Методическая разработка интегрированного урока (биология + физкультура) для учащихся 9 класса.
Методическая разработка интегрированного урока (биология + физкультура) для учащихся 9 класса.
Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: интегрированный - биология и физкультура. Оразовательная цель: ввести понятия- осанка и плоскостопие, разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия, познокомить учащихся с правилами профилактики и коррекции осанки и плоскостопи я. коррекционно- развивающая цель: развитие познавательного интереса; коррекция навыков правильной осанки, плоскостопия учащихся. Воситательная цель: воспитание разумного отношения к своему здоровью.
Оборудование: модель скелета человека, таблицы: «Предупреждение искривлений позвоночника», «Предупреждение плоскостопия», мультимедийная установка(слайды).
Ход урока:
-Организационный момент
- Повторение изученного материала
Учитель биологии:
-Изучая опорно-двигательную систему человека мы говорили о том, что ОДА обеспечивает опору и движение нашего организма( Слайд)
(выйти к доске показать с помощью указки, назвать отделы скелета)
-Вспомните основные отделы скелета человека (Слайд )
Существует сравнение: «Какая стройная девушка. Ну, прямо березка».
Как вы думаете, почему девушку сравнивают с березкой?
Стройная, прямая осанка, легкая походка, украшают человека.
Особую роль в жизни человека играет позвоночник. Его состояние очень важно для здоровья.
По внешнему виду человека, его походке, положении головы и туловища, можно говорить о тех или иных нарушениях опорно-двигательного аппарата.
-Сообщение темы и цели урока
Тема: Нарушение осанки.
Плоскостопие.( на доске).
( записать число и тему в тетрадь)
Цель: Сегодня на уроке познакомимся с нарушениями осанки и плоскостопием.
Познакомимся с темой урока по следующему плану( слайд )
Что такое осанка.
Нарушение осанки .
Причины нарушения осанки.
Предупреждение нарушений.
Что такое плоскостопие.
Предупреждение плоскостопия.
- Найдите определение что такое осанка в учебнике на стр. 57( ответы детей)
«Осанка - привычное положение тела человека в покое и при движении»(запись в тетрадях)
Осанка формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма человека .
- Определите под какой цифрой изображена правильная осанка. (Работа с дидактическим материалом)
-По каким признакам вы определили правильную осанку( почему?)
-Работа в группах с дидактическими карточками( признаки правильной и неправильной осанки) ответы детей с опорой на слайд
Карточки 1-2группа. Признаки правильной осанки и неправильной осанки.
-Как вы думаете, каковы причины неправильной осанки( искривление позвоночника)
(Ответы детей).
Учитель физ-ры: Сообщение "Причины нарушения осанки и их последствия"(слайд)
К нарушения осанки приводят: неполноценное питание, недостаток в пище белков, минеральных солей, витаминов, а главное – неравномерное распределение нагрузки на тело. Частая причина нарушения осанки – неправильная посадка за партой. Это приводит к сколиозу – боковым искривлениям позвоночника, развитию сутулости и впалой груди (о У взрослых сколиоз развивается в результате длительных ассиметричных нагрузок на мышцы спины. Подвижность позвоночника резко уменьшается, повышается утомляемость. За осанкой необходимо следить все жизнь. Наиболее важно это для подростков, т.к. в переходном возрасте начинает быстро расти костная ткань (включая позвоночник) и возможность повреждения межпозвоночных дисков и смещения позвонков существенно увеличивается. Начиная с 11-12 лет надо особенно беречь свой позвоночник и развивать его гибкость. Повреждению межпозвоночных дисков и смещению позвонков способствуют неправильно выполняемые человеком движения, связанные, прежде всего с подъемом и переноской тяжестей, неудобные позы при чтении и письме. Перегружает позвоночник и избыточная масса тела.
-Предлагаем вашему вниманию небольшое сообщение Дроновой Тани, которая является членом школьного совета «Здоровье».Она совместно с мед .работником и учителем физкультуры провела небольшое исследование и сделали следующие выводы.
Доклад ученика: В списке болезней школьников заболевания позвоночника занимают ведущее место: по статистике каждый 3-й ученик имеет нарушения осанки. Согласно данным мед. кабинета в нашей школе 84% учащихся имеют нарушения осанки. В основном преобладает начальная стадия сколиоза у учащихся среднего звена.
( определение сколиоза на Слайд)
Учитель физры: Давайте познакомимся с правилами , которые нужно соблюдать, чтобы предотвратить искривление позвоночника( читает рекомендации и раздает учащимся)
Рекомендации: (слайд) напечатать рекоменд.
Сидеть надо с максимально выпрямленной спиной.
Важно избегать неудобных поз.
Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться.
Стоять и выполнять различную работу следует так же с максимально выпрямлено спиной.
После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).
Лежать (спать), надо только на жесткой постели, подложив под голову небольшую подушку.
При подъеме тяжестей надо сгибать ноги, а не спину. И держать груз поближе к туловищу.
Не следует поднимать большие грузы особенно рывком и с поворотом туловища.
Не следует носить груз в одной руке.
В рацион питания включать продукты богатые кальцием, фосфором, другими микроэлементами D и A.
ФИЗМИНУТКА (упражнения для профилактики нарушения осанки под музыку).
Другое распространенное нарушение скелета- плоскостопие
Найти определение в учебнике на стр.59
Плоскостопие – деформация стопы, характеризующаяся уплощение ее сводов.
Различают: поперечное и продольное плоскостопие. При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пяти костей .( Слайд).
При продольном плоскостопии уплощается продольный свод и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы
При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппарат стопы, она расплющивается, отекает. Возникают боли в стопе, голени, бедре, и даже поясницы.
-Что же может послужить причиной плоскостопия?( самостоятельная работа найти в учебнике стр.59)(слайд)
Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь, длительное хождение или стояние, избыточная масса тела.
Доклад ученика: Данные школьного мед. Кабинета свидетельствуют, что у 36 % учащихся школы наблюдается плоскостопие. В основном характерно для учащихся 8-9 классов.
Учитель Физ-ры
Рекомендации + 2-3упр:
-Обувь следует носить с задником и со шнуровкой
-Обувь должна быть с эластично гнущейся подошвой и на небольшом каблуке
При значительно выраженном плоскостопии необходимо применять специальные стельки – супинаторы. Они поддерживают стопу в нужном положении. Это не только улучшает положение костей стопы, но и костей голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. 3. Закрепление изученного: Повторение терминов: осанка, плоскостопие.
4. Домашнее задание: §7, выполнить лабораторную работу по определению осанки и плоскостопия согласно полученным инструктивным картам по группам. Определить плоскостопие может каждый, пользуясь инструктивной картой.
1 группа Инструктивная карта:
Взять лист белой бумаги, положить его на пол.
Встать на него мокрой ногой.
Контуры следа обвести простым карандашом.
Найти центр пятки и центр третьего пальца. Соединить две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.
Инструктивная карта + демонстрация учителем и учеником.
Встать спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Между стеной и поясницей попробовать просунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть, если проходит только ладонь – осанка нормальная. (показ)
Подведение итогов. Выставление оценок.
Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья