Развиваем физические качества младших школьников подвижными играми
Развиваем физические качества младших школьников подвижными играми
При составлении данной разработки учитывалось разнообразие двигательных действий в подвижных играх и эстафетах и собственно игровая деятельность, обладающая уникальными свойствами. В свою очередь, освоенные двигательные действия и сопряженные с ними физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться младшими школьниками в самостоятельных формах занятий физической культурой и спортом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развиваем физические качества младших школьников подвижными играми»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На тему: «Развиваем физические качества младших школьников подвижными играми»
Тамбов
2021г
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….3
Развиваем физические качества младших школьников подвижными играми ……………………………………………………………………………………..4
Подвижные игры на основе программного материала :"Гимнастика с элементами акробатики"…………………………………………………………5
Подвижные игры на основе программного материала: "Легкая атлетика"…..7
Заключение………………………………………………………………………10
Список используемой литературы……………………………………………...11
Введение
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.
Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем школьникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций .
По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Развиваем физические качества младших школьников подвижными играми
Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть до того, как научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.
Таким образом, игровая деятельность не является врождённой способностью свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками игровой деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребёнка условно-рефлекторным путём, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребёнка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
В данной работе представлен сценарий подвижной игры и спортивные эстафеты, которые выступают как средства организационно несложного и эффективного развития двигательных качеств младших школьников (координации, ловкости, быстроты, способности ориентироваться в пространстве).
Содержание подвижных игр и эстафет гармонически сочетается с учебным материалом, изучаемым учащимися начальных классов на уроках физической культуры, что способствует более эффективному усвоению материала по различным разделам программы «Физическая культура».
Для более эффективного обеспечения оздоровительного эффекта рекомендуется проводить подвижные игры на свежем воздухе.
При проведении подвижных перемен (динамических пауз) для создания более яркой эмоциональной атмосферы предполагается по возможности использовать музыкальное оформление и сопровождение.
Подвижные игры на основе программного материала :
"Гимнастика с элементами акробатики"
Подвижная игра на развитие физических качеств: «Куры в огороде»
Педагогические задачи: обучение подлезанию, развитие быстроты и ловкости.
Описание игры:
Посредине площадки шнурами ограничивается небольшое пространство – огород. С одной стороны его - дом сторожа, с другой курятник, в нем куры – дети. Роль сторожа выполняет воспитатель или один из детей. По сигналу «куры гуляют» дети подлезают под шнуры и ходят в огород, ищут корм, бегают. Сторож замечает кур и гонит их- хлопает в ладоши, приговаривая «кыш, кыш». Куры убегают – пролезают под шнуром и прячутся в дом. Сторож обходит огород и тоже возвращается домой.
Правила игры:
Нельзя толкать друг - друга; пролезая под шнуром нельзя его задевать.
Примечание: учитель отмечает детей, кто быстро и правильно подлезают под шнуры.
Подвижная игра на развитие физических качеств: «Караси и рыбак»
Педагогические задачи: обучение ходьбе приставным шагом, развитие гибкости и воображения.
Описание игры:
Половина детей образуют круг – пруд, расстояние между играющими два шага. Один – рыбак находится за кругом. Остальные играющие - караси бегают внутри круга. По сигналу «рыбак» , рыбак вбегает в круг и старается поймать карасей. Те спешат занять место за кем-нибудь из играющих, стоящих по кругу ( камешки).
Правила игры:
Рыбак ловит тех кто не успел встать за камешки: после 3-4 повторений подсчитываются пойманные караси.
Примечание: караси меняются с камешками, выбирается новый рыбак и игра продолжается.
Подвижная игра на развитие физических качеств: «Сокол и лиса».
Педагогические задачи: обучение ходьбе приставным шагом, развитие гибкости и воображения.
Описание игры:
Выбирается сокол и лиса. Остальные дети соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и производит руками разные движения (вверх, в стороны, вперед)и т.д. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.
Правила игры:
Время появление лисы определяется сигналом инструктора. Лиса ловит только тех, кто не присел.
Примечание: учитель отмечает детей, кто соблюдает правила.
Подвижные игры на основе программного материала:"Легкая атлетика"
Подвижная игра на развитие физических качеств: «Лабиринт»
Педагогическая задача :развитие внимания, быстроты реакции, быстроты бега, ориентировки.
Подготовка:
Все игроки строятся в шеренги по 5 - 6 человек на расстоянии вытянутых рук.
Между игроками образуются коридоры разной длины в зависимости от того, в какую сторону они поворачиваются.
Выбираются двое водящих, один убегает, а другой догоняет.
Описание игры:
На счет раз убегающий игрок забегает в один из коридоров, на счет «три» догоняющий игрок бежит за убегающим. Как только догоняющий игрок догонит и осалит убегающего, они меняются ролями. Как только новый догоняющий осалит убегающего, выбирается новая пара и игра продолжается. Руководитель игры договаривается с игроками, которые образуют коридоры, т.е. лабиринт, как только прозвучит свисток, все поворачиваются направо и вновь поднимают руки в стороны. В результате этого убегающий и догоняющий могут оказаться в разных коридорах или в одном. Игра может продолжаться до тех пор, пока все игроки побывают в роли убегающего и догоняющего.
Выигрывают игроки, которые быстрее всех догоняли убегающего игрока, а также убегающий игрок, которого долго не могли догнать.
Правила:
Нельзя бегать вне лабиринта.
Нельзя пробегать через и под вытянутыми руками.
Нельзя салить убегающих игроков через руки и вне лабиринта.
Подвижная игра на развитие физических качеств: Бег командами («сороконожка»).
Педагогическая задача : развитие быстроты бега и согласованности в действиях.
Подготовка:
Играющие делятся на 2 равные команды и выстраиваются в колонну по одному на линии старта.
Колонны стоят параллельно на расстоянии 2-4 шагов одна от другой.
Перед колоннами проводят стартовую черту.
Напротив каждой на расстоянии 15 - 20 м ставят стойку или другой предмет. Каждый играющий в колонне обхватывает руками стоящего впереди.
Описание игры:
По сигналу руководителя игроки в колоннах бегут вперед до своей стойки (предмета), огибают ее и возвращаются назад, пробегая стартовую линию (с которой начинали бег). Во время бега играющие держатся за пояс впереди стоящего игрока, не отрываясь до финиша и обратно до старта.
Выигрывает команда, игроки которой пробежали всю дистанцию, не разъединившись, и раньше пересекли стартовую черту всей колонной.
Правила:
Выбегать можно только по сигналу.
Во время бега нельзя разъединять руки.
Тот, кто это сделал, должен догнать и снова схватить за пояс впереди бегущего игрока.
Все стоящие в колонне должны обогнуть свою стойку.
Команде, игрок которой нарушил правила, начисляется штрафное очко.
Подвижная игра на развитие физических качеств: «Белые медведи»
Белые медведи – подвижная коллективная игра для детей начальной школы. Развивает активные творческие двигательные действия, мотивированные сюжетом игры.
Подготовка:
На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место – льдина.
На ней стоит водящий — «белый медведь».
Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке.
Описание игры:
«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и бежит ловить «медвежат». Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого. После этого два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. В это время «медведь» отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!». «Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат». Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «медвежата».
Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем».
Правила:
На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место – льдина, на которой стоит водящий — «белый медведь».
Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке.
«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и бежит ловить «медвежат».
Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого.
Два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих.
Поймав кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!»
«Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину.
Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат».
Когда будут переловлены все «медвежата» - игра заканчивается.
Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем».
Примечание: пойманный «медвежонок» не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил «медведь».При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.
Заключение
Для формирования жизненно важных навыков и умений младших школьников, всестороннего развития их физических, нравственных и психических качеств требуется четко организованная структура действий. При составлении данной разработки учитывалось разнообразие двигательных действий в подвижных играх и эстафетах и собственно игровая деятельность, обладающая уникальными свойствами. В свою очередь, освоенные двигательные действия и сопряженные с ними физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться младшими школьниками в самостоятельных формах занятий физической культурой и спортом.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что систематическое включение подвижных игр в повседневные уроки по физической культуре способствуют не только вовлечению младших школьников к занятию спортом но и обще-укрепительными свойствами для улучшения состояния организма, поддержанию его в тонусе, оздоровлению благодаря выполнению простых движений, а также развитию качеств, необходимых в жизни каждому человеку.
Список используемой литературы:
1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.
2. Геллер Е.М. Игры на переменах для школьников 4 – 6 классов. – М.: Физкультура и спорт, 2004, 46с.
3. Ермолаев Ю.А., Ермолаева Ю.Ю. и др. Народные подвижные игры: Учебное пособие. М.: Академия наук РФ, 2003.
7. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 456 с.
8. Ноткина НА. Развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения. - СПб., 1995. - 64 с.