Презентация. Мастер-класс к разработке урока физической культуры с использованием функциональной музыки.
Презентация. Мастер-класс к разработке урока физической культуры с использованием функциональной музыки.
Цель: Показать широкие возможности использования функциональной музыки в различных формах физкультурной деятельности для повышения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация. Мастер-класс к разработке урока физической культуры с использованием функциональной музыки.»
«Функциональная музыка как фактор повышения эффективности учебно – воспитательного процесса в школе»
Мастер-класс на краевом фестивале
педагогических идей «Талант»учителя физической культурыМБОУ СОШ № 15 с. Казинка
Шпаковского районаАбрамович Владимира Александровича
Актуальность проблемы«Всякая однообразная деятельностьутомляет, угнетает молодого человекаи убивает в нём всякую самостоятельность»П.Ф. Лесгафт
Ещё неподготовленный в психофизическом плане организм не всегда справляется с предложенными нагрузками, что, к сожалению, и становится главной причиной снижения и потери интереса к занятиям физическими упражнениями и физическим совершенствованием.
Постоянные занятия физическими упражнениями над развитием и совершенствованием своего тела требуют от молодого человека определённого терпения, выдержки, а иногда даже выполнять работу вопреки желанию, через «Не хочу!».
Эффективные пути и средства для решения данной проблемы
Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, позволяющих сделать его более разнообразным и эффективным, продуктивным и привлекательным.
Использование в качестве сопровождения образовательного процесса функциональной музыки
- методика природного оздоровления детей В.Ф. Базарного
- этическая педагогика А. Л. Валявского
- теория гипокинезии - компенсации недостатка движения
- щадящая, нервносберегающая, гуманистическая педагогика
Создание комфортной образовательно-развивающей среды, благотворно влияющей на состояние здоровья субъектов образовательного процесса, их функциональных возможностей, физической и умственной работоспособности.
учет состояния хронических болезней и наследственных изменений у школьников
устранение дефицита двигательной активности у детей
достижение такого уровня двигательных способностей, которые бы соответствовали государственному стандарту профессиональной целесообразности
Установление соответствия индивидуального развития средне – статистическому стандарту.
Коррекция, приведение к стандарту физического состояния ребёнка.
Составление региональных нормативов развития.
Определение массы тела 8. Состояние брюшного пресса
Время задержки дыхания 11. Психофункциональные тесты
Частота пульса, определение давления 12. Уровень тревожности
Сила мышц рук 13. Данные военкомата о здоровье
Вовлечённость в занятия физ-рой и спортом 14. Состояние двигательного
режима
Научно – педагогическое исследование«Мониторинг физических качеств школьников»
Контроль за индивидуальным физическим развитием
Контроль за уровнем физической подготовленности
Наблюдение за психическим развитием.
Формы реализации – различная физкультурная деятельность с использованием функциональной музыки.
Нетрадиционные формы
ритмическая и художественная гимнастика, занятия на тренажерах, фито- и психотерапия, аутотренинг, физиопроцедуры и массаж, хореография (возможно обращение и к таким оздоровительным системам, как шиатсу, ушу и хатха-йога), игры с элементами спорта, использование музыки на занятиях физической культурой.
традиционные формы
утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, физкультурные досуги, спортивные праздники и турпоходы
Методическое подспорье в работе
Рекомендации учёных (Е.И. Рогова, Т.Г. Олешкевич, И.В. Чупахи) по использованию музыки для коррекции психологических физиологических процессов, психологической разгрузки. Аутотренинга и др. психопрофилактических мероприятий с детьми.
методические статьи в журнале «Физическая культура в школе» доктора педагогических наук Ю.Г. Коджаспирова о том, как сделать учебную работу приятной, активной и более эффективной, используя идею музыкальной стимуляции различных двигательных действий во время занятий физическими упражнениями на уроках.
Задачи функциональной музыки
Занятия по физической культуре должны доставлять радость ребенку, пробуждать интерес и способность к творческой активности, удовлетворять естественную биологическую потребность в движении.
Назначение функциональной музыки
Функциональная музыка становится:
Диктатом обстановки.
Лидером, задающим ритм и управляющим темпом движения.
Эффективным контролем за физической нагрузкой.
Терапевтически, эмоционально, психологически воздействует на мозг ребёнка (по Валявскому).
Виды функциональной музыки
Встречающая
Музыка врабатывания
Лидирующая
Провожающая
Успокаивающая
Активизирующая
«музыка природы»
Музыка для релаксации
фоновая
Роль функциональной музыки на этапах урока
Вводная часть – ф.м. повышает эмоциональный тонус, используется для развития внимания, чувства ритма, способствует врабатыванию организма.
Основная часть – ф.м. замедляет процесс развития пресыщения выполняемой работой, делает ее эмоционально приятной и незаметно активизирует уставших учащихся.
Заключительная часть – ф.м. становится средством снятия возбуждения и усталости.
Типология урока физической культуры
Уроки здоровья
Образовательные уроки
Тренировочные уроки
Уроки психосаморегуляции
Контрольные уроки, зачёты, проверки ЗУН
Оздоровительные тематические уроки
Методические разработки уроков по разным разделам учебной программы с использованием функциональной музыки:
Комплексы утренней гимнастики.
Общеразвивающие комплексы упражнений.
Комплексы для занятий оздоровительным бегом и ходьбой в условиях спортивного зала.
Комплексы для проведений занятий ритмической гимнастикой и аэробикой.
Аудиоматериалы, сопровождающие занятия на уроках баскетбола и волейбола.
Тематические, сюжетные оздоровительные уроки.
Аутогенные тренировки для снятия напряжённости и усталости.
Рекомендации учителю, работающему в режиме здоровьесберегающих технологий с применением функциональной музыки.