: «Подвижные народные игры как средство оздоровления и развития физических качеств учащихся »
: «Подвижные народные игры как средство оздоровления и развития физических качеств учащихся »
Гармоничному развитию физической подготовленности обучающихся способствует грамотное использование русских народных игр на уроках физической культуры, а также правильное “включение” элементов игр в процесс физического воспитания. В игре проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять и делать выводы, тем самым игра является осознанным проявлением деятельности, которая оказывает большое воздействие на формирование личности. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в гимнастике, спорте и туризме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«: «Подвижные народные игры как средство оздоровления и развития физических качеств учащихся »»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Урок на тему: «Подвижные народные игры как средство оздоровления и развития физических качеств учащихся »
Тамбов
2021г
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………..3
Решение проблемы………………………………………………………………..4
Конспект урока в 4 классе по теме «Подвижные народные игры как средство оздоровления и развития физических качеств учащихся»………………….. ...5
Методы обучения…………………………………………………………………8
Заключение…………………………………………………………………...……9
Список используемой литературы………………………………………………10
Введение
Гармоничному развитию физической подготовленности обучающихся способствует грамотное использование русских народных игр на уроках физической культуры, а также правильное “включение” элементов игр в процесс физического воспитания. В игре проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять и делать выводы, тем самым игра является осознанным проявлением деятельности, которая оказывает большое воздействие на формирование личности. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в гимнастике, спорте и туризме.
Физическая активность во время игры способствует совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Для подвижных игр на уроках физкультуры в начальных классах отведено основное место. Использование подвижных игр на уроках физической культуры способствует воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера, создает благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Эффективным средством закаливания организма выступают игры летом и зимой на открытом воздухе. Слова мыслителя Платона были о том, что детей до 10 лет необходимо больше развивать физически, по его мнению тогда в будущем им не понадобятся доктора.
Игра составляет одну из основных сфер жизни человека уже с давних пор. Именно с помощью игры ребенок имеет возможность познать мир, воспитывает волю, делает процесс обучения более интересным. Игра – самый увлекательный способ обучения, формирования детской души, развития физических сил и возможностей.
Решение проблемы
Самой явной проблемой школьной жизни является снижение двигательной активности детей в сочетании с нервно-психическими перегрузками. Результаты мониторингов подтверждают нарастающую подверженность детей хроническим заболеваниям, ухудшение общего состояния их здоровья. Помочь исправить ситуацию поможет введение различных форм телесно-двигательной практики на уроке и на переменах.
Подвижные игра развивают ребенка, и в отличии от обычных физических упражнений, не надоедают ему благодаря своему занимательному характеру.
Главной задачей на подобных уроках физической культуры является активное и методически грамотное использование подвижных и народных игр в процессе физического воспитания обучающихся.
При выборе игры для урока необходимо соблюсти ряд установок:
Предусмотреть педагогическую задачу, которая должна быть решена игрой.
Определить место игры в уроке.
Обозначить основное двигательное содержание игры.
Распределить физическую и эмоциональную нагрузку.
Распределить детей по возрасту, полу и степени физической подготовленности.
Определить место проведения игры и необходимые пособия.
Установить методы организации детей для проведения игр.
Подвижные игры - это игры направленные на общефизическое развитие детей. Благодаря сложным и разнообразным движениям, игровая деятельность вовлекает в работу все мышечные группы, способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, укреплению различных функций и систем организма и формированию здоровой осанки. Тем самым данная разработка является актуальным пособием по проведению уроков физической культуры.
Конспект
урока по подвижным играм для учащихся 4-го класса
Тема урока:
«Подвижные народные игры как средство оздоровления и развития физических качеств учащихся».
Задачи урока:
Развитие быстроты, ловкости.
Повысить общую выносливость, работоспособность и координацию движения.
Создать положительный настрой и хорошее настроение.
Инвентарь и оборудование: мяч волейбольный, маска медведя.
Место проведения: спортивный зал.
Ход урока
№
Части урока, их краткое содержание
Дозировка
Организационно-методические указания
I
Подготовительная часть
8-10 мин
Особое внимание обратить на внешний вид учащихся.
1
Построение, расчет, приветствие
1 мин
Проинформировать о задачах урока
2
Информирование о задачах урока
Контроль ЧСС за 10 сек
1 мин
3
Ходьба:
на носках;
на пятках;
на внешнем своде стопы;
на внутреннем своде стопы;
ходьба ускоренная перекат с пятки на носок.
2 мин
При ходьбе на носках руки поднять вверх, ладони во- внутрь, во время ходьбы на пятках руки за голову в замок. Полуприсяди руки на пояс. При ускоренной ходьбе руки согнуты в локтях.
4
Медленный бег:
приставными шагами (правым, левым боком, спиной вперед);
бег с высоким подниманием бедра;
бег с захлестыванием голени.
2 мин
Обратить внимание на технику выполнения беговых упражнений, следить за осанкой учащихся.
5
О.Р.У. в движении:
а) кисти рук к плечам 1-4 вращения руками вперед, 1-4 назад
б) 1-2 скресные движения руками,
3-4 прямые руки в стороны
2 мин
6-8 раз
6-8 раз
Следить за четкостью выполнения упражнений. Темп средний
Контроль ЧСС за 10 сек
Контроль ЧСС за 10 сек
II
Основная часть
24 мин
1
Игра «У медведя во бору»
8 мин
Когда медведь поймает 4-5 человек, назначается новый медведь.
Площадка для игры обозначается фишками.
2
Игра «День и ночь»
Контроль ЧСС за 10 сек
8 мин
Осаленные игроки переходят в команду соперника
3
Игра «Мяч вверх»
8 мин
Дети в кругу, водящий идет в середину и бросает мяч. Играющие отбегают дальше от центра круга. Водящий ловит мяч, кричит: «Стой!», все останавливаются а он не сходя с места, бросает мяч в того кто ближе всех к нему, далее тот становится водящим.
III
Заключительная часть.
Упражнения на восстановление сердечно-сосудистой системы, дыхания.
Контроль ЧСС за 10 сек
Подведение итогов урока.
3 мин
Методы обучения, применяемые на уроке:
игровой метод, суть которого заключена в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры;
соревновательный метод помогает повысить подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
Формы деятельности:
игровая,
спортивная,
соревновательная.
Организационно-содержательные приёмы:
предложена программа физического воспитания с использованием народных и подвижных игр;
проведено частичное исследование эффективности применения народных и подвижных игр на уроках физкультуры в начальной школе.
Средства обучения:
сообщение, рассказ о том, что необходимо сделать;
показ, наглядное выполнение .
Заключение
Основным залогом успеха внедрения народных игр среди учащихся младших классов всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Подвижные игры, таким образом, могут положительно влиять на умственное развитие. Однако нельзя переоценивать подобное влияние, поскольку при проведении подвижных игр в силу их специфики прежде всего решаются задачи собственно физического воспитания.
Рациональное использование соревновательно-игрового метода оказывает эффективное воздействие на развитие силы, воспитание трудолюбия, целеустремленности, настойчивости, формирует психологическую устойчивость учащихся к успехам и неудачам, способствует преодолению психологического барьера – неуверенности в своих силах. Также соревновательно - игровой метод формирует у занимающихся целевую установку на осознанное развитие физических качеств.
С помощью народных подвижных игр широко раскрываются возможности соревновательно- игрового метода, цель которого : развитие физических качеств школьников. Необходимо правильно использовать данный метод для большего увлечения детьми. Благодаря этому методу дети заинтересованы, подтянуты, нацелены на результат, а именно победа своей команды, воспитывается командный дух, закрепляются правильные представления о поведении в реальной жизни и о существующих в обществе отношениях между людьми.
Список используемой литературы
Лепёшкин В.А. Подвижные игры для детей./ В.А. Лепёшкин. – М.: «Школьная пресса», 2005. - 260с.
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры./ М.Ф. Литвинова.- М.: «Просвещение», 1986. - 79с
Надеждина В.В. 130 домашних игр для детей и родителей./ В.В.Надеждина.- М.: «Харвест», 2007.
Осокина Т.И., Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР./ Т.И. Осокина, А.В. Кенеман. – М.: «Просвещение», 1988. – 239с.
Жуков М.Н. 86 Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.