| 1.2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу Цель: Проверка выполнения домашнего задания Задачи : 1.Формирование знаний истории возникновения игры волейбол. Развитие игры волейбол в России 2.Мотивация занятий физкультурой и спортом Методы: словесные, беседа, наглядные, методы контроля – опрос Беседа с учащимися «Повторяем правила» № п/п | Вопрос | Ответ | 1 | Сколько игроков в команде? | Каждая из двух команд может иметь в составе до 14 игроков, на поле в каждый момент времени могут находиться 6 игроков. | 2 | Размеры площадки | Игра ведётся на прямоугольной площадке размером 18х9 метров. | 3 | Подачу подает игрок, стоящий в… | Выполняет подачу игрок, который в результате последнего перехода перемещается из второй в первую зону. | 4 | Какова высота сетки? | Высота сетки для мужчин — 2,43 м, для женщин — 2,24 м. | 5 | Что означает слово «волейбол» | Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») | 6 | Кто является родоначальниками игры в волейбол? | Изобретателем волейбола считается Уильям Дж. Морган, преподаватель физического воспитания колледжа Ассоциации молодых христиан (YMCA) в городе Холиоке (штат Массачусетс, США). | 7 | Время, которое отводится на выполнение подачи? | на подачу мяча отводится всего 5 секунд. | 8 | Сколько партий в каждой игре? | Матч продолжается до того, как одна из команд выиграет три партии | 9 | Подсчет очков в партии до… | 25 очков. При этом если преимущество над противником не достигло 2 очков, партия будет продолжаться до тех пор, пока это не произойдёт. | 10 | Как осуществляется переход по площадке? | Площадка по количеству игроков условно разделена на 6 зон. После каждого перехода право подачи переходит от одной команды к другой в результате розыгрыша очка, игроки перемещаются в следующую зону по часовой стрелке. | |
| 1.3. Разминка Цель учителя: разогреть мышцы и подготовить организм учащихся к предстоящей мышечной деятельности, повысить тонус нервных центров, создать условия для возникновения условно-рефлекторных связей в коре больших полушарий Цель учащихся: качественно выполнять задания и разогреть мышцы Задачи: 1.Формирование установки у учащихся на активную познавательную деятельность. 2.Совершенствовать технику передвижений, упражнений в движении, общеразвивающих упражнений с мячами 3.Развивать координационные способности, быстроту, ловкость Методы: словесный,(команды,указания,объяснения,комментарии,замечания),метод непосредственной наглядности, показ, метод строго регламентированного упражнения, фронтальный | 1. Ходьба: - спортивной ходьбой | 20 м. 20 м. | «Налево в обход, шагом, марш!». Темп выполнения средний. Следить за осанкой. Частая работа ног перекатом с пятки на носок, руки согнуты в локтях | | | 2. Бег: | 30 м. | Темп средний. Соблюдать дистанцию 1,5-2 м. | | 3. - бег без задания; - бег на прямых ногах на носках - бег спиной вперед - бег с высоким подъемом бедра - бег с захлестом голени - движение приставным шагом лицом вперед - движение приставным шагом (лицом вперед, спиной вперед, правым и левым боком) | 20 м 20м | Соблюдать интервал. Прыжки выполнять высоко Соблюдать дистанцию | | 4. Ходьба с восстановлением дыхания: 1-2 дугами наружу, руки вверх 3-4 руки вниз | 20 м. | Восстановить дыхание, дышать равномерно, дыхание не задерживать. Глубокий вдох. Выдох. | | | 2) ОРУ - вращения в в руках (запястье, локоть плечо) - вращение в положении кисти в замке - рывки руками - руки перед грудью, повороты направо-налево - руки на поясе, наклоны вправо-влево, вперед-назад - ноги разведены, стопы параллельны друг другу, наклоны вперед - упор присев на правую (левую) ногу, переход с одной ноги на другую - вращение стопой | | | | | Эстафета с элементами волейбола | | Цель: совершенствование техники передачи мяча. Инвентарь и оборудование: волейбольные мячи. Подготовка: играющие делятся на две равные команды и выстраиваются каждая в колонну по два, на расстоянии от 3 до 4 м друг от друга. Перед колоннами проводится стартовая черта. На расстоянии от 10 до 15 м от стартовой черты напротив каждой команды ставится какой-нибудь спортивный инвентарь. Парам, стоящим впереди колонн, дается по волейбольному мячу. Описание игры: по команде «Внимание, марш!» первые пары бегут вперед, передавая мяч друг другу по воздуху (волейбольная передача) до своего предмета, обегают его и возвращаются обратно, продолжая передавать мяч друг другу и т.д. Правила игры: 1) во время перебежки мяч можно только отбивать (как в волейболе), а не перебрасывать; 2) если мяч во время передачи упал, игрок, уронивший мяч, должен поднять его и продолжать игру дальше; 3) выигрывает команда, все пары которой выполнят задание раньше и получат меньше штрафных очков. | | | |
| 2. Основная часть Цель учителя: Обучить технике передач мяча сверху. Цель учащихся: Научиться технике передачи мяча сверху в парах через сетку. Задачи: 1.Повторить ранее изученные элементы техники передачи мяча. 3.Обеспечить общее физическое воздействие на большое количество мышечных групп. 4.Способствовать воспитанию морально – волевых качеств Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная Методы организации деятельности учащихся: словесный(объяснения, комментарий, замечания),метод непосредственной наглядности, индивидуальный, поточный, метод строго регламентированного упражнения Метод мотивирования(стимулирования) учебной активности учащихся: похвала, поощрение Виды контроля: Оперативный, текущий. Критерии,определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: готовность к работе, стремление к правильному выполнению, эмоциональность, правильность и точность выполнения учебных заданий. В случае если часть учащихся не освоила учебный материал, планируется индивидуальная работа в ходе следующего урока. 1. Верхняя передача мяча в парах на месте | 2 мин | Обучающиеся располагаются в парах друг напротив друга. По сигналу учителя начинают выполнять верхнюю передачу мяча. | 2. Верхняя передача мяча с изменением направления в парах на месте | 4 мин | Обучающиеся располагаются в парах друг напротив друга. По сигналу учителя начинают выполнять верхнюю передачу мяча, при этом один остается на месте, а другой перемещается вправо-влево, куда и следует передача. Время выполнения 2 минуты, затем следует смена. | 3. Верхняя передача мяча в парах с передвижением вперед-назад | 4 мин | Обучающиеся располагаются в парах друг напротив друга. По сигналу учителя начинают выполнять верхнюю передачу мяча, при этом один остается на месте, а другой перемещается вперед-назад, куда и следует передача. Время выполнения 2 минуты, затем следует смена. | 4. Верхняя предача мяча в парах через сетку 1) 2) | 3 мин 3 мин | 1) Обучающиеся находятся в колоннах с противоположных сторон сетки в 2 (4) номерах. По сигналу учителя начинают выполнять верхнюю передачу мяча через сетку, переходя после её выполнения в конец колонны. 2) Обучающиеся находятся в колоннах во 2 и 4 номерах с одной стороны сетки и в 3 номере с другой стороны. По команде учителя, обучающийся, который находится в 3 номере выполняет верхнюю передачу во 2 номер и переходит в конец колонны, 2 номер возвращает мяч верхней передачей в 3 номер и переходит в конец колонны, следует передача на 4 номер и т.д. | Игра «Передача центральному» | Команды располагаются на площадке, образуя два, три или более кругов. В середину каждого круга встает ученик — центральный — с волейбольным мячом в руках. Каждая команда выделяет ученика, контролирующего игру соперника. По сигналу учителя центральный посылает мяч любой передачей каждому игроку. Тот делает ответную передачу центральному. И так, соблюдая строгую очередь, мяч по кругу обходит всех игроков. Выигрывает команда, выполнившая в оговоренное время большее количество передач. Игру повторяют 2-3 раза, при этом желательно менять центральных игроков. Можно также играть, пока все игроки не побывают в роли центральных. В этом случае побеждает команда, набравшая большую сумму передач. Правила игры. 1. Мяч передают ученикам строго по очереди. В противном случае передача не засчитываем и центральный должен выполнить про пущенную передачу. 2. Если до окончания игры центральный успел передать мяч всем ученикам, он продолжает выполнять передачи по второму кругу. 3. Падение или ловля мяча не считаются ошибкой, и счет передач сохраняется. В усложненном варианте падение или ловля мяча ведут к "сгоранию" предыдущих передач, и счет начинается с нуля. | Учитель ставит учебные задачи, проводит инструктаж по правилам игры. Управляет поведением, налаживает взаимоотношения между детьми. Контролирует выполнение, исправляет ошибки ,начисляет очки Подводит итог игры Организует самооценку учащимися | Играют в подвижную игру Слушают, участвуют в обсуждении Исправляют ошибки Обсуждают Самоанализ своих действий | судейство осуществляют вместе с учителем игроки освобожденные(по желанию выполнять правила игры определить победителя | |
| 3. Заключительная часть 3.1. Снижение двигательной нагрузки, восстановление Цель учителя: создать условия для снятия воздействия физической нагрузки, восстановление организма обучающихся в спокойное состояние Цель учащихся: восстановление функциональных систем организма учащихся в первоначальное состояние и готовность на дальнейшую образовательную деятельность Задачи: формировать умение ориентироваться в пространстве и времени -развивать функции мозолистого тела(межполушарных связей)обучающихся -способствовать воспитанию морально-волевых качеств Формы организации деятельности учащихся: фронтальная Методы организации деятельности учащихся: метод сопряженного психофизического воздействия на детей, словесный(объяснение, комментарий),метод непосредственной наглядности Метод мотивирования(стимулирования) учебной активности учащихся: похвала поощрение. Виды контроля: текущий. |
| | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Дозировка | ОМУ |
| 1 2 | Организация выполнения упражнений, используемых для сопряженного психофизического развития «Ухо – нос» Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо-«раз».Одновременно опустить ухо и нос, на счет «два» хлопнуть в ладони перед собой «три»-поменять положение рук: левой рукой взяться за правое ухо, а правой рукой – за кончик носа,»четыре»-хлопок перед собой. Учитель дает команды:1,2,3,4,5. Дыхательная гимнастика а) «Холодный ветер». Вдох через нос, выдох через рот холодным воздухом, губы в трубочку; б) «Теплый ветер». Вдох через нос, выдох через рот теплым воздухом со звуком «ха-а», будто согреваю руки; в) «Нюхаем цветы». Три коротких вдоха через нос, плавный выдох через рот; г) Дыхание через левую ноздрю, правую закрываем пальцем, затем наоборот; д) «Жужжание пчелы». Вдох через нос, выдох со звуком «ж» через нос. | 1.Построение в одну шеренгу. Воспринимают информацию, осмысливают, запоминают. Выполняют упражнения Выполняют упражнения Выполняют упражнения Выполняют упражнения Выполняют упражнения | ОГ 1мин 1мин | ПГ | СМГ | следить за вниманием учащихся задание выполняется вначале с открытыми глазами, затем с закрытыми Следить за правильным дыханием Следить за правильным дыханием Индивидуальные рекомендации |
| 3.2. Подведение итогов урока Цель учителя: создать условия для самооценки выполнение обучающимися учебной задачи урока Задачи :организовать деятельность учащихся по самооценки выполнения учебной задачи урока, проверить усвоение учащимися содержание учебного материала Цель учащихся :оценить свою деятельность на уроке Формы организации деятельности учащихся: фронтальная Методы организации деятельности учащихся: беседа Критерии позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: стремление сделать правильнее и результативнее ,активность, эмоциональность учащихся на уроке. Пути и методы реагирования на ситуацию ,когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал: рекомендации, индивидуальная работа, домашнее задание Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся: поощрения, похвала Виды контроля: итоговый |
| | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Дозировка | ОМУ |
| 1 2 3 | Учитель: Вернёмся к учебной задаче урока: Научиться технике передач мяча сверху Удалось ли решить учебную задачу? Побуждает учащихся самостоятельно рассуждать Подводит итог урока Отмечает положительные моменты указывает ошибки и их исправление. Оценивает учащихся | Осмысливают вопросы, вникают в их содержание Правильно логически и грамотно формулируют ответы и обобщения Примерные ответы: - учебную задачу выполнили -частично выполнили задачу урока Осмысливают выводы Анализируют, высказывают собственное мнение, суждение. Самооценка своей учебной деятельности слушают, анализируют, принимают участие в обсуждении | ОГ 2мин | | | Следить за правильной терминологией Следить за правильной терминологией |
| 3.3. Задание на дом Цель учителя: формирование у учащихся привычки к систематическим занятиям, выполнение которых ставится потребностью физического совершенства (формирование динамического стереотипа) Цель самостоятельной работы для учащихся: планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня |
| | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Дозировка | ОМУ |
| 1 2 | Объясняет домашнее задание. Выполняете ежедневно комплекс утренней гимнастики Важное значение в режиме дня имеет утренняя гимнастика-комплекс физических упражнений облегчающий переход от сна к бодрости после утренней гимнастики чувствуется прилив энергии (по выбору учащихся ранее изученные комплексы №1,№2 в течение 15-20мин). Подготовить сообщение «выдающиеся волейболисты» Организует подготовку учащихся к дальнейшему учебному процессу | Слушают ,запоминают записывают в дневник Организованный выход из спортивного зала | ОГ 1мин30с. | ПГ | | -Урок окончен -спасибо! -До свидания! |