Показан методический прием обучения технике лазания по канату в облегченных условиях, в положении лежа на спине. Представлены фотографии применения данного приема обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья. Обучение лазанию по канату в школе/»
Аллахвердиев Ф.А., Власова Л.Н.,
ГБОУ гимназия №446, Санкт-Петербург.
Обучение лазанию по канату в школе.
Среди гимнастических упражнений, имеющих прикладное значение, обучение лазанию по канату в школе является наиболее трудоемким занятием. Прежде всего, это связано с тем, что для обучения технике лазания по канату, необходима определенная физическая подготовленность занимающихся. Ведь уже на начальном этапе необходимо выполнять самый сложный фрагмент лазания - захват каната ногами, находясь в положении виса на канате (рис.1). И здесь от занимающихся требуются проявлять значительные усилия мышц рук. Но в таком состоянии им крайне сложно понять, как правильно размещать ноги по отношению к канату для его захвата, как скоординировать движения своего тела для залезания наверх по канату. Поэтому, необходимо изыскивать методические приемы, которые позволяют обучать захвату каната ногами и технике лазания в облегченных условиях.
Многолетний опыт обучения показывает, что изучение захвата каната ногами в облегченных условиях, сидя на скамейке, с использованием гимнастической палки, и затем непосредственно в висе на канате, имеет слабый положительный перенос. Жесткая прямая палка не позволяет занимающимся правильно выполнять имитацию захвата каната ногами, сжимая его стопами, голенями и коленями. Отсюда и трудности в его выполнении непосредственно в висе на канате.
Такой прием, учителя используют скорее для увеличения моторной плотности урока, чем для получения положительного результата. Но если есть старый канат, можно его разрезать на куски и использовать куски каната вместо гимнастических палок. Это более удачный вариант для изучения захвата ногами, чем использовать палки.
Рис 1. Захват каната ногами
Одним из известных приемов обучения лазанию в облегченных условиях является лазание по канату с использованием гимнастической стенки. Для этого канат в спортзале должен быть подвешен рядом с гимнастической стенкой. Он пропускается через ее верхнюю рейку, которая находится впереди остальных реек. Таким образом, канат оказывается рядом с рейками гимнастической стенки. Занимающиеся осваивают технику лазания, держась руками за канат, а ногами опираются на рейки. При таком обучении им проще выполнять движения и исправлять возникающие ошибки.
Существуют и другие приемы обучения лазанию по канату, не требующие какого-либо специального оборудования. Так, если есть запасной канат, можно обучать технике лазания в положении лежа на спине. Занимающийся ложится на спину под горизонтально натянутый канат (либо ученики удерживают канат за концы, либо он привязывается к чему либо, например, к гимнастической стенке). (рис.2).
Выполняя технические действия лазания, обучающийся «скользит» на спине вдоль каната. Таким образом, в облегченных условиях, осваивается и захват каната ногами, и последовательность действий при лазании. На рисунках 3-8 показано использование «горизонтального» каната для обучения техники лазания в три приема.
Рис 2. Горизонтальное положение каната.
Рис 3. Сгибание и захват каната ногами, лежа на спине.
Рис 4. Разгибание ног и сгибание рук.
Рис 5. Перехват руками.
Рис 6. Сгибание и захват каната ногами.
Рис 7. Разгибание ног и сгибание рук.
Рис 8. Перехват руками
Использование данного приема создает у занимающихся более качественное представление о технике лазания по канату, и при показе упражнения, и при его апробировании. Визуальный контроль своих действий с канатом формирует положительный перенос этого упражнения, для его выполнения непосредственно в висе.