kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: урок № 1. Ознакомление и разучивание казахской национальной игры Тогызкумалак.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Ознакомление с правилами игры:

У каждого игрока в начале игры по 81 кумалаку. По жребию игроки определяют право первого хода. Игрок берет из любой своей лунки кумалаки все кроме одного и раскладывает их по следующим лункам по кругу против часовой стрелки. Если последний кумалак упал в лунку соперника, и число кумалаков стало четным, тогда он забирает все кумалаки в свой казан.

Кто из игроков первым наберет 82 кумалака в свой казан, тот считается победителем партии

5 мин.

Объяснение.

Во время игры контролировать:

- правильный забор кумалаков с лунки в один прием (и.п. кисть правой руки лежит на доске, мезинец и безымянный палец согнуты. Указательным и средним пальцами захватываем все кумалаки с лунки, далее всеми 5 пальцами зажимаем кумалаки в ладони;

- падение кумалаков на пол (пока упавший кумалак не найден, игра не продолжается);

- правильное направление хода (слево направо по кругу);

Жеребьевка.  Игрок, который выполняет  ход первым называется белым, соперник - черный.

2 мин.

Жеребьевка выполняется с помощью угаданного кумалака, спрятанного за спиной в руке одним из игроков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: урок № 1. Ознакомление и разучивание казахской национальной игры Тогызкумалак. »

Конспект урока по физической культуре

Класс: 5 Күн: 19.01.2015 Раздел: настольные игры


Учитель: Иманова Гульжан Аскаровна .КГУ СШ № 1 г. Ерейментау


Место проведения: кабинет по настольным видам спорта


Тема урока: урок № 1. Ознакомление и разучивание казахской национальной игры Тогызкумалак.


Используемый инвентарь: несколько комплектов игры Тогызкумалак

(1комплект, расчитанный на 2 игроков), карандаши у каждого игрока.



Используемая литература: 1)С. Шарипов, М. Шотаев Тогызкумалак - игра интеллектуалов. 2006 2)Б. Тотенаев Қазақтын ұлтық ойындары. 1994

Задачи урока 1. Ознакомление и обучение игре Тогызкумалак

2.Развитие мышления, подсчета, расчетливости , моторики пальцев рук.

3.Воспитание, морально-волевых качеств, уважения к традициям казахского народа.


Содержание урока

Время

Организационно-методические указания

I

Вводно-подготовительная часть

3 мин.


1

Построение, рапорт, приветствие, сообщение задач урока

2 мин.

Учащиеся рассаживаются по парам за парты

2

Дежурный раскладывает по партам доски по Тогызкумалаку

3 мин.

1 доска Тогызкумалака на парту, внутри которой 162 черных шарика(кумалаков), и 2 кумалака другого цвета для обозначения лунки - туздыка

ІI

Основная часть

35 мин.


1

Учащиеся раскладывают кумалаки по лункам

5 мин.

По 9 кумалаков в каждую лунку

2

История возникновения игры:

Тогызкумалак – старинная национальная игра казахов ей более 4 тысяч лет. Об этом свидетельствуют древние наскальные рисунки в Тарбагатайских горах, а также выдолбленная форма доски для игры на гладком камне на горе Акшункур недалеко от г. Каратау. С приходом независимости РК, национальная игра Тогызкумалак получила свое широкое развитие. И сейчас, уже проводятся соревнования по Тогызкумалаку на мировом уровне.

Записать название лунок.

3 мин.

Ознакомить учащихся с названием лунок- отау в виде карточек, которые висят на стенде:

лунка

№1- арт (зад, тыл);

№2- тектурмыс (постоянно в движении;

№3- атотпес (конь не пройдет);

№4- атсыратар (оставить без коня);

№5- бел (пояс, поясница);

№6- белбасар (передавить пояс);

№7- кандыкакпан (кровавый

капкан);

№8- кокмойын (синяя шея);

№9- мандай (лоб);

2 большие накопительные лунки – казан.

3

Ознакомление с правилами игры:

У каждого игрока в начале игры по 81 кумалаку. По жребию игроки определяют право первого хода. Игрок берет из любой своей лунки кумалаки все кроме одного и раскладывает их по следующим лункам по кругу против часовой стрелки. Если последний кумалак упал в лунку соперника, и число кумалаков стало четным, тогда он забирает все кумалаки в свой казан.

Кто из игроков первым наберет 82 кумалака в свой казан, тот считается победителем партии

5 мин.

Объяснение.

Во время игры контролировать:

- правильный забор кумалаков с лунки в один прием (и.п. кисть правой руки лежит на доске, мезинец и безымянный палец согнуты. Указательным и средним пальцами захватываем все кумалаки с лунки, далее всеми 5 пальцами зажимаем кумалаки в ладони;

- падение кумалаков на пол (пока упавший кумалак не найден, игра не продолжается);

- правильное направление хода (слево направо по кругу);


4

Жеребьевка. Игрок, который выполняет ход первым называется белым, соперник - черный.

2 мин.

Жеребьевка выполняется с помощью угаданного кумалака, спрятанного за спиной в руке одним из игроков.


5

Учащиеся играют в Тогызкумалак , при этом стараются набрать как можно больше кумалаков в казан.


Повторить четные числа


5 мин.

При подсчете кумалаков нельзя трогать их руками.Поправлять кумалаки можно с помощью карандаша или ручки.Если игрок по ошибке задел кумалаки, то он обязан начать ход сэтой лунки

6

Туздык- это лунка, выигранная у соперника, которая принадлежит игроку до конца игры. Если при очередном ходе последний кумалак игрока попадает в лунку соперника с двумя кумалаками, то эти3 кумалака игрок забирает в свой казан и объявляет данную лунку «туздыком», отмечая ее цветным шариком.Теперь все кумалаки, которые попадают в лунку-туздык, игрок забирает в свой казан.

В лунке №9 туздык не берется.

Если игрок, например, открыл туздык в лунке № 7, то сопернику нельзя открывать свой туздык в лунке под этим же номером.

15 мин.

Преимущество туздыка:

-при каждом ходе игроком или его соперником, проходящую через лунку- туздык, игрок выигрывает 1 кумалак;

- туздык сокращает ходы соперника;

-ограничивает выигрыш кумалаков для соперника.

Сравнительное преимущество туздыков:

-сильные туздыки- №5, №6, №7;

-средней важности - №3, №4;

-менее важные - №2, №8;

-слабый туздык -№1 сюда попадают только кумалаки из своих лунок.


III

Заключительная часть

5 мин.



1







Подведение итогов:

Игроки подсчитывают кумалаки в своих казанах



2 мин.




Если у игрока 82 кумалака,то партия считается выигранной.

Если у каждого игрока по 81 кумалаку, то партия закончилась вничью.

Если кумалаков меньше , то партия считается незаконченной.

2

Учащиеся закрывают доски, дежурные собирают Тогызкумалак.



1 мин.


Не допускать спешки, чтобы не уронить шарики.

3

Выставление оценок.

1 мин

Отличные оценки выставляются учащимся, которые выиграли или открыли туздык.

4

Домашнее задание

1 мин.

Выучить название лунок



Урок № 2

Тема: Совершенствование ранее изученных правил игры Тогызкумалак.











Конспект урока по физической культуре

Класс: 5 Күн: 20.01.2015 Раздел: настольные игры


Учитель: Иманова Гульжан Аскаровна .КГУ СШ № 1 г. Ерейментау


Место проведения: кабинет по настольным видам спорта


Тема урока: урок № 3 Тактические действия игры Тогызкумалак.


Используемый инвентарь: несколько комплектов игры Тогызкумалак

(1комплект, расчитанный на 2 игроков), карандаши у каждого игрока.



Используемая литература: 1)С. Шарипов, М. Шотаев Тогызкумалак - игра интеллектуалов. 2006 2)Б. Тотенаев Қазақтын ұлтық ойындары. 1994


Задачи урока: 1. Разучивание тактических действий игры Тогызкумалак: дебют,туздык, «Азбука».

2.Развитие мышления,счета, расчетливости , моторики пальцев рук.

3.Воспитание, морально-волевых качеств, уважения к традициям казахского народа


Содержание урока

Время

Организационно-методические указания

I

Вводно-подготовительная часть

3 мин.


1

Построение, рапорт, приветствие, сообщение задач урока

2 мин.

Учащиеся рассаживаются по парам за парты

2

Дежурный раскладывает по партам доски по Тогызкумалаку

3 мин.

1 доска Тогызкумалака на парту, внутри которой 162 черных шарика(кумалаков), и 2 кумалака другого цвета для обозначения лунки - туздыка

ІI

Основная часть

35 мин.


1

Учащиеся раскладывают кумалаки по лункам

5 мин.

По 9 кумалаков в каждую лунку

2

Дебют – начало:

Начать игру можно с лунки №2 или № 8. Черные, желательно, повторяют первые 2 хода за соперником


Объяснение

Провести жеребьевку

3

Туздык, как тактический прием:

Открытие туздыка должно быть самоцелью начала игры, так как это дает в последующем игроку большой перевес в игре, особенно если туздык открыт в лунке № 6 или № 7. Необходимо быть бдительными с лунками, имеющими по 1 кумалаку, так как существует опасность создания в них туздыка соперником, если игрок, прежде неосмотрительно, кинул туда второй кумалак.


Объяснение

В начале игры выгодно открывать туздык в лунках №6, №7, №8, к

концу игры в лунках №2, №1.


Кто первый откроет туздык, информировать об этом учителя.

4

«Азбука» - прием нападения, метод выигрыша 2 кумалаков из 5- именно такое число шариков необходимодля создания атакующей комбинации:

  1. В лунке №8- 3 кумалака, в лунке №9- 2 кумалака,

  1. 81 --

  2. 92 23

  3. 89 34

  4. 91 13

  5. 91(2)

  1. В лунке №8-4 кумалака, в лунке №9- 1 кумалак,

  1. 91 --

  2. 82 23

  3. 89 34

  4. 91 13

  5. 91 (2)


Показ.

Учащиеся раскладывают свои кумалаки и по схеме «Азбука» 1) и 2) отрабатывают ходы.

Запись ходов«Азбуки» имеется на стенде.

Середина игры характеризует тем, что идет нападение с плацдарма (лунки № 7,- № 9) на лунку №1 противника с помощью комбинации «Азбука» и это предпочтительный, чем уходить в защиту, закрывая свой левый фланг.


III

Заключительная часть

5 мин.



1







Подведение итогов:

Игроки подсчитывают кумалаки в своих казанах



2 мин.




Если у игрока 82 кумалака,то партия считается выигранной.

Если у каждого игрока по 81 кумалаку, то партия закончилась вничью.

Если кумалаков меньше , то партия считается незаконченной.

2

Учащиеся закрывают доски, дежурные собирают Тогызкумалак.



1 мин.


Не допускать спешки, чтобы не уронить шарики.

3

Выставление оценок.

1 мин.

Отличные оценки выставляются учащимся, которые выиграли или открыли туздык.

4

Домашнее задание

1 мин.

Выучить «Азбуку»


Конспект урока по физической культуре

Класс: 5 «Б» Күн: 24.01.2015 Раздел: настольные игры


Учитель: Иманова Гульжан Аскаровна .КГУ СШ № 1 г. Ерейментау


Место проведения: кабинет по настольным видам спорта


Тема урока: урок № 4 Тактические действия игры Тогызкумалак.


Используемый инвентарь: несколько комплектов игры Тогызкумалак

(1комплект, расчитанный на 2 игроков), карандаши у каждого игрока.

Используемая литература: 1)С. Шарипов, М. Шотаев Тогызкумалак - игра интеллектуалов. 2006 2)Б. Тотенаев Қазақтын ұлтық ойындары. 1994


Задачи урока:

1. Разучивание тактических действий игры Тогызкумалак: связка, узловые числа, «байлык». Тактические действия в конце игры. Положение «Атсырау».

2.Развитие мышления,счета, расчетливости , моторики пальцев рук.

3. Воспитание, морально-волевых качеств, уважения к традициям

казахского народа .


Содержание урока

Время

Организационно-методические указания

I

Вводно-подготовительная часть

3 мин.


1

Построение, рапорт, приветствие, сообщение задач урока

2 мин.

Учащиеся рассаживаются по парам за парты

2

Дежурный раскладывает по партам доски по Тогызкумалаку

3 мин.

1 доска Тогызкумалака на парту, внутри которой 162 черных шарика(кумалаков), и 2 кумалака другого цвета для обозначения лунки - туздыка

ІI

Основная часть

35 мин.


1

Учащиеся раскладывают кумалаки по лункам

5 мин.

По 9 кумалаков в каждую лунку

2

Узловые числа 10 и 19:

Во время хода из лунки с 10 кумалаками последний шарик попадает в лунку соперника, с тем же номером. Если в лунке 19 кумалаков, то после хода из этой лунки последний шарик вернется в ту же самую лунку игрока. Поэтому «байлык», где скопились больше 19 шариков можно использовать для открытия туздыка в тех лунках, где находится 1 шарик либо для снятия четного закрытого бая противника, при разбрасывании шариков по 2 кругу.


Объяснение.

Учащиеся должны запомнить наизусть значение чисел 10 и 19.

«Байлык» - это лунка с большим количеством кумалаков.

«Байлык» не должны собираться как самоцель, его необходимо вовремя разбрасывать и использовать в различных комбинациях.

Показ комбинации с «байлыком»:

- открытие туздыка;

- снятие «байлыка» соперника;

- не выгодное собирание «байлыка», когда кумалаки выбрасываются в лунки соперника.

3

Конец игры:

Если к концу игры у вас осталось в лунках в итоге не более 20 шариков их следует собирать в лунке № 9, также следует поступить, если вы владеете лункой - туздык под № 1, не сбрасывайте туда шарики, чтобы не остаться в положении «атсырау», особенно если у соперника есть «байлык».


Объяснение.

Необходимо быть бдительным, чтобы на ваш «байлык»в лунке №9 не забрал соперник

4

Для того, чтобы не сокращать число своих ходов или не остаться в положении «атсырау» необходимо выполнять главное правило: надо ходить из передних лунок, сохраняя средние и еще лучше задние. Я называю это «Правилом правой руки», т.е. игрок делает в первую очередь ходы из лунок, которые расположены правее. С лунок, имеющих по одному кумалаку, шарики разбрасываются в последнюю очередь.


Показ разбрасывания кумалаков, чтобы не сокращать ходы.

Игроку необходимо уметь и сосчитать в уме количество своих и противника ходов для того, чтобы не сократить их количество. А также не забыть о правиле последнего хода

III

Заключительная часть

5 мин.



1







Подведение итогов:

Игроки подсчитывают кумалаки в своих казанах



2 мин.




Если у игрока 82 кумалака,то партия считается выигранной.

Если у каждого игрока по 81 кумалаку, то партия закончилась вничью.

Если кумалаков меньше , то партия считается незаконченной.

2

Учащиеся закрывают доски, дежурные собирают Тогызкумалак.



2 мин.


Не допускать спешки, чтобы не уронить шарики.

3

Выставление оценок.

1 мин

Отличные оценки выставляются учащимся, которые выиграли или открыли туздык.


Используемая литература:

С. Шарипов, М. Шотаев Тогызкумалак- игра интеллектуалов. 2006

Б. Тотенаев Қазақтын ұлтық ойындары№ 1994






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Иманова Гульжан Аскаровна .

Дата: 22.05.2015

Номер свидетельства: 214263


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства