуры спортивных сооружений и высокого уровня требуемых эксплуатационных аспектов, что в совокупности обеспечивает подготовленность к соревнованиям и степень привлекательности спортивного сооружения для своих посетителей. При этом главные спортивные площадки играют роль эмблематических культурных объектов принимающей страны в глазах мировой общественности.

Все многообразие существующих спортивно-оздоровительных сооружений можно свести к определению — это открытая или огороженная площадка или здание, оборудованное инвентарем, и предназначенное для проведения спортивных игр, занятий спортом или физической культурой.
С развитием спорта появляются новые виды и формы спортивных, физкультурно-оздоровительных и досуговых занятий, пользующихся спросом у населения - это аэробика, шейпинг, боулинг, сквош, скалолазание и др.

В соответствии с современными требованиями проектирование спортивных сооружений осуществляется с учетом: спортивно-технологических параметров мест проведения занятий; тенденции увеличения доли универсальных, многофункциональных помещений и сооружений, обеспечивающих возможность трансформации помещений; необходимости обеспечения доступности для инвалидов массовых физкультурно-спортивных сооружений, включая специальную разметку залов и оборудование санитарно-бытовых помещений;   необходимости расширения состава спортивных сооружений за счет помещений для физкультурно-оздоровительных и развлекательных видов деятельности; необходимости размещения мест для зрителей при проведении массовых мероприятий (публичные показы спортивных игр).

Спортивно-оздоровительные комплексы относятся к общественным сооружениям, предназначенным для проведения массовых мероприятий, что подразумевает возможность одновременного пребывания на их территории большого количества участников, зрителей и обслуживающего персонала. Поэтому проектирование спортивно-оздоровительных зданий и сооружений должно выполняться с повышенным вниманием к разделам пожарной безопасности и инженерно-технического обеспечения таких объектов, которые обеспечивают реализацию требований к активной и пассивной безопасности.

При проектировании современных спортивно-оздоровительных зданий помимо функциональных архитектурно-конструктивных решений и инженерно-технического обеспечения необходимо учитывать соответствие проектных решений комфортным условиям для посетителей и оснащать современным инженерным оборудованием.

Спортивно-оздоровительные здания подразделяются по следующим признакам:

  •   открытые и закрытые;
  

 •   летние и зимние;

 •   объемные и плоскостные;

 •   универсального и специального типов.

По основному назначению различают:

 •   учебно-тренировочные;

  •   демонстрационные;

  •   физкультурно-оздоровительные;

  •   детские спортивные сооружения.

К открытым плоскостным спортивным сооружениям относятся:

 •   спортивное ядро;

 •   стадион;

 •   площадка для спортивных игр;

 •   беговые легкоатлетические и конькобежные дорожки.

Спортивное ядро – поле для спортивных игр, окаймленное круговой легкоатлетической дорожкой. В секторах беговой дорожки или за наружным периметром ее прямых участков расположены места для прыжков и метаний.

Стадион – спортивный комплекс со сложными функциями: учебной, тренировочной, демонстрационной; в его состав могут входить: спортивное ядро с местами для зрителей, площадки для спортивных игр, другие крытые и открытые спортивные сооружения для различных видов спорта с подсобными территориями и помещениями.

В состав крытых спортивных сооружений входят:

  •   спортивные залы (без мест для зрителей) и спортивные корпуса;

 •   крытые теннисные корты;

•   манежи;

•   крытые бассейны

 •   катки;

 •   дворцы спорта;

Данное направление проектной деятельности является интересным и важным для поддержки и развития спорта, неотъемлемой составляющей послужит реконструкция существующих, а также проектирование и строительство новых спортивно-оздоровительных сооружений.


















ВЫВОДЫ



Сеть спортивно-оздоровительных сооружений считается самой слож­ной, обширной и многообразной среди всех остальных систем обслу­живания населения. Она входит составной частью во все структурные элементы населенных мест, от самых начальных ступеней (простейшие придомовые площадки, помещения для оздоровительных занятий, встро­енные в первые этажи жилых домов) до крупнейших общегородских и загородных сооружений, олимпийских комплексов.

Спортивно-оздоровительные сооружения - это постоянно изменяюща­яся система, неразрывно связанная с развитием общества (в целом). Социальные изменения, происходящие в обществе, вызвали к жизни новые виды и формы физкультурно-оздоровительных и досуговых за­нятий. Наметилась четкая интеграция культурных и спортивных видов деятельности с увеличением доли активного досуга. В занятия вовлека­ются различные группы населения, развиваются разные формы семей­ного досуга, увеличивается значение информационных занятий и обще­ния, массовых мероприятий. Параллельно с этим развивается и спорт высших достижений, выдвигая все новые уровни требований к физ­культурно-спортивным сооружениям.

Возникают новые типоло­гические особенности спортивно-оздоровительных сооружений: изменяются спортивно-технологические параметры мест проведе­ния занятий; увеличивается доля универсальных, многофункциональных поме­щений и сооружений, обеспечивающих возможность трансформации помещений; расширяются составы сооружений за счет помещений для физкультурно­ оздоровительных, развлекательных и клубных видов деятельности; усиливаются взаимосвязи крытых и открытых сооружений при широком их использований для новых нетрадиционных видов актив­ного досуга; обеспечивается доступность физкультурно-спортивных сооруже­ний для инвалидов, в состав сооружений включаются специализиро­ванные залы и помещения для их занятий;
развиваются специализированные спортивные центры: горнолыж­
ные, парусные, конно-спортивные и др.; возрастает комфортность сооружений, их интерьеров и внешней среды; все больше внимания уделяется привлекательности архитектур­ного облика физкультурно-спортивных сооружений, способствующей улучшению качества среды в целом, наблюдается повсеместный рост строительства крытых сооружений взамен открытых бассейнов, стадионов, конькобежных дорожек.

Современные многофункциональные здания спортивно- оздоровительных комплексов характеризуются архитектурной индивидуальностью, компактностью, наличием достаточно большой номенклатуры социально-бытовых функций. Одно из направлений развития таких зданий — строительство многофункциональных спортивно- оздоровительных комплексов, которое продиктовано поиском новых перспективных путей совершенствования спортивных сооружений в направлении интеграции спорта высших достижений, спортивно-оздоровительных и культурно-развлекательных функций в едином объеме. Многофункциональные спортивно-оздоровительные комплексы призваны обеспечить комфортную среду для проведения соревнований от муниципального до международного уровня, для осуществления театральных постановок, концертов, а, кроме того, стать центрами воспитания населения.



ЛИТЕРАТУРА

1. Авдотьин JI. Н. Градостроительное проектирование: учеб. для вузов / JI. Н. Авдотьин, И. Г. Лежава, И. М Смоляр. -М.: Стройиздат, 1989. 432 е.: ил.

2. Адамович В. В. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: учеб. для вузов / В. В. Адамович, Б. Г. Бархин, В. А. Варежкин и др; под общ. ред. И. Е. Рожина, А. И. Урбаха М.: Стройиздат, 1984. - 543 е.: ил.

3. Азаренкова 3. В. Общественно-транспортные центры в современных градостроительных условиях / 3. В. Азаренкова, Л. Н. Степанова // Транспорт (Наука, техника и управление). -М.: ВИНИТИ, 1995. № 12.

4. Аквапарк «Водопад чудес» Электронный ресурс. // Эдельвейс. -2009. Режим доступа: http://www.edelvs.ru/aquamgn.shtml

5. Александров А. От «коробок» до театра спорта Электронный ресурс. / А. Александров // Строительный мир. 2007. - № 10 - Режим доступа: http://www.stroinauka.ru/d26dr7449m5.html

6. Алешин В. В. Физкультурно-спортивные сооружения: некоторые итоги паспортизации / В. В. Алешин // Современный олимпийский спорт для всех: VII междунар. науч. конгр.: материалы конф. — М.; 2003. Т.2. - С. 298299.

7. Альянс Арена: уникальные решения для грандиозного проекта Электронный ресурс. // ООО "Капарол". 2008. - Режим доступа: http ://www. caparol.ru/articles/details/index.php ?sendJD=l 4

8. Андрей Боков 1997 2007 // Татлин MONO. - 2008. - № 1(10) - С. 202209.

9. Аревик А. Самые необычные арены планеты / А. Аревик // Русский репортер. 2009. - №26. - С. 56-59.

10. Аристова Л. В. Физкультурно спортивные сооружения / Л. В. Аристова. -М.: СпортАкадемПресс, 1999. - 536 е.: ил.

11. Архитектура и скорость // ARX 03. 2006. - № 4/5. - 160 е.: ил.

12. Барнабишвили Е. Н. Общая теория архитектурного проектирования стадионов / Е. Н. Барнабишвили; зон. науч.-исслед. и проектный ин-т типового и эксперим. проектирования жилых и общественных зданий в г. Тбилиси. Тбилиси: ТбилЗНИИЭП, 1976.-265 е.: ил.

13. Бархин М. Г. Город, структура и композиция / М. Г. Бархин. М.: Наука, 1986.-263 е.: ил.

14. Белов Ю. М. Экологические аспекты структуры и спортивной технологии олимпийских спортивно-зрелищных комплексов в современных мегаполисах / Ю. М. Белов //Мат. совместной науч.- практ. конф. -М.; 2001. -С. 214-218.

15. Боженко И. А. Развитие полифункциональных общественных сооружений Электронный ресурс. / И. А. Боженко // Изв. вузов. Архитектон. 2006. -№ 2 (14) - Режим доступа:http ://archvuz.ru/magazine/Numb er s/2006 02/tempi atearticl e? ar=T A/ta4

16. Боков А. В. Многофункциональные комплексы и сооружения: обзор по гражданскому строительству и архитектуре / А. В. Боков. -М.: ЦНТИ, 1973.

17. Борев Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Бореев. М.: Политиздат, 1988. - 490 с.

18. Бурлаков И. Р. Спортивные сооружения и комплексы: учеб. пособие / И. Р. Бурлаков, Г. П. Неминущий. Ростов н/Д: РГПУ, 1997. - 230 с.

19. Бурлаков И. Р Олимпийские сооружения и комплексы: основные тенденции развития / И. Р. Бурлаков, Г. П. Неминущий. Ростов н/Д: РГПУ, 2004.-340 с.

20. Быкова Г. И. Определение рациональных типов сооружений для физкультурно-оздоровительных занятий. Новые направления в развитии зданий культуры, спорта и их сетей: сб. науч. тр. / Г. И. Быкова М.: ЦНИИЭП учебных зданий, 1987. - С. 27-32.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Малыгина Ирина Александровна

Дата: 17.04.2017

Номер свидетельства: 409647


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства