Просмотр содержимого документа
«Основы теоретико-методических знаний для учащихся 5-х классов в вопросах и ответах.»
Теоретико-методические знания
по физической культуре для 5 – го класса
по теме «Легкая атлетика»
Учитель МОУ «ГИМНАЗИЯ № 70 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Денисова Галина Викторовна
Раздел «Легкая атлетика»
Введение.
Легкая атлетика один из самых древних видов спорта. В основу легкоатлети-ческих упражнений положены природные способности человека – ходьба, бег, прыжки, метания.
История легкой атлетики берет начало из древности. Первые сведения о легко-атлетических соревнованиях появились в 776г. до н.э. они встречаются в историчес-ких папирусах об Олимпийских играх Древней Греции. В то время в программу игр входил только бег.
История развития легкой атлетики.
Легкая атлетика – один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющий ходьбу и бег на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, метание диска, копья, молота, гранаты (толкание ядра), а также легкоатлетического, многоборья - десятиборье, семиборье (летняя программа), семиборье и пятиборье (зимняя программа).
В современной спортивной классификации насчитывается свыше 60 разновидностей легкоатлетических упражнений. В программе Олимпийских игр легкая атлетика представлена 24 номерами для мужчин и 14 – для женщин. Легкоатлетические соревнования входят в программу крупнейших континентальных спортивных соревнований: чемпионатов Европы, Африканских, Азиатских, Балканских, Британских, Панамериканских игр и др. Основой легкой атлетики являются естественные движения человека. Занятия легкой атлетикой способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья людей. Популярность и массовость легкой атлетики объясняются общедоступностью и большим разнообразием легкоатлетических упражнений, простотой техники выполнения, возможностью варьировать нагрузку и проводить занятия в любое время года не только на спортивных площадках, но и в естественных условиях.
Легкая атлетика – часть государственной системы физического воспитания. Легкоатлетические упражнения входят в программы физического воспитания школьников, обучающихся во всех типах учебных заведений, в планы тренировочной работы во всех видах спорта, в занятия физической культурой трудящихся старшего возраста, является одной из основных частей всех уровней всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Легкоатлетические секции занимают ведущее место в деятельности коллективов физкультуры, спортивных клубов, добровольных спортивных обществ.
Правила поведения на уроках легкой атлетики.
Уроки легкой атлетики проводятся на оборудованных для этого спортивных площадках и в спортзале.
К занятиям допускаются обучающиеся:
отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной группе здоровья;
прошедшие инструктаж по мерам безопасности;
имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую условиям проведения уроков (погодные условия).
Обувь должна быть на подошве, исключающее скольжение, плотно облегать ногу и не затруднять кровообращение. При сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности одежда должна соответствовать погодным условиям.
На уроках легкой атлетики нужно обязательно соблюдать
следующие правила:
бежать с ускорением только по своей дорожке, иначе можно столкнуться с другим бегуном;
при длительном беге в медленном темпе не обгонять товарищей, не разговаривать, случайные препятствия на пересеченной местности (камни, поваленные деревья, кустарник, бугры) преодолевать не торопясь;
прежде чем выполнять легкоатлетические прыжки, проверить правильно ли уложены гимнастические маты на месте приземления, а если прыжки проводятся на улице, - подготовлена ли яма для прыжков (песок должен быть взрыхлен и разровнен; брусок для отталкивания не должен возвышаться над землей);
любой прыжок – в длину или в высоту – начинать после того, как предыдущий прыгун покинет место приземления;
метания выполнять в том направлении, которое указал учитель. Нельзя метать снаряд в то время, когда кто-нибудь собирает снаряды для метания.
Бег.
На одной из скал Древней Греции была обнаружена надпись, сделанная 2,5 тысячи лет назад:
«Если хочеш быть сильным, – бегай,
Если хочеш быть красивым, – бегай,
Если хочеш быть умным, – бегай!»
Вероятно, бег был первым видом состязаний. Слово «стадион» произошло от греческого слова «стадия», обозначавшего раньше дистанцию бега (около 200 м), по которой соревновались атлеты первых олимпийских игр.
Техника бега сугубо индивидуальна у обучающихся. Посмотрите на своих товарищей по классу. Вы заметите, что одни бегут легко и непринужденно, а другие – тяжело и скованно. У одних руки двигаются размашисто, а у других висят или прижа-ты к туловищу. Некоторые мальчики и девочки при беге сильно отклоняют голову назад, поднимают подбородок, что не позволяет выполнять бег на скорости, т.к. идет закрепощение всех мышц опорно-двигательного аппарата.
Чтобы бежать правильно, надо во время бега наклонить туловище немного вперед, руки согнуть в локтях и делать ими энергичные движения вперед-назад. Пальцы рук должны быть слегка сжаты в кулак, голова чуть-чуть наклонена вперед.
Чтобы бежеть быстро, шаги должны быть большими и частыми. Для этого необ-ходимо иметь сильные мышцы ног. Развивают их при помощи специальных упраж-нений.
Скорость бегуна зависит прежде всего от длины шага. Во время бега одну ногу выносят вперед (ее называют маховой), а другой (ее называют толчковой) отталкиваются от дорожки. Чтобя сделать больше шаг, толчковую ногу надо полностью выпрямлять в колене. При неполном ее выпрямлении длина шага уменьшается, скорость падает.
На рисунке видно: оба бегуна сделали 5 шагов, но пробежали разное расстояние. А что, если один бегун делает большие шаги, но редкие, а другой – не очень большие, но частые? Кто из них прибежит к финишу быстрее? Вполне возможно, что второй. Значит, скорость бега зависит и от частоты шагов.
Бег делится на короткие (спринт), средние, длинные дистанции и марафонский бег.
Положение тела бегуна перед началом бега называется стартовым или просто старт.
Бег на короткие дистанции начинают с низкого старта, а на средние, длинные дистанции и марафонский бег с высокого старта.
Высокий старт.
В легкой атлетике правилами установлены три команды на старте: первая – «На старт!», вторая – «Внимание!», третья – «Марш!».
В высоком старте по команде «На старт!» нужно одну ногу поставить носком к линии (не наступая на нее), а другую отвести назад на носок. Впереди следует ста-вить ту ногу, которая силь-нее. Тяжесть тела нужно перенести вперед руки опустить.
По команде «Внимание!» туловище надо немного наклонить вперед, слегка сгибая ноги в коленях, одну руку вынести вперед, другую отвести назад. Какую же руку надо вынести вперед? Разноименную ноге, стоящей впереди: если впереди стоит левая нога, вперед выносят правую руку.
По команде «Марш!» начинают бег.
Бег состоит из 4 фаз:
старт;
стартовый разгон;
бег по дистанции;
финиш.
К коротким дистанциям (спринт) относится:
* бег на 30 метров (по школьной программе);
* бег на 60 метров;
* бег на 100 метров;
* бег на 200 метров;
Бег на 400 метров (длинный спринт).
К средним дистанциям относится:
* бег на 800 метров;
* бег на 1500 метров;
* бег на 2000 метров;
* бег на 3000 метров.
К длинным дистанциям относится:
* бег на 5000 метров;
* бег на 10000 метров.
Марафонский бег длится 42 км 250 метров.
Прыжки.
Легкая атлетика включает в себя следующие разновидности прыжков:
прыжок в длину с разбега;
тройной прыжок в длину с разбега;
прыжок высоту с разбега;
прыжок с шестом.
Школьная программа включает в себе еще прыжок в длину с места, «многоскоки», прыжки со скакалкой, прыжок вверх.
Прыжок в длину с разбега.
На уроках физической культуры, обучающиеся должны научиться прыгать с разбега самым простым способом – «согнув ноги». Как и в других прыжках в длину, в нем различают: разбег, отталкивание, полет и приземление.
Разбег.
Чем выше скорость разбега, тем длиннее будет прыжок. К моменту отталкивания скорость должна быть наивысшей.
Отталкивание.
Оно должно происходить без снижения скорости разбега! Последний шаг перед отталкиванием надо делать немного короче предыдущего за счет более быстрой постановки ноги на дорожку (землю). При отталкивании толчковая нога должна полностью выпрямляться, а руки двигаться вперед-вверх вместе с коленом маховой ноги.
Полет.
После отталкивания маховая нога, согнутая в колене, продолжает движение вперед, а толчковая – немного назад (это положение называют «полет в шаге»). Затем толчковая нога подтягивается к маховой , обе ноги приближаются коленями к груди в положение «согнув ноги» и выпрямляются в коленях для приземления.
Приземление.
Запомните! Если вы приземлитесь на прямые ноги, то упадете назад. приземляться надо одновременно на обе ноги, ставить ступни параллельно, примерно на ширине плеч, мягко приседая, и тянуть руки вперед.
При нечетном числе шагов до отталкивания разбег надо начинать с толчковой ноги, а при четном – с маховой. Это правило пригодится и при разучивании прыжков в высоту. Длина шага при разбеге у всех разная. Поэтому и длина разбега у каждого своя. Надо запомнить с какого места начинается разбег, и сделать на дорожке отметку, чтобы длина разбега и место отталкивания были постоянными. Разбег может изменяться в соответствии с погодными условиями (ветер, дождь и т.д.).
Прыжок высоту с разбега способом «перешагивание».
Этот способ так называется потому, что при переходе через планку прыгун как бы перешагивает через нее одной, а затем другой ногой.
Прыжок в высоту совершают в яму, наполненную песком или (еще лучше) поролоновой крошкой. В залах прыгуны приземляются на гимнастические маты, сложенные в высокую стопку.
Техника прыжка включает в себя четыре элемента:
разбег;
отталкивание:
переход через планку;
приземление.
Главное в прыжках в высоту – хорошее отталкивание.
При прыжке способом «перешагивание» разбегаются под углом 35 – 40° к планке. Место отталкивания определяют так. От середины линии, соединяющей основания обеих стоек, под углом 35 – 40° к ней проводят прямую линию и отмеряют длину, равную 3 – 4 ступням. Вот здесь и будет место отталкивания.
Длина бегового шага у людей разная. Поэтому каждому надо найти свое место начала разбега. Если толчковая нога правая, то разбегаться нужно с левой стороны, и наоборот.
На рисунке мы видим как выполняется последний шаг разбега, отталкивание и переход через планку. Обратите внимание на положение туловища и рук перед отталкиванием. После этого толчковая нога немного сгибается, руки и маховая нога энергично движутся вперед. К моменту отрыва от земли толчковая нога должна полностью выпрямиться. Маховая нога, немного согнутая в колене, проносится над планкой и затем резко опускается вниз. Руки следует держать так, чтобы не зацепить планку (см. рисунок).
Обучение прыжку в высоту способом «перешагивание» осуществляется последовательно с использованием подводящих упражнений:
перешагивание через планку с места (без прыжка);
прыжок через планку с места;
прыжок с одного шага;
прыжок с двух шагов разбега;
прыжок с трех шагов разбега.
В прыжке с трех шагов разбега необходимо научиться соблюдать правильный ритм разбега. Первый беговой шаг - обычный, второй – больше первого, а третий - меньше первого. Поэтому ритм разбега будет такой: раз, два-а-а…, три.
Если освоен прыжок с трех шагов разбега, то можно считать, что вы овладели техникой прыжка в высоту с разбега. Теперь можно выполнять его целиком.
Метание малого мяча.
В спорте состязаются в метании копья, диска, молота и толкании ядра. В школьной программе идет изучение метания малого мяча. Дело в том, что если овладеешь метанием малого мяча, то сумеешь правильно метать и гранату, и копье.
Прежде чем метать мяч, надо принять исходное положение: мяч в слегка согнутой в локте правой руке, левая нога на полшага впереди правой (правая сзади на носке). Медленно сделать замах, отводя правую руку с мячом вверх-назад так, чтобы мяч прошел над плечом. Стоя лицом по направлению метания, прогнуться и бросить мяч. Перед самым вылетом мяча из руки сделать резкое движение кистью по направлению метания (захлест). Это упражнение выполняют несколько раз, метая мяч сначала в стену, а затем в цель. После этого метают мяч в цель, как можно сильнее и резче, чтобы он после отскока упал подальше от стены. Затем упражняются в метании малого мяча на дальность вдоль коридора шириной 10 метров.
Вопросы для проверки основ теоретико-методических знаний учащихся 5-го класса.
Какие правила необходимо соблюдать на уроках легкой атлетики?
Где и когда зародилась легкая атлетика?
На какие виды программы делится легкая атлетика?
От какого греческого слова произошло слово «стадион»?
На какие дистанции делится бег?
От чего зависит скорость бега?
Какие виды старта вы знаете?
На какие фазы делится техника бега?
Перечислите спринтерские дистанции.
На какие дистанции дается высокий старт?
Какие дистанции начинают бежать с низкого старта?
Какие виды прыжков вы знаете?
Из каких частей состоит прыжок в длину?
Как называется способ прыжка в длину с разбега?
Каким должен быть ритм последних трех шагов перед отталкиванием в прыжках в высоту с разбега?
Как называется прыжок в высоту с разбега?
Что такое захлест кистью при метании? Как он выполняется?
Какие ты знаешь снаряды для метания?
Какой ширины коридор для метания мяча на дальность?
Какая дистанция марафонского бега?
Тестовые задания для проверки теоретических знаний
1. Что лежит в основе легкоатлетических упражнений?
а) ходьба, бег, прыжки, метание;
б) ходьба, бег, прыжки;
в) выполнение упражнений;
г) бег, прыжки, метание.
2. Когда впервые были проведены соревнования по бегу в России:
а) 1958;
б) 1858;
в) 1898;
г) 1928?
3. Какой вид занятий лежит в основе легкой атлетике:
а) метание;
б) бег;
в) прыжки;
г) ходьба?
4. Где проводятся соревнования по бегу, прыжкам, метанию:
а) на стадионе;
б) на поле;
в) на спортивной площадке;
г) в спортивном зале?
5. Чем определяется время в беге:
а) секундомером;
б) часами;
в) динамометром;
г) хронометром?
6. Как распознают участников в соревнованиях по бегу:
а) по именам и фамилиям;
б) по номерам;
в) по цвету маек;
г) за номером и цветом майки?
7. Скорость - это:
а) способность человека выполнять движения за минимальное время;
б) способность человека выполнять движения максимального время;
в) способность человека быстро и с большой силой выполнять упражнения;
г) способность человека выполнять движения максимально быстро?