kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности периодизации и планирования спортивной тренировки акробатов высокого класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование и периодизация спортивной тренировки является наболевшим вопросом за последнее время. Неправильно спланированный тренировочный процесс приводит к крайне катастрофическим результатам, которые заставляют тренера задуматься, что и как нужно сделать для достижения высокого спортивного результата в соответствии с действительными изменениями по периодам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности периодизации и планирования спортивной тренировки акробатов высокого класса»

42



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА

«ОЛИМПИЯ»











Проектировочная работа


Тема: Особенности периодизации и планирования спортивной тренировки акробатов высокого класса




УТВЕРЖДЕНО:

Педагогическим Советом

МБОУДОД «ДЮСШ

Олимпия»

« 27»сентября 2011 г.





Составитель:

Сафаргалеев Вадим Вахитович

Должность:

Старший тренер-преподаватель

отделения прыжков на батуте








Снежинск

2011

СОДЕРЖАНИЕ


Введение …............................................................................................................ 3

Глава 1. Общие понятия периодизации и планирования спортивной тренировки ............................................................................................. 5

1.1. Общие основы периодизации спортивной тренировки .................. 5

1.1.1. Подготовительный период ....................................................... 5

1.1.2. Соревновательный период ....................................................... 6

1.1.3. Переходный период .................................................................. 7

1.1.4. Варианты цикла спортивной тренировки ............................... 7

1.2. Общие основы планирования и учета в процессе

спортивной тренировки ….................................................................. 8

1.3. Периодизация тренировок и календарь спортивных

состязаний ………………………………………………………...... 10

Глава 2. Особенности периодизации и планирования тренировочного процесса акробатов высокого класса ................................................. 12

2.1. Фазовость развития спортивной формы как естественная основа периодизации спортивной тренировки акробатов ......................... 12

2.2. Особенности планирования тренировочного процесса акробатов высокого класса ................................................................................. 17

2.3. Становление спортивной формы и планирование тренировочных нагрузок акробатов высокого класса ............................................... 21

2.4. Методы контроля и учета за тренировочными нагрузками в спортивной акробатике .................................................................... 31

Заключение ......................................................................................................... 38

Список литературы ............................................................................................. 39

Приложения ……………………………………………………………………. 40

ВВЕДЕНИЕ


Планирование и периодизация спортивной тренировки является наболевшим вопросом за последнее время. Неправильно спланированный тренировочный процесс приводит к крайне катастрофическим результатам, которые заставляют тренера задуматься, что и как нужно сделать для достижения высокого спортивного результата в соответствии с действительными изменениями по периодам.

Планирование и периодизация являются важным и главным условием совершенствования спортивной тренировки. Спланированный вовремя тренировочный процесс, а тем более типовой годичный тренировочный цикл, уже заранее говорит о положительном спортивном результате. А, сейчас, когда спорт в мире имеет огромное значение, глупо наблюдать неграмотно формирующиеся тренировочные процессы, то есть не вовремя и неверно спланированные. Но не все дело заключается в плане, за планом должна следовать и сама тренировка, соблюдая все законы периодизации.

Спортивная акробатика, один из самых сложных и изящных видов спорта, поэтому здесь должен очень «тонко» и правильно «вытачиваться» тренировочный процесс, так как малейшее отступление влечет за собой травмы спортсменов, психологические срывы, длительный «застой на месте» (выход из спортивной формы на длительный период).

Я предлагаю рассмотреть по деталям процесс периодизации тренировочного процесса акробатов, опираясь на методическую, теоретическую и документальную литературу авторов, имеющих ученую степень и большой опыт работы с акробатами.

Объект: спортивная тренировка акробатов высокого класса.

Предмет: особенности периодизации и планирования тренировочного процесса акробатов высокого класса.

Цель: проанализировать, охарактеризовать и раскрыть процесс типовой периодизации планирования спортивной тренировки акробатов высокого класса и на основе анализа сделать выводы.

Задачи: 1. Рассмотреть понятия типовой периодизации, а также планирования и учета в процессе спортивной тренировки.

2. Определить, что является естественной основой периодизации спортивной тренировки акробатов.

3. Изучить особенности планирования тренировочного процесса акробатов высокого класса.

4. Раскрыть особенности становления спортивной формы и планирования тренировочных нагрузок акробатов.

5. Раскрыть методы контроля и учета за тренировочными нагрузками в спортивной акробатике.

6. Рассмотреть в графическом изображении планирование и периодизацию тренировки акробатов высокого класса для подготовки, участия, а также восстановления до и после Чемпионатов и Первенств России.


Глава 1. Общие понятия периодизации и планирования

спортивной тренировки


1.1. Общие основы периодизации спортивной тренировки


Исходной предпосылкой анализа периодизации спортивной тренировки является констатация того факта, что периодизация тренировки имеет объективный характер.

Типовой годичный тренировочный цикл состоит из периодов: подготовительный, соревновательный и переходный, имеющих специфические задачи. Объективной основой периодизации тренировки являются закономерности развития спортивной формы; фазы сохранения и становления спортивной формы и временного выхода из нее, отражаются в построении отдельных периодов тренировки. Главные состязания следует проводить в границах основного периода, на подготовительный период нужно относить контрольные и учебно-тренировочные соревнования. Число соревнований должно быть таким, чтобы создавались условия для роста физических и морально-волевых качеств спортсмена, но в то же время, чтобы не было перегрузки календаря: интервалы между отдельными соревнованиями должны обеспечивать восстановление и дальнейшее развитие работоспособности спортсмена. Длительность периодов тренировки зависит от уровня подготовленности спортсмена, особенностей вида спорта и сроков, необходимых для решения общих и частных задач каждого из периодов.

1.1.1. Подготовительный период

Подготовительный период подразделяется на два этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный.

Задачей общеподготовительного этапа является создание и развитие предпосылок для приобретения спортивной формы. В качестве главной предпосылки выступает повышение уровня развития основных физических качеств, двигательных навыков и умений, что достигается с помощью общей подготовки. Физическая подготовка на этом этапе направлена на расширение функциональных возможностей организма. Главное направление в динамике тренировочных нагрузок на общеподготовительном этапе – постепенное увеличение их объема и интенсивности при определяющей роли объема. Темпы роста объема нагрузок превышают темпы роста интенсивности. Окончание данного этапа тренировки определяется результатом контрольных упражнений по общей и специальной подготовке.

Главной задачей второго, специально-подготовительного, этапа является создание условий для вхождения в спортивную форму. В связи с этим изменяются и частные задачи различных сторон подготовки спортсмена. Удельный вес специальной физической подготовки возрастает, она соотносится с общей подготовкой, как 2:1 – 3:1; общая физическая подготовка играет роль в сохранении достигнутой общей тренированности; постепенно все больше применяются соревновательные (основные) упражнения. Микроциклы на втором этапе перестраиваются так, чтобы можно было подготовить спортсменов к непосредственному участию в основных состязаниях. Подготовительный период может считаться полноценно завершенным, если к его окончанию спортсмены достигают запланированных результатов и выполняют нормативы специальной и общей подготовки.

1.1.2. Соревновательный период

Задачей соревновательного периода является сохранение и упрочнение спортивной формы и на основании этого достижение максимальных спортивных результатов. На это направлено и содержание всех видов подготовки. Главным средством этого периода выступают основные физические упражнения; удельный вес специально-подготовительных упражнений тот же, что и в конце предыдущего периода; общеподготовительные упражнения становятся наиболее разнообразными и вариативными в применении; используются, как правило, уже знакомые, освоенные упражнения.

Основным методом этого периода является соревновательный метод. Число соревнований зависит от особенностей вида спорта и квалификации спортсмена. Интервалы отдыха между отдельными состязаниями должны быть достаточными для восстановления и развития работоспособности спортсмена. Соревновательные малые циклы должны сочетаться с «разгрузочными» микроциклами, которые следуют или за тяжелыми состязаниями или после работы с повышенной нагрузкой. Такое сочетание позволяет предупреждать перетренировку и успешно выступать в наиболее ответственных соревнованиях.


1.1.3. Переходный период

Задачей переходного периода является осуществление полноценного активного отдыха и вместе с тем сохранение определенного уровня тренированности – обеспечение условий для начала нового цикла тренировки. В этот период спортивная форма временно утрачивается; вся работа должна быть направлена на ликвидацию последствий утомления, возникшего в течение тренировочного года. Важное значение в переходном периоде приобретает туризм. Кроме того, используются подвижные и спортивные игры, гимнастические упражнения, а также упражнения из других видов спорта. Важной задачей переходного периода является анализ работы, проведенной в течение прошедшего тренировочного года. Если спортсмен не имел достаточных нагрузок, мало выступал в соревнованиях, необходимость в переходном периоде отпадает.


1.1.4. Варианты цикла спортивной тренировки

Периодизация тренировки имеет свои особенности. Они могут касаться длительности периодов и числа этапов в них. Длительность периодов зависит от сроков формирования и сохранения спортивной формы. Появляются особенности в соотношении средств и методов, в динамике нагрузок. Может меняться и сама структура тренировочного года, образуя варианты цикла. Эта вариативность объясняется особенностями вида спорта, квалификацией спортсмена, а также условиями их труда. Поэтому кроме типового годичного цикла имеются еще и полугодичные, сдвоенные циклы, а также циклы со сложной структурой соревновательного периода. Полугодичные циклы применяются в скоростно-силовых видах спорта, где наивысшие спортивные результаты могут быть показаны в каждом полугодии, причем интервал между лучшими достижениями исчисляется в 4-6 месяцев. Это учитывается при построении периодизации. Два обычных цикла могут быть объединены в один – сдвоенный, в котором после соревновательного периода, завершаемого небольшим отдыхом, идет второй – подготовительный, потом – второй соревновательный и весь год заканчивается одним большим переходным периодом (приложение 1). Такой вариант цикла может быть применен в работе с новичками, а также в видах спорта с «подвижной», изменяющейся от разряда к разряду, программой специализации.



1.2. Общие основы планирования и учета в процессе

спортивной тренировки


Планирование и учет являются важным условием совершенствования спортивной тренировки и всей ее системы. При помощи планирования упорядочивается процесс будущей тренировки. Тренировочные планы могут быть перспективными (многолетние, обычно на четыре года), цикловыми (годичные, полугодичные), оперативными (на этап, неделю, отдельное занятие). Кроме того, планы делятся на групповые и индивидуальные. Перспективный план определяет главное направление в совершенствовании спортсмена, динамику нагрузок и средства, а также контрольные нормативы (в него включаются лишь основные данные на ряд лет). В годичных планах уже более детально определяются средства, динамика нагрузок, число соревнований. Годичный план строится на основании спортивной тренировки, в нем конкретизируются и уточняются задания по общей и специальной подготовке. На основании годичных планов в дальнейшем составляются месячные и недельные планы тренировок.

Исходным материалом для рационального планирования являются данные тщательного анализа прошедшего тренировочного года, его периодов и этапов, а также данные педагогического и врачебного контроля. Для педагогического контроля необходим материал предварительного, текущего и итогового учета; особое значение имеют анализ и учет спортивных результатов. Важные данные дает изучение контрольных нормативов по физической, технической и тактической подготовке. Учет различных показателей, связанных с проведением тренировки, позволяет определить более правильный путь к работе, проверять рациональность используемых средств и методов, помогает активно вмешиваться в тренировочный процесс.

В практике работы большое значение имеет анализ дневников. Одним из основных документов учета является дневник спортсмена, обычно включающий в себя следующие разделы: число тренировок, объем и интенсивность нагрузок, состав тренировочных средств, методы тренировки, самочувствие, результаты соревнований, замечания тренера. Ведение дневника является обязательным для спортсменов, оно позволяет вести систематический и повседневный врачебно-педагогический контроль.

К документам учета также относятся журнал тренера, графики учета спортивных результатов и динамики нагрузок. Связь планирования и педагогического контроля позволяет рационализировать тренировочный процесс и добиваться высоких результатов.

При создании планов важнейшее значение имеет четкое определение целей команды и усвоение их всеми ее членами. Четкое определение целей обеспечивает: предпосылки для последующего более детального планирования; основу для выполнения функций руководства командой; основу для мотивации поведения спортсменов.

Длительные наблюдения за деятельностью тренеров показали, что планирование нельзя рассматривать как однородный процесс, одинаковый на всех этапах его осуществления. В результате наблюдения были выявлены три последовательных этапа в планировании: составление плана, организация намеченного плана, учет проделанной работы.



1.3. Периодизация тренировок и календарь спортивных состязаний


Вопрос о соотношении периодизации спортивной тренировки и календаря спортивных состязаний не перестает быть предметом оживленных дискуссий. Все же придерживаются точки зрения, которая говорит о том, что велика роль календаря состязаний в развитии спорта, вместе с тем не считают его «первоосновой» периодизации спортивной тренировки: не календарь определяет периоды тренировки, а, напротив, сам спортивный календарь должен строиться в соответствии с объективно необходимой периодизацией тренировочного процесса.

Календарь спортивных состязаний, бесспорно, влияет на тренировочный процесс. Но вопрос заключается в том, каков характер этого влияния. Спортивный календарь представляет собой, как известно, систему планирования спортивных состязаний, в которой отражаются сроки предстоящих состязаний, количество их на тот или иной отрезок времени, последовательность и т. д. Естественно, всякий спортсмен, собирающийся выступать в этих состязаниях и добиться на них успеха, должен планировать свою тренировку с учетом спортивного календаря.

Между периодизацией тренировки и спортивных состязаний существует взаимодействие. «Примат» в этом взаимодействии принадлежит закономерностям тренировочного процесса. Спортивный календарь, построенный на основе принципов рациональной периодизации тренировки, содействует их осуществлению в практике.

Спортивный календарь вовсе не должен содержать в себе всех деталей спортивной тренировки. Связи между календарем и периодизацией тренировки характеризуются известной «степенью свободы». Вероятно, будет достаточно, если календарь отвечает следующим условиям:

а) спортивные состязания упорядочены таким образом, что основные из них концентрируются в одном соревновательном периоде. Продолжительность этого периода определяется в принципе теми оптимальными сроками, в пределах которых спортсмены при правильном построении тренировки могут поддерживать спортивную форму – оптимальную готовность к спортивным достижениям;

б) количество состязаний достаточно для роста спортивного мастерства, в то же время не допускается перегрузки календаря состязаний. Количество состязаний, а также интервалы между ними определяются в первую очередь условиями сохранения и развития спортивной формы. Приемлемы лишь такие интервалы, которые не ведут к переутомлению, а, напротив, создают условия для восстановления и развития работоспособности спортсмена;

в) спортивные состязания располагаются по степени нарастания ответственности и трудности; при длительном периоде состязаний вводятся промежуточные этапы, свободные от ответственных состязаний;

г) период основных состязаний распространяется на время, необходимое для полноценной подготовки к ним, а также для периода активного отдыха, следующего после соревновательного периода. При этом, подводящие –тренировочные, контрольные и т. п. – состязания могут планироваться на завершающую часть подготовительного периода, если они не вызывают ломки планомерной тренировочной работы;

д) спортивный календарь в основных своих моментах стабилен, традиционен.

Глава 2. Особенности периодизации и планирования тренировочного процесса акробатов высокого класса


2.1 Фазовость развития спортивной формы как естественная основа периодизации спортивной тренировки акробатов


Понимание существа периодизации спортивной тренировки непосредственно связано с анализом так называемой спортивной формы и закономерностей ее развития.

Спортсмен не может всегда находиться «в форме». Периодическая утрата и приобретение спортивной формы на новой, более высокой, основе – закономерность спортивного совершенствования. Отсюда следует также, что понятие «оптимальной» готовности относительно. Оно справедливо лишь для каждой отдельной ступени спортивного совершенствования. По мере продвижения спортсмена с одной ступени на другую «оптимум» меняется – спортивная форма становится количественно и качественно иной.

Спортивную форму рассматривают как состояние высокой тренированности, связывая ее с биологическими приспособительными изменениями, которые происходят в организме спортсмена под воздействием тренировки и выражаются в росте его работоспособности. Оптимальная степень тренированности, безусловно, характеризуют спортивную форму. Спортивная форма – многогранное явление. Она включает все стороны готовности спортсмена к спортивному достижению – физическую, спортивно – техническую, тактическую, психологическую. Необходимый уровень развития силы, быстроты, выносливости, ловкости и других физических качеств, владение спортивной техникой и тактикой, наличие психологических предпосылок, необходимых для успеха в спорте, – все это неотделимые компоненты спортивной формы. В спортивной форме они гармонически сочетаются в единое целое. Поэтому нельзя считать спортсмена «в форме», если отсутствует какой-либо компонент.

С биологической точки зрения, спортивное совершенствование есть процесс сложнейших функциональных и морфологических изменений в организме спортсмена. Они происходят в основном по двум взаимосвязанным направлениям: во-первых, на основе структурных и биохимических изменений повышаются функциональные возможности, дееспособность различных систем организма, прежде всего нервной системы, двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, улучшается обмен веществ. В результате органы и системы тренированного спортсмена приобретают более высокий «функциональный потолок». Во-вторых, совершенствуется координация деятельности всех органов со стороны центральной нервной системы и ее саморегуляции. В период спортивной формы, дееспособность и регуляция физиологических функций достигают наиболее высокого уровня.

Спортивная форма, таким образом, характеризуется повышенным уровнем функциональных возможностей и совершенством координации рабочих процессов во всех органах и системах организма. Общим итогом всех биологических усовершенствований, приводящих к спортивной форме, являются:

  • повышенная мобильность – более быстрая врабатываемость организма и более совершенная способность переключаться с одной деятельности на другую;

  • способность выполнять специфическую мышечную работу на таком высоком уровне силы, быстроты, выносливости и ловкости, который недоступен вне спортивной формы;

  • «экономизация» функций, проявляющаяся, в частности, в уменьшении энергетических затрат на единицу работы;

  • ускоренное течение восстановительных процессов.

По мере становления спортивной формы происходит объединение частных операций (движений, действий из которых складывается техника и тактика) в гармоничное целое. При этом устраняются лишние, ненужные движения и взаимные задержки, «столкновения» между частными операциями, повышает точность и ритмичность движений, уменьшается время их выполнения. Таким образом, спортивную форму характеризует слаженная система действий, дающая высокий эффект. Физиологическую основу этой системности составляет, так называемый, «двигательный динамический стереотип» - слаженная, уравновешенная система нервных процессов в организме, формирующая по организму условные рефлексы.

Если биологические и физиологические представления о спортивной форме в настоящее время имеют солидную экспериментальную основу, то психологические данные пока еще, к сожалению, очень не полны и носят в значительной мере только описательный характер.

Естественен вопрос: как рассматривать «спады» между «вершинами» - как утрату спортивной формы или как особое промежуточное состояние, не связанное с подлинной потерей спортивной формы? Небольшой «спад» осуществляется, видимо, на фоне сохранения большинства компонентов спортивной формы, и поэтому говорится об особом «промежуточном» состоянии. В случае же большого «спада» - о действительной утрате спортивной формы. Такой тип динамики спортивных результатов соответствует «сдвоенным» или полугодичным циклам тренировки.

Независимо от истолкования характера «спадов» между «вершинами», справедливым остается положение о том, что спортивную форму нельзя рассматривать как неизменное застывшее состояние. Это и состояние (состояние оптимальной готовности к спортивным достижениям) и, в то же время – процесс, или, точнее, одна из фаз процесса спортивного совершенствования. В целом данный процесс представляет собой чередование трех фаз: 1) приобретения; 2) «сохранения» (относительной стабилизации; 3) временной утраты спортивной формы. Эти фазы отчетливо представляются не только в динамике спортивных результатов, но и в изменении физиологических и, даже, некоторых антропометрических показателей.

Фаза приобретения включает два последовательных этапа: формирование и развитие предпосылок спортивной формы и ее непосредственное становление. На первом накапливается тот «строительный материал», из которого в дальнейшем будет возведено здание спортивной формы. Здесь происходят наиболее значительные биологические перестройки, наиболее значительные изменения в уровне развития физических качеств и координационных отношений.

На втором этапе, когда происходит непосредственное становление спортивной формы, процесс изменений приобретает более специализированный характер и как бы концентрируется. Ведущим, доминирующим направлением всех изменений в организме спортсмена становятся повышение специальной тренированности, развитие качеств и углубленное совершенствование соответствующей спортивной техники и тактики.

Фаза относительной стабилизации, или сохранение спортивной формы, характеризуется всеми теми признаками, о которых говорилось выше при выяснении понятия «оптимальной готовности». Относительная стабилизация спортивной формы не означает остановки развития. Степень функциональных перестроек в организме спортсмена в период сохранения спортивной формы, уменьшается, что находит выражение в относительное стабилизации спортивных показателей на спортивном уровне. Фаза временной утраты спортивной формы отличается реадаптационным «спадом» тренированности, угасанием связей, объединяющих отдельные элементы спортивной формы, и переключением организма на другой уровень функционирования. Характер деятельности спортсмена при этом меняется. Утрата спортивной формы не упадок жизненных функций организма. При рациональной организации режима тренировки она происходит в условиях сохранения и улучшения обычной жизнедеятельности.

Возникает вопрос: почему бы спортивную форму, которая является для спортсмена оптимальным состоянием, не сохранять постоянно? Не обусловлен ли факт утраты спортивной формы несовершенством современной методики спортивной тренировки?

Стремление постоянно сохранять приобретенную спортивную форму равносильно желанию стоять на месте. Чтобы двигаться вперед, нужно, сбросить старую форму и приобрести новую, то есть необходимо вызвать существенные биологические перестройки, обеспечить значительное и всестороннее развитие физических качеств, овладеть новыми, более современными, умениями и навыками, преобразовать и улучшить все стороны спортивной подготовленности в значительно большей мере, чем это возможно в период сохранения нормы. Это означает, что старая спортивная форма, как относительно стабильная система определенных компонентов, будет «разрушена». Новая спортивная форма возникает не только на основе «старого материала», но и включает новые приобретения, опирается на новый, более высокий уровень высокого развития спортсмена.

Процесс спортивной тренировки неразрывно связан с расходованием рабочих потенциалов организма и утомлением. Расходование и утомление – не только неизбежное следствие тренировочных нагрузок, но и обязательное условие повышения спортивной работоспособности: рост работоспособности достигается через расходование рабочих потенциалов, через утомление. Это справедливо в том случае, если в процессе спортивной тренировки системно чередуются нагрузки и отдых. Высокая тренированность достигается при соответствующих высоких нагрузках. В период приобретения спортивной формы тренировочные нагрузки достигают максимума.

Периоды спортивной тренировки возникают не только потому, что спортсмен в силу биологических причин не может все время находиться «в форме», но и потому, что периодическое изменение структуры и содержания тренировки является объективно – необходимым условием спортивного совершенствования. Каждая фаза развития спортивной формы связана с особым содержанием и построением тренировочного процесса.

Между фазами развития спортивной формы и периодами спортивной тренировки существует взаимосвязь, нарушать которую нельзя, не нарушая тем самым нормального хода спортивного совершенствования. Периодизацию спортивной тренировки нельзя выводить только из фазности развития спортивной формы, а тем более отождествлять то и другое.

Периоды спортивной тренировки и фазы развития спортивной формы при всей их тесной взаимосвязи – различные по природе явления. Фазы развития спортивной формы – это последовательные моменты (стадии) биологического в своей основе процесса: они представляют этапы физиологических, биохимических и морфологических перестроек, происходящих в организме спортсмена под воздействием тренировки и ряда других факторов. Периоды же тренировки есть последовательные стадии педагогического в своей основе процесса. Они характеризуются целесообразным использованием определенных средств и методов, обеспечивающих направленное воздействие на развитие спортсмена, то есть периоды тренировки – это последовательные стадии процесса управления развитием спортивной формы. Отсюда следует, что законы периодизации спортивной тренировки есть прежде всего законы управления развитием спортивной формы на различных стадиях этого процесса.



2.2. Особенности планирования тренировочного процесса

акробатов высокого класса


В последнее время мы являемся свидетелями огромных успехов, которых добилась спортивная акробатика. Спортсмены на соревнованиях демонстрируют все более сложные, уникальные элементы. Этого акробаты добились за счет совершенствования методики тренировки, более глубокого изучения техники акробатических упражнений. В то же время следует признать, что в некоторых вопросах подготовки спортсменов высокого класса акробатика по существу, исчерпала свои ресурсы: ресурсы времени. Его нужно использовать рациональнее: полнее выявлять и использовать возможности спортсмена, применять наиболее действенную методику тренировки, интенсифицировать ее, включать средства реабилитации. Проблема отбора. Очень важно тщательно отбирать в секцию акробатики наиболее способных мальчиков и девочек. Наконец, вопрос материально-технического оснащения гимнастики. Сейчас без хорошо оборудованных залов об успехах и думать не приходится.

Учитывая, что не все эти проблемы могут быть решены достаточно быстро, следует искать резервы повышения эффективности подготовки акробатов в методике тренировки. Одним из существенных резервов эффективности подготовки акробатов является улучшение системы управления тренировочным процессом. Необходимо взаимосвязное комплексное рассмотрение проблемы подготовки спортсменов высокого класса. Под комплексным подходом следует понимать единство принципиальных направлений совершенствования всех элементов системы управления. Рассмотрим некоторые элементы такой системы управления:

1) совершенствование централизованного планирования – создание единого научно обоснованного календаря соревнований;

2) ориентация на конечный результат – использование программно-целевого метода планирования. Его суть заключается в следующем. Известна перспективная цель для группы спортсменов. Для ее достижения необходимо решить много более мелких задач. Если изобразить путь к конечной цели в виде вертикальной схемы, то получится что-то вроде большого дерева, где корнями являются пять основных сторон подготовки акробатов (физическая, техническая, тактическая, психологическая, теоретическая), стволом – главная цель, ветками – промежуточные цели. Чем больше решено задач, тем ветвистее дерево и тем толще и прочнее его ствол. Дерево целей планируемой подготовки акробатов должно служить тем каркасом, который определяет структуру долгосрочных прогнозов, программ и конкретных планов. Сочетание намеченных задач, средств для их решения и сроков реализации, а также, всего, что нужно для достижения цели, и составляют комплексную программу;

3) совершенствование системы стимулирования роста мастерства и оценки труда спортсменов и тренеров. Известно, что современные комбинации мастеров спорта намного превышают по трудности упражнения акробатов 15-20-летней давности. Это произошло за счет естественного роста мастерства спортсменов, требований, предъявляемых современными правилами соревнований. Правила соревнований, положения о соревнованиях являются мощным рычагом, который регулирует и направляет развитие акробатики;

4) последовательное соблюдение принципов воспитания спортсмена.

Конечно, затронутые вопросы не раскрывают всего комплекса проблемы подготовки акробатов высокого класса. В начале было сказано то, что резервы повышения эффективности подготовки акробатов следует искать, в первую очередь, в методике тренировки. Наиболее важный вопрос - планирование и учет тренировочной деятельности.

Любая деятельность в современном обществе, особенно в сфере производства, не может быть качественной и достаточно эффективной без четкого представления целей и задач, а также средств для их реализации. Эти вопросы отражаются в документах планирования и учета. В каждом конкретном случае необходимо искать наиболее оптимальный вариант планирования с учетом общей теории построения тренировки (схема).

Оптимальное планирование позволяет получать максимальный эффект от использования новейших достижений науки и технических средств тренировки, способствующих ее интенсификации. При планировании нужно учитывать и ограничения, связанные с необходимыми условиями, неравномерным биологическим ростом спортсмена, его способностями и т. п.

Таким образом, задачей оптимального варианта планирования является установление такой структуры тренировки и такого объема работы в течение запланированного периода, которые обеспечат достижения максимального эффекта.

Тренировочный процесс





Планирование

Управление

Организация




1. Закономерности адаптации организма.

2. Закономерности морфофункциональной специализации организма.

3. Закономерности взаимосвязи состояния спортсмена и тренировочной нагрузки.

4. Закономерности становления спортивно-технического мастерства.

1. Специфика и взаимосвязь соревновательной и тренировочной деятельности.

2. Классификация и ранжирование тренировочных нагрузок по преимущественной направленности и тренирующему потенциалу.

3. Оптимальная продолжительность и рациональная взаимосвязь нагрузок различной преимущественной направленности

1. Методы оценки состояния спортсмена

2. Методы учета и анализа тренировочной нагрузки.

3. Модели динамики состояния спортсмена.










Принципы построения тренировки

Формы построения тренировки и их принципиальные модели

Способы контроля и коррекции хода тренировочного процесса






Общая теория построения тренировки




Частные концепции тренировки в видах спорта

Принципы индивидуализации тренировки




Схема. Разработка общей теории построения тренировки.

Признавая большое значение разработки научно обоснованных планов подготовки акробатов высокого класса, не следует забывать о процессе реализации этих планов. Эффективность учебно-тренировочного процесса во многом зависит от системы контроля. Здесь имеются в виду, все мероприятия, направленные на получение информации о состоянии спортсмена в конкретное время, его работоспособности, здоровье, выполнение намеченных планов и т. п. Различают три вида педагогического контроля:

- этапный – информация о состоянии спортсмена по истечении определенного периода времени;

- текущий – ежедневные наблюдения за изменением состояния спортсмена;

- оперативный – применяется непосредственно в ходе тренировочного занятия для выявления реакций организма на те или иные упражнения или для наблюдений за техникой выполнения разучиваемых упражнений.

Каждому виду педагогического контроля присущи свои формы и методы. Один из них это самоконтроль спортсмена – одна из самых простых и доступных форм текущего педагогического контроля.

Показателем педагогического контроля является учет тренировочной работы.



2.3. Становление спортивной формы и планирование

тренировочных нагрузок акробатов высокого класса


Наиболее важной проблемой в спорте, и, в частности, в акробатике, является проблема управления тренировочным процессом. Важной частью управления является также определение конкретных задач обучения, воспитание и повышение функциональных возможностей организма акробата. Выбор средств и методов, определение оптимальных величин тренировочных нагрузок в различных периодах и этапах подготовки с учетом общих закономерностей становления спортивной формы акробатов, а также поставленных педагогических задач, является основной частью системы управления тренировочным процессом.

Главная цель тренировки – подготовка акробата к достижению наивысших спортивных результатов, которых он достигнет тогда, когда находится в состоянии спортивной формы. Длительность цикла приобретения спортивной формы зависит от исходного уровня тренированности акробата, его возрастных и индивидуальных особенностей, уровня технической подготовки. Однако решающим фактором является спортивная тренировка. Благодаря спортивной тренировке, ее соответствующему построению и содержанию обеспечивается сохранение спортивной формы. Определяя оптимальную продолжительность цикла приобретения спортивной формы, необходимо найти тот промежуток времени, который достаточен для повышения ранее достигнутых результатов.

Для развития спортивной формы акробатов приемлемы полугодичные и годичные макроциклы. В спортивной акробатике макроциклы тренировки включают три периода, которые соответствуют фазам спортивной формы: подготовительный (фаза приобретения спортивной формы), соревновательный (фаза относительной стабилизации спортивной формы), переходный (фаза временной утрату спортивной формы). При построении каждого макроцикла тренировки, кроме индивидуальных особенностей акробата, необходимо учитывать общие закономерности развития спортивной формы, выражением которой является динамика тренировочных нагрузок. В динамике тренировочных нагрузок как бы наслаиваются последовательно «волны» трех категорий:

  • малые, характеризующие динамику нагрузок в микроциклах (чаще всего от двух дней до недели);

  • средние, выражающие общую тенденцию нагрузок нескольких микроциклов (две-шесть недель);

  • большие, характеризующие общую тенденцию мезоциклов в периодах макроцикла тренировки.

Одной из причин волнообразного характера тренировочных нагрузок является взаимодействие процессов утомления и восстановления, которые происходят в организме акробатов под влиянием тренировки и обусловливают чередование нагрузок и отдыха, а также изменение величин и характера нагрузок в микроциклах. На практике непосредственно дело связано с малыми волнами, то есть с микроциклами. Из них как бы складываются мезо- и макроциклы, выражающие общую тенденцию динамику нагрузок, характерную для тех или иных этапов и периодов подготовки акробатов. В волнах динамики тренировочных нагрузок мезо- и макроциклов закономерности обусловлены долговременными адаптационными процессами, которые развертываются в организме под влиянием спортивной тренировки.

Учитывая сложность задачи, рассмотрим лишь самые важные особенности построения периодов и этапов тренировки акробатов.

Подготовительный период (период фундаментальной подготовки).

В зависимости от количества макроциклов в году, а также задач года подготовительный период продолжается от 2 до 5 месяцев. Основные задачи подготовительного периода: создать и улучшить предпосылки спортивной формы (первый этап периода), а также обеспечить приобретение самой спортивной формы (второй этап периода).

Первый этап характеризуется повышением общей и специальной функциональной подготовки акробатов, ростом технического мастерства, разносторонним развитием физических качеств, а также расширением арсенала двигательных навыков и умений.

На первом этапе подготовительного периода акробаты 20-25 % времени уделяют физической подготовке, которая в свою очередь делится на общую и специальную физическую подготовку, соответственно 12-15 % и 8-10 %. На данном этапе 75-80% отводится на освоение и совершенствование техники исполнения отдельных акробатических элементов и соединений, а также, в меньшей мере, повторение ранее изученных комбинаций.

Основная задача первого этапа подготовительного периода – это повышение работоспособности акробатов.

Общий объем тренировочной нагрузки акробатов на первом этапе распределяется следующим образом: изучение и совершенствование отдельных элементов – 35% от общего объема; элементов, вошедших в отдельные соединения, - 30-35%; элементов, вошедших в отдельные и целые комбинации, - 10-20% и элементов СФП – 15%.

Общая тенденция динамики тренировочных нагрузок на первом этапе подготовительного периода характеризуется увеличением объема и интенсивности с преимущественным ростом объема работы.

Второй этап. Переход от первого этапа происходит постепенно. При этом изменяется структура тренировочного процесса, соотношение различных средств и методов, удельный вес общей и специальной подготовки, соотношение объема и относительной интенсивности нагрузок, количество выполненных целых комбинаций. Продолжительность второго этапа более стабильна (4-6 недель) и по своему построению подобна предсоревновательной подготовке. Здесь объемы тренировочных нагрузок достигают максимальных значений.

Основная тенденция динамики нагрузок на втором этапе подготовительного периода – это постепенное уменьшение объемов на фоне возрастания относительной интенсивности и числа целых комбинаций. Продолжительность спадов объемов тренировочных нагрузок, зависит от величин объемов достигнутых на первом этапе, и от сроков проведения ответственных соревнований. Чем больше объемы были на первом этапе, тем больше времени их снижения на втором этапе. На этом этапе 90-95% времени акробаты занимаются совершенствованием техники выполнения комбинаций в целом, их частей и отдельных соединений. Основная задача этого этапа – повышение уровня специальной выносливости и приобретение спортивной формы, т. е. приобретение максимальной и оптимальной готовности к участию в соревнованиях. На данном этапе тренировочные нагрузки распределяются следующим образом: выполнение отдельных соединений или частей комбинации - 40-50% от общего объема, целых комбинаций - 40-50% и элементов СФП – около 10%.

Наиболее общим показателем правильности построения подготовительного периода служит спортивный результат, достигаемый в конце второго этапа.

Соревновательный период является наиболее ответственным этапом подготовки акробатов, так как по спортивным результатам судят о правильности тренировочного процесса в макроцикле. Соревновательный период в зависимости от продолжительности может иметь простую и сложную структуру. Продолжительность его определяется календарем спортивных мероприятий. Простая структура соответствует непродолжительному соревновательному периоду (2-3 месяца), а сложная – длительному (4-6 месяцев). При простой структуре соревновательный период состоит из нескольких соревновательных мезоциклов.

В соревновательный мезоцикл состоит из основного соревнования, этапа непосредственной подготовки к нему и кратковременной соревновательной, послесоревновательной фазы разгрузочного характера. Если же между ответственными соревнованиями имеется промежуток времени более шести недель, то соревновательный период имеет сложную структуру с существенными особенностями – кроме соревновательных оказываются необходимыми еще и особые промежуточные мезоциклы, которые имеют характерные черты первого этапа подготовительного периода, сжатого по времени. В промежуточном мезоцикле снижается интенсивность тренировочных нагрузок, уменьшается количество целых соревновательных комбинаций, но увеличиваются объемы нагрузок и количество упражнений ОФП.

Пи планировании подготовки акробатов и для управления динамикой тренировочных нагрузок в соревновательном периоде необходим единый исходный критерий. Таким критерием является модель соревновательных нагрузок. Модель нагрузки одного дня составляет в среднем 72 элемента и 7-8 комбинаций.

Планируя соревновательную подготовку акробата, использовалась величина тренировочных нагрузок недельных циклов как самостоятельная единица – блок. Варианты предсоревновательной подготовки строятся из различных сочетаний недельных микроциклов – блоков, отличающихся друг от друга величиной и характером тренировочных нагрузок. Варианты предсоревновательных мезоциклов определяются по месту недельного микроцикла максимальной нагрузки – ударного микроцикла – относительно начала соревнований. Счет недель ведется от первого дня соревнований. При характеристике тренировочных нагрузок недельных микроциклов использовались основные показатели – объем (количество элементов) и количество комбинаций.

Рассмотрим основные недельные микроциклы – блоки соревновательного периода, которые нам предлагает А.Б. Кривенко и из которых составляются варианты предсоревновательной подготовки акробатов к ответственным соревнованиям.

«Настроечный» микроцикл. Во всех вариантах предсоревновательной подготовки акробатов в первой неделе основной задачей является настройка на конкретные условия соревнований и достижение высоких спортивных результатов. Величина тренировочных нагрузок ниже модели соревновательных: по объему на 20-25% и по числу комбинаций на 25-30%. Уменьшение нагрузок в первой неделе благоприятствует восстановлению и отличному выступлению акробата на соревнованиях.

«Ударный» микроцикл. Основная задача данного микроцикла – приобретение «запаса мощности» или «прочности». Величины тренировочных нагрузок превышают модель соревновательных по объему на 50-60% и по количеству комбинаций - на 35-50%. Превышение нагрузок в «ударном» микроцикле обусловливается тем, что на соревнованиях акробату предъявляются повышенные требования: высокий эмоциональный фон, ответственность за команду, значение спортивного результата акробата и т.п. На все это затрачивается много физических и моральных сил.

«Восстановительно-разгрузочный» микроцикл. Основные задачи цикла – восстановление после «ударного» микроцикла и создание условий для кумулятивного эффекта, а также снятие нервного напряжения после участия в соревнованиях. На тренировках этого микроцикла акробаты не прилагают больших волевых усилий (если отсутствует желание) для выполнения целых комбинаций. Занятия проходят на высоком эмоциональном уровне (игровой характер). Величины тренировочных нагрузок по объему равны модели соревновательных, а по количеству комбинаций – ниже модели на 20 -35%.

«Модельный» микроцикл. Основная задача микроцикла – проверка готовности каждого акробата к конкретным соревнованиям. В данном микроцикле решаются тактические задачи выступления команды в целом. Проверяется очередность подходов участников команды на соревнованиях, уточняются варианты разминки для каждого акробата с учетом их возможностей, просматривается форма участников и общий вид команды. Величина тренировочных нагрузок превышает модель соревновательных по объему на 25-30%, а по количеству комбинаций соответствует модели соревнований.

«Втягивающий» микроцикл. Основные задачи цикла – после «разгрузочного» недельного цикла перестроиться на «рабочий» режим, подготовить акробата к большим тренировочным нагрузкам. Во время тренировочных занятий акробаты применяют волевые усилия для «втягивания» в работу на новом режиме. Величина тренировочных нагрузок по объему превышает модель соревновательных на 10-20%, по количеству комбинаций - меньше на 20-25%.

«Контрольно-отборочный» микроцикл. Основные задачи цикла – окончательный отбор акробатов в команду, определение общих недостатков подготовки акробатов к конкретным соревнованиям и исправление «мелких» общих ошибок. Характерными особенностями данного микроцикла является напряженная работа акробатов на отборочных соревнованиях (решается вопрос их участия в главных соревнованиях макроцикла), умение «снять» нервное напряжение и приступить к исправлению недочетов технической подготовки. Величины тренировочных нагрузок превышают модели соревновательных: по объему - на 50-60%, так как работают над ликвидацией мелких ошибок, что требует большего числа повторений отдельных элементов и соединений; по количеству комбинаций – на 10-15% за счет повторения тех упражнений, которые на отборочных соревнованиях выполнялись со значительными ошибками или срывами. Повторение этих упражнений в тренировочных занятиях без значительных ошибок или срывов делают акробата уверенным, что имеет немаловажное значение для выступления на соревнованиях.

Таким образом, было рассмотрено несколько типов недельных микроциклов соревновательного периода, из которых составляются варианты предсоревновательных мезоциклов. Варианты предсоревновательной подготовки акробатов определялись по расположению «ударного» недельного микроцикла относительно начала соревнований.

Суммарные величины нагрузок предсоревновательных мезоциклов были получены на фактическом материале подготовки акробатов высокой квалификации, готовых участвовать в четырех днях соревнований. Во всех четырех вариантах нагрузки относительно равнозначны. Средняя суммарная нагрузка предсоревновательного мезоцикла подготовки акробатов высокой квалификации равна по объему 4380 элементам и 118 комбинациям. Акробаты применяют различные варианты подготовки к соревнованиям. Это зависит от возраста, уровня мастерства, спортивного стажа, состояния тренированности на данный момент, положения в команде, важности соревнований, соревновательного опыта, волевых качеств и т. п.

Для удобства планирования предсоревновательного мезоцикла акробатам различной подготовленности было предложено построение вариантов, где нагрузки отдельных мезоциклов выражены в процентном отношении от суммарной величины месячного мезоцикла. Чтобы легче было выбрать нужный вариант предсоревновательного мезоцикла необходимо знать их особенности.

I Вариант. Данным вариантом предсоревновательной подготовки пользуются акробаты с большим спортивным стажем и соревновательным опытом. Динамика тренировочных нагрузок в данном мезоцикле имеет тенденцию постепенного повышения нагрузок до II мезоцикла. На второй неделе акробаты применяют «ударный» микроцикл для приобретения «запаси прочности». Первый недельный микроцикл по величине нагрузок несколько ниже, чем в других вариантах. Только опытным акробатам, имеющим высокий уровень работоспособности и специальной выносливости, снижение нагрузок на первой неделе позволяет быстро восстановиться после «ударного» микроцикла и настроиться на выступление в соревнованиях.

II Вариант. Этот вариант используют акробаты, которые по каким-либо причинам не сумели выполнить план подготовительного периода. Желая быстрее приобрести состояние спортивной формы, акробаты после «втягивающего» микроцикла применяют «ударный» микроцикл. Чтобы ликвидировать недостатки техники выполнения комбинаций в целом, акробаты и во втором микроцикле стремятся выполнить большое количество упражнений. Но акробаты могут выполнить лишь 75% числа комбинаций «ударного» микроцикла. Во втором микроцикле акробаты не могут решить поставленных задач и углубляют утомление организма. Данный вариант не позволял акробатам достигнуть отличных спортивных результатов.

III Вариант. Данным вариантом пользуются акробаты, находящиеся в состоянии отличной спортивной формы, обладающие высоким уровнем работоспособности и специальной выносливости. Для приобретения большого «запаса прочности» акробаты расширяют границы «ударного» микроцикла до 10 дней. Следовательно, первые три дня трехнедельного микроцикла акробаты тренируются с нагрузками, равными дневным нагрузкам «ударного» микроцикла. Последующие три дня они снижают нагрузку и этого бывает достаточно, чтобы восстановиться ко второму микроциклу. Первый микроцикл – модельный и второй – надстроечный.

IV Вариант. Этот вариант наиболее универсален. Им пользуются почти все акробаты. Применение «ударного» микроцикла в четвертой неделе несколько напоминает третий вариант. Однако снижение нагрузки в третьем микроцикле дает возможность акробатам восстановить силы ко второму микроциклу и доработать незначительные технические погрешности. Этим вариантом могут пользоваться спортсмены, впервые применившие «ударный» микроцикл. Второй микроцикл, в котором проверяется готовность акробата к предстоящим соревнованиям (модельный), может быть использован и для отбора акробатов в сборную команду. Первый микроцикл, также как и в других вариантах предсоревновательной подготовки, - настроечный.

Все перечисленные варианты применяются акробатами в период непосредственной подготовки к соревнованиям. Свою готовность и возможности они проверяют в «модельных» микроциклах.

Таким образом, были рассмотрены основные варианты подготовки акробатов к ответственным состязаниям соревновательного периода.

В переходном периоде основными задачами являются: восстановление после напряженной работы в макроцикле, профилактика и лечение травм, укрепление здоровья и подготовка к работе на более высоком уровне в новом макроцикле.

Составленный план подготовки акробатов в макроцикле не является догмой и может измениться. Однако без плана подготовки акробата в макроцикле, составленного с учетом закономерностей развития спортивной формы, невозможно добиться высоких спортивных результатов на современном этапе развития акробатики.

В приложениях приведены варианты планирования и периодизации тренировочного процесса акробатов высокого класса при подготовке для участия в Чемпионате и Первенстве России. Схемы разработаны с помощью графического изображения на примере воспитанников 1987-1990 годов рождения.



2.4. Методы контроля и учета за тренировочными нагрузками в прыжках на батуте


Тренеры нередко недооценивают значение контроля за соответствием тренировочных нагрузок функциональным возможностям организма спортсмена. В погоне за сиюминутными успехами допускаются нагрузки, которые влекут за собой отрицательные последствия.

- Снижается сопротивляемость организма к неблагоприятным внешним воздействиям, увеличивается частота простудных и других заболеваний; снижается работоспособность и обучаемость; чаще допускаются ошибки, ведущие к травмам. По этим причинам спортсмен оказывается вынужденным или резко сбавлять интенсивность тренировочного процесса, или совершено выключаться из тренировок.

- Наступающее вследствие перегрузок состояние переутомления требует для высококачественного выполнения упражнений на соревнованиях высокой степени волевой мобилизации резервных сил организма, что не всегда удается. Поэтому возрастает вероятность срывов, неудач на соревнованиях.

- Даже небольшие, но систематические, из месяца в месяц, из года в год, повторяющиеся превышения допустимых тренировочных нагрузок замедляют процессы возрастного развития, нарушают их гармоничность. Тем самым сужаются морфофункциональные основы специальной спортивной работоспособности, угнетается развитие имеющейся у спортсменов врожденной способности и их потенциальные возможности реализуются не в полной мере. Нередко по этой причине наступают серьезные отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата и функций сердца, прекращается активная спортивная деятельность.

Таким образом, контроль за текущим тренировочным эффектом – непременный компонент тренерской работы, направленный на подготовку акробаток и акробатов высшей квалификации. При продуманной организации и активном участии в нем самих спортсменов можно и нужно осуществлять его не только в сборных командах, но и в детских спортивных школах.

В процессе многолетней работы на учебно-тренировочных сборах высококвалифицированных спортсменов был апробирован ряд методик исследования. Специалисты рекомендуют для широкого практического использования комплексную методику, состоящую из двух педагогических методов (учет тренировочных нагрузок и оценка утомления по симптомам) и трех физиологических (плантография, метод КГР и пульсометрия).

Учет тренировочных нагрузок.

Физические параметры тренировочной работы характеризуют «внешнюю» нагрузку. Информация о ней представляется необходимой из следующих соображений. Во-первых, ее сопоставление с «внутренней» нагрузкой (характеристика функциональных сдвигов, вызываемых тренировочной работой) позволяет оценивать уровень функциональной подготовленности спортсмена. Во-вторых, без информации о параметрах «внешней» нагрузки невозможно обоснованное и эффективное планирование и корригирование тренировочного процесса.

Основные параметры тренировочной работы в спортивной акробатике: объем работы, ее интенсивность и качество, плотность тренировки.

Объем работы измеряется суммарным количеством выполняемых на тренировке элементов. Целесообразно учитывать сложные элементы, а более легкие во внимание не принимать.

Наиболее информативный показатель интенсивности тренировки – количество комбинаций, выполненных целиком и в полную силу. Об интенсивности также можно судить по среднему за тренировку количеству элементов в подходе. Вычисляется этот показатель путем деления объема работы на общее количество подходов.

Качество оценивается процентным отношением удачных подходов к общему числу подходов на тренировке.

О плотности судят по так называемому коэффициенту интенсивности, который измеряется средним количеством элементов выполнявшихся за одну минуту тренировочного времени.

Оценка утомления по симптомам.

Ориентировочные данные о выраженности наступающего в ходе тренировки утомления можно получить посредством учета субъективных ощущений спортсмена и внешних проявлений этого состояния по схеме Зотова и Иванова.

Суть этой методики состоит в том, что каждый из семи симптомов получает оценку 1,2 и 3 балла. Эти оценки суммируются и путем деления на число симптомов получается средняя оценка, более правильно отражающая «внутреннюю» нагрузку, чем частные по отдельным симптомам. Если она превышает 2,5 балла, делают ориентировочное заключение о чрезмерной величине тренировочных нагрузок.

Физиологические методы контроля.

Под влиянием сильных эмоций (и положительных, и отрицательных) вышеописанная методика может давать сбои, так как искажается симптоматика наступившего утомления. Кроме того, получаемая с помощью этой методики информация носит общий характер, не дает представления о слабых звеньях организма, имитирующих спортивную работоспособность. Этим обусловливается необходимость объективных физиологических исследований.

Для оценки состояния трех наиболее уязвимых в спортивной акробатике звеньев организма (опорно-двигательного аппарата, ЦНС и сердца) можно рекомендовать следующие доступные для тренеров и достаточно информативные методики: плантографию, метод кожно-гальванических реакций (КГР) и пульсометрию.

Плантография.

Для спортивной акробатики характерны скоростно-силовые движения, направленные на антигравитационное преодоление массы собственного тела (прыжки, приземления и др.). Вследствие этого предъявляются большие требования к опорной амортизирующей функции стопы, ее сводов. Состояние этой функции весьма достоверно отражается динамикой плантографического показателя – степенью уплощения стопы (СУС).

Методика плантографии проста. Берется отпечаток стопы – плантограмма. На ней проводится линия, касательная к наиболее выступающим точкам внутреннего края стопы. Из середины этой линии восстанавливается перпендикуляр. Для снятия плантограммы можно рекомендовать прямоугольные пяльца размерами 350*200 мм и высотой рамки 20 мм, на которые натягивается полиэтиленовая пленка. Нижняя ее поверхность смазывается типографской краской. Под пяльца подкладывается лист бумаги, на котором при наступлении на натянутую на пяльцах пленку остается отпечаток стопы. Плантограммы берут до и после тренировки. При оптимальной величине тренировочной нагрузки СУС после работы несколько уменьшается, отражая повышение тонуса мышц. Если возникает чрезмерно сильное утомление, тонус мышц падает и СУС значительно увеличивается (на 12 ед. и больше). При малых нагрузках СУС не изменяется. Значимыми считаются изменения СУС более чем на 5 ед.

На величине СУС сказывается состояние возбудимости не только нервных центров соответствующих мышц, но и общее состояние организма.

Метод кожно-гальванических реакций (КГР). КГР – изменение электропроводности кожи (ЭПК), обусловленная главным образом динамикой активности потовых желез. При измерении ЭПК на ладонях этот показатель хотя и косвенно, но вполне достоверно отражает степень адаптационно-трофического, «энергетического» симптоматической нервной системы на тонус, возбудимость высших отделов ЦНС. Возбудимость ЦНС свойство в значительной степени имитирующее работоспособность спортивной акробатики. Поэтому КГР следует считать методикой, соответствующей задачам текущего контроля.

Для суждения о текущем тренировочном эффекте учитываются два вида КГР: тонические и фазные. Тоническая КГР – постепенное довольно устойчивое изменение уровня ЭПК по ходу тренировочного занятия. При правильном построении занятия и оптимальных нагрузках кривая ЭПК поднимается во время разминки и основной части занятия, а в заключительной части несколько снижается в связи с уменьшением интенсивности работы. Плохая переносимость тренировочных нагрузок обусловливает снижение фонового уровня ЭПК уже в основной части занятия, несмотря на сохранение высокой интенсивности работы.

По уровню ЭПК, регистрируемому по утрам вскоре после пробуждения, можно судить о ходе восстановления после тренировок предшествующего дня. При полном восстановлении наблюдаются одинаковые величины ЭПК, уровень которых имеет большие индивидуальные различия. Превышение среднего уровня может свидетельствовать о наличие последействия в виде фазы повышенной реактивности, характеризующейся повышенной возбудимостью ЦНС при обладании симпатического тонуса и повышенной общей работоспособности. При снижении ЭПК, несмотря на большие нагрузки предшествующего дня, можно думать о значительном недовосстановлении, о наличии фазы восстановительного торможения, при которой преобладает парасимпатический тонус и работоспособность повышена.

Фазные КГР состоят в кратковременных колебаниях ЭПК, вызванных выполнением тренировочного упражнения. Если оно посильно, происходит волнообразное повышение ЭПК – «положительная» КГР. Когда упражнение требует очень сильного функционального напряжения, наступает парадоксальное снижение ЭПК – «отрицательная» КГР. Возникновение «отрицательных» КГР при выполнении хорошо освоенных комбинаций, упражнений или больших связок свидетельствует о чрезмерном утомлении.

Пульсометрия.

Может быть использована в целях оперативного контроля за интенсивностью тренировочной или соревновательной работы, то есть для суждения о фактической степени функционального напряжения организма при выполнении определенных упражнений. В одном из ациклических видов спорта применяется следующая шкала оценки внутренней нагрузки по пульсу. Легкая: 1 балл – 120-129 уд/мин, 2 балла – 130-139; средняя: 3 балла – 140-149, 4 балла – 150-159, 5 баллов – 160-169; большая: 6 баллов - 170-179, 7 баллов – 180-189, 8 баллов – 190-199; максимальная: 9 баллов - 200-209, 10 баллов – больше 210 уд/мин.

Если считать пульс после стандартных упражнений (например, комбинация обязательной программы), то его динамика будет отражать состояние функциональной подготовленности сердца.

Для текущего контроля за адаптацией деятельности сердца к тренировочным нагрузкам рекомендуется пульсометрия с ортостатичекой пробой. Утром вскоре после пробуждения считают в течение одной минуты пульс в позе сидя после 2-5 минутного пребывания в этой позе. Регистрируют его величину, а затем считают пульс в течение 10 секунд сразу после вставания. Разница пульса в позе стоя (после пересчета на 1 минуту) и сидя есть ортостатическая реакция (ОСР). Такая же функциональная проба проводится вечером перед отходом ко сну. Одинаковые значения ОСР свидетельствуют о хорошей адаптации сердца к тренировочным нагрузкам. Чем больше вечернее значение ОСР превышает утреннее, тем хуже адаптация.

Кроме того, следует обращать внимание на изменения утренних значений частоты пульса в позе сидя изо дня в день. Увеличение его значения более чем на 6 уд/мин является показателем или предвестником какого-либо заболевания.

К регистрации показателей текущего и оперативного контроля за тренировочным эффектом нужно в максимальной степени привлекать самих спортсменов. При этом решающее значение имеет предварительное проведения обстоятельной теоретической и практической подготовки спортсменов к самонаблюдениям.


Заключение


1. В процессе работы были рассмотрены понятия периодизации и планирования спортивной тренировки. Было выяснено, что периоды тренировки носят объективный характер – это и является основой периодизации тренировки. Связь между планированием и периодизацией спортивной тренировки заключается не в удобстве планирования. Так как, периоды вызваны объективными закономерностями, приходится их соблюдать, если тренер заинтересован в успехе тренировочной работы.

2. В работе раскрываются все особенности спортивной тренировки акробатов в различные периоды. Определено, что важную роль играет продолжительность интервала между окончанием специальной разминки и началом выполнения основного упражнения в подготовительном периоде. В соревновательном периоде тренировки осваивается и закрепляется техника целых комбинаций, продолжают развиваться физические качества, совершенствуются волевые качества, решаются тактические задачи, а в ряде случаев проводится и акклиматизация. В переходном периоде, акробат думает над тем, что предстоит сделать в будущем, - тем не менее, необходимо рассматривать их как заключительный этап тренировки, в котором создаются предпосылки для будущих успехов. Также в работе освещено насколько важно осуществлять контроль за тренировочными нагрузками акробатов.

3. Особенности становления спортивной формы акробатов напрямую зависят от правильного построения периодов и грамотного дозирования нагрузки. Главная цель тренировки – подготовка акробата к достижению наивысших спортивных результатов, которых он достигает тогда, когда находится в состоянии спортивной формы. Длительность цикла приобретения спортивной формы зависит от исходного уровня тренированности акробата, его возрастных и индивидуальных особенностей, уровня технической подготовленности.

Список литературы


  1. Афонин В.Н., Кривенко А.Б. Спортивная гимнастика. – Киев: Здоровье, 1988. – 201 с.

  2. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М.: Физкультура и спорт, 1985. - 186 с.

  3. Готовность спортсмена к соревнованиям /Под общей редакцией кандидата педагогических наук В.А. Алаторцева – М.: Всесоюзный научно-исследовательский институт физической культуры, 1989. - 250 с.

  4. Деркач А.А., Исаев А.А. Творчество тренера. – М.: Физкультура и спорт, 1992. - 239 с.

  5. Зверев С.М. Программы для внешкольных учреждений. «Спортивные кружки и секции». – М.: Просвещение, 1988. - 430 с.

  6. Кузнецов В.В. Специальная силовая подготовка спортсмена. – М.: Советская Россия, 1980. - 225 с.

  7. Матвеев Л.П. Проблема периодизации спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1985. - 301 с.

  8. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. – М.: четвертый филиал Воениздата, 1997. - 304 с.

  9. Методы специальной силовой подготовки спортсменов высших разрядов /Под общей редакцией Кузнецова В.В. – М.: Физкультура и спорт, 1987. - 218 с.

  10. Предсоревновательная подготовка спортсменов высокого класса /Под общей редакцией Бойко А.Ф. – М.: Физкультура и спорт, 1991. - 201 с.

  11. Спортивная акробатика: Учебник для институтов физической культуры /Под общей редакцией Коркина В.П.–М.:Физкультура и спорт,1981.-238 с.

  12. Харабуги Г.Д. Теория и методика физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1987. - 149 с.

  13. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М: Академия, 2000. - 480 с.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чубакова Гулюся Завзятовна

Дата: 14.09.2015

Номер свидетельства: 230707


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства