ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
Жизнь в современном мире нельзя назвать легкой и беззаботной. Проблемы, трудности и стрессы поджидают нас на каждом шагу. В силу своей еще не устоявшейся нервной системы, отсутствия жизненного опыта, постоянных гормональных всплесков подростку приходится невероятно сложно, и поведение их становится девиантным.
Для начала нужно понять, что же такое девиантное поведение.
Девиантное поведение-это социальное поведение, не вписывающееся в рамки общепризнанных норм. К примеру — наркомания, курение, алкоголизм, проституция, чрезмерная агрессия, самоубийства. Оно может быть опасно как для общества, так и для самого подростка. Иногда подростки проявляют асоциальное поведение выборочно: либо в школе, либо дома.
Причин возникновения девиантного поведения множество-это и воспитание, наследственность, обучение, социальная среда. Психологи выделяют несколько факторов, которые в купе друг с другом влияют на появление девиантного поведения.
Биологический — проявляется в виде физических особенностей, к примеру, различные дефекты, слуха, речи, внешняя непривлекательность.
Психологический — проявляется в психоневрологических отклонениях, а также зависит от темперамента и состояния личности — это и повышенная внушаемость, и психопатия, и наличие повышенной нервной возбудимости.
Социальный — выражается в отношении подростка с обществом то, как он общается с семьей, друзьями.
Несмотря на то, что факторов и причин возникновения девиантного поведения у подростка множество, избежать его вполне возможно. Чем раньше вы начнете профилактику, тем больше шансов, что ваш ребенок вступит во взрослую жизнь, минуя это состояние.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД»
ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Жизнь в современном мире нельзя назвать легкой и беззаботной. Проблемы, трудности и стрессы поджидают нас на каждом шагу. В силу своей еще не устоявшейся нервной системы, отсутствия жизненного опыта, постоянных гормональных всплесков подростку приходится невероятно сложно, и поведение их становится девиантным. Для начала нужно понять, что же такое девиантное поведение. Девиантное поведение-это социальное поведение, не вписывающееся в рамки общепризнанных норм. К примеру — наркомания, курение, алкоголизм, проституция, чрезмерная агрессия, самоубийства. Оно может быть опасно как для общества, так и для самого подростка. Иногда подростки проявляют асоциальное поведение выборочно: либо в школе, либо дома.
Причин возникновения девиантного поведения множество-это и воспитание, наследственность, обучение, социальная среда. Психологи выделяют несколько факторов, которые в купе друг с другом влияют на появление девиантного поведения.
Биологический — проявляется в виде физических особенностей, к примеру, различные дефекты, слуха, речи, внешняя непривлекательность.
Психологический — проявляется в психоневрологических отклонениях, а также зависит от темперамента и состояния личности — это и повышенная внушаемость, и психопатия, и наличие повышенной нервной возбудимости.
Социальный — выражается в отношении подростка с обществом то, как он общается с семьей, друзьями.
Несмотря на то, что факторов и причин возникновения девиантного поведения у подростка множество, избежать его вполне возможно. Чем раньше вы начнете профилактику, тем больше шансов, что ваш ребенок вступит во взрослую жизнь, минуя это состояние.
ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Начинать профилактику нужно с самого рождения, малыш с детства должен твердо знать, что такое хорошо и что такое плохо. Для ребенка в первую очередь родители должны быть друзьями, а в отношениях обязательно было доверие. При этом не должно быть ощущения того что вы ползете в его дела, он добровольно должен впускать вас в свою личную жизнь. На примере различных жизненных ситуаций вы должны объяснять, что проблемы нужно решать, не бежать от них. Помимо родителей профилактикой должны заниматься в детских садах и школах. Воспитателям, учителям и школьным психологам следует следить за тем, какой климат в их классе или группе. Должны организовываться различные мероприятия, походы, концерты, всевозможные психологические тренинги. Очень важно, чтобы проводимые мероприятия были интересны подросткам.
Оздоровительная работа в учреждениях летнего отдыха
Изменение социально-экономических условий жизни казахстанского общества, трудное материальное положение семей, рост детской преступности, «волна» наркомании и другие негативные процессы и явления отразились на состоянии здоровья детей и подростков, что свидетельствует об острой необходимости проведения организованного и доступного досуга в течение летних каникул. Казахстан, одна из немногих стран, которая имеет обширный и разнообразный опыт организации летнего отдыха детей и подростков.
Истоки этого движения мы находим и в зарубежном опыте работы первых церковных лагерей США, Канады и Швейцарии (Ю.Н.Таран,2002; Robert Scheider,1960; Scool health edication,1960). Один из первых организованных лагерей появился в Северной Америке в 1840 году, близ городской черты современного г.Торонто, в виде летнего палаточного лагеря. История лагерного движения в Соединенных Штатах начинается примерно с 1861 года. В частности, в 1876 году в штате Пенсильвания был организован первый частный независимый лагерь, который ставил своей целью оздоровление детей. Все эти летние лагеря были ориентированы на мальчиков. Более позднее появление летних лагерей для девочек связано с викторианской позицией, бытовавшей в то время в обществе.
Основное внимание в работе этих лагерей было направлено на пребывание молодых людей в здоровой сельской местности и предоставление им программы оздоровительной активности. Основное внимание уделялось походам, занятиям водными видами спорта, умению преодолевать трудности жизни в природных условиях, духовному воспитанию - изучению библии (А.и Б.Болл,1994; Scool health edication, 1960).
Учреждения детского летнего отдыха для мальчиков в России были впервые созданы в 1881 году в п. Парголово (г. Санкт-Петербург), а для девочек - в 1887 году Московским обществом вакационных колоний и «Майским союзом», в Екатеринодаре (г. Краснодар) - в 1903 году. Эти лагеря были очень похожи на современные эколого-туристические объединения (Т.А. Банникова, 1995; Е.П. Стрелецкая,2004).
Деятельность скаутских лагерей ОРЮРА (Организация русских юных разведчиков) - подобие современных эколого-туристических, летней трудовой коммуны «Бодрая жизнь» В.Н. Шацкой, «Сетлементы» СТ. Шацкого и У.Е. Зеленко, пионерских лагерей, детских санаториев и колоний санаторного типа, носила доминанту либо воспитания, либо оздоровления (Е.П. Стрелецкая,2004). Особенно следует отметить положительный опыт пионерских лагерей, который заключался в массовом охвате детей летним отдыхом, развитой системе самоуправления, проведении спортивно-массовых мероприятий, которые стимулировали школьников к систематическим и осознанным занятиям физической культурой и спортом. Идейно-воспитательная работа на этом этапе носила приоритетный характер, но, в основном, за счет физкультурно- оздоровительной деятельности (Т.А. Банникова,1995).
На всем пути становления и развития системы летнего отдыха детей и подростков основные функции ее деятельности - воспитание и оздоровление - то сближались, то отдалялись друг от друга. Здесь мы сталкиваемся с достаточно противоречивыми позициями восприятия роли учреждений летнего отдыха. Их воспринимают либо в однозначной характеристике -доминирования воспитания или оздоровления, либо как многогранное понятие и явление, включающее в себя и образование (как обучение, так и воспитание), и оздоровление (Е.П. Стрелецкая,2004).
Программное обеспечение профильной физкультурно-оздоровительной смены
Предварительный анализ существующего в настоящее время целого ряда различных профилированных оздоровительных программ показал, что на современном этапе они не в полной мере обеспечивают решение задачи по формированию у подростков навыков здоровьесберегающего поведения и основ здорового образа жизни.
Этот факт, а также неоднородность физического развития и двигательной подготовленности социально незащищенных подростков 12-13 лет из разных регионов, отдыхающих, наличие у них социально опасных привычек, а также особенности их отношения к занятиям физической культурой и спортом, определили необходимость разработки инновационной программы профильной физкультурно-оздоровительной смены, ориентированной на пропаганду здорового стиля жизни средствами физического воспитания.
Данная программа должна обеспечить не только получение подростками, прибывшими, знаний о здоровом образе жизни, но и освоение ими комплекса средств и методов физического воспитания, которые в совокупности смогут оказать положительное воздействие на процесс формирования приоритетных навыков здоровьесберегающего поведения.
Основываясь на результатах исследований Г.Г. Наталова, В.А. Баландина и А.П. Костенко (1994), структурное построение инновационной программы (рис. 4.1) профильной физкультурно-оздоровительной смены включало 4 блока:
1. Проективный блок должен содержать цели и задачи физического воспитания, реализуемые в экспериментальной программе профильной физкультурно-оздоровительной смены, а также ожидаемые результаты.
2. Содержательный блок должен определять перечень основных, дополнительных и вспомогательных средств физического воспитания подростков, включая строевые и общеразвивающие упражнения, элементы доступных детям видов спорта, подвижные игры и др.
В данном блоке также должно быть представлено содержание базовых теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков, являющихся интеллектуальной основой физической культуры подростков.
3. Процессуальный блок должен содержать научно-методические рекомендации по использованию средств физического воспитания подростков, примерные (типовые) документы планирования учебно воспитательного процесса, перечень и краткую характеристику основных форм работы с подростками.
4. Контрольно-учетный блок должен включать материал по организации и содержанию контроля достижений подростков в процессе реализации программы профильной физкультурно-оздоровительной смены. С учетом этих исходных позиций и была разработана инновационная программа профильной физкультурно-оздоровительной смены для социально незащищенных подростков 12-13 лет в условиях ДОЦ.
Основной целью описываемой инновационной программы является содействие физическому, психическому, нравственному и духовному развитию социально незащищенных подростков 12-13 лет, воспитанию у них патриотизма, гражданственности, формированию навыков здоровьесберегающего поведения и основ здорового образа жизни, что в совокупности должно обеспечить полноценную реализацию возможностей личности ребенка в интересах общества.
Для достижения этой цели программой предусмотрено решение целого ряда общепедагогических и специфических задач. Это, прежде всего:
Воспитание свободной жизнелюбивой личности, обогащенной знаниями о природе и человеке.
Осуществление гражданского воспитания и профилактики правонарушений.
Создание комфортной среды пребывания подростка.
Содействие самоопределению и самореализации подростков в совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
Создание условий для приобретения подростками организаторского опыта и опыта самоорганизации.
Обеспечение в приоритетном порядке отдыха, укрепления и сохранения здоровья подростков, которые нуждаются в особой заботе государства.
Создание у подростков положительного психоэмоционального состояния и формирование на этой основе положительного отношения к определенным видам физической активности.
Увеличение объема регламентированной и нерегламентированной двигательной активности подростков и обеспечение на этой основе всестороннего развития физических качеств.
Формирование навыков организации и проведения занятий, в том числе и самостоятельных, физическими упражнениями и анимационных мероприятий.
Обеспечение действенной пропаганды среди подростков здорового стиля жизни.
Формирование и закрепление навыков здоровьесберегающего поведения.
Формирование приоритетных знаний о здоровом стиле жизни.
Предполагалось, что реализация в условиях инновационной программы позволит социально незащищенным подросткам к окончанию профильной физкультурно-оздоровительной смены:
осознать значимость здорового стиля жизни;
повысить уровень знаний по физической культуре;
существенно увеличить объемы регламентированной и нерегламентированной двигательной активности;
Динамика показателей степени ориентации подростков 12-13 лет на нравственные ценности физической культуры и здоровья
Процесс формирования интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни - это не одномоментный, а многоступенчатый процесс от первых гигиенических знаний и первого знакомства с физическими упражнениями до глубоких психофизиологических знаний и интенсивных занятий физической культурой и спортом. Занятия физической культурой и спортом - это одна из возможных ступеней процесса физического и духовного совершенствования человека (П.К. Дуркин, М.П. Лебедева, 2004). Представляется возможным создать наиболее благоприятные условия для реализации задач, ориентированных на приобретение подростками знаний о здоровом образе жизни и формирование навыков здоровьесберегающего поведения. Вместе с тем мотивы укрепления здоровья и телосложения, отдыха и развлечений, а также усиления привлекательности у подростков оказались наименее динамичными и остались менее значимыми.
Обращает на себя внимание тот факт, что если до педагогического эксперимента анализируемые показатели оценки потенциальных возможностей активных занятий физической культурой и спортом. Западный Казахстан представляет собой крупный геополитический регион Республики Казахстан. К сожалению. Республике не удалось избежать типичных для пост советского периода проблем, одной из которых является тенденция на ухудшение здоровья нации. Так по данным официальной статистики, за период обучения в школе с первого по восьмой класс количество здоровых детей снижается в 3-4 раза, а к концу обучения 84-86% выпускников имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Поэтому, одной из главных задач специалистов по физической культуры является реализация государственной политики, направленной на формирование здорового образа жизни. На основании директивных документов Правительства Республики Казахстан и Президента страны «Президентские тесты физической подгоговленности населения Республики Казахстан» от 24 июля 1996 года, «О Государственной программе развития массового спорта в Республике Казахстан на 1997-2000 гг.»от 19 декабря, «Обращение Президента к населению страны» можно сделать вывод о приоритетности развития направления, связанного с формированием здорового образа жизни начиная с дошкольного и школьного возрастов. В контексте указанных документов, основными задачами физкультурного движения Республики Казахстан являются:
Совершенствование системы дошкольного и школьного физического воспитания детей, направленной на обеспечение крепкого здоровья, разностороннего развития двигательных способностей, а также
Современный этап развития общества характеризуется сложными социально-экономическими изменениями, которые влекут за собой изменение нравственных и житейских основ людей различного пола и возраста. Всё больше и больше наблюдается разрыв между материальным благосостоянием людей. В этой связи, наиболее уязвимой и незащищённой социальной категорией является учащаяся молодёжь.
Объективно, молодой и ещё не сформировавшийся ни в физическом, ни в нравственном отношении индивидуум, является наиболее податливой целью для многих социальных отклонений. И если социальные отклонения контролируются и наказываются государством, то разрушение индивидуального здоровья подрастающего поколения, к сожалению, пока не стало предметом государственного вмешательства.
В этом отношении, в отношении сохранения и укрепления здоровья молодых людей, роль физической культуры и спорта, несомненна и актуальна. Однако, за последнее десятилетие значительно сократилась материально-техническая база физкультурно-оздоровительного движения. В частности, в Национальном докладе «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 1993 году» приводятся данные о том, что по сравнению с 1985 годом в указанном году на 2/3 уменьшилось количество оздоровительных лагерей для школьников, количество отдохнувших сократилось более чем на 6,5 миллионов человек. По данным доклада следует, что только 14 процентов обследованных школьников Российской Федерации являются практически здоровыми, пятьдесят процентов имеют различные отклонения в состоянии здоровья, а 35 процентов школьников имеют хронические заболевания. Истоки этих негативных тенденций лежат в разрушении нравственных устоев, как общества, так и семьи.
Наивно было бы полагать, что государство в одночасье бросит огромные материальные средства на нужды и сохранение здоровья подрастающего поколения. Поэтому роль физической культуры в деле сохранения и укрепления здоровья учащейся молодёжи приобретает главенствующее значение.
необходимый и возможный уровень физической дееспособности.
Совершенствование внешкольных форм организации занятий физической культурой.
Сохранение и укрепление здоровья граждан Казахстана посредством формирования потребности в занятиях, вовлечения в физкультурную активность широких слоев населения, и за счёт этого снижение криминогенной обстановки, особенно в молодёжной среде.
Разработка и экспериментальная проверка новых форм физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности среди студенческой молодёжи.
Пересмотр системы подготовки и переподготовки физкультурных кадров.
Внедрение средств оздоровительной физической культуры в образ жизни людей.
Разработка и внедрение в систему физического воспитания населения национальных и народных традиций, связанных с активным отдыхом и занятиями физической культурой.
Одним из самых действенных средств укрепления здоровья подрастающего поколения является физическая культура. Но, к сожалению, объективные и субъективные причины, составляющие суть внутренних противоречий развития этой системы не позволяют в должной мере использовать этот богатейший потенциал. В первую очередь это касается недостаточного уровня знаний населения о физической культуре; унифицированных школьных программы, которые мало учитывают региональные и национальные особенности школ: неадекватной оценки роли труда учителя физической культуры, слабого материального обеспечения и неудовлетворительного финансирования отрасли: отсутствия надлежащего врачебного контроля и т.д. Было бы весьма слабым утешением надеяться на скорейшее разрешение этих проблем.
Но, пожалуй, самая главная проблема заключается в том, что учебные планы кафедр физического воспитания педагогических вузов не предусматривают подготовку специалистов по валеологии, т.е. науке о формировании сохранения и укрепления здоровья. Проблематика заключается в том, что выпускники факультетов физического воспитания в первую очередь ориентированы на использование средств физического воспитания, где главным средством по праву считается физические упражнения. Нет никаких сомнений в том, что физические упражнения оказывают самое радикальное воздействие и на мышечную, и на сердечнососудистую и на психическую системы человека, однако в этом отношении сами физические упражнения не являются универсальным средством сохранения и укрепления здоровья.
Валеологическая направленность предполагает наличие по крайней мере нескольких видов здоровья. В частности: соматического здоровья - текущего состояния органов и систем организма; физического здоровья - развития и функциональных возможностей органов и систем организма; психического здоровья -состояния психической сферы человека; нравственного здоровья - комплекса мо-тивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека (Д.Н.Давиденко и др., 1996).