МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» «ВОЛЕЙБОЛ. ТЕХНИКА ИГРЫ В НАПАДЕНИИ И ЗАЩИТЕ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» «ВОЛЕЙБОЛ. ТЕХНИКА ИГРЫ В НАПАДЕНИИ И ЗАЩИТЕ»
Большое разнообразие двигательных действий, составляющих содержание игры в волейбол, способствует воспитанию силы, быстроты, выносливости, ловкости, моральных и волевых качеств. Одновременно с этим в игре совершенствуются жизненно важные умения и навыки. Именно поэтому волейбол используется в программе физического воспитания в техникуме.
Занятия волейболом - эффективное средство укрепления здоровья, улучшения физического развития студентов. Занятия волейболом способствуют укреплению косно связываемого и мышечного аппарата, улучшения обмена веществ в организме, усовершенствованию различных его функций.
В учебном процессе волейбол используется, как важное средство обшей физической подготовки студентов. Программой по волейболу предусматривается приобретение студентами теоретических сведений, овладение основными приемами техники и тактики, приобретение навыков участия в игре и в организации самостоятельных занятий.
Широкое применение волейбола в воспитании объясняется несколькими примерами: доступность игры для всех возрастов, возможность его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и в то же время использование его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга молодежи; простотой правил игры; высоким зрелищным эффектом игрового соревнования; простотой инвентаря, оборудования и площадки для игры.
Волейбол - командная игра, где каждый игрок действует с учетом действий своего партнера. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают молодежь: а) подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели, б) студентов с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы в) мгновенно оценивать менять обстановку и принимать правильные решения.
Эти особенности способствуют воспитанию у студентов чувства коллективизма; настойчивости, решительности, целеустремленности, внимания и быстроты мышления; способности управлять своими эмоциями; совершенствование основных физических качеств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» «ВОЛЕЙБОЛ. ТЕХНИКА ИГРЫ В НАПАДЕНИИ И ЗАЩИТЕ»»
Методическая разработка открытого занятия
по дисциплине «Физическое воспитание»
«Волейбол. Техника игры в нападении и защите»
Лапочук Н.А.
Украина. Мариупольский машиностроительный колледж Государственного технического университета «Приазовский государственный технический университет»
ВВЕДЕНИЕ
Большое разнообразие двигательных действий, составляющих содержание игры в волейбол, способствует воспитанию силы, быстроты, выносливости, ловкости, моральных и волевых качеств. Одновременно с этим в игре совершенствуются жизненно важные умения и навыки. Именно поэтому волейбол используется в программе физического воспитания в техникуме.
Занятия волейболом - эффективное средство укрепления здоровья, улучшения физического развития студентов. Занятия волейболом способствуют укреплению косно связываемого и мышечного аппарата, улучшения обмена веществ в организме, усовершенствованию различных его функций.
В учебном процессе волейбол используется, как важное средство обшей физической подготовки студентов. Программой по волейболу предусматривается приобретение студентами теоретических сведений, овладение основными приемами техники и тактики, приобретение навыков участия в игре и в организации самостоятельных занятий.
Широкое применение волейбола в воспитании объясняется несколькими примерами: доступность игры для всех возрастов, возможность его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и в то же время использование его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга молодежи; простотой правил игры; высоким зрелищным эффектом игрового соревнования; простотой инвентаря, оборудования и площадки для игры.
Волейбол - командная игра, где каждый игрок действует с учетом действий своего партнера. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают молодежь: а) подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели, б) студентов с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы в) мгновенно оценивать менять обстановку и принимать правильные решения.
Эти особенности способствуют воспитанию у студентов чувства коллективизма; настойчивости, решительности, целеустремленности, внимания и быстроты мышления; способности управлять своими эмоциями; совершенствование основных физических качеств.
ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
для студентов дневного отделения
Дисциплина: «Физическое воспитание»
Специальность: 5.05010301 «Разработка программного обеспечения», II курс
Тема занятия: «Волейбол. Техника игры в нападении и защите»
Цель занятия: Содействие с помощью средств спортивных игр положительному влиянию на психическую, физиологическую и двигательную функции студентов.
Методическая: Повышение общей работоспособности организма и уровня технической подготовленности студентов.
Дидактическая:
Обучающая: развитие и совершенствование методики преподавания умений и навыков студентам по теме: волейбол; закрепить основные элементы техники игры в нападении и защите (стойки передвижения, прием мяча (сверху, снизу), передача мяча (сверху, снизу), подача мяча (нижняя прямая, боковая, верхняя прямая) блокировки и нападающие удары.)
Развивающая: поощрять студентов к постоянным занятиям физической культурой и сознательного отношения к укреплению своего здоровья.
Воспитательная: способствовать развитию ловкости и координации; воспитать морально - волевые качества; сформировать активно - положительное отношение к занятиям по волейболу.
Оздоровительная: Способствовать укреплению систем организма, которые несут главную нагрузку при выполнении специально - технических упражнений и в игре.
Вид занятия: практический.
Тип занятия: совершенствование умений и навыков (тренировочный).
Средства обучения: ходьба, бег, общеразвивающие, специально-подготовительные и такие, подводящие упражнения.
Формы и методы проведения занятия:при организации занятий: фронтальный, групповой, индивидуальный, при повторении техники: объяснение, показ, повторный, текущий; при развитии физических качеств: равномерный, повторный, переменный.
Междисциплинарные связи:
- Обеспечивая: физическое воспитание;
- Обеспечиваемые: безопасность жизнедеятельности, нормативные приказы и акты по физическому воспитанию.
Методическое обеспечение: учебная и рабочая программа по дисциплине «Физическое воспитание», методическая разработка открытого занятия.
Обеспечение занятия: сетка, мячи волейбольные и набивные, секундомер, свисток, методические карты.
Место проведения: Спортивная площадка.
План-конспект занятия
№ п/п
Содержание занятия
Дозировка
Организационно-методические указания
Подготовительная часть - 25 минут
1
Построение, приветствие, перекличка студентов. Задачи и содержание занятий. Определение начального уровня ЧСС за 15 сек.
3 мин.
Правила поведения и техника безопасности на занятиях спортивными играми. Опрос студентов о самочувствии в состоянии покоя и при нагрузке в течение занятий. ЧСС не тренировочного студента: юноши - 60-70; девушки - 65-95 уд / мин.
2
Актуализация опорных знаний: дать определение понятиям «физическое воспитание», «спортивные игры», «личное здоровье»
1 мин.
3
Мотивация учебной деятельности: значение занятий спортивными упражнениями для человека разного возраста
1 мин.
4
Строевые упражнения (повороты на месте, перестроение в 2 шеренги). Разновидности ходьбы: на носках, пятках, внутренней и внешней стороне стопы, перекатом с пятки на носок, ускорение с сочетанием 20м + 20м
5 мин.
Четкое выполнение команд. Основное внимание на правильную осанку. Дыхание свободное
5
Медленный бег 200 м
5 мин.
Дыхание открытым ртом и носом, 2 шага - вдох, 2 шага - выдох. После ходьбы активный отдых: упражнения на восстановление дыхания.
6
Комплекс обще-развивающих упражнений для разогрева мышц рук и плечевого пояса, туловища в движении и на месте. Упражнения для развития силы мышц ног и укрепление связочного аппарата берцовых и коленных суставов: ходьба выпадами, прыжки на одной ноге и на двух ногах с продвижением вперед (до 20 м)
10 мин.
Комплекс специально-подготовительных упражнений студенты выполняют за самочувствием. Упражнения выполнять с полной амплитудой. Интервал отдыха между упражнениями для ног не более 30 сек. Активный отдых: упражнения на восстановление дыхания
7
Определение ЧСС за 15 сек.
15 сек
120-140 уд/мин.
Основная часть - 45-50 минут
1
Определение основных элементов техники игры в нападении и защите: стойки передвижения; прием мяча (сверху, снизу); передача мяча (сверху, снизу); подача мяча (нижняя прямая, боковая, верхняя прямая); блокировки; нападающие удары.
3 мин.
Краткая информация о технике волейбольных упражнений
2
Передвижение волейболистов:
- Бег приставным шагом левым и правым боком;
- Бег спиной вперед в чередовании с обычным;
- Бег с рывком к блокированию;
- Бег с остановкой, шагом;
- Бег с остановкой, прыжком.
5 мин.
Студенты должны знать и уметь медленно применять: Приста-вные шаги вперед, назад, вправо, влево, бег вперед и назад, остановки после передвижения
3
Перестроение в две шеренги
30 сек.
Первые номера берут набивные мячи
4
Комплекс упражнений в парах с набивным мячом:
а) и.п. - Лицом друг к другу, мяч в руках одного студента на уровне лица. Броски мяча обеими руками с предыдущим полуприседом;
б) и.п. - Лицом друг к другу, мяч в руках одного снизу. Броски мяча обеими руками снизу с предыдущим полуприседом и выпрямляя ноги в коленном суставе, выполнять бросок;
в) и.п. - Стойка ноги врозь лицом друг к другу, один студент в наклоне с прямым туловищем держит мяч обеими руками впереди. Броски мяча обеими руками вверх-вперед, не выпрямляя туловище;
г) и.п. - Студент стоит боком к партнеру, мяч у груди. Прыжок с поворотом к партнеру и бросок мяча обеими руками в момент прыжка.
7 мин.
4 -6 раз
4 -6 раз
4 -6 раз
4 -6 раз
Расстояние в парах и вес мячей:
юноши - 5-6 м, 2кг;
девушки - 3-4 м, 1кг.
Обратить внимание на правильный прием мяча.
Согласовывать движения
Второй студент ловит мяч обеими руками и приобретает и.п.
Согласовывать движения
После завершения каждого упражнения мяча передаются первым номером. Количество подходов соответственно самочувствию студентов
5
Прием и передача мяча:
- Прием и передача мяча двумя руками сверху над собой;
- Прием и передача мяча двумя руками сверху в парах;
Рис. 1 Верхняя передача
- Прием мяча снизу после наброски партнером;
- Прием и передача мяча двумя руками снизу над собой;
- Передачи мяча двумя руками
(Чередуя верхнюю с нижней) в парах через сетку.
Рис. 2 Нижняя передача
10 мин.
20 раз
8-10 раз
8-10 раз
8-10 раз
8-10 раз
Обратить внимание на правильное положение рук, ног, туловища.
Правильное положение рук, конечностей и пальцев на мяче при передаче сверху
Внимательно следить за правильностью выполнения упражнения, ноги обязательно подсаживаются под мяч
Согласовать работу рук, туловища и ног.
Во время полета мяча переместиться "под мяч". Руки должны быть перед вами. Перед самым приемом следует остановиться.
6
Подготовка оборудования к следующим упражнениям
до 1 мин.
Установка волейбольной сетки
7
Блокировка и нападая удара:
- Прыжки у сетки с поднятием рук вверх;
- Прыжки у сетки с поднятием рук вверх из двух шагов
- Прямой нападающий удар с собственного подбрасывания и его блокировки;
- С 2-3 шагов в прыжке выполняется удар мяча через сетку.
7 мин.
5 раз
5 раз
5 раз
5 раз
Следить за правильным выполнением блокировки и удара мяча не касаться сетки руками и телом.
Рис. 3 Прямой нападающий удар Рис. 4 Боковий нападающий удар Рис. 5 Блокировка
8
Подачи мяча:
а) нижняя прямая подача через сетку в парах;
Рис. 6 нижняя прямая подача
10 мин.
Студенты объединяются в две команды, каждая получает мячи (по одному на пару). Одновременно совершенствуется прием мяча после подачи. Девушки находятся за линией подачи на одной стороне площадки, юноши - на противоположной. Принимающий мяч, подбивая его над собой нижним или верхним приемом, затем ловит мяч и бежит за линию подачи
б) нижняя боковая подача через сетку в парах;
Рис. 7 нижняя боковая подача
в) верхняя прямая подача через сетку в парах.
Рис. 8 верхняя прямая подача
9
Учебно-тренировочная игра в волейбол
10 мин.
Условия проведения двусторонней игры приближаются к соревновательным, (группа делится на 4 команды). Студенты расположены, каждый на своем месте. Обратить внимание на правильное положение рук, ног, туловища, блокировки и ударов в течении всей игры.
10
Определение уровня ЧСС за 15 сек.
30 сек.
ЧСС 110-130 уд / мин.
Заключительная часть – 5 минут
1.
Построение в одну шеренгу, определение уровня ЧСС, итог занятия. 3 мин.
3 мин.
Выставление оценок. Определение уровня ЧСС: юноши - 65-75 уд / мин.,
девушки - 70-90 уд / мин.
2.
Домашнее задание
1 мин.
Профилактика спортивного травматизма
3.
Прощание. Организованный выход из спортивного зала
1 мин.
ВЫВОДЫ
Потребность в двигательной деятельности, влечение к физического развития заложено в человеке с раннего детства. Нормальный детский организм чрезвычайно подвижен, потому что бездействие приводит не только к атрофии мышц, но и недостаточного развития всех других органов ребенка, в том числе и головного мозга. Именно благодаря физическим упражнениям можно усилить те функции, которые отстают от других, и этим обеспечить всестороннее функциональное развитие растущего организма ребенка.
Физически-оздоровительная культура и спорт является неотъемлемой частью национальной истории и культуры народа, способствуют гармоничному развитию личности, достижению долголетия, утверждению здорового образа жизни.
Именно на эту отрасль государство положила решение проблем социального комплекса, неразрывно связанного с состоянием и укреплением здоровья детей, подростков, студенческой молодежи, трудящихся, предприятий и учреждений страны.
В современных условиях все более растущее значение приобретает массовая физическая культура. Более того, есть все основания думать, что социально обусловлена необходимость целенаправленного совершенствования здоровья человека, должна трансформироваться в культурную потребность, в стремление к физическому совершенствованию.
Поэтому проблема формирования, а в дальнейшем поддержания уровня физической активности, ведения здорового образа жизни, пропаганда спортивно-оздоровительной деятельности является весьма актуальной, ведь здоровье - это совокупность физических и духовных качеств человека, которые являются необходимой предпосылкой успешной трудовой деятельности, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладение достижениями культуры.
Литература
Основная:
1 Учебная программа для высших учебных заведений I-II уровней аккредитации «Физическое воспитание». Утвержден приказом Министерства образования и науки от 14.11.203 г. №75-К.: 2003
2 Составитель: преподаватель физического воспитания Лапочук Н.А.. Инструкции на блок занятий «Спортивные игры» по дисциплине «Физическое воспитание», 2011 г.
3 Составитель: преподаватель физического воспитания Лапочук Н.А. Методические карты на блок «Волейбол» по дисциплине «Физическое воспитание», 2011г.
Дополнительная:
1 Ю. Н. Клещева, А.Г.Айриянца. Волейбол: Учебник для институтов физ. Культ./Под ред. - 3-е изд., испр., доп. - М.: Физкультура и спорт.
3 Королева М.С. К 68 Специальная физическая подготовка волейболистов в вузе: Методические указания. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004г.
4 Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры. Под ред. Беляева А.В., Савина Н.В., - М.: „Физкультура, образование, наука”, 2000г.