Тема урока: урок № 1. Ознакомление и разучивание казахской национальной игры Тогызкумалак.
Тема урока: урок № 1. Ознакомление и разучивание казахской национальной игры Тогызкумалак.
Ознакомление с правилами игры:
У каждого игрока в начале игры по 81 кумалаку. По жребию игроки определяют право первого хода. Игрок берет из любой своей лунки кумалаки все кроме одного и раскладывает их по следующим лункам по кругу против часовой стрелки. Если последний кумалак упал в лунку соперника, и число кумалаков стало четным, тогда он забирает все кумалаки в свой казан.
Кто из игроков первым наберет 82 кумалака в свой казан, тот считается победителем партии
5 мин.
Объяснение.
Во время игры контролировать:
- правильный забор кумалаков с лунки в один прием (и.п. кисть правой руки лежит на доске, мезинец и безымянный палец согнуты. Указательным и средним пальцами захватываем все кумалаки с лунки, далее всеми 5 пальцами зажимаем кумалаки в ладони;
- падение кумалаков на пол (пока упавший кумалак не найден, игра не продолжается);
- правильное направление хода (слево направо по кругу);
Жеребьевка. Игрок, который выполняет ход первым называется белым, соперник - черный.
2 мин.
Жеребьевка выполняется с помощью угаданного кумалака, спрятанного за спиной в руке одним из игроков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3.Воспитание, морально-волевых качеств, уважения к традициям казахского народа.
№
Содержание урока
Время
Организационно-методические указания
I
Вводно-подготовительная часть
3 мин.
1
Построение, рапорт, приветствие, сообщение задач урока
2 мин.
Учащиеся рассаживаются по парам за парты
2
Дежурный раскладывает по партам доски по Тогызкумалаку
3 мин.
1 доска Тогызкумалака на парту, внутри которой 162 черных шарика(кумалаков), и 2 кумалака другого цвета для обозначения лунки - туздыка
ІI
Основная часть
35 мин.
1
Учащиеся раскладывают кумалаки по лункам
5 мин.
По 9 кумалаков в каждую лунку
2
История возникновения игры:
Тогызкумалак – старинная национальная игра казахов ей более 4 тысяч лет. Об этом свидетельствуют древние наскальные рисунки в Тарбагатайских горах, а также выдолбленная форма доски для игры на гладком камне на горе Акшункур недалеко от г. Каратау. С приходом независимости РК, национальная игра Тогызкумалак получила свое широкое развитие. И сейчас, уже проводятся соревнования по Тогызкумалаку на мировом уровне.
Записать название лунок.
3 мин.
Ознакомить учащихся с названием лунок- отау в виде карточек, которые висят на стенде:
лунка
№1- арт (зад, тыл);
№2- тектурмыс (постоянно в движении;
№3- атотпес (конь не пройдет);
№4- атсыратар (оставить без коня);
№5- бел (пояс, поясница);
№6- белбасар (передавить пояс);
№7- кандыкакпан (кровавый
капкан);
№8- кокмойын (синяя шея);
№9- мандай (лоб);
2 большие накопительные лунки – казан.
3
Ознакомление с правилами игры:
У каждого игрока в начале игры по 81 кумалаку. По жребию игроки определяют право первого хода. Игрок берет из любой своей лунки кумалаки все кроме одного и раскладывает их по следующим лункам по кругу против часовой стрелки. Если последний кумалак упал в лунку соперника, и число кумалаков стало четным, тогда он забирает все кумалаки в свой казан.
Кто из игроков первым наберет 82 кумалака в свой казан, тот считается победителем партии
5 мин.
Объяснение.
Во время игры контролировать:
- правильный забор кумалаков с лунки в один прием (и.п. кисть правой руки лежит на доске, мезинец и безымянный палец согнуты. Указательным и средним пальцами захватываем все кумалаки с лунки, далее всеми 5 пальцами зажимаем кумалаки в ладони;
- падение кумалаков на пол (пока упавший кумалак не найден, игра не продолжается);
- правильное направление хода (слево направо по кругу);
4
Жеребьевка. Игрок, который выполняет ход первым называется белым, соперник - черный.
2 мин.
Жеребьевка выполняется с помощью угаданного кумалака, спрятанного за спиной в руке одним из игроков.
5
Учащиеся играют в Тогызкумалак , при этом стараются набрать как можно больше кумалаков в казан.
Повторить четные числа
5 мин.
При подсчете кумалаков нельзя трогать их руками.Поправлять кумалаки можно с помощью карандаша или ручки.Если игрок по ошибке задел кумалаки, то он обязан начать ход сэтой лунки
6
Туздык- это лунка, выигранная у соперника, которая принадлежит игроку до конца игры. Если при очередном ходе последний кумалак игрока попадает в лунку соперника с двумя кумалаками, то эти3 кумалака игрок забирает в свой казан и объявляет данную лунку «туздыком», отмечая ее цветным шариком.Теперь все кумалаки, которые попадают в лунку-туздык, игрок забирает в свой казан.
В лунке №9 туздык не берется.
Если игрок, например, открыл туздык в лунке № 7, то сопернику нельзя открывать свой туздык в лунке под этим же номером.
15 мин.
Преимущество туздыка:
-при каждом ходе игроком или его соперником, проходящую через лунку- туздык, игрок выигрывает 1 кумалак;
- туздык сокращает ходы соперника;
-ограничивает выигрыш кумалаков для соперника.
Сравнительное преимущество туздыков:
-сильные туздыки- №5, №6, №7;
-средней важности - №3, №4;
-менее важные - №2, №8;
-слабый туздык -№1 сюда попадают только кумалаки из своих лунок.
III
Заключительная часть
5 мин.
1
Подведение итогов:
Игроки подсчитывают кумалаки в своих казанах
2 мин.
Если у игрока 82 кумалака,то партия считается выигранной.
Если у каждого игрока по 81 кумалаку, то партия закончилась вничью.
Если кумалаков меньше , то партия считается незаконченной.
3.Воспитание, морально-волевых качеств, уважения к традициям казахского народа
№
Содержание урока
Время
Организационно-методические указания
I
Вводно-подготовительная часть
3 мин.
1
Построение, рапорт, приветствие, сообщение задач урока
2 мин.
Учащиеся рассаживаются по парам за парты
2
Дежурный раскладывает по партам доски по Тогызкумалаку
3 мин.
1 доска Тогызкумалака на парту, внутри которой 162 черных шарика(кумалаков), и 2 кумалака другого цвета для обозначения лунки - туздыка
ІI
Основная часть
35 мин.
1
Учащиеся раскладывают кумалаки по лункам
5 мин.
По 9 кумалаков в каждую лунку
2
Дебют – начало:
Начать игру можно с лунки №2 или № 8. Черные, желательно, повторяют первые 2 хода за соперником
Объяснение
Провести жеребьевку
3
Туздык, как тактический прием:
Открытие туздыка должно быть самоцелью начала игры, так как это дает в последующем игроку большой перевес в игре, особенно если туздык открыт в лунке № 6 или № 7. Необходимо быть бдительными с лунками, имеющими по 1 кумалаку, так как существует опасность создания в них туздыка соперником, если игрок, прежде неосмотрительно, кинул туда второй кумалак.
Объяснение
В начале игры выгодно открывать туздык в лунках №6, №7, №8, к
концу игры в лунках №2, №1.
Кто первый откроет туздык, информировать об этом учителя.
4
«Азбука» - прием нападения, метод выигрыша 2 кумалаков из 5- именно такое число шариков необходимодля создания атакующей комбинации:
В лунке №8- 3 кумалака, в лунке №9- 2 кумалака,
81 --
92 23
89 34
91 13
91(2)
В лунке №8-4 кумалака, в лунке №9- 1 кумалак,
91 --
82 23
89 34
91 13
91 (2)
Показ.
Учащиеся раскладывают свои кумалаки и по схеме «Азбука» 1) и 2) отрабатывают ходы.
Запись ходов«Азбуки» имеется на стенде.
Середина игры характеризует тем, что идет нападение с плацдарма (лунки № 7,- № 9) на лунку №1 противника с помощью комбинации «Азбука» и это предпочтительный, чем уходить в защиту, закрывая свой левый фланг.
III
Заключительная часть
5 мин.
1
Подведение итогов:
Игроки подсчитывают кумалаки в своих казанах
2 мин.
Если у игрока 82 кумалака,то партия считается выигранной.
Если у каждого игрока по 81 кумалаку, то партия закончилась вничью.
Если кумалаков меньше , то партия считается незаконченной.
3. Воспитание, морально-волевых качеств, уважения к традициям
казахского народа .
№
Содержание урока
Время
Организационно-методические указания
I
Вводно-подготовительная часть
3 мин.
1
Построение, рапорт, приветствие, сообщение задач урока
2 мин.
Учащиеся рассаживаются по парам за парты
2
Дежурный раскладывает по партам доски по Тогызкумалаку
3 мин.
1 доска Тогызкумалака на парту, внутри которой 162 черных шарика(кумалаков), и 2 кумалака другого цвета для обозначения лунки - туздыка
ІI
Основная часть
35 мин.
1
Учащиеся раскладывают кумалаки по лункам
5 мин.
По 9 кумалаков в каждую лунку
2
Узловые числа 10 и 19:
Во время хода из лунки с 10 кумалаками последний шарик попадает в лунку соперника, с тем же номером. Если в лунке 19 кумалаков, то после хода из этой лунки последний шарик вернется в ту же самую лунку игрока. Поэтому «байлык», где скопились больше 19 шариков можно использовать для открытия туздыка в тех лунках, где находится 1 шарик либо для снятия четного закрытого бая противника, при разбрасывании шариков по 2 кругу.
Объяснение.
Учащиеся должны запомнить наизусть значение чисел 10 и 19.
«Байлык» - это лунка с большим количеством кумалаков.
«Байлык» не должны собираться как самоцель, его необходимо вовремя разбрасывать и использовать в различных комбинациях.
Показ комбинации с «байлыком»:
- открытие туздыка;
- снятие «байлыка» соперника;
- не выгодное собирание «байлыка», когда кумалаки выбрасываются в лунки соперника.
3
Конец игры:
Если к концу игры у вас осталось в лунках в итоге не более 20 шариков их следует собирать в лунке № 9, также следует поступить, если вы владеете лункой - туздык под № 1, не сбрасывайте туда шарики, чтобы не остаться в положении «атсырау», особенно если у соперника есть «байлык».
Объяснение.
Необходимо быть бдительным, чтобы на ваш «байлык»в лунке №9 не забрал соперник
4
Для того, чтобы не сокращать число своих ходов или не остаться в положении «атсырау» необходимо выполнять главное правило: надо ходить из передних лунок, сохраняя средние и еще лучше задние. Я называю это «Правилом правой руки», т.е. игрок делает в первую очередь ходы из лунок, которые расположены правее. С лунок, имеющих по одному кумалаку, шарики разбрасываются в последнюю очередь.
Показ разбрасывания кумалаков, чтобы не сокращать ходы.
Игроку необходимо уметь и сосчитать в уме количество своих и противника ходов для того, чтобы не сократить их количество. А также не забыть о правиле последнего хода
III
Заключительная часть
5 мин.
1
Подведение итогов:
Игроки подсчитывают кумалаки в своих казанах
2 мин.
Если у игрока 82 кумалака,то партия считается выигранной.
Если у каждого игрока по 81 кумалаку, то партия закончилась вничью.
Если кумалаков меньше , то партия считается незаконченной.