Открытый урок по шахматам "Я приглашаю Вас в свой шахматный мир"
Открытый урок по шахматам "Я приглашаю Вас в свой шахматный мир"
Цель - Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, компьютерных технологий в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по шахматам "Я приглашаю Вас в свой шахматный мир"»
Тема занятия: «Я приглашаю Вас в свой шахматный мир»
Цель занятия:
Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, компьютерных технологий в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.
Воспитывать усидчивость, внимание, самостоятельность, терпеливость, изобретательность, патриотические чувства к своей малой Родине.
Оборудование:карандаши, раздаточный и демонстрационный дидактический материал (магнитная доска с шахматными фигурами, рисунки с изображением шахматных фигур, листы формата А4 с изображением шахматной доски и карты для сюрпризного момента), мешочек для игры, стаунтоновские шахматные фигуры, компьютерные презентации, жетоны для поощрения детей, сундучок с призами, рекламные буклеты, бейджи, костюмы по шахматной тематике для каждого ребёнка.
ХОД УРОКА:
Организационный момент. (4 мин.)
– Здравствуйте ребята, меня зовут ______________, я – учитель физкультуры «Белая ладья”. Тема нашего занятия “ Я приглашаю Вас в свой шахматный мир”.
Сегодня вы находитесь в одном из уникальнейших шахматных дворцов России, единственном на Кубани! Открыт он был 30 лет назад 10 января 1981 г.
На открытии присутствовали известные люди: летчик-космонавт СССР дважды герой Советского Союза Севастьянов Виталий Иванович, 9-ый чемпион мира по шахматам Тигран Вартанович Петросян, Сергей Федорович Медунов I секретарь Краснодарского Крайкома партии и многие другие. В шахматных боях, в стенах этого дворца участвовал Владимир Крамник – 14 чемпион мира по шахматам, наш знаменитый земляк из города Туапсе.
2. Основная часть. (30 мин.)
– Это не простое здание, а сказочное королевство, в котором много интересного и загадочного. Где вы познакомитесь с шахматной доской и шахматными фигурами. Мы уже одеты в костюмы жителей шахматного королевства.
– Его нельзя найти ни на одной географической карте. Как вы, конечно, догадались, оно расположено на шахматной доске.
(Демонстрация на магнитной доске)
– Тридцать две незатейливые на вид шахматные фигурки располагаются на шахматной доске. На ней проходят шахматные сражения.
– Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные клетки-квадратики. Это ПОЛЯ. Их всего – 64. Светлые квадратики – БЕЛЫЕ ПОЛЯ. Темные квадратики – ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ.
Вот и все шахматное королевство. Маленькое шахматное королевство стоит незыблемо уже полторы тысячи лет, и конца ему не видно. А появилось оно впервые в Индии.
– Его жители подчиняются строгим законам и древним обычаям. Стать великим полководцем сможет лишь тот, кто хорошо их изучил, уважает и соблюдает.
– По всем шестидесяти четырем квадратам шахматной доски движутся фигуры – храбрые воины шахматного королевства.
– Впереди армии, в первой шеренге от края до края доски расположены пешки. Они прикрывают собой фигуры.
– По углам стоят ладьи. Именно это наименование носят фигуры, похожие на башенки.
– Коней узнать легко.
– Рядом с конями стоят слоны.
– В середине две самые важные фигуры – король и ферзь.
– Но прежде, чем продолжить наше путешествие, давайте немного отдохнем. Встаньте возле своих мест. На экране монитора компьютера будут двигаться фигурки. А мы будем за ними повторять движения. Итак, начали.
Физминутка “Ромашковое поле”
Д/и “Письмо ”
– Ой, ребята, а у меня на столе лежит письмо. Интересно, а кто же нам его прислал?
-Друзья! Помогите! Я в беде! Мне нужно разгадать загадки, чтобы попасть в шахматное королевство. Заранее благодарен. Незнайка.
– Ну что, ребята, поможем Незнайке?
– За правильные ответы вы будете получать волшебные жетоны. А в конце мы подведем итоги и определим, кто же станет будущим гроссмейстером. Но, главное условие: нужно поднимать руку и не выкрикивать с места.
(Компьютерная презентация шахматных фигур.
Вручение жетонов за правильные ответы)
Маленькая, удаленькая,
Через поле пройдет
И награду найдет…(Пешка)
Вперёд и назад ходит браво,
Помчится налево, направо.
Ту фигуру знаю я, ведь зовут её .....( ладья)
Узнать его легко: он с гривой,
С осанкой важной, горделивой.
Красавца этого не тронь!
Узнал, кто это? Это…(конь)
Не живет в зверинце он
И не весит 40 тонн,
Но и ловок и силен.
Догадались? Это…(слон)
Всех он смелее и сильней,
И не узнать его нельзя,
Он победит слонов, коней,
Конечно, ты узнал...(ферзя)
Повернулся на престоле
И одно оставил поле
Кто играет эту роль?
Ну конечно же …(король)
Скоро бой. И ждет войска
Деревянная...(доска)
– Молодцы, ребята! Мы правильно ответили и помогли Незнайке попасть в Шахматное королевство. Попрощаемся с ним.
– А сейчас мы с вами поиграем в такую игру, которая развивает и память и ум. А называете она “Чудесный мешочек”. Как вы думаете, что может быть в этом мешочке? (Ответы детей)
Игра «Чудесный мешочек»(Вначале тренер достает шахматную фигуру)
– Ребята, как вы думаете, как называется эта фигура? (название шахматной фигуры)
(Дети по очереди подходят к тренеру и достают фигуры из мешка.
Остальные отвечают. Фигуры, по ходу игры, выставляются на столе. За каждый правильный ответ детям вручается жетон.) 5 фигур.
– Молодцы.
– А сейчас обратите внимание на столы, за которыми вы сидите. Что вы видите на них? (ответы детей)
– Совершенно верно это ШАХМАТНАЯ ДОСКА.
– Для вас я приготовил еще одно интересное задание, кто быстрее и правильно заштрихует шахматные поля. (Раздать листы с заданием, первым трем вручить жетоны).
(Пока дети рисуют, тренер кладет в мешочек карту-схему для поиска клада)
– Выполнили? Молодцы. Кто не успел, дорисуете дома.
– Ребята, а у нас в мешочке что-то еще есть. Что здесь?
– Это карта, на которой отмечен клад. Хотите найти его в шахматном королевстве? Тогда в путь.
Физминутка
Под песенку Г. Гладкова “Вышел тигр погулять”
дети за тренером идут искать клад по карте.
НАХОДЯТ КЛАД (сундучок с монетами).
– Ну вот, мы с вами выполнили все задания, преодолели все преграды, узнали много нового. И за это получили приз – клад. Забираем его с собой.
– К сожалению, наше время в шахматном королевстве истекло и нам пора возвращаться в класс. Давайте отправимся в обратный путь.
Под песенку Г. Гладкова “Вышел тигр погулять”
дети возвращаются на свои места
4. Подведение итогов (за правильные ответы вручаются жетоны). 6 мин.
– А теперь рассаживайтесь на свои места, давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали на занятии:
– Отгадайте загадку:
Рожь на нем не колосится,
Не растет на нем пшеница,
Слон и конь резвятся вволю,
Это - шахматное ….. (поле)
– Каких полей больше: белых или черных?
– Что меньше: шахматная доска или шахматное поле?
– Перечислите все шахматные фигуры.
– А теперь сосчитайте свои жетоны, и мы узнаем имя будущего гроссмейстера.
– Давайте поздравим его! (Дети аплодируют)
– Молодцы ребята, а сейчас каждый из вас получит заслуженную награду из нашего клада.
(Вручение сладких призов-монет)
– Вам понравилось наше путешествие?
– Вам хотелось бы еще раз увидеть необычную страну?
– Вот вам пригласительный билет на следующий круиз, и каждый, кто захочет, может учиться в нашей школе. Мы вам будем очень рады! До свидания ребята!
Объясните слово “шах”? (Угроза Королю.) 2.Кому объявляют шах? (Королю.) 3.В шахматной игре мат – это? (Конец игры, когда нет ни одной защиты Королю от шаха.) 4.Что такое рокировка? (Одновременный ход Короля и Ладьи). 5. Какая фигура может сделать “вилку”? (Любая.)
6.Что такое пат? (Ничья)
7.Какая фигура на доске самая сильная? (Ферзь.)
8.Какая фигура может поставить шах и мат Королю? (любая, даже пешка.)
9.Какие бывают слоны и почему они так называются? (Чернопольные и белопольные, одни ходят по белым полям, а другие по чёрным.)
10.Патовое положение на доске. (Ничья.)
11.Кто попадает на поле превращения? (Пешка.)
12.Игра на внимание “Найди ошибку”
(на демонстрационной доске расставлены фигуры – два слона чёрного цвета на двух белых полях, два Короля стоят рядом, первоначально не правильно поставлены Король и Ферзь). Учащимся даётся задание посмотреть внимательно на фигуры и исправить ошибки.
13.Игра “Сложи фигуру”
Даётся задание выложить из шашек шахматную фигуру и назвать её.
14.У какого слона нет хобота? (У шахматного.)
15.Какой Король не умеет говорить? (Шахматный.)
16.Что за чудо– поле, где тесно мышке, а свободно Слону? (Шахматное поле.)
17.На каком Слоне нельзя прокатиться? (На шахматном.)
18.Какая клетка всегда только квадратная? (Шахматная.)
19.Если их соединить, угол можно получить (горизонталь и диагональ, горизонталь и вертикаль, вертикаль и диагональ).
20.Какая фигура грамоту знает, что ни ход, то буква? (Конь.)
21.Расставить шахматы на доске так, чтобы была видна ситуация шаха Королю (обучающиеся расставляют).
22.А теперь вспомним, какие три защиты Короля от шаха вы знаете. Назовите их:
– первая защита – отойти на свободное соседнее поле; – вторая защита – закрыться своей фигурой; – третья защита – “срубить обидчика”.