План-конспект урока гимнастики в 5-м классе
1. Совершенствование гимнастических упражнений и применение умений на практике в игровой форме с единой сюжетной линией.
2. Выполнение двигательных действий в моделирующих жизненных ситуациях и экстремальных условиях.
Частные задачи | Содержание | Дозирование нагрузки | Организационно- методические указания |
I. Подготовительная часть (15 мин) |
1. Организовать детей. | 1) Построение, приветствие. | 20 сек | Обратить внимание на форму, причёски девочек. Пояснить учащимся формы организации урока: фронтальная и поточным способом. Речь учителя. «Ребята, сегодня у нас пройдёт необычный урок, мы отправимся в поход. Окружающей природой и естественными препятствиями, которые встречаются на пути туристов, нам послужит наш спортивный, гимнастические снаряды, инвентарь и оборудование. Ваша задача включить своё воображение, представить себя в лесу и стараться применить полученные на предыдущих уроках знания и умения на практике. Я думаю вы отлично справитесь с заданием, активно повоображаете, в пути будете внимательными, смелыми, терпеливыми, помогать друг другу. Надеюсь, вы получите хороший заряд бодрости». |
2) Сообщение задач урока, формы его проведения и требование выполнения правил техники безопасности. | 1 мин 20 сек |
3) Психологический настрой детей на предстоящее занятие. | 20 сек |
2. Подготовить запястные, коленные и голеностопные суставы к работе в основной части урока. | Ходьба | 1 мин | Во время движения учащихся по кругу, учитель находится в кругу или движется чуть впереди колонны, показывая упражнения. Во время вращения кистями, руки не опускать, кисть держать на уровне плеча. Во время ходьбы и бега следить за осанкой, соблюдением дистанции, правильным дыханием, техничным выполнением упражнений в движении. |
1) на носках, руки вверх; | 0,5 круга |
2) на пятках, руки на поясе; | 0,5 круга |
3) на внешней стороне стопы, руки в стороны, вращение кистями вперёд; | 0,5 круга |
4) на внутренней стороне стопы, вращение кистями назад; | 0,5 круга |
5) перекатом с пятки на носок, руки расслаблены; | 0,5 круга |
3. Подготовить организм детей к работе в основной части урока. | Бег по кругу в колонне по одному с изменением направления; | 1мин | Задание дать направляющему перед бегом: менять направление через три круга, обегать препятствия и перепрыгивать их, отталкиваясь одной ногой. Поднять руки через стороны вверх, выполнить вдох носом на три счёта, опуская руки вниз, выполнить наклон, одновременно выдыхая ртом со звуком «У-У-Х!» на четыре счёта; выдох должен быть продолжительнее вдоха. Скакалки сложить вчетверо и нести в правой руке. |
Ходьба | 30 сек |
1) выполнение дыхательных упражнений; | 1 круг |
2) получение скакалок, ходьба. | |
Перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений (ОРУ) 1) перестроение в колонну по три после движения по кругу со скакалками; | 30 сек | Перестроение выполнять по командам: «Налево через центр в колонну по три МАРШ!», «Интервал, дистанция два метра». |
4. Развивать внимание, гибкость, укреплять мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины. | ОРУ со скакалками | 7 мин | Вести контроль над выполнением упражнений словесно и индивидуально. Мышцы рук напрягать, скакалку натягивать. |
1) И.П. – ноги вместе, скакалка вчетверо, держать за концы внизу. 1 – подняться на носки, отставить левую ногу назад на носок, скакалку вверх, потянуться; 2 – И.П.; 3 – 4 – то же. | 6-8 раз | Руки прямые, потянуться. Смотреть на скакалку. |
2) И.П. – ноги врозь, руки вверх скакалка вчетверо вверху. 1 – наклон влево; 2 – И.П.; 3 – наклон вправо; 4 –И.П. | 6-8 раз | Наклон ниже в вертикальной плоскости, руки не сгибать. |
3) И.П. – стойка на коленях, руки вперёд, скакалка вчетверо, горизонтально; 1 – 2 – поворот туловища влево; 3 – 4 – поворот вправо. | 6-8 раз | Повороты выполнять энергично, вперёд не наклоняться, на пятки не садиться. |
4) И.П. – ноги врозь, скакалка сзади внизу хватом сверху; 1 – шаг вперёд, руки со скакалкой назад вверх; 2 – И.П.; 3 – 4 – то же. | 6-8 раз | Энергичный мах, вперёд не наклоняться. |
5) И.П. – ноги на ширине плеч, руки вперёд, скакалка вчетверо; 1 – мах левой ногой, согнутой в колене, вверх; 2 – И.П.; 3 – 4 – с правой ноги. | 6-8 раз | Смотреть вперёд, удерживать равновесие, во время маха ногой достать коленом скакалку, руки не опускать, держать на уровне плеч. |
6) И.П. – скакалку развернуть, руки в стороны, наступить на середину скакалки левой ногой, правую назад вверх; 1 – 4 – держать равновесие. То же на другой ноге. | 3 раза | Прогнуться, безопорную ногу выше, держать равновесие. Скакалку натягивать вверх и в стороны. Смена ног по команде учителя. |
7) И.П. – О.С., скакалка в четверо; 1 – переступить левой ногой; 2 – переступить правой ногой; 3 – поднять скакалку вверх сзади; 4 – перекинуть через голову и И.П. | 6 раз | При переносе скакалки через голову руки держать максимально прямыми (по возможности). |
8) И.П. – О.С., скакалка развернута.1 – 4 – прыжки на левой ноге; 1 – 4 – прыжки на правой ноге; 1 – 4 – на двух ногах вместе. | по 2 раза | Скакалку вращать кистями, спину держать прямо, прыжки на носках. |
Обратная команда в перестроении, ходьба по заданию. | 30 сек | Скакалки повесить на крючок, построиться к лицевой линии в/б площадки. |
5. Объяснение прохождения маршрута, подготовка мест занятий. | Выдача задания для прохождения туристического маршрута | 1 мин | Маршрут нарисовать на доске мелом или на плакате с указанием воображаемого природного препятствия и соответствующего ему гимнастического упражнения. |
Знакомство с видами костров и способами их построения | 1 мин | Спросить учащихся: «Кто ходил в походы с родителями, классом, разводили ли костры, какие?» Использовать красочный плакат, объяснить названия костров (см. рис. Приложение). |
Подготовка маршрута | 1 мин | Гимнастическое оборудование и инвентарь приготовить перед уроком, освободить середину зала для выполнения ОРУ, на уроке расставить по назначению (дети помогают). |
II. Основная часть (21 мин) |
1. Преодоление полосы препятствий: туристического маршрута. | Полоса препятствий | 9 мин | |
1) Преодоление поваленных деревьев и густых зарослей кустарников. | | Выполнение задания поточным способом. Любым способом перелезть через гимнастического коня, проползти под препятствиями в виде половинок обручей (3 шт.), вновь перелезть через гимнастического козла и пролезть под такими же препятствиями (3 шт.) |
2) Подняться и спуститься с горы. | | Подняться любым способом по скамейке на гимнастическую стенку, пройти по стенке приставными шагами и скатиться вниз любым способом, выполняя мягкое приземление или кувырок. |
3) Пройти по кочкам в болоте. | | Прыжки из обруча в обруч (5-6 шт.) выполнять с ноги на ногу. |
4) Пройти через реку по узкому мосту, засыпанному камнями. | | Подняться с помощью скамейки на гимнастическое бревно, пройти по нему, перешагивая набивные мячи, перенося ногу над мячом; соскок вперёд прогнувшись. |
5) Преодолеть овраг с помощью подвешенного на дереве каната. | | Подняться на канат на 1-1,5 м, немного разбежаться и перепрыгнуть овраг (обозначить овраг мелом или постелить маты). |
6) Пройти по узкой тропинке и выйти на полянку к берёзовой роще. | | Пройти по канату, разложенному на полу, стопу ставить параллельно канату, стараться не оступаться. Выйти к матам, расположенным в «дорожку» (4-5 шт.) |
Изображение деревьев и животных: | 2 мин | Вопрос детям: «Ребята, с помощью акробатических упражнений изобразите берёзовую рощу, ползущую ящерицу, убегающего ёжика». |
| | Берёзки стройные – туловище держать вертикально, носки оттянуты (выполнять фронтально на матах). |
| | При ползании таз и голову не поднимать (выполнять поточно). |
| | Выполнить 3-4 кувырка вперёд слитно в группировке; подбородок плотнее у груди, руки приставлять к голени во время переката через спину. |
2. Сбор хвороста, разжигание и тушение костра, ориентирование в лесу. | Разжигание костра Собирание хвороста для костра в эстафете с прохождением по камушкам в горном ручье, прыжками через небольшие препятствия: сучья, бугорки, впадины. По команде «Марш!» учащиеся преодолевают препятствия, берут по одному предмету, бегут обратно и кладут в обруч – место кострища. | 5 мин | Разделить класс на две команды, назначить капитанов. Капитаны помогают подготовить «место сбора хвороста»: положить деревянные бруски (по 5-6 шт.), препятствия (по 3 шт.). Наборы для «хвороста» приготовить до урока, положить в обруч гантели (по 4 шт.), эстафетные палочки (по 4 шт.), конусы (по 4 шт.), кубики (по 4 шт.), мячики (по 2 шт.), скакалки по 2 шт.) – на усмотрение учителя и наличие инвентаря. Можно предложить разные наборы. Когда весь хворост собран, разложить костёр, вид костра дети выбирают сами соответственно принесённым предметам. Побеждает та команда, которая быстрее наберёт хвороста и разожжет костёр. |
Ориентирование в лесу по местным признакам (беседа у костра) Речь учителя: «Ребята, представьте себе, солнце спряталось за тучи, а нам надо возвращаться домой. Хорошо, что у нас есть и карта, и компас. Но нужно уметь ориентироваться в лесу и по местным признакам. Кто знает по каким признакам можно ориентироваться в лесу?» | 3 мин | Дети сидят на матах, отдыхают и слушают учителя. Ориентирование: - по мхам и лишайникам (растут с северной стороны); - по муравейникам (расположены с южной стороны); - по веткам ( больше с южной стороны, меньше с северной). |
Тушение костра (беседа) «Теперь можно смело возвращаться домой, ориентироваться вы умеете, молодцы! Но прежде необходимо затушить костёр, каким образом?» | 2 мин | Костёр можно забросать землёй, залить водой, разбросать головешки и др. Дети разбирают свои костры в пределах обруча и собираются в обратный путь. |
III. Заключительная часть (4 мин) |
1. Восстановление дыхания, снижение частоты сердечных сокращений. | 1) Построение | 10 сек | Выполнять сидя на матах по-турецки фронтально. Объяснить детям, что это дыхание эффективно при усталости, помогает быстро восстановиться после нагрузки и научиться правильно дышать. |
2) Ходьба, остановка, перестроение в шеренгу. | 20 сек |
3) Очищающая дыхательная гимнастика: через одну ноздрю. | по 2 акта |
2. Организованное завершение урока. | 1) Подведение итогов урока. 2) Рефлексия: - Какие впечатления от урока? - Какой участок пути был самым трудным? - Достаточна ли нагрузка? ощущается ли усталость, тяжесть в мышцах? - Что больше всего понравилось? - Что больше всего запомнилось? - Что узнали нового? - Пригодятся ли полученные на уроке умения и навыки в жизни? - Кто заметил в пути что-нибудь интересное, необычное? | 1 мин 2 мин | Оценить работу учащихся на уроке, их познавательную и творческую активность, отметить самых внимательных, старательных, на кого можно положиться в трудную минуту – поощрить бумажными значками: спортивные мячи. Учитель для себя письменно фиксирует ответы учащихся. |
| 3) Домашнее задание. 4) Организованный уход из зала. | 10 сек | Перед уроком прикрепить ветку берёзы к стенке, положить вырезанный из бумаги след на пол или нарисовать мелом – заметят ли их дети. Раздать карточки в названиями видов костров. Задание – нарисовать соответствующий костёр. |