kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья. Прикладные аспекты физической культуры в школе (на примере гимнастики)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье, на примере содержания учебного материала по предмету "Физическая культура", говорится о возможности улучшения готовности школьников к реальной жизни, путем создания приритета прикладных знаний по предметам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья. Прикладные аспекты физической культуры в школе (на примере гимнастики)»

Аллахвердиев Ф.А.,

учитель физкультуры гимназии №446,

канд.пед.наук, Санкт-Петербург


Прикладные аспекты физической культуры в школе

(на примере гимнастики).

Данная статья посвящена известной проблеме нашего образования – вопросу «чему учить»! Она основана на фактах, опросе специалистов, а также личном жизненном опыте. И хотя в ней рассматриваются прикладные вопросы обучения на уроках физкультуры в школе, те же вопросы возможно обозначить и по другим предметам. Увы, и в ВУЗах мы сталкиваемся с тем же.

Мы все когда-то учились в школе, и возможно потом не единожды задавались вопросом - а что из того, что мы изучали в школе, реально пригодилось нам в жизни. И, наверное, согласимся с выводом, что объем изучаемого в школе учебного материала, и затем реально используемого в жизни, находится в огромной диспропорции. Немало в школе дается того, что либо не пригодится в жизни, либо нужно знать лишь на уровне общих представлений. А ведь известно, что если информация не имеет прикладной направленности и никак не используется, т.е. «не вспоминается», она попросту забывается через непродолжительное время. Но на эту информацию затрачивается время, жизненные и материальные ресурсы и многое другое. При этом, часто не дается то, что нужно для повседневной жизни, то, с чем человек может иметь дело с большой долей вероятности.

Следует отметить, что значимые шаги в направлении оптимизации школьного образования уже сделаны. Появились классы с гуманитарным и математическим уклоном в обучении, существуют кадетские и спортивные классы и другое. В самом содержании учебного материала по предмету, наряду с базовой (предписанной) частью, уже может присутствовать вариативная часть, на усмотрение педагога по данному предмету. Также, в недавно введенных ФГОС уже четко просматривается изменения в подходе к обучению: от роли «наполняющих» учащихся знаниями, педагоги переходят к роли «направляющих» обучающихся к знаниям. Так у школьников формируется поисковая активность в самостоятельном добывании необходимых знаний. В дальнейшем это позволит им, по необходимости, заниматься самообразованием на протяжении всей своей жизни.

Но остается еще важная, пока не решенная проблема – объем и содержание изучаемых предметов. На мой взгляд, решая эту проблему, можно установить заслон нарастающей из года в год учебной нагрузке на школьников, и поставить точку в многолетнем споре об увеличении сроков их обучения. Но для этого необходима беспристрастная экспертная оценка содержания учебной программы каждого предмета, и расстановка в нем приоритетов – что необходимо школьникам знать, а о чем иметь лишь соответствующие представления.

Приведу банальный бытовой пример из жизни. В школе, на уроках физики, наряду с электричеством, мы изучаем квантовую физику, процессы термоядерного синтеза, устройство синхрофазотрона и другое. А в быту часто не можем, или боимся соединить две жилы электрического провода и починить электрическую розетку. То есть, изучая в школе архисложные физические процессы, мы не знаем как и не умеем, порой, выполнить элементарные бытовые действия, основанные на более простых знаниях той же физики. Но ведь такие мелкие бытовые проблемы не требуют специальных знаний, умений или квалификации. Для этого достаточно школьного уровня, только знания эти должны прикладными и быть приоритетными, в отличие от термоядерного синтеза и прочего. О последних достаточно иметь общее представление.

А много ли выпускников школ, или уже взрослых людей имеют хотя бы представление, что такое «гидрозатвор» в системе домашней канализации или «гидроудар» в системе домашнего водоснабжения? Дается ли подобная «бытовая» информация на уроках физики?

Подобные бытовые вопросы, с которыми мы имеем дело ежедневно, должны быть содержанием учебного материала по соответствующим предметам. Ведь одна из главных задач школы – вместе с семьей, подготовить ребенка к реальной жизни. И эта задача пока не решается в должной мере, хотя возможности для этого есть.

Такие же проблемные вопросы есть и в содержании учебного материала по предмету «Физическая культура». Мы рассмотрим их на примере содержания учебного материала по разделу «Гимнастика» в известной комплексной программе физического воспитания для учащихся 1-11 классов В.И.Ляха и А.А.Зданевича (2004), многократно уже переизданной.

Сам я, в прошлом, гимнаст, 17 лет отработал на кафедре гимнастики НГУ им.П.Ф.Лесгафта, вел подготовку будущих учителей физкультуры и тренеров по спортивной гимнастике. Поэтому, затрагиваемые в статье вопросы, знаю в достаточной степени для их обсуждения.

Учебный материал по гимнастике, предлагаемый в этой комплексной программе, был заложен в школьные программы ещё в 40-х годах прошлого столетия (более 70 лет назад), и с тех пор не претерпел необходимых изменений. Основное его содержание годами переносилось из программы в программу, без должного осмысления его значимости для реалий жизни. А за этот период времени мир стал совсем другим! Изменились условия жизни и деятельности людей с точки зрения технической оснащённости в быту и на производстве. Значительно изменились потребности общества, появилось огромное количество новых профессиональных областей со своими требованиями к прикладной подготовке. Резко вырос риск чрезвычайных ситуаций, техногенных и природных угроз, требующих от человека готовности к ним. Изменились стратегии и тактики ведения войн и боевых действий, предполагающие иные подходы к допризывной и военной подготовке молодёжи. Поэтому необходимо иное содержание учебного материала в Программе, соответствующее требованиям современных реалий.

Так же, как и с примером из физики, на уроках гимнастики в школе изучаются кувырки вперед и назад (через голову). При этом, мы часто слышим от специалистов по физической культуре, что эти кувырки имеют прикладное значение – их можно использовать как самостраховку при падениях Но задайтесь вопросом, где в жизни мы можем использовать подобную технику переворачивания через голову, кроме как на мягкой опоре? При попытках выполнения этих кувырков на жесткой опоре, а тем более, используя их как самостраховку при падениях в движении, мы можем повредить себе либо голову, либо позвоночник, либо и то и другое.

Реально, в прикладном значении, для самостраховки, школьников нужно обучать другой технике исполнения кувырка - через плечо. Именно так выполняется самостраховка при падениях в движении, в т.ч., и на жесткой опоре. Этому учат в единоборствах, в спортиграх, в художественной гимнастике и других видах, связанных с переворачиванием через голову на жесткой опоре. Но этого кувырка почему-то нет в школьной программе по гимнастике?! То есть, есть то, что не придется использовать при необходимости, но нет того, что может потребоваться к использованию в соответствующих обстоятельствах.

Взглянем на упражнения на равновесие (на скамейке и бревне). Само название этих упражнения указывает на основное их предназначение - эти упражнения призваны развивать у человека чувство равновесия, баланса. В жизни это может пригодится для сохранения равновесия при движении или нахождении на ограниченной опоре. Но обучение школьников направлено больше не на развитие чувства равновесия, а на формировании умений красиво двигаться на бревне или скамейке, на выполнение сложных упражнений («ласточка» и др.). И за формой этих движений забывается их направленность, то есть суть самого процесса, для чего это все нужно?!. А когда в жизни сталкиваешься с необходимостью сохранить равновесие на ограниченной опоре, важна не красота движений, а подготовленность вестибулярного аппарата. И для этого нужны иные подходы к проведению занятий на развитие вестибулярной устойчивости и равновесия.

Подобных примеров в содержании учебного материала по гимнастике, предостаточно. Следует отметить, что уже в середине 80-х годов прошлого столетия некоторые учителя физкультуры отчетливо понимали бесперспективность строгого следования содержанию Программы. Особенно это коснулось гимнастических снарядов. Обучение упражнениям на снарядах требует огромных затрат учебного времени. Многие из этих упражнений травмоопасны, а практическая их значимость, с точки зрения применения в жизни, минимальна. Ведь большинство гимнастических упражнений – это искусственно созданные формы движений, не имеющие применимости в быту. А для развития физических качеств и функций организма детей существует немало других, менее травмоопасных и доступных школьникам, упражнений.

Поэтому, уже в то время, определённая часть учителей физкультуры, хотя и следовала содержанию Программы, но использовала гимнастические упражнения на снарядах лишь как упражнения для развития физических способностей и функциональных систем учащихся, не доводя обучение этим упражнениям до навыков.

Следует подчеркнуть, что во времена, когда создавались первые программы по физической культуре для школ, и решался вопрос каким содержанием наполнять уроки физкультуры, выбор из существовавших на то время видов спорта был невелик. Их можно было перечислить на пальцах рук. С тех пор появились сотни новых видов спорта, многие из которых, не хуже гимнастики, воздействуют гармонично на развитие функций организма человека. В школах появились многофункциональные тренажёры, рядом со школами строятся современные министадионы, используются плавательные бассейны и другое.

Необходимо также отметить, что сегодня во многих школьных залах практически не осталось гимнастических снарядов, и возможно, наряду с субъективными причинами, идет естественный процесс отторжения упражнений, не имеющих прикладного значения для школьников.

Результаты опроса, проведенного мною на лекциях со студентами 1-го курса НГУ им.П.Ф.Лесгафта в 2010 и в 2011 году, (всего было опрошено около 300 студентов, определенная часть из них была иногородними) показали, что только 10-12% из них занимались в школе гимнастикой на снарядах. У остальных 88% опрошенных, в школьных спортивных залах не было гимнастических снарядов (перекладины и брусьев). Еще 15% студентов, на уроках гимнастики занимались только акробатикой и прикладными упражнениями (лазание по канату и опорные прыжки). То есть, суммируя указанные проценты, можно предположить, что примерно в 70% школ гимнастика не используется совсем, и там уже нет оснащения, предполагаемого Примерной программой! Вот нам и пример реальной жизни, и «отрыва» от нее содержания Примерной программы.

Думаю, что беспристрастная ревизия содержания материала гимнастики, с точки зрения целесообразности использования многих упражнений для обучения школьников, может привести к тому, что роль её ограничится, в основном, прикладными и акробатическими упражнениями. При таком подходе, гимнастика будет служить базовой основой для развития прикладных навыков школьников, и иметь более выраженную направленность на развитие функциональных систем их организма. Высвободившееся от гимнастики часы можно будет использовать для упражнений из других видов спорта.

Подобную ревизию содержания, необходимо сделать и в других видах спорта, средства которых сегодня используются на уроках физической культуры. Нам ведь всем важно понять, какими умениями и навыками должны обладать современные школьники, и прежде всего, для повседневной жизни. Ответы на эти вопросы будут своеобразным требованием к разработке содержания иной Примерной программы по физической культуре для школ, и к оснащению спортивных залов школ соответствующим оборудованием.

6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья. Прикладные аспекты физической культуры в школе (на примере гимнастики)

Автор: Аллахвердиев Фазиль Аллахвердиевич

Дата: 13.01.2019

Номер свидетельства: 495160


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1270 руб.
2110 руб.
1390 руб.
2320 руб.
1580 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства