Учебный предмет | Физическая культура, урок общей физической подготовки. |
Класс | 9 |
Тема урока | Прыжок в высоту с разбега способом перешагивания. Техника высокого старта и стартовый разгон с преследованием. Развитие выносливости. |
Тип урока | Смешанный |
Цель урока | Закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков при выполнении прыжка в высоту способом перешагивания. |
Задачи урока | Совершенствовать технику выполнения прыжка в высоту, выносливость с помощью беговых упражнений. Воспитывать координацию, выносливость. Воспитывать самоорганизацию, взаимопомощь, формировать адекватную самооценку. Воспитывать выносливость. Укреплять опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы. |
Технология построения урока (методы организации) | Фронтальная, поточная, посменная, групповая, индивидуальная. |
Используемые методы обучения | Наглядный (ИКТ, показ), вербальный, соревновательный, метод строго регламентированного упражнения, игровой. |
Используемые методы воспитания | Метод стандартно-повторного упражнения (интервальный метод), переменный метод. |
Основные термины, понятия | Контрольная отметка (ее выбор прыгуном), Стадия разбега, дуга разбега, ритм разбега, подготовка к отталкиванию, общий центр тяжести, перекат с пятки на всю стопу, стадия отталкивания, маховая нога, стадия полета (перехода через планку), стадия приземления, высокий старт. |
Необходимые качества | Четкая нервно-мышечная координация, гибкость, скоростно-силовые, быстрота, выносливость, прыгучесть. |
Необходимая группа мышц | Икроножные мышц, четырехглавая мышца бедра, широчайшая мышца спины, прямая мышца живота, двуглавая мышца плеча, мышцы голеностопа, мышцы задней поверхности бедра, ахиллово сухожилие, дельтовидные мышцы. |
Цель деятельности учителя | Воспитание координации движений, гибкости, выносливости, способности к высокому прыжку. |
Способ достижения цели урока | Решение частных задач |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: закрепят: умения выполнять технически грамотно базовые двигательные действия (прыжок в высоту, бег с ускорением); в доступной форме объяснять технику выполнения базовых движений; находить ошибки и грамотно их исправлять. получат возможность продемонстрировать: навыки соблюдения требования техники безопасности; оказывать посильную помощь сверстникам при обучении выполнению учебных заданий. Метапредметные: Познавательные – формируют способность понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; учатся отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни. Коммуникативные – овладевают способностью слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение Регулятивные– оценивают свои достижения на уроке. Личностные: формируют уважительное отношение к иному мнению; принятию и освоению социальной роли обучающегося; развивают мотив учебной деятельности и формируют личностный смысл учения |
Место проведения занятия | Спортзал, спортивная площадка. |
Образовательные ресурсы | Презентация «Прыжок в высоту способом «перешагивания» - «ножницы»», прыжковая яма с песком, беговая дорожка 30 м, стойки и планка для прыжков в высоту. |
Этапы урока, дозировка, место проведения | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы взаимодействия | Универсальные учебные действия | Методические указания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Вводно-подготовительная часть. (12 мин.) |
1.Органи– зационный момент ( 3 мин.) Спортзал (30 с.) (30 с.) (1 мин) (1 мин) | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Построение. Сдача рапорта о готовности класса к занятию. 3. Просмотр видеоролика «Виды прыжок в высоту» 4. Копилка знаний (что уже знаем и умеем, что знаем, но не умеем и чему хотим научиться). 5.Постановка цели самими учащимися | Проверяю готовность обучающихся к уроку (внешний вид, наличие спортивной обуви), Демонстрация видеоролика, подготовленного учащимся «Виды прыжок в высоту» Озвучиваю тему и цель урока; Создаю эмоциональный настрой на совершенствование полученных ЗУН. Девиз дня: «Стремление к совершенству – путь к гармонии» «Знаю, умею, смогу научить другого» - 3 шага вперед. «Знаю, но сомневаюсь в своих возможностях» - 2 шага вперед. «НЕ знаю, не умею» - остаются на месте. | Действия дежурного: - «Класс! Становись! Равняйся! Смирно! По порядку рассчитайся! Равнение на середину» Сдача рапорта о готовности класса к занятию. Учащиеся выполняют команды дежурного. Просматривают видеоролик, выделяют отличие изученного прыжка от демонстрируемых. Определяют для себя значимость решения поставленных задач, ставят цель, актуальную для них с учетом их способностей, развития, уже имеющихся ЗУН. | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание научиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника | Майка заправлена в шорты, шнурки крепко завязаны, основная стойка. Четкий ответ. |
2. Актуализа- ция знаний (1 мин) спортзал | Беседа по теме «Соблюдение правил безопасности при разучивании и выполнении упражнений на уроке» | «Учитывая условия, при которых будет осуществляться сегодняшний урок и требования к приобретению вами навыков для достижения поставленных целей, выделите необходимые правила сегодняшнего урока и требования к технике безопасности». Дополняю ответы учащихся. Обращаю внимание на необходимость быть очень внимательными и выполнять упражнения только по указаниям учителя. | «Внимательно слушать. Передвигаться по периметру организованными группами. Не начинать выполнение задания без разрешения учителя. Не пересекать линию разбега во время готовности товарища к прыжку. При выполнении разминки, беговых упражнений не забегать на дорожку товарища, пресекая ему движение, помнить о правилах спринтерского бега, уважать тех, кто рядом. Стараться научиться от сильнейшего максимуму». Слушают и отвечают на вопросы | Индивидуаль ная, фронтальная | Познавательные: общеучебные – выстраивают осознанное речевое высказывание в устной форме о соблюдении правил безопасного выполнения упражнений на уроке; логические – осуществляют поиск необходимой информации через увиденное и услышанное, усвоенное ранее. | Устные ответы должны быть лаконичны. |
3. Разминка (8 мин) Спортивная площадка 4 мин ( по 0,5 круга – 12 м) (по 1 кругу) | Выполнение строевых упражнений. «Налево! Кругом! Прыжком направо! На месте шагом марш!», «За первой колонной налево в обход, Марш!» «Интервал между командами 3 метра» О.Р.У. в движении Ходьба - руки вверх ставь, на носках марш; - руки за голову ставь, на пятках марш, - руки согнуты в локтях круговые движения руками назад с наклоном головы влево-вправо перекатом стопы с пятки на носок марш, - в полуприседе, руки за спиной в замке, локти отведены назад; - повороты туловища на встречную ногу вправо, влево, ладони на лопатках, локти сведены вверху; - подтягивание руками согнутого колена попеременно к груди; -выпадом вперед с покачиванием на каждой ноге на 3 счета, на 4 - смена ног; - согнутые в локтях руки вверх-вперед махом прямых ног вперед,; - руки согнуты в локтях прыжки на одной ноге попеременно на 1-4; - «Ножницы» Руки работаю как при беге. Бег - Семенящий бег - с захлестыванием голени назад; - С высоким подниманием бедра; - Со сменой ног в прыжке; -Выпрыгиванием вверх; - с ускорением. | Даю команды. Провожу разминку. Демонстрирую при необходимости выполнение упражнений.
Обязательный показ (новое комбинированное упражнение, включает в себя 3 самостоятельных упражнения) | Выполняют упражнения Выполняют упражнения Выполняют упражнения Помогают и подсказывают друг другу в случае необходимости. | Фронтальная | Личностные:активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимопомощи и доброжелательности; проявляют трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Учащиеся дифференцируются по своим знаниям и умениям. Первая и вторая группа делаю 3, 2 шага назад к третьей команде Обращаю внимание на правильное дыхание во время выполнения всех видов двигательных действий для стимуляции развития сердечно-сосудистой системы, положение тела, Спины, рук, головы, подбородок приподнят, частоты работы ног и рук, амплитуду выполнения, угол поднимания коленей, стоп. |
4 мин Велосипедная площадка | Комплекс О.Р.У. на месте (см. Приложение №1) Разделение на группы | Контролирую выполнение комплекса упражнений на месте всеми учащимися по подгруппам под руководством подготовленных учащихся (карточка с комплексом у него). По необходимости корректирую ошибки. | Выполняют упражнения Строятся в круг: 1 группа - правая сторона площадки, 2 группа - середина, 3 группа и подготовительная - левая сторона площадки | Групповая | | Выполнение действий по инструкции |
Основная часть урока (25 мин) |
1.Комплексное решение задач (изучение, закрепление, совершенствование) Демонстрация выполнения заданий 2 мин. Беговая дорожка, Яма для прыжков 20 мин | Станция № 1 «Высокий старт и стартовый разгон с преследованием» на дорожке 100 м. Забег по 3 человека (начинает первая группа, вторая, третья и подготовительная) Две команды: «На старт!», «Марш!». «На старт!» - подойти к стартовой линии принять технику обычного высокого старта. «Марш!»- энергичное отталкивание ногами от опоры, Между станциями Отдых 5 метров до отсечки 30 м. Станция №2 «Прыжок в высоту способом перешагивания» (начинает первая группа, вторая, третья и подготовительная наблюдают) Станция №3 «Силовая» «Отжимание от скамейки» Выполнение упражнений на станциях группами: 2 группа, 3 группа, подготовительная | Объясняю и комментирую технику выполнения при необходимости, корректирую возможные ошибки. Формулирую задание. Назначаю ответственного за работу в группе (учащиеся хорошо владеющие двигательными действиями, необходимыми для выполнения заданий на каждой станции по три человека на 2 и 3 группы. Каждый отвечает за свою станцию Объясняю технику выполнения Закрепляем путем проговаривания технику выполнения прыжка в высоту способом перешагивания. | Начинают хорошо подготовленные ученики, Выполняют упражнение Каждый отвечает за свою станцию Каждый отвечает за свою станцию Дзицоев (2 группа), Сатибалдиев (3 группа) – 1 станция, Часовских (2 группа), Трунов (3 группа) – 2 станция, Рязанов Ст. (2 группа), Рязанов С. (3 группа) – 3 станция Козлов Р. работает на всех станциях с подготовительной группой Выполняют упражнение Каждый этап учащиеся должны пройти не менее 3 раз. Каждый капитан команды отвечает за работу всех ребят в своей группе и качество выполняемых ими двигательных действий. Переход от станции к станции организованными группами. | Групповая Групповая Групповая поточная индивидуальная, Групповая посменная | Познавательные: общеучебные– самостоятельно выделяют и формулируют цели логические – осуществляют поиск необходимой информации Регулятивные:осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем; действуют с учетом выделеных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. Личностные:проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. Коммуникативные:умеют задавать вопросы; контролируют действия партнера; используют речь для регуляции своего действия; взаимодействуют со сверстниками в совместной деятельности. | Выполнение действий по инструкции. Осуществление самоконтроля по образцу Выполнение действий по инструкции. Осуществление самоконтроля по образцу Выполнение действий по инструкции. Осуществление самоконтроля по образцу |
2.Первичное осмысление и закрепление 3 мин Футбольная площадка | Проговариваются технические стороны выполняемых упражнений Игра «Перестрелка» (2 мин) средней подвижности Игра на внимание «Ладонь, кулак, палец» (1 мин) низкой подвижности | Наблюдаю за выполнением правил игры учащимися Показываю и правильно, и неправильно. Самый внимательный получает 0,5 балла к оценке за урок. | Стараются выполнять все требования и не стать осаленным. Стараются состредоточиться только на звуке, а не жестах говорящего и показывающего. | Индивидуальная, фронтальная | Коммуникативные:умеют договариваться и приходить к общему решению в современной игровой деятельности. Регулятивные:действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя | Обращаю особое внимание не на скоростно-силовые качестваи необходимость их развития. |
Заключительная часть 3 мин. |
1.Итоги урока. Рефлексия. 2 мин. спортзал | Обобщить полученные на уроке ЗУН. Проверка теоретического материала по теме «Олимпийские чемпионы по прыжкам в высоту» | Отмечаю особо отличившихся учеников, в том числе с позиции развития волевых качеств и выносливости (сделали больше, лучше, старались, проявили усердие в достижении цели). Спрашиваю самооценку сначала сильных учеников, затем остальных. Особое внимание подготовительной группе. | Самооценка Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Фронтальная | Личностные:понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные:прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
2. Домашнее задание 1 мин. спортзал | Подготовительная 1 группа «Олимпийские чемпионы по прыжкам в высоту с шестом» 2.Группа «Олимпийские чемпионы по прыжкам в воду» 3 группа «Олимпийские чемпионы по прыжкам в длину с разбега» Подготовительная «Какие виды легкой атлетики входят в многоборье, пятиборье?» Всем: выполнение комплекса упражнений, разученного на уроке | Даю домашнее задание. Заранее подготовленные карточки, которые учащиеся вкладывают в дневник для подготовки домашнего задания | Вытягивают карточку с заданием | Индивидуальная | Личностные: понимать необходимость выполнения задания с целью дальнейшего обогащения знаниями и возможности к самосовершенствованию | Включить в самостоятельные занятия дома новый комплекс, подготоввить дневники самоконтроля к проверке. |