20 скакалок, 2 флажка(красный и зеленый), 3 гимнастические скамейки, 30-40 гимнастических палок, 10-15 стоек для обводки мячей.
Место проведения: физкультурный зал или спортивная площадка.
Учащиеся строятся в шеренгу. Учитель ставит перед ними задачу славно потрудится в лесу. После расчета первые номера,получив скакалку, набрасывают ее на плечи вторым, протягивают руки и берут за концы, образуя упряжки. Впереди- лошадка,за ней- лесоруб. Пора отправляться в лес.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
20 скакалок, 2 флажка(красный и зеленый), 3 гимнастические скамейки, 30-40 гимнастических палок, 10-15 стоек для обводки мячей.
Место проведения: физкультурный зал или спортивная площадка.
Учащиеся строятся в шеренгу. Учитель ставит перед ними задачу славно потрудится в лесу. После расчета первые номера ,получив скакалку, набрасывают ее на плечи вторым, протягивают руки и берут за концы, образуя упряжки. Впереди- лошадка ,за ней- лесоруб. Пора отправляться в лес.
По сигналу учащиеся движутся в колонне по одному. Дорога узкая и крутая, надо ехать осторожно, не обгоняя друг друга. После дополнительного сигнала первая упряжка изменяет скорость и направление движения, продвигается по диагонали, «змейкой»и т.п. Движение замедляется, когда ребята проезжают по мосту(гимнастическая скамейка), преодолевают различные препятствия.
И вот, наконец, все в лесу. Учащиеся образуют большой круг. Это поляна, вокруг которой растут ели и сосны(стойки). Каждая пара останавливается у своего дерева. Сняв упряжь, все превращаются в лесорубов. А лесорубы, известно, народ сильный, закаленный. Перед началом работы они выполняют комплекс подготовительных упражнений с гимнастической палкой.
И.п.- стойка ноги врозь, палка внизу(широкий обхват обеими руками).1- палку вверх, подняться на носки; опускаясь на полную ступню, палку вниз –назад (выкрут); 3- палку вверх, подтянуться на носки;4-и.п
Закончив разминку, дети вслед за учителем произносят «Мы в лесу трудиться будем, лес конечно, нужен людям. После рубки по порядку выйдем дружно на посадку». Занимающиеся дружно выполняют движения, имитирующие труд лесоруба.
«Пилим старые деревья»
Стоя в положении ноги врозь, в парах лицом друг к другу, лесорубы держат обеими руками концы гимнастических палок и имитируют спиливание деревьев. Педагог дает указания, чтобы учащиеся пилили ровнее, то чаще, то медленнее. Объявляется небольшой отдых, затем вновь работа. И вот дерево трещит(имитация), вот-вот упадет. Надо быстро осторожнее. По команде «Деревья падают!» учащиеся разбегаются в стороны, в безопасные места.
«Очистка деревьев»
Учитель обращается к учащимся с предложением занять свои места на вырубке и обрубить у деревьев ветки и сучья. Учащиеся, расположившись вдоль ствола дерева(гимнастическая скамейка), поднимают топоры(гимнастические палки) над головой и имитируют рубку ветвей и сучьев. Рубит надо осторожно, наставляет педагог, то наклоняясь, то поднимаясь. Упражнение выполняют под счет или хлопки в ладоши.
«Укладка ветвей и погрузка бревен в машину»
Дети образуют бригады по 12-14 человек и начинают укладывать ветви, скатывать к месту погрузки очищенные стволы деревьев. Каждая бригада по команде учителя хватом сверху берет свою скамейку и переносит в указанное место. Затем, поднимая и опуская скамейки, учащиеся имитируют погрузку леса.
«Посадка леса»
Гимнастические палки вновь становятся лопатами, школьники имитируют процесс посадки саженцев на месте вырубленного леса. Учитель советует, как лучше справится с заданием по восстановлению леса, с этой очень нужной работой.
«Отдых в лесу»
Сигнал отбоя: лесорубы устали, пора отдохнуть. Надо обязательно разогнуть спину. Сидя на скамейке, учащиеся медленно поднимают руки вверх, подтягиваются, опускают руки на колени, наклоняя голову вперед- вниз. Упражнение выполняют 5-6 раз. Звучит команда собираться домой. Учащиеся старательно складывают рабочий инструмент(скакалки, палки и пр.), строятся, вновь образуя упряжки и движутся сначала медленно(ходьба), затем быстрее(бег в среднем темпе). При красном свете светофора(красный флажок) возвращающиеся домой лесорубы останавливаются, при зеленом продолжают движение. В заключительной части урока подводят итоги игры.
Задание на дом: прыжки через скакалку на одной и обеих ногах с вращением скакалки назад.
Урок №
«Водители»
Задачи:
1.Закрепить знание ранее изученных правил дорожного движения, выполнение строевых упражнений.
2.Развивать у учащихся способность ориентироваться в пространстве, передвигаться на ограниченных участках площадки.
3.Содействовать формированию правильной и быстрой реакции на звуковые и световые сигналы.
Оборудование и инвентарь: разноцветные(красный, желтый, зеленый)флажки, 30-40 скакалок, кубики, гантели.
Место проведения: физкультурный зал или спортивная площадка.
«Повторение правил дорожного движения»
Вдоль боковой стены зала (или на площадке) нанесена линия, на которой размечены места стоянки автомобилей и расположение гаража. Расстояние между ними должно быть такое, чтобы могли разместиться пять человек. В центре зала разметка обозначает улицу и; два пешеходных перехода. Один из учеников (регулировщик) держит в левой руке три цветных флажка. Юные водители строятся рядом с гаражом у своих машин. Учитель предлагает им запомнить места стоянки. Перед выездом учащиеся хором произносят: «Раз-два-раз-раз, сел за руль я на КАМаз! Детвора, детвора, в путь-дорогу нам пора!» Готовясь к рейсу, водители выполняют комплекс упражнений со скакалкой.
1.И.п.-о.с, скакалка, сложенная вдвое, за головой в согнутых руках. 1-поворот туловища влево, скакалку вверх, натянуть; 2-й. п. То же в другую сторону, 4-6 раз.
И.п.- о.с., скакалка, сложенная вчетверо за головой. 1-3 - пружинящие наклоны вперед, растягивая скакалку; 4 - и. п. 7-8 раз.
И.п.-стойка ноги врозь, сложенная вдвое скакалка на шее, руки согнуты. 1 - наклон влево, опуская левую руку и сгибая правую за голову; 2 - и. п. То же в другую сторону. 5-7 раз.
И.п- о. с., натянутая скакалка сзади под пяткой левой ноги. 1 - наклон вперед, левую ногу со скакалкой назад; 2-3 - равновесие на правой; 4 - и. п. То же с другой ноги. 4-5 раз.
И.п.- стоя на скакалке, удерживая концы ее обеими руками. 1-3 - глубокие пружинящие приседания, натягивая скакалку прямыми руками вперед; 4 - и. п. 8-11 раз.
И.п. - сед ноги врозь, руки в стороны, скакалка сзади. 1-3, - медленный поворот влево, натягивая скакалку руками; 4 - и. п. То же в другую сторону. 6-7 раз.
И.п. - лежа на животе, скакалка, сложенная вдвое, вверху, руки прямые. 1 - отводя прямые ноги назад и поднимая руки, растянуть скакалку, прогнуться; 2- й. п. 5-7 раз.
После короткой разминки юные водители садятся за руль. Звучит сигнал, и автомашины выезжают из гаража, движутся по улицам, придерживаясь правой стороны. Водители стараются не превышать скорость (медленный бег), избегать скопления машин. Одновременно они следят за тем, какой флажок поднят в руке регулировщика. Красный свет стоп! Регулировщик поднял желтый флажок - убедись в безопасности движения и жди зеленого света. Зеленый - продолжение движения.
Когда первые машины тормозят у светофора, остальные, соблюдая дистанцию (2-3 м), тоже останавливаются.
«Движение по улице».
Имитируется движение транспорта с остановками возле пешеходных переходов. При сигнале учителя «Обочина» юные водители едут медленнее (переходя с бега на ходьбу) и подпрыгивая на обеих ногах до подачи сигнала «Асфальт». По этому сигналу учащиеся переходят на медленную ходьбу, соблюдая равнение в колонне по одному, и затем по сигналу «Обгон» переходят на бег и поочередно обходят друг друга слева. На погрузочной станции водители, поднимая небольшие предметы (гантели, кубики), погружают их в кузова машин и заводят двигатель (круговые движения правой рукой в полуприседе).
Закончив рабочие рейсы, ребята приступают к мытью своих машин. Каждый, держа в руках шланг (скакалку), имитирует мойку машины, выполняя приседания, наклоняясь в разные стороны. Учитель отмечает тех, кто лучше это сделал. Одновременно он, исполняя роль инспектора ГАИ, называет лучших водителей, успешно справившихся со всеми заданиями. После этого машины направляются в свои гаражи.
Задание на дом: повторить упражнения со скакалкой.
Урок №
«Юные строители».
Задачи:
1. Повторить комплекс упражнений с набивными мячами (вес 1-2 кг),
Оборудование и инвентарь:30-40 набивных мячей (можно использовать и мячи для спортивных игр),5-6 гимнастических матов, кусочки фанеры или картона (по 3-4 на каждого ученика). 30-40 гимнастических палок,4-6 планок для прыжков в высоту.
Место проведения: физкультурный зал.
После принятия рапорта и приветствия учитель обращается к учащимся с вопросом: кто построил школу, в которой они учатся? Дети отвечают: строители. Так начинается краткая беседа о профессии строителя, о новостройках в родном городе, поселке, селе. Учитель объясняет ребятам, что, для того чтобы стать строителем, надо многое уметь, быть хорошо физически подготовленным. Строители это смелые, ловкие и сильные люди, владеющие точными, экономными движениями, обладающие хорошо развитым чувством равновесия, особенно необходимым при работе на высоте.
Учитель предлагает ребятам выполнить комплекс упражнений с набивными мячами.
1.Учащиеся становятся в круг, у каждого четвертого в руках набивной мяч. Передача мяча двумя руками влево и вправо.
2.И.п -то же, интервал между учащимися 2 шага. Передача мяча броском снизу по кругу.
3.И.п. - стойка ноги врозь, мяч в обеих руках внизу. 1 - согнуть руки; 2 - и. п.
4.И.п. - то же. 1 - руки согнуть; 2 - руки вверх; 3 -руки согнуть; 4 - и, п.
5.И.п. - стойка ноги врозь, мяч у груди. 1 - бросить мяч вверх; 2 - поймать двумя руками.
6.Учащиеся становятся в два круга (один в другом), лицом друг к другу. Броски мяча партнеру двумя руками от груди.
7.И.п.- то же. Броски мяча партнеру двумя руками из-за головы.
8.И.п. - то же, но стоя ноги врозь в затылок друг другу. Передача мяча между ног.
9.И.п. - то же. Передача мяча двумя руками сверху над головой.
Учащиеся строятся в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 2 м. Броски мяча в парах двумя руками снизу, из-за головы, одной рукой от плеча. «A сейчас,- объявляет учитель после выполнения упражнений, - мы все - члены ученической строительной бригады, отправляемся на далекую стройку». Дети имитируют посадку на самолет (поднимание по трапу), перелет и приземление на месте строительства.
«Разгрузка строительных материалов».
Класс делится на 2-3 бригады, располагающиеся на расстоянии 2-3 м друг от друга. Учитель сообщает, что прибыла машина с кирпичом (набивные мячи), поэтому надо надеть рабочие рукавицы и приступить к разгрузке. Дети передают кирпичи друг другу и складывают в одно место. Прибывает следующая машина (двое ребят имитируют движение машины). На этот раз привезли для сооружения стен и перекрытий этажей. Панели- это гимнастические маты, которые необходимо разгрузить, уложить на место и надежно скрепить (с помощью скакалки).
«Укладка плитки и паркета».
Для этого используют квадраты, вырезанные из фанеры или картона, которыми ребята выкладывают пол в указанном месте.
«Покраска дверей и окон».
Дети получают кисточки (гимнастические скакалки, сложенные вчетверо), влезают на 3-4-ю рейку гимнастических стенок и имитируют работу маляра. Учитель (бригадир) обращает внимание на то, чтобы ребята работали старательно, экономно расходовали краску.
«Строительство железной дороги».
Построив жилые дома, школьники приступают строительству железной дороги. Постукивая по полу гимнастическими пачками, учащиеся проверяют плотность почвы под будущей трассой. Затем одна бригада укладывает на определенном расстоянии шпалы (гимнастические палки) вдоль зала, а другая отправляется на погрузку и доставку рельсов (планки для прыжков в высоту). Проложив новую ветку железной дороги, учащиеся, взявшись за локти, имитируют движение поезда, проверяют надежность своей работы.
Закончив работу, учащиеся проходят круг по залу, выполняя дыхательные упражнения. В заключение учитель объявляет благодарность лучшей бригаде, особо отличившимся строителям.
Задание на дом: мальчикам выполнять упражнение на развитие силы, девочкам - на развитие гибкости.
Урок №
«Десантники».
Задачи:
1. Совершенствовать навыки выполнения упражнений в равновесии.
2. Содействовать развитию смелости и ловкости.
3. Прививать ребятам любовь к летному делу.
Оборудование и инвентарь: ранцевые портфели для каждого учащегося (дети приносят сами), 2-3 гимнастические скамейки, бревно, стенка, 4 гимнастических мата.
Место проведения: спортивный зал.
В начале занятия учитель сообщает учащимся, что сегодня у них пройдет необычный урок, что все они на эти 45 мин. станут десантниками. А это люди сильные, смелые, отважные и отлично подготовленные. Десантники должны хорошо ориентироваться в обстановке, обладать чувством равновесия. Вот почему для начала учитель предлагает
классу выполнить упражнения в равновесии на гимнастических скамейках и бревне.
Упражнения на гимнастической скамейке.
1.Ходьба по гимнастической скамейке со сменой положения рук: в стороны, вниз, на пояс, вперед, к плечам.
2.Ходьба приставными шагами левым (правым) боком вперед с различными положениями рук.
3.Ходьба с предметами, поддерживая их руками над головой (обруч, скакалка, набивные мячи и пр.).
4.Ходьба с подбрасыванием и ловлей мяча.
5.Ходьба с перешагиванием через набивные мячи.
6.Ходьба с подбрасыванием, ударами об пол и ловлей мяча.
7.Ходьба с хлопками в ладони под поднятой ногой.
8.Ходьба по наклонной гимнастической скамейке.
9.Ходьба с предметом в левой (правой) руке (булавой, мячом, скакалкой).
10.Ходьба по бревну с приседанием, опусканием на одно колено, вставанием с помощью рук, прыжками на месте толчком обеих ног, поворотами на носках на 90-180° (руки в стороны).
11.Ходьба приставными и переменными шагами вперед, назад, левым (правым) боком.
12.Быстрая ходьба по бревну и рейке гимнастической скамейки.
Игру ребята начинают речовкой: «Мы в десантники пойдем, никогда не подведем! Будем прыгать и летать, все приемы будем знать!» Учащиеся надевают «парашюты» - свои ранцевые портфели и по очереди прыгают с гимнастической скамейки, стараясь правильно и мягко приземляться на носки. Затем проходят по бревну, преодолевают различные препятствия, передвигаются по- пластунски.
После предварительной подготовки следует небольшой инструктаж руководителя полета (учителя) и начинается посадка на самолет. Юные десантники поднимаются по трапу - на 3-5ю рейку гимнастической стенки и вылетают со взлетной полосы - съезжая вниз друг за другом по двум-трем гимнастическим скамейкам, укрепленным наклонно. Затем, расправив крылья - подняв руки в стороны ладонями вниз, - юные десантники передвигаются медленным бегом, имитируя полет самолета, работу его двигателей с поочередными наклонами туловища влево и вправо. Самолеты, летя друг за другом, приближаются к цели: вновь по гимнастической скамейке учащиеся взбираются на рейки гимнастической стенки (высота 1-1,2 м). Звучит команда «Приготовиться к прыжку!». Юные парашютисты поочередно, соблюдая осторожность, прыгают вниз и направляются к месту сбора, где их ожидает руководитель (учитель). Здесь они получают последние указания: передвигаясь по-пластунски, десантники должны преодолеть участок железной дороги (две скамейки, установленные параллельно), подняться и короткими перебежками достичь речки.
Переправы в указанном месте не оказалось. Приходится использовать подручные средства. Дети выстраиваются вдоль гимнастических скамеек (это средства переправы), находясь к ним правым боком. Подняв скамейки, учащиеся переносят их к месту переправы, опускают и начинают двигаться заранее обусловленным способом: опираясь руками о скамейку, ноги врозь, скамейка между йог; передвигаются вперед, поочередно перебирая ее руками, затем толчком обеих мог с выносом прямых рук вперед совершают прыжок, имитируя таким образом завершение переправы через водную преграду. «Но сейчас, - говорит педагог, - переправившись через речку, мы попали в болото, выбраться отсюда можно лишь прыжками по кочкам». На определенном расстоянии друг от друга на полу обозначены круги. Дети прыгают из одного круга в другой, имитируя прыжки по кочкам. Позади заболоченная местность. Юные десантники делают привал, во время которого учитель подводит итоги игры.
Задание на дом: перемещаясь приставными и переменными шагами по ограниченной площади, сделать 2-3 короткие пробежки.
2. Воспитание творческого отношения к игре, дисциплинированности и раскованности, ловкости.
3. Закрепление представления о бережном отношении к природе, воспитание любви к родному краю.
4.Ознакомление с элементами посильной детской помощи работникам леса.
Место проведения: спортивный зал.
Оборудование инвентарь: 3 гимнастические скамейки, гимнастические палки и ленточки по количеству учащихся.
Водная часть. 10 мин.Построение, рапорт, приветствие. Следить за равнением в шеренге. Обратить внимание на форму занимающихся.
Сообщение задач урока. Учитель: «Ребята, сегодня в школу поступила телеграмма от лесника. В ней сказано: «Лес гибнет, много сухостоя, хвороста. Нужна помощь». А вы знаете, что такое сухостой?» Учащиеся: «Это сухой лес, высохшие деревья» Учитель: «А могли бы вы очистить лес и помочь леснику?» Учащиеся: «Можем!»
Учитель: «Тогда отправимся скорее спасать лес. Ведь сегодня вы санитары леса».
Звучит строевая команда. «Направо! В обход зала налево марш!» Дети выполняют поворот, в колонне идут по кругу. Следить за четкостью выполнения. (Далее строевые команды, используемые на уроке, опущены.) Учитель: «Мы идем узкой лесной тропинкой. Посмотрите вокруг. Слева и справа от нас высокие ветвистые ели, белоствольные березы и другие деревья, дарящие нам кислород. В лесу самый чистый воздух. Вдохните глубоко. Это полезно для здоровья. Вдох... Выдох... Вдох... Выдох...»
Учащиеся делают глубокий вдох, разводя прямые руки через стороны вверх и, потянувшись на носках (прямая спина), выполняют выдох, опуская руки вниз.
Учитель: «Лес это не только здоровье, но и большая кладовая. Посмотрите, как много здесь грибов. Давайте их соберем в корзинки».
Учащиеся выполняют наклоны вперед - влево, вперед- вправо (ноги в коленях не сгибать), имитируя сбор грибов (срезав гриб, кладут его в корзинку). Учитель: «Ребята, собирая грибы, вы и не заметили, как вошли в орешник. А орехов-то здесь сколько!»
Учащиеся, потянувшись на носках, прямые руки вверх, спина прямая, имитируют сбор орехов.
Учитель: «Богатый и чудесный лес кончился. У нас полные корзинки грибов и карманы битком набиты орехами. А впереди большой овраг. Давайте спустимся к ручью».
Учащиеся как бы спускаются по склону оврага. Идут осторожно, повернувшись боком, выносят вперед правую ногу и затем приставляя к ней левую. Ноги полусогнуты, руки слегка приподняты.
Учитель: «Посмотрите! Чьи-то заботливые рук перекинули через ручей бревно. Пойдем по нему».
Учащиеся потоком идут друг за другом по гимнастической скамейке, вытянув прямые руки в стороны. Шаг с носка с переходом на пятку. Смотреть прямо перед собой.
Учитель: «Бревно закончилось. А впереди еще вода, но бояться нечего. Здесь неглубоко. Можно пройти босиком».
Учащиеся поочередно осторожно вступают в воду и идут, высоко поднимая колени. Спина прямая, руки на пояс. Смотреть перед собой. Учитель: «А сейчас нужно преодолеть топкое место. Чтобы не увязнуть, старайтесь прыгать с кочки на кочку».
Учащиеся, как бы преодолевая трясину, прыгают с кочки на кочку, выполняя прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед. Толчок с носка, высоко поднимая колено. Приземляться, слегка сгибая ноги в коленях.
Учитель: «Отлично. Ну а теперь вперед и вверх. Выберемся из оврага».
Учащиеся, имитируют подъем по склону оврага, выполняя ходьбу в упоре стоя согнувшись. Ноги в коленях не сгибая.
Учитель: «Вот мы и пришли. Здесь лес совсем не похож на тот, что мы проходили в начале пути. Посмотрите вокруг. Сколько тут высохших деревьев, сломанных сучьев. Как тут грязно и неуютно».
Основная часть. 25 мин.
Построение в колонну по три.
Учитель: «Путь наш был дальний и трудный. Все немножко устали, чтобы сразу начать работать. Давайте присядем и немного отдохнем на этих поваленных деревьях».
Учащиеся садятся на гимнастические скамейки, стоящие напротив каждого отделения (всего три).
Учитель: «А теперь измерим площадь загрязненного леса, которую мы будем убирать».
«Землемеры».
Каждое отделение получает гимнастическую палку (условно сажень). Направляющий отделения располагается на старте. По сигналу он начинает измерять своей палкой расстояние до финиша (при каждом промере палка кладется на пол). (Расстояние между стартом и финишем 10м.) Закончившего промер меняет следующий участник его команды. Отделение, быстрее и точнее измерившее расстояние, объявляется победителем.
Учитель; «Отдохнув и узнав объем нашей работы, мы могли бы начать работать. Но лесник напоминает, что. работая топорами и пилами, всегда нужно быть осторожными, чтобы не поранить ни себя ни товарищей. Умеете ли вы обращаться с этими инструментами? Покажите».
Учащиеся получают гимнастические палки топоры. По сигналу каждый игрок ставит себе на ладонь одной руки палку и старается удержать ее в вертикальном положении. Следить за координацией движений. Учащиеся не должны мешать друг другу.
Учитель: «Хорошо! С этим заданием вы справились. А сейчас распилим высохшие деревья, на которых вы отдыхали».
Повернувшись лицом к гимнастической скамейке -лежащему дереву, учащиеся наклоняются, оперевшись левой рукой о скамейку, а правой держа гимнастическую палку (условно ножовку) над скамейкой, и имитируют распиливание дерева. Ноги врозь, спина полусогнута. Темп движения палкой меняется (медленно, быстро).
Учитель: «Ребята, вокруг много высохших деревьев, которые еще стоят. Давайте их спилим или надрубим».
Учащиеся имитируют спиливание и надрубку деревьев. Учитель: «Дерево уже трещит, сейчас упадет. Будьте осторожны!»
По четкой команде учителя отбегают в безопасное место - в противоположную сторону от подающего дерева.
Учитель: «Все целы и невредимы? Молодцы! Пойдемте теперь к упавшим деревьям, и очистите их от сучьев. Будьте внимательны! Не мешайте друг другу. Работайте осторожно».
Учащиеся располагаются вдоль ствола дерева - по обе стороны от гимнастической скамейки - и имитируют обрубку сучьев, поднимая гимнастическую палку (топор) над головой в обеих руках, поочередно наклоняясь и выпрямляясь (упражнение выполняется подсчет).
Учитель: «Прибыли машины, надо погрузить на них спиленные и очищенные деревья. Но сначала уберем сучья, сложим инструменты».
Командир отделения организованно, без суеты собирают гимнастические палки, связывают и кладут в указанном месте.
Учитель: «Вместе дружно поднимем деревья и погрузим на машину». Учащиеся каждого отделения берут свою скамейку и переносят ее на указанное учителем место. Затем, поднимая и опуская скамейку несколько раз, ребята j имитируют погрузку спиленных деревьев.
Учитель: «Посмотрите вокруг. Какие вы молодцы! Как в лесу стало чисто и красиво! Вот какую замечательную лесную опушку вы расчистили. Браво, санитары леса! А теперь отдохнем и поиграем с лесными жителями. Ой, кто это?»
Учитель выдает детям ленточки и спрашивает у каждого, кто он. Учащие- получив ленточки, завязывают их за пояс сзади (условно хвост) и называют Лесного зверя, которого они изображают, например лиса, заяц, медведь и др. Один игрок не получает ленточку. Он водящий. По сигналу водящий старается догнать перебегающих зверей и оторвать хвостик выдернуть из-за пояса у ребят ленточку. Потерявший хвостик выбывает из игры. По окончании игры подсчитывают количество ленточек. Игра повторяется. Только теперь водящими становятся игроки, выбывшие раньше всех (не более пяти). Их задача собрать как можно больше ленточек.
Заключительная часть. 5 мин.
Построение в шеренгу.
Учитель: «Какую роль вы сегодня выполняли?»
Учащиеся: «Мы были санитарами леса».
Учитель: «А что вы сегодня делали?»
Учитель перечисляет по порядку различные действия.
Учащиеся, услышав выполняемое на уроке действие, поднимают руки вверх, давая таким образом ответ «Да!». Если же действие на уроке не выполняли, они должны дать ответ «Нет!» и присесть на корточки. Учитель выдерживает паузу между перечислениями и в конце отмечает самых внимательных. Подведение итогов урока-игры.
Домашнее задание: мальчикам выполнять сгибание и разгибание рук в упоре лежа, девочкам упражнения на гибкость, всем вместе - помогать старшим и малышам. И, конечно, еще раз всем напоминает, что надо очень бережно относиться к нашему лесному богатству, оказывать помощь работникам леса, не только на импровизированном игровом уроке, но и в практической жизни.
Урок №
«Поездка на речку».
Задачи:
1.Совершенствовать технику плавания различными способами; развивать координационные способности.
2. Развивать творческую инициативу в игре, воспитывать бережное отношение к природе родного края, в том числе к обитателям рек и озер.
Оборудование и инвентарь: 2 гимнастические скакалки и 4 гимнастических мата.
Место проведения: спортивный зал.
Вводная часть (15 мин.).
Построение, рапорт, приветствие. Обратить внимание на форму занимающихся, равнение в шеренге. Сообщение задач урока-игры: «Ребята, представьте, что сегодня летний жаркий день. И я предлагаю вам поехать на речку отдохнуть и поплавать. Ведь вы любите купаться?» (Ответы детей.) «Речка находится далеко. Нам нужно ехать на поезде. Сцепить вагончики». (Дети становятся в колонну, берут впереди стоящего за локти. Здесь и далее строевые команды, используемые на уроке, опущены.) «Ту-у-у-у-у-у-у! Поехали!» (Дети имитируют движение поезда. Идут друг за другом, произнося хором: «Чух! Чух! Чух!» Движение от медленного к быстрому; в полуприседе; в полном приседе.)
«Вот мы и прибыли. Ш-ш-ш-ш-ш...». (Дети останавливаются. Выходят к «речке», образуя круг.) «Прежде чем начать купаться, давайте вспомним те виды плавания, которые мы знаем. Назовите их». (Дети отвечают: «Кроль», «Брасс», «Кроль на спине», «Баттерфляй», «По-собачьи», «Моторчиком».)
«Хорошо. А теперь попробуем выполнить плавательные упражнения на суше». (Дети по команде учителя выполняют общеразвиваюшие упражнения. Следить за техникой выполнения плавательных упражнений и дыханием. Движения выполняют каждым способом в течении 1 мин.)
«Плавание упрощенным брассом».
И. п. - туловище наклонено вперед, руки впереди, перед собой, ладонями наружу; ноги прямые, вместе. Симметрично и одновременно спереди назад через стороны выполняется гребок до линии плеч. После окончания гребка ноги слегка сгибаются в коленном и тазобедренном суставах и возвращаются в и. п.
«Плавание баттерфляем».
И.п. ноги вместе, полусогнуты, спина прямая, руки согнуты в локтях, ладонями внутрь. Гребок выполняется одновременно двумя руками спереди назад, вдоль туловища, вверх. Ноги выпрямляются. Потягиваясь на носках, прогнув спину, задержать на мгновение руки над головой и возвратиться в и. п.
«Плавание по-собачьи».
И.п. спина прямая, подбородок высоко поднят, руки согнуты в локтевых и кистевых суставах перед грудью, ноги прямые. Выполняются сильные попеременные гребки в направлении спереди назад без выноса рук к линии плеч. Во время гребка локти удерживаются на линии груди. Ноги работают переменно вверх, вниз, слегка сгибаясь.
«Плавание вольным стилем».
И. п. туловище наклонено, голова опущена, руки вытянуты вперед, ноги вместе. Руки попеременно движутся спереди назад до бедра, возвращаются в и. п. Одновременно с движением руки выполняется поворот головы (левой руки - вправо, правой - влево).
«Плавание на спине».
И. п. - тело располагается таким образом, что голова, туловище, таз, ноги составляют прямую линию; прогнуться в груди, опустить слегка подбородок. Гребки осуществляют вначале одновременно, а затем попеременно. Руки выполняют круговые движения вдоль туловища по направлению спереди назад. Локти прижаты к туловищу. При одновременном движении рук потягивание вверх на носках. При попеременном попеременный подъем пяток от пола, слегка сгибая ноги в коленях.
Основная часть (20 мин). «Ну, вот мы и вспомнили основные стили плавания. Пора и в воду. Но помните: на воде нужно быть осторожными, не заплывать на глубину и далеко, не мешать друг другу в воде, следить за дыханием, не заглатывать воду, не нырять, не зная дна». (Закрепить правила поведения и безопасности в воде.) «А сейчас мальчики подойдут к воде, затем девочки». (Дети подходят к линии старта и по сигналу учителя, продвигаясь до линии финиша, имитируют плавательные движения одним из стилей по выбору - кто быстрее. Не пересекать друг другу дорожку. Следить за движением рук. Упражнение повторяют 3-4 раза. Расстояние от старта до финиша 20м.)
«А кто из вас любит нырять в воду с вышки?» (Ответы детей.) «Давайте поныряем. Вот вышка... Взберемся на нее». (Дети потоком взбираются по гимнастической скамейке в положении лежа, вытянув руки вперед. Захватывая руками, край скамейки, потягиваются до уровня плеч. Взобравшись на скамейку, становятся на ее край и спрыгивают «в воду» - на гимнастические маты. Гимнастическая скамейка установлена под углом 30 к гимнастической стенке. Спина прогнута, руки прямые. При приземлении ноги сгибаются в коленях.)
«Наплававшись и нанырявшись. немножко отдохнем и понаблюдаем за речными обитателями. Скажите, кто живет в реках и озерах?» (Дети отвечают.) «А вот и щука. Давайте с ней поиграем. Вы будете карасями. (Проводится игра «Караси и щука». Один игрок назначается водящим. Он щука. Его место в центре площадки. По сигналу учителя все остальные дети I караси должны перебежать с одной стороны площадки на другую так, чтобы щука не поймала их. Как только щука поймает 3-4 карасей, все они берутся за руки, образуя круг невод. Следить за соблюдением правил игры, эмоциональным состоянием детей. Проводится игра «Невод». Дети - караси должны проскочить через невод, не попасться щуке, которая поджидает их за неводом, и добраться до финиша. Когда пойманных карасей станет 8-10, образуется несколько неводов. Игру повторяют. Задача карасей усложняется, поскольку им нужно преодолеть уже 3-4 невода и не попасть в них. Если пойманных карасей будет больше, чем не пойманных, то образуется как бы коридор из пойманных карасей, через который должны будут пробежать оставшиеся. Щука находится у выхода из коридора и старается поймать оставшихся карасей. Кто будет пойман последним, тот и победитель.)
Заключительная .часть (5 мин.).
(Дети образуют общий круг, взявшись за руки ). «Вот и подходит к концу этот летний жаркий день. Всем нам пора домой. Давайте-ка проверим - никого мы не потеряли на речке, все ли на месте?»
Проводится игра «Отгадай, чей голосок».
Дети, держась за руки, идут по кругу и произносят: «Вот построили мы круг. Повернемся разом вдруг...». Поворачиваются и идут в обратную сторону, продолжая: «А как скажем: «Скок! Скок! Скок!» отгадай, чей голосок?» В центре круга - водящий с закрытыми глазами. Прослушав речитатив, водящий открывает глаза и старается отгадать, кто из игроков произнес слова: «Скок! Скок! Скок!». Если он угадывает, то водящим становится игрок, который говорил, и они меняются местами. Слова: «Скок! Скок! Скок!» произносит один учащийся по указанию учителя. Игра повторяется несколько раз.)
Подведение итогов игры. Отметить успехи и указать на недостатки.
Домашнее задание: учиться плавать, не нарушать правила поведения на воде.
Выход из зала: дети имитируют движение поезда, двигаясь в колонне по одному, держа впереди стоящего за локти.
Урок №
«Потанцуем и споем».
Задачи:
1. Способствовать эстетическому воспитанию.
2. Развивать координационные способности, чувство ритма, подвижность в суставах, прыгучесть.
3. Закрепить умения и навыки по формированию правильной осанки. Оборудование и инвентарь. 30-40 скакалок, несколько свистков разной тональности, магнитофон с записью музыкального сопровождения.
Место проведения: спортивный зал.
Для развития подвижности и прыгучести желательно выполнять комплекс упражнений со скакалкой:
И. п. - скакалка сзади. Вращая скакалку вперед, прыжки с правой ноги на левую и с левой на правую.
И. п. - то же. Прыжки с одной ноги на другую с продвижением в сторону.
И. п. - скакалка спереди. То же. что упр. 1-2, только с вращением скакалки назад.
4. И.п. - стойка ноги скрестно, скакалка сзади. Вращение скакалки вперед с поворотами на 90 .
5.И. п. - стоя лицом друг к другу, скакалка у первого номера сзади. Одновременные прыжки в парах с одной скакалкой, вначале с правой, затем с левой ноги.
6.И. п. - скакалка справа - впереди, руки соединены. 1-4 - вращение скакалки справа; 1-4 - перевести скакалку на вращение слева.
7.И. п. - то же. Вращение скакалки слева и справа на каждый счет.
8.И. п. -то же, что и упр. 6-7, но вращение скакалки назад на каждый счет.
9.И. п. - скакалка, сложенная вдвое, в правой руке. Вращение скакалки слева с подскоками.
И. п. - то же, что и упр. 9, но скакалка в левой руке.
Учитель сообщает, что сегодня ребята будут повторять изученные ранее, уже известные им танцевальные шаги. Лучше всего начать с какого-либо особенно популярного у детей танца, например с «Танца утят». Началом ему служит такой речитатив: «Есть хороший танец. Любят его все дети на свете. Это танец для утят и для нашихоктябрят».
«Танец утят».
Учитель, напоминает классу первое движение данного танца, обращается к детям со словами: «Вспомним мы, дети, танец утят - руки согнули, кисти висят. Всем вам знакомы эти движения, так повторим их без напряжения». Дети, продолжая движения, отвечают: «Танец хороший, танец чудесный! Каждому школьнику он интересный». Под музыкальное сопровождение класс танцует «Танец утят».
«Летка-енка».
Для исполнения этого танца дети строятся в колонну по четыре человека на расстоянии 1-1,5м друг от друга. И.п.- руки на поясе впереди стоящего 1-2 е такты -два прыжка на левой ноге с одновременным взмахом правой ногой вперед-назад; 3-4- повторить 1-2-е такты, но на правой ноге с одновременным взмахом правой ногой вперед-назад;3-4- повторить 1-2-е такты, но на правой ноге ;5-6-неболыдой прыжок вперед -назад на обеих ногах и три прыжка вперед; 7-8-повторить 5-6-е такты, но с продвижением в конце их влево и вправо.
Последующие танцевальные движения начинают в такой же последовательности, только меняя направление продвижения (можно образовать круг).
«Танец конькобежцев».
Он состоит из двух фигур, каждую выполняют на 8 тактов. Музыкальный размер ¼ темп умеренно быстрый. Учащиеся строятся парами по кругу, лицом против часовой стрелки (девочки с правой стороны), руки соединены скрестно, левая рука девочки сверху, ноги в 3 позиции, правая- впереди.
1 фигура. 1-2 такты - дети движутся вперед двойным скользящим шагом, начиная с правой ноги; 3-4 - в том же направлении с продвижением вперед они выполняют четыре простых танцевальных шага; 5-8 - повторить 1-4 такты, но в конце 8-го такта пары разъединяют руки внизу, поворачиваются друг к другу лицом (мальчики спиной к центру круга) и вместо четвертого шага принимают 3 позицию (правая нога впереди).
2 фигура. 9-й такт - танцующие, повернув туловище вправо, делают в ту же сторону двойной сквозящий шаг, начиная движение с правой ноги (расходятся), смотрят влево; 10 развернувшись слегка влево, учащиеся выполняют скользящий двойной шаг (приближаясь к партнеру), смотрят вправо; 11-12 простыми танцевальными шагами, начиная с правой ноги, пары меняются местами (проходят возле партнера боком) лицом друг к другу; 13-14 - повторить 9-10-е такты; 15-16 -повторить 11-12-е такты. Заканчивая фигуру, учащиеся возвращаются на свои места, занимают исходное положение и танец начинается сначала.
Задание на дом: повторить закрепленные на уроке танцевальные шаги.
Урок №
«Путешествие по планетам».
Задачи урока: 1. закрепление навыков в ходьбе, равновесии, прыжках. 2. Совершенствование передачи и ловли мяча. 3. Развитие силы мышц рук. Место проведения: спортивный зал.
Оборудование: канат, гимнастические скамейки, мячи, стойки-колпаки, стойки для туннеля, плакат «Цапля», колпачки, тренажеры-дорожки, «планеты в виде корон с жетонами, маски пастуха и кота.
Содержание урока. Построение, равнение, приветствие, сообщение задач урока.
Учитель: «Сегодня мы отправимся в космическое путешествие по планетам Солнечной системы. Вы знаете, что для этого нам надо попасть на космодром. Командиром на первом этапе нашего пути будет Нина. Итак, в путь!».
Учащиеся идут к космодрому, доходят до «переправы» (канат и брус на полу). Нина поднимает вверх руку и говорит: «Переправа! Стой, раз-два!». Все произносят: «Перед нами переправа, смотрим влево (показывают рукой), смотрим вправо (показывают вправо), узкий мостик впереди (показывают вперед), ты с не гоне упади». Дети идут по канату и брусу. Обращаю внимание на правильную постановку ступни.
Затем вперед выходит Карина: «А это цаплино болото. Пройдем мы по болоту так, чтобы не слышен был наш шаг». Дети идут, высоко поднимая бедра, перешагивая через кочки.
Вперед выходит Света: «Смотрите, туннель у нас впереди. Как утка по нему идти». Дети проходят под обручами в полном приседе.
Вперед выходит Юля: «А дальше попрыгай немножко на правой и левой ножке». Дети прыгают между стоек на правой, затем на левой ноге.
Вперед выходит Лена; «На носочках мы пойдем». Все вместе: «Это значит подрастем». Дети идут на носочках, руки на поясе.
Вперед выходит Оля: «Пройдем на пяточках немножко, чтоб развивались наши ножки». Дети идут на пятках, руки за спиной. Учитель: «А сейчас мы немножко вспомним о лете. Закройте глаза. Представьте, что вы на летнем лугу. Какая красивая бабочка пролетела. А вот жучек ползет по травинке. А вот и пчелка прилетела на цветок за нектаром. А рядом сидит стрекоза. Представьте себе, какая она необыкновенная. А теперь вдохните аромат луга и закройте глаза. Так какая же стрекоза? Давайте покажем». Дети выполняют общеразвивающие упражнения с чтением стихотворения «Стрекоза».
Учитель: «А теперь бегом на космодром!» Беру за руку направляющего и начинаем бег змейкой между детьми, которые постепенно присоединяются к нам, обегаем стойки и заканчиваем бег в центральном круге « космодроме». Начинаем игру.
Дети читают стихотворение « Космонавты» (оно тоже печаталось в журнале). Игра проводится три раза. Условие: дважды одну планету не посещать, набрать как можно больше очков.
«Планеты» выполнены в виде корон с названиями. К каждой из них крепятся жетоны, с написанными на них цифрами. Задание: добежать из космодрома до планеты, прочитать её название и в конце игры сосчитать очки по жетонам, которые они набрали. Чем дальше планета от космодрома, тем больше очков даётся за её посещение. Определяются победители.
Учитель: « А теперь нам пора в обратный путь. Но там нас ждут новые препятствия. Первое -это качающийся мостик, идти по которому невозможно, придётся ползти. Дальше - бревно через овраг, за которым топь. С бревна надо прыгнуть и приземлиться точно на маленький островок, как это делают парашютисты. А с островка прыгаем с кочки на кочку и добираемся до горок, с которых надо спуститься, не потеряв равновесия».
Дети ползут по скамейке на животе, подтягиваясь руками для развития силы рук. Дальше идут по рейке гимнастической скамейки. Затем выполняют прыжки по кружкам с ноги на ногу и скатываются с тренажёров - дорожек, Эти упражнения необходимы для формирования навыка равновесия. Учитель: «Вот мы и дома. Нам предстоит выполнить небольшую работу: надо убрать тыквы. Работать будем в парах». Дети рассчитываются на первый- второй и строятся в две шеренги. Выполняют упражнения с мячами: передачу и ловлю мяча от груди, двумя руками, от плеча, снизу. Задача стараться мяч не ронять, так как это тыква, и она расколется.
В конце урока проводятся эстафеты с бегом и передачей мяча, игры «Пустое место» (бег в этой игре заменяется на прыжки), « Кто сказал мяу», а кто « Ку-ка-ре-ку»
Задание на дом: нарисовать то, что дети увидели на пути к космодрому и на планетах, которые посетили.
Урок №
«Путешествие в Африку».
Задачи урока: Совершенствовать навыки преодоления полосы препятствий, технику выполнения упражнений тина утренней гигиенической гимнастики, учить умению четко и быстро выполнять задания эстафет.
Водная часть - Ученики строятся в шеренгу, и учитель обращается к ним: «Ребята! Кто из вас читал сказку про доктора Айболита? (Дети отвечают.) Сегодня вы можете вместе с доктором Айболитом совершить путешествие в Африку. Мне пришла телеграмма от Гиппопотама:
«Приезжай, Айболит! У обезьян живот болит. Если доктор с друзьями не придут, обезьяны все умрут» - Давайте я буду доктором Айболитом, а вы моими помощниками. Согласны? (Дети отвечают.)
Но Африка, но Африка довольно далеко, И море перед Африкой Довольно глубоко! Там страшная акула плывет, разинув пасть, и крокодилы тоже готовятся напасть. Если ли у вас силы? И все ли вы смелы? Сможем ли добраться до той большой скалы? Придется бегать, лазать, умелым, ловким быть. Сумеем ли, ребята, мы в Африку приплыть? (Дети отвечают )
Ну, тогда в дорогу, долгим будет путь, сделаем зарядку, чтоб не утонуть. До моря мы поедем на поезде». Затем учитель организует проведение игр и эстафет.
Эстафета «Паровоз и вагончики»
Капитаны команд - тепловозы, а остальные - вагончики. По команде тепловозы прицепляют 1-й вагончик, бегут до ориентира - кегли, возвращаются бегом назад, прицепляют 2-й вагончик и т.д. «Вот мы и у моря, садимся на корабли, (команды школьников садятся верхом на гимнастические скамейки) и гребем веслами, а чтобы не заблудиться, путь нам будет показывать ласточка».
Эстафета «Ласточка»
Дети сидят на скамейках и выполняют наклоны вперед, назад, имитируя движении гребцов; по сигналу учителя сидящий первым - ласточка - бежит до кегли и обратно, касается рукой второго игрока, садится последним в ряду.
Основная часть. «Молодцы! Вот и скалистый берег Африки, что там нас растет?»
Полоса препятствий (по выбору учителя). И.п. - школьники сидят все так же на скамейках; впереди ров, затем болото (из резиновых жгутов), дуб (скамейка поперек) и т.д. - «Ребята! К нам на помощь пришла черепаха».
Эстафета «Черепаха».
И.п. то же. Первый ученик выполняет наклон, кладет себе на спину спущенный баскетбольный мяч и бежит до кегли и обратно, передавая мяч следующему игроку.
«А вот и верблюд спешит помочь нам».
Эстафета «Верблюд».
И.п. - то же. Первый ученик берет 2 волейбольных мяча, выполняет наклон, один мяч кладет правой рукой на лопатки, второй - левой на поясницу. Придерживая их руками, бежит до кегли и назад, передавая эстафету следующему игроку.
-«Ребята! Кто же это? Кажется, змея. Она тоже будет показывать нам дорогу».
Эстафета «Змея».
Дети так же сидят верхом на скамейках. В 2-3 м перед ними продольно, изгибами лежат 2 каната. Надо пробежать по канатам, не соскальзывая на пол. За сход с каната (змеи) -1 штрафное очко.
-"Смотрите! Обезьяны! Кто-то посадил их в ямы. И плачут они, и кричат, и помощи ждут от ребят. Вытащим их? Да?» (Дети отвечают.)
Эстафета «Обезьяны» .
И.п. то же. По сигналу учителя первый игрок бежит по наклонной доске, спрыгивает на мат, лезет по гимнастической стенке, у наверху находятся -кегли, надо взять одну из них (это обезьяна), спуститься * и устремиться назад, по пути обегая гимнастические снаряды, коснуться рукой следующего игрока, давая ему старт, и сесть в конец своей команды. Заключительная часть.
«Молодцы! Спасли обезьян! Но обезьяны все больны. Вылечить мы их должны! Вылечить их и развеселить поможет только особая песня. Давайте вместе с ними споем песню черепахи, но будем тянуть звуки «а», «у». Я на солнышке лежу-у-у (руки поднять за голову), Я на солнышко гляжу-у-у (руки вверх. Только я-а-а (руки на грудь) все лежу-у-у (руки за голову) И на солнышко гляжу-у-у (руки вверх). Крокодил-дил-дил плывет (движения руками как в плавании брассом), носорог-рог-рог идет (топают ногами). Только я a-а (руки на грудь) все лежу-у-у (руки за голову). И на солнышко гляжу-у-у (руки вверх). Молодцы, ребята! Я очень рада, что вы смелые, ловкие и дружные. За нами прилетел самолет, пора домой, взялись за руки, встали в круг, сели дружно в самолет и отправились в полет. Горы, море пролетели, на площадку к школе сели.
Раз, два, раз, два. Вот и кончилась игра».
Подводя итоги игры, отметить лучших, называя недостатки, указать пути их исправления.
Урок №
«Азбука».
Цель урока: С помощью игровых упражнений, творческих заданий помочь ребенку познакомиться с азбукой.
Задачи урока:
1. Продолжить обучение лазанью по гимнастической стенке и по наклонной скамейке.
2. Развивать у детей находчивость* любознательность, сообразительность, умение перевоплощаться.
Оборудование: карточки с буквами, короткие скакалки, гимнастические скамейки.
Вводная часть (10 мин)
Учитель:
- Ребята, сегодня я расскажу вам сказку о волшебной стране, где живут буквы и невидимые звуки. Страна эта была совсем крохотная, и жителей в ней было всего 33.Прошло много времени с тех пор, как поселились в этой волшебной стране звуки. Были они невидимками, но очень любили петь. Однажды в этой стране появился волшебник из другого королевства. Ему так понравилась страна, что он-захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители невидимки, огорчился. Но он был очень добрым волшебником и решил каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, нарисовать ее портрет и поиграть с ней.
Упражнения с заданием.
На заготовленных для каждого ученика альбомных листах в разноцветных кружках нарисованы элементы букв. Они разбросаны по залу. Каждый ребенок, произнося звук, обозначенный определенной буквой, идет искать карточку с этой буквой. И так нужно собрать весь алфавит. Производим подсчет. (1мин)
Ребята, .волшебник пригласил нас в гости, поиграть с буквами. Итак, в путь, и побыстрее.
Упражнения в равновесии и лазанье выполняются потоком. Вначале дети идут по гимнастической скамейке, выполняя упражнение в равновесии, и делают соскок, затем влезают по наклонной скамейке, переходят на стенку и передвигаются по ней в горизонтальном направлении.
Упражнения:
1 .Горизонтальная скамейка - ходьба на носках, руки вверх. Наклонная скамейка - лазанье в упоре стоя на коленях, держась за края скамейки. Стенка - два пролета передвигаться правым боком к стенке, затем, повернувшись кругом, передвигаться спиной вперед, левым боком к стенке.
2.Горизонтальная скамейка - ходьба с двумя поворотами кругом, руки в стороны. Наклонная скамейка - лазанье в упоре стоя согнувшись, держась за края скамейки. Стенка -передвигаться приставными шагами спиной к стенке, держась за рейку выше головы. (5 мин)
Основная часть (25 мин)
Жители города были очень дружные, веселые и любили играть в «салки- догонялки».
Жители города были очень дружные, веселые и любили играть в «салки- догонялки».
Считалочка: «А и Б сидели на трубе. А упала, Б пропала, Что осталось на трубе?» Считалочка: «Если будешь буквы знать, сможешь книжку прочитать. И услышишь в тот же час увлекательный рассказ». В волшебной стране жили гласные и согласные. Среди них было шесть певцов: А, У, Ы. И. Э. О. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали Я(йа), Ё(йо), Ю(йу), Е(йе). Остальные тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: БВГДЖЗКЛМНПРСТФХЦЧШЩ. Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними рядом стоять, И назывались они согласными.
«Пятнашки»
Дети стоят по кругу, а учитель с помощью считалочки определяет водящего. 2 раза (1-1,5 мин)
Гласные и согласные
Играющие делятся на две команды, которые располагаются вдоль центральной линии напротив друг друга. Одна команда получает название «Согласные», другая «Гласные». Учитель называет одну и 1 команд, которая ловит соперников, убегающих в свой дом. После команды возвращаются на свои места, игра повторяется. (2 мин) И вдруг случилась беда, поспорили между собой согласные и гласные звуки: кто из них важнее.
-Конечно, мы важнее, - закричали гласные. - Без нас никто и рта не раскроет! Загордились они. - Ну, это мы еще посмотрим, - дружно возразили согласные. -
Попробуйте-ка без нас произнести хоть одно слово! (Дети произносят слова без согласных.)
И разошлись звуки в разные стороны. Согласные сбились в кучку, хотели поговорить, и никак. Послушайте, что получилось. - Кашлянули - КХ! - Чихнули - ПХ! Хмыкнули - ХМ! - Зачем-то позвали кошку - КС! - И притихли - ТСС. Вот так. - Попробуйте поговорить без гласных и согласных. - не получается. - А давайте поможем., согласным и гласным помириться! Сейчас мы будем составлять из букв слова. И я надеюсь, что мы подружим согласные и гласные буквы. (Игра «Составь слово») Заключили они мир. И с тех пор никогда больше не разлучались. Им друг без друга никак нельзя. Кто же тогда будет слова образовывать?
Когда в волшебной стране поселились два брата ЪиЬ, жителей стало 33. Каждый имел свое жилище, но не мог менять его на другое. Такие уж строгие законы там были.
«Составу слово»
У каждого игрока - буква. Учитель называет слово, а учащиеся выстраиваются и составляют его. (1 - 1,5 мин) Как-то раз король Алфавит и королева Азбука решили устроить праздник. Все звуки надели волшебные платья, превратились в буквы и отправились на бал. Король дал команду буквам построиться и стать каждой на свое место. (Игра «По местам!»).
«По места»
Построение в одну шеренгу. По команде учителя «Разойдись!» все разбегаются по площадке, берут любую букву из алфавита, разложенного на полу. По команде «Буквам построиться!» учащиеся должны как можно быстрее занять место в алфавитном порядке. (1 - 1,5 мин) - Королеве Азбуке очень понравился строй букв. С тех пор строй букв в данном порядке и стали называть по имени короля - АЛФАВИТ или королевы - АЗБУКА. И в честь королевы и короля буквы придумали вот такие игры.
«Азбука»
Две команды построены в шеренги на противоположных сторонах площадки. Учитель называет любую букву. Все игроки одновременно, не мешая, друг другу, перебегают на другую сторону площадки, выстраивают букву основанием к центру и принимают положение упор присев. Выигрывает команда, которая быстрее выполнит задание. (3 мин) Игра способствует развитию быстроты реакции, ловкости, внимания, совершенствованию в прыжках через скакалку.
«Алфавит»
Участники прыгают со скакалкой. При каждом прыжке следует называть очередную букву алфавита: а, б, в. г и т.д. Способы прыжков постепенно усложняются. Сделавший ошибку при произнесении очередной буквы должен сразу назвать растение на эту букву (животное, город - по предварительной договоренности). Задача каждого участника игры, «пройти» весь алфавит. (5мин) Заключительная часть (5 мин)
- Жители города очень любили слушать загадки о себе. (Ответы загадок вслух не произносить, а изобразить самостоятельно в движениях.)
Загадки:
1. Посмотри на колесо и увидишь букву,(О).
2. И подобно кочерге горбит спину буква (Г).
3. Ева гребнем причесалась, в нем три зубчика осталось (Е).
4. На прямую палочку справа села галочка (К).
5. Вот два столба наискосок, а между ними поясок (А).
- Вот и настало время прощаться. А на прощанье пусть каждый, напишет «волшебные слова», а буквы вам в этом помогут. (Мелом на полу дети пишут слова).