Подготовил учитель физической культуры
МОУ «Никулинская СОШ»
Наводей Владимир Егорович
Самоанализ урока физической культуры в 5 классе.
Раздел: Футбол
Тема урока: Совершенствование технических и тактических действий в футболе. Личная защита.
Цель урока: Способствовать закреплению двигательных навыков в футболе.
Задачи урока:
1. Совершенствовать передачу мяча в движении.
2. Закрепить групповые действия в нападении. Освобождение от опеки игроков. Совершенствовать командные действия при личной защите.
3. Развивать у обучающихся находчивость, сообразительность, инициативу, умение взаимодействовать в коллективе.
4. Повышать функциональные возможности организма.
Урок проводился в 5 классе, согласно списочного состава - 3 мальчика и 4 девочки.
Конспект урока соответствует рабочему плану и программным требованиям данного возраста.
Обучающиеся к началу урока были в спортивной форме, что сразу настраивает учащихся на рабочий лад. Подготовлен спортивный инвентарь для каждого ученика.
Урок начался с построения. Ясно и четко были объявлены цели и задачи урока, сделан акцент на то, как поставленные задачи взаимосвязаны с изученным ранее материалом.
Подготовительная часть урока длилась 7-8 мин., ОРУ проводились в движении, в процессе выполнения которых были задействованы все группы мышц. Был использован метод рассказа и показа.
С первой минуты урока обучающиеся работали с футбольными мячами, что способствовало развитию координационных способностей. В подготовительной части упражнения выполнялись поточным методом с использованием всей полезной площади спортивной площадки.
Основанная часть урока продолжалась 31-32 мин.
Построение урока соответствовало дидактическим принципам (от простого к сложному; принцип сознательного отношения и др.)
При выполнении первой задачи обучающиеся совершенствовали навыки передачи мяча, которые применялись и при выполнении второй задачи, но уже в более сложной форме – в групповых взаимодействиях в защите, приближенных к игровой ситуации.
В процессе проведения основной части урока я использовал основные принципы организации деятельности:
• Принцип опоры на индивидуальные особенности каждого ученика
• Принцип саморазвития
• Принцип целостности был применен при решении воспитательных задач, где поощрялись позитивные возможности каждого ученика
• Принцип гуманных отношений – доброжелательный тон, взаимопонимание, содействие ученику в разрешении поставленной задачи.
В основной части урока я применил метод проблемного изложения материала при объяснении второй задачи – тактическое взаимодействие в личной защите. Считаю что, объяснение активизировало продуктивную мыслительную деятельность путем создания у обучающихся тактической ситуации с последующим предложением по ее разрешению, т.е. целостного практического показа группы учеников в медленном, а затем в быстром темпе.
Длительность заключительной части урока составила 5-6 мин, где были использованы упражнения на восстановление в виде жестов судьи. Подведены итоги урока с анализом выполнения поставленных задач. В подготовительной и заключительной части урока использованы поточный способ, а в основной – групповой, поточный и индивидуальный.
На протяжении всего урока мною использовались методы стимулирования и мотивации. Стиль общения с учениками доверительный, построен на взаимном уважении. Учащиеся между собой проявляли находчивость, умение взаимодействовать в группах.
В процессе урока наблюдалась мотивация ученика на занятие: учащиеся любят футбол, хорошо осваивают технические и тактические действия. При выполнении заданий прослеживается то, что обучающиеся получают удовлетворение в своих личностно-ориентированных потребностях, которые выражены в использовании полученных умений и навыков в пределах проведенного занятия.
При организации обеспечения учебного занятия было уделено внимание на:
• Целостность использования форм организации занимающихся;
• Целостность использования времени на занятия (объяснение, показ, выполнение упражнений, активный отдых);
• Соблюдение техники безопасности (интервал, дистанция).
При решении оздоровительной задачи было уделено внимание на функциональное состояние учащихся, сочетание нагрузки с активным отдыхом.
При решении воспитательной задачи я уделял внимание дисциплине, взаимодействию в коллективе при выполнении групповых упражнений. Старался создать доверительную обстановку и развитие такого качества, как уверенность в себе.
Индивидуальная работа прослеживается через планирование нагрузки, которая соответствует данному этапу подготовки, осуществлению контроля по предупреждению и исправлению ошибок.
Проведённый урок соответствует поставленным задачам. Задачи этого урока работают на перспективу, т.к. полученные технико-тактические навыки будут использованы в учебной игре по футболу.
Благодаря разнообразию форм и методом построения уроков, у обучающихся повышается интерес к дальнейшим занятиям футболом.