Программа элективного курса по предпрофильной подготовке для 9 класса "Какой же русский не любит лапту"
Программа элективного курса по предпрофильной подготовке для 9 класса "Какой же русский не любит лапту"
Предпрофильная подготовка направлена на обеспечение дифференциации и индивидуализации учебного процесса за счет изменения в его структуре, содержании и организации, позволяющих более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по предпрофильной подготовке для 9 класса "Какой же русский не любит лапту"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Октябрьский лицей»
Калачевского района Волгоградской области
Программа элективного курса
для предпрофильной подготовки
в 9 классе
«И какой же русский не любит лаптУ!»
А.И.Кахнович
Учитель физической культуры
высшей категории
п.Октябрьский 2017г.
Пояснительная записка
Физическое воспитание в современной школе направлено на реализацию государственных целей и решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Одной из главных функций учителя является раскрытие личностного потенциала каждого школьника и содействие его развитию.
Предпрофильная подготовка направлена на обеспечение дифференциации и индивидуализации учебного процесса за счет изменения в его структуре, содержании и организации, позволяющих более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся. Особое внимание уделяется умению делать выбор.
Естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой, традиционным средством педагогики является подвижная игра. Повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры народов России. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Одним из эффективнейших средств развития быстроты, силы, выносливости, ловкости, формирования жизненно важных для человека двигательных умений и навыков является старинная русская игра – ЛАПТА.
Лапта требует проявления большой ловкости, является прекрасным средством подготовки к метанию и бегу. Перебежки в лапте аналогичны повторному методу тренировки в беге на средние дистанции.
Русская народная игра лапта служит средством воспитания воли, формирует доброжелательные взаимоотношения, учит оценивать действия партнера и самого себя. Игра в лапту - есть действенное средство укрепления здоровья.
Цели и задачи:
- привитие любви к русским народным играм;
- расширение и углубление знаний об игре лапта;
- формирование двигательных умений и навыков;
- воспитание нравственных качеств, уважительного отношения к культуре своей Родины;
- развитие патриотических чувств;
- укрепление здоровья.
Содержание программы
«И какой же русский не любит лапту!»
Раздел 1. История развития игры. Правила игры – 1 час (теория).
Раздел 2. Перемещения, передачи и ловля мяча – 3 часа (практика).
Раздел 3. Удары по мячу – 5 часов (практика).
Раздел 4. Тактические взаимодействия – 7 часов (практика).
Раздел 5. Соревнования по лапте. Судейство – 1 час (практика).
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения, сами находили нужное решение.
Для повышения интереса обучающихся и более успешного решения образовательных, воспитательных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения занятий.
Словесные методы создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используют: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнений, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- метод упражнений, предусматривающий многократные повторения движений;
- соревновательный, применяющийся после того, как у учащихся сформировались некоторые навыки.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Литература:
1. С.Глезер Ларчик с играми. М.1975г.
2. Журналы «Физическая культура в школе» №4 1993-1994гг., №2 1997г., №5 1997г., №3 1995г., №4 1998г., №1 2000г., №5 2003г.
3. А.Кенеман Детские подвижные игры народов СССР. Москва. Просвещение, 1989г.
4. В.Ковалько Здоровье-сберегающие технологии. Москва, «ВОЮ», 2004.
5. А. Лукачи Игры детей мира. «Молодая гвардия», 1977г.
7. Настольная книга учителя физической культуры/под ред.Л.Б.Кофмана; авт.-сост.Г.И.Погадяев. – М:Физкультура и спорт, 1998.
8. Ю.А.Янсон Физическая культура в школе: книга для педагога. – Ростов-н/Д: Феникс, 2004.
Ожидаемый результат изучения курса
В результате изучения курса учащийся должен знать:
- историю развития народной игры;
- правила игры;
- условия, от которых зависят перебежки в игре;
- тактику взаимодействия игроков поля.
Уметь:
- применять изученные элементы: перемещения по полю, передачи, ловлю и удары по мячу;
- применять тактические действия в игре;
- взаимодействовать в команде;
- оценивать действия партнера и самого себя;
- выстраивать тактику игры
Система формы контроля уровня достижений учащихся
и критерии оценки
Образовательные результаты изучения данного спецкурса могут быть выявлены в рамках следующих форм контроля:
- текущий контроль (беседы с учащимися по изученным теоретическим темам);
- выполнение практических упражнений;
- соревнование по игре лапта
Ресурсный материал к занятиям
Раздел 1: История развития игры лапта(1час теория)
Испокон веков в подвижных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальный устой, представление о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры (К.Д.Ушинский, В.А.Покровский и др.) заботясь о просвещении, воспитании призывали повсеместно собирать и описывать игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа.
Некоторые полузабытые народные обычаи, заклинания, стишки-считалки продолжают жить только в стишках-играх детей. Групповые народные игры продолжают свою жизнь в играх подрастающего поколения.
Групповые народные игры и некоторые спортивные (например, хоккей и регби) восходят к древнейшим племенным состязаниям. Игра в лапту, при которой плоской битой ударяют по кожаному мячу, и пока он летит, игроки водящей команды бегут из “крепости” в “башню” и обратно, а защищающиеся или полевые игроки другой команды стараются попасть в них мячом. Эти игры в лапту известны очень давно и популярны во всем мире. Можно проследить их миграционно. В средние века они двинулись откуда-то из Центральной Азии или Индии и постепенно дошли до Европы. В Венгрии, например, школьники играют в лапту уже несколько веков. В пятнадцатом веке лапта попала в Англию и получила там название «раундерс», от нее произошла национальная игра англичан - крикет. Еще во времена раундерса ее завезли на Американский континент, где позднее она стала национальной игрой Соединенных Штатов и назвали ее бейсболом. Эта игра с ее сложными правилами не что иное, как очень специфический вариант лапты.
Довольно скоро бейсбол вернулся назад в Европу (в него играют главным образом в Скандинавских странах) и в то же время продолжил продвигаться на Запад, и сейчас он популярен в Японии и Австралии. Таким образом, лапта (в разных местах и в разное время складывались ее различные варианты) совершила полный круг на Земле.
Лапта известна на Руси с незапамятных времен. Первые правила были напечатаны в 1916г. в книге Филитеса «Подвижные игры». Играли в нее и в прошлом веке примерно до конца пятидесятых годов, а потом она была незаслуженно забыта. И вот в конце двадцатого века она вновь возрождается и уже появляется в учебной программе по физкультуре. О значении лапты очень метко сказал знаменитый русский писатель А.И.Куприн: «Эта народная игра - одна из самых интересных и полезных игр…В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей команде, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара рук и вечная уверенность в том, что тебя не победят».
Раздел 2 Техника перемещений. Ловля и передача мяча.
Упражнения на развитие двигательных способностей
1.Бег с изменением направления и скорости . 2. Рывки по сигналу с максимальной скоростью по 10-30м из различных и.п. 3. Различные варианты игры салки – в парах, тройках, в ограниченном пространстве (квадрате), с 2-3 водящими, с одним водящим, спиной вперед, приставным шагом, с захлестыванием голени и т.д. 4.Бег с лидированием. 5.Бег в равномерном темпе, по зрительному сигналу присесть, выпрыгнуть вверх с последующим поворотом на 360 градусов. 6.То же, но бег в колонне: парами; тройками; змейкой; от линии кона до линии города и т.д. 7.Челночный бег. 8.Повторный бег с этапами 30, 60, 100, 200 м. 9.Прыжки со скалкой (различные варианты); через последовательно расставленные барьеры; через параллельно натянутые резинки и т.д. 10.Одиночные и серийные прыжки толчком одной и обеими ногами. 11.Выпрыгивание со сменой ног (и.п.-на опоре высотой 30-50 см. толчком одной ногой). 12. Многократные прыжки с ноги на ногу, начиная толчком обеих на расстояние до 18м, по 2-6 серий. 13.Многократные выпрыгивания вверх из упора присев и из глубокого приседа до 20 раз (2-6)серий. 14.Прыжки на обеих ногах через разметку беговых дорожек. 15.Бег в переменном темпе: 80-150м с максимальной скоростью после медленного, семенящего бега 100-300м. до 4 серий.16.Эстафетный бег. 17.Комплекс упражнений с набивным мячом 1-3кг. 18.Комплекс упражнений в парах: каждое упражнение выполнить 8-12раз или в течение 30-40 секунд в быстром темпе: а)стоя лицом к друг другу, взявшись за руки-поочередное сгибание и разгибание рук; б)то же, но стараться перетянуть на свою сторону на расстояние 1-3м; в)боком друг к другу, взявшись за кисть партнера, перетянуть его на расстояние 1-2м.; г)один партнер в положении упор лежа, второй держит его за голеностопы - ходьба на руках по кругу, прямо, влево, вправо, с продвижением вперед или вместо ходьбы на руках сгибание или расгибание рук; д)лицом к друг к другу, взявшись за руки, разноименный «пистолет»; е)то же, но прыжком сменить ногу; ж)чехарда в парах; з)стоя лицом к друг другу, выпрыгивание вверх с хлопком в ладоши; и)стоя друг за другом, сзади стоящий напирает в спину; впереди стоящий оказывает сопротивление; к)то же, но впереди стоящий убегает, сзади стоящий удерживает его; л)»качалка»- стоя спиной друг к другу, взявшись за предплечья.19. Комплекс упражнений с теннисным мячом или малым резиновым мячом на ловкость и развитие двигательной реакции.20. Эстафеты скоростного характера.
Ловля и передача мяча (одной рукой от плеча, сверху; короткая, длинная), осаливание.
1.В парах на месте с расстояния 6-20м с теннисным или малым резиновым мячом.
2.То же, но перемещаясь вправо, влево, вперед, назад.
3.В тройках на месте с двумя мячами или перемещаясь по кругу в заданном направлении; игроки образуют треугольник, находясь в его вершинах; один из них ловит и передает мячи двум другим игрокам, а те в свою очередь ему.
4.В четверках на месте (4мяча) и в движении с двумя мячами (перемещение в сторону передачи). Например, игроки образуют квадрат, причем номера 1 и 3 (соответственно 2 и 4) расположены по диагонали. Первый номер делает передачу третьему, третий – второму, второй – четвертому, четвертый – первому.
5.В круге, передача одним из заданных способов тремя-четырьмя мячами свободному игроку правой (левой) рукой.
6.То же, но игроки движутся по кругу в заданном направлении.
7.Ловля и передача в движении с осаливанием, стоя в двух противоположных колоннах:
а) у каждого игрока по мячу. Первый номер первой команды передает мяч игроку второй команды и, получив мяч обратно, продвигается вперед. Получив мяч от последнего игрока, он старается попасть в цель с 3-6м. Перебежки выполнять с максимальной скоростью. Варианты: возможные любые построения и выбор цели.
б) хаотичное расположение игроков тройками, перемещение игроков тройки в любом направлении в пределах площадки, а вот передача – строго в заданном направлении. Задача игроков поля – осалить игрока перебежки, не догоняя его, а за счет передачи мяча. Варианты: две команды перебегающих и две тройки в поле; каждая команда может салить только «своего» перебегающего.
в) то же, что «б», но перебегающего догоняет и осаливает строго указанный игрок тройки.
г) то же, что «б» но передача с двумя мячами.
д) то же, что «б» но передача с двумя мячами, и осаливать может указанный игрок.
е) то же, что «б», но осаливать и догонять может любой игрок тройки, два оставшихся игрока тройки страхуют партнера при подборе мяча в случае промаха.
ж) расположение игроков тройки (парами), передача мяча по схеме 1-2-3-1; игроки тройки (пары) перемещаются против часовой стрелки(по стрелке), задача передающих – осалить перебегающих. Варианты: передача с одним или двумя мячами в произвольном направлении.
з) то же, что «ж», но игрока необходимо догнать и осалить.
и) две команды: одна в городе, вторая в поле, у подающего 3-4 мяча. Подающий подбрасывает мяч на высоту 1,5-2,5м или на ту высоту, которую битой показал игрок 1. В момент высшей точки полета мяча игрок команды 1 стартует. Подающий, поймав мяч, передает его своим игрокам. Задача игроков поля – осалить перебегающего. Игрок города, пробежав до кона (или до кона и обратно) приносит команде очко. Варианты: каждая команда находится в городе 5-10 минут или игра идет до 5-10 очков; или игрок города стартует не более 3-5 раз.
к) построение тремя командами: игрок 1 передает мяч в зону игроку 2 и сам устремляется к кону. Игрок 2, получив мяч, передает в зону игроку 3, который по получении мяча либо сразу осаливает перебегающего, либо догоняет, а затем осаливает. Если стартующий пересекает линию кона, то он получает очко, если же его осалили, то очко получает салка.
Варианты: построение команд и число игроков в командах возможно в любом порядке и в любом направлении. Возможен также старт поочередный, например, только команда 1, затем 2 и 3, или старт в течение 5 минут совершает одна команда.
Раздел 3 Удары по мячу
1.Имитация удара по мячу битой.
2. В парах: игрок 1 подбрасывает малый резиновый мяч, игрок 2 выполняет удар заданным способом.
3. То же в тройках, один из игроков ловит мячи, каждый выполняет 2-3 серии по 6-12 ударов заданным способом.
4.То же, что в упражнении 3, но с теннисным мячом (вариант: 2 игрока ловят мячи).
5. Выполнение ударов серийно в заданном направлении (команда в поле ловит мячи и передает подающим; вторая команда отрабатывает удары).
6. В тройках (или в группах по 4-5 игроков) удары с посылом мяча в секторы. Последовательно 2-6 серий по 3 удара.
7. Три команды: одна подает, вторая бьет, третья ловит мячи.
8. То же, но удары выполнять в заданном направлении.
9. То же, но удары выполнять заданным способом.
10. В четверках: игрок 1 подает мячи, 2 – бьет по ним, 3 и 4 – ловят мячи; удары выполнять серийно заданным способом и в заданном направлении.
11. Соревнование на точность удара.
Раздел 4 Тактические взаимодействия
Тактические взаимодействия игроков поля включают:
1. Индивидуальные действия – выбор места для ловли мяча в момент удар и выход на свободное место для получения передачи на осаливание игрока или подстраховку рядом стоящего партнера.
2. Групповые действия – взаимодействие 2-3 игроков на подстраховке в момент удара или передачи мяча на осаливание соперника в зависимости от игровой ситуации.
3. Командные действия – действия игроков всей команды в момент смены полей, или на последнем ударе соперника, или во время перебежек игроков и перебежки после последнего удара.
Тактические взаимодействия игроков города включают:
1. Индивидуальные действия – умение игрока правильно оценить игровую ситуацию, выбрать момент для перебежки, избрать тактически верный путь перебежки с города на кон и обратно, а также правильно принять решение для выполнения действий в момент смены полей, самоосаливания.
2. Групповые действия – действия 2-4 игроков во время перебежки, подстраховка во время осаливания товарища, а также «отведение» салки в сторону во время осаливания для удачного финиширования одного из игроков своей команды;
3. Командные действия – действия игроков всей команды в момент смены полей, во время последнего удара.
Календарно - тематический план
Раздел
Тема
Кол. часов
Тип занятий
Элементы содержания
Требования к подгатоленности уч-ся
Вид
контроля
Д/з
Дата проведения
план
факт
Лапта
История развития
игры
1
Изучение нового материала
Т.Б.на занятиях лаптой
История игры, правила игры
Знать Т.Б.
Знать историю лапты, знать правила
Тест
Передача и ловля мяча
3
Изучение нового материала
Передвижения игрока, передачи одной рукой от плеча, сверху: короткая, длинная, осаливание
Уметь выполнять передвижения
Самоконтроль
Совершенствование ЗУН
Передвижения игрока, передачи в круге, передача одним из заданных способов, ловля и передачи с осаливанием
Уметь выполнять передачи
Индивидуаль-ный
Совершенствование ЗУН
Передвижения игрока, ловля и передачи в движении с осаливанием стоя в двух противоположных колоннах
Уметь ловить мяч
Тест
Удары по мячу
5
Изучение нового материала
Имитация удара по мячу битой, в парах, тройках. Игра в лапту
Умение держать биту
Текущий
Совершенствование ЗУН
Перемещения игрока, выполнение ударов серийно в заданном направлении, удар верхний прямой. Игра в лапту
Умение выполнять верхний удар
Индивидуаль-ный
Совершенствование ЗУН
Перемещения игрока, ловля и передача мяча, верхний косой удар, игра
Уметь выполнять косой удар
Взаимоконтроль
Индивидуальный
Раздел
Тема
Кол. часов
Тип занятий
Элементы содержания
Требования к подгатоленности уч-ся
Вид
контроля
Д/з
Дата проведения
план
факт
Лапта
Совершенствование ЗУН
Перемещение игрока. Ловля и передачи, удар по мячу, игра в лапту
Уметь выполнять удар в спину
Этапный котроль
Эстафета
Зачетный урок
Перемещение игрока. Ловля и передачи, соревнования на точность удара
Уметь выполнить удар на точность
Оценка техники выполнения удара
Тактические взаимодействия игроков поля
3
Изучение нового материала
Перемещение, индивидуальные действия
Уметь выбирать место для ловли мяча
Самоконтроль
Совершенствование ЗУН
Перемещение игроков, групповые действия
Уметь стоять на подстраховке
Этапный котроль
Совершенствование ЗУН
Перемещения игроков, командные действия
Знать о действиях игроков в момент смены полей
Контрольное испытание
Тактические взаимодействия игроков города
4
Изучение нового материала
Перемещения игроков, удары по мячу. Верхний прямой. Индивидуальная деятельность
Умение игрока оценивать игровую ситуацию
Теку-щий контроль
Совершенствование ЗУН
Перемещение игроков, удары по мячу сверху, групповые действия
Знать действия игроков во время перебежки
Индивидуальный контроль
Совершенствование ЗУН
Перемещения игроков, удары по мячу, верхний косой удар, командные действия
Знать действия игроков во время последнего удара
Этапный контроль
Совершенствование ЗУН
Перемещения игроков, удары по мячу, верхний косой удар, командные действия
Знать действия игроков во время последнего удара
Этапный контроль
Раздел
Тема
Кол. часов
Тип занятий
Элементы содержания
Требования к подгатоленности уч-ся
Вид
контроля
Д/з
Дата проведения
план
факт
Лапта
Соревнования в игре лапта
1
Совершенствование ЗУН
Учебная игра. Судейство соревнования. Овладение организаторскими способностями. Помощь в судействе