«Методика обучения старшеклассников базовым элементам игровых приемов в баскетболе»
«Методика обучения старшеклассников базовым элементам игровых приемов в баскетболе»
В старших классах на уроках баскетбола предметом изучения являются не только двигательные действия, но и знания о технике, двигательном составе, характеристиках движений, о базовых элементах изучаемых игровых приемов. Наравне с двигательной подготовкой у старшеклассников формируются нравственные представления, оцениваются нравственные поступки, воспитываются коллективистские черты поведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Методика обучения старшеклассников базовым элементам игровых приемов в баскетболе»»
Методика обучения старшеклассников базовым элементам
игровых приемов в баскетболе
Скляр Е.Н., учитель физической культуры
МБОУ гимназия № 2 города Георгиевска
В старших классах на уроках баскетбола предметом изучения являются не только двигательные действия, но и знания о технике, двигательном составе, характеристиках движений, о базовых элементах изучаемых игровых приемов. Наравне с двигательной подготовкой у старшеклассников формируются нравственные представления, оцениваются нравственные поступки, воспитываются коллективистские черты поведения.
класс
В ходе уроков баскетбола девятиклассники осваивают и повторяют следующие учебные темы: ловля мяча с полуотскока; ловля высоко летящего мяча; передача мяча в движении; двумя руками от груди в тройках в движении по восьмерке с броском по кольцу; одной рукой снизу в движении после отскока, в прыжке в любом направлении; ведение мяча с изменением направления после ловли его в движении; ведение без зрительного контроля; бросок мяча одной и двумя руками сверху в прыжке (юноши); в прыжке с дальней и средней дистанции произвольно с удобных точек площадки, то же, но с определенных точек площадки; одной рукой с замахом; одной и двумя руками сверху в прыжке. Из тактических тем во главу угла ставится персональная защита. Широко проводятся и двусторонние игры.
Ниже приводится лишь описание приемов, ранее не изучавшихся или совершенствование в которых осуществляется при помощи новых упражнений.
Ловля мяча с полуотскока. Чтобы выполнить этот прием, игрок опущенными полусогнутыми руками наклоняется вниз одновременно с опускающимся мячом. Момент отскока мяча и момент окончания наклона должны совпадать. Только при этом условии мяч может быть пойман немедленно после отскока. Кисти
рук с расставленными, ненапряженными пальцами образуют воронку, в которую попадает мяч. В последний момент пальцы охватывают мяч.
Передача мяча в движении. Базовым элементом является разноименная координация действий. После ведения правой рукой игрок ловит мяч с шагом левой ноги и передает его с шагом правой ноги. После ведения левой рукой ловлю выполняют под правую ногу, а передачу — с шагом левой ноги. Передачи в движении разучивают сначала в движении приставными шагами, когда учащиеся передвигаются боком. Затем разучивают передачи в движении, когда учащиеся движутся лицом вперед обычным бегом, и после ведения.
Примерные упражнения
Построения в кругах по 5—7 человек. Передачи выполняют в движении приставными шагами по кругу через одного игрока. Игрок ловит мяч в безопорном положении и в двухшаговом ритме передает мяч. Мяч посылать надо, учитывая скорость движения учащихся, с упреждением. Нужно также заранее вытягивать руки для ловли и передачи.
Построение в кругах по 5—7 человек. Передача мяча в движении приставными шагами (два и более мячей на группу).
Построение в 2 колонны. Передачи мяча в движении приставными шагами вперед. Учащиеся передвигаются боком, лицом друг к другу. При ловле мяча и во время передачи руки полностью вытянуты вперед.
Передачи мяча в движении обычным бегом, лицом вперед. Учащиеся в парах передвигаются вокруг зала, выполняя передачи после двухшагового ритма. Мяч передавать с учетом скорости бега.
Построение во встречных колоннах по 4—6 человек. Передачи мяча в движении после ведения. Ловить мяч, стоя на месте. После ловли вести и передавать мяч во встречную колонну на первом шаге с разноименной координацией.
Игра «Мяч своему». Построение в шеренгах по 6—8 человек. Запомнив учащегося, стоящего в шеренге слева, игрок передает мяч только этому партнеру. Передачи выполняют после ловли с остановкой или после ведения в движении.
Ведение мяча с изменением направления после ловли мяча в движении. Построение в колонну по три (интервал 3 м). В 2 м перед каждой колонной лицом к ней становятся 2—3 ученика. Головные игроки колонн выполняют ведение, а стоящие перед колонной начинают движение шагом навстречу им. Игроки с мячом поочередно обводят их (то правой, то левой рукой), делают остановку, поворот и передают мяч одной рукой от плеча очередным игрокам в колоннах, а сами начинают движение им навстречу. Учащиеся, стоявшие перед колонной, идут в конец их.
Упражнения для обучения правильному сочетанию передачи, ловли и ведения мяча.
Построение в 3—4 колонны по одному. Перед каждой колонной в 8—10 м становится
учащийся с мячом. Головные игроки всех колонн выбегают из них вперед, в 3—4 м от игроков с мячом получают мяч в движении, останавливаются, поворачиваются и ведут мяч обратно к своей колонне. Перед колоннами они вновь останавливаются, поворачиваются и передают мяч учащимся, стоящим перед колоннами. То же проделывают следующие игроки колонн. И т. д.
Построение в 2 колонны у лицевой линии справа от дальнего щита. По одному игроку с мячом становятся на средней линии. Головные игроки колонн бегут по направлению к своему щиту, ловят мяч в движении от игроков у средней линии, ведут мяч, имитируя обводку соперника, и бросают в корзину одной рукой от плеча. Затем подбирают мяч, передают игрокам, стоящим в центре площадки, и становятся в конец своей колонны.
Построение в колонны по одному. Слева от каждой колонны, под углом 45°, в 3—4 м становится пасующий игрок, а перед колонной располагается пассивно действующий защитник. Головной игрок колонны передает мяч пасующему, бежит мимо защитника вперед, получает мяч, делает остановку, поворачивается и передает мяч очередному партнеру в колонне.
Построение в колонну по одному у боковой линии. Один ученик стоит на линии штрафного броска, правым боком к щиту. Головной игрок колонны передает мяч учащемуся на линии, обегает его и делает рывок к щиту. Учащийся на линии поворачивается лицом к щиту и передает мяч бегущему, который после ловли выполняет бросок в движении.
Класс делится на тройки. Двое — нападающие (они передают между собой мяч), третий игрок (защитник) становится между ними. Его задача: выбрав удобный момент, перехватить мяч.
Бросок мяча одной и двумя руками сверху в прыжке (юноши). Базовым элементом является согласование движений ног и рук при броске. В зависимости от физической подготовленности бросок можно выполнять в высшей точке прыжка или несколько ранее.
Примерные упражнения
Построение в шеренгах по 6—8 человек. Выпрыгивание после остановки. Учащиеся с разбега выполняют остановку в глубоком приседе, выпрыгивают, выносят руки в положение для броска и в этом положении приземляются.
Построение в колоннах с пасующим перед каждой из них. Учащиеся выбегают из колонн и получают мяч в движении. Выполнив остановку, они выпрыгивают и выносят мяч в положение для броска. После приземления с мячом в руках передают мяч водящему.
Построение во встречных колоннах. Учащиеся выполняют ведение, остановку и выпрыгивают для броска. Приземляются с мячом в руках. Последнюю остановку перед колонной заканчивают броском.
Броски в кольцо после ведения и остановки. Построение в 3 колонны на каждое кольцо. Из колонн учащиеся ведут мяч, выполняют остановку и затем бросок в прыжке. Каждый
пытается подобрать свой мяч, пока он не упал на пол.
Игра на один щит. Броски выполнять только в прыжке. Команды играют 2×2, 3×3 и в других составах.
Бросок мяча одной рукой с замахом. Мяч опускается двумя руками вниз, а потом выносится вверх и перекладывается в одну руку, после чего следует бросок.
Персональная защита. Базовым элементом является позиция защитника по отношению к нападающему, которого он опекает: защитник располагается между нападающим и своим кольцом со стороны мяча. Рука преграждает путь передаче.
Примерные упражнения
Игра на владение мячом в равных по численности составах. Защитники опекают атакующих персонально, противодействуют ведению и передачам. После перехвата мяча они становятся нападающими. Победителей определяют по количеству набранных передач.
Игра на один щит 2X2, 3X3, 4X4. Защитники опекают атакующих персонально, стремятся оказаться между нападающими и своим кольцом, противодействуя выходам к мячу и передачам.
Двусторонние игры. В двусторонних играх команды получают задание на совершенствование технических приемов или тактических действий. Совершенствуются передачи с отскоком от пола, в движении, броски в прыжке, быстрый прорыв, персональная защита. За выполнение заданий начисляют поощрительные очки. Привлекая подготовленных инструкторов и судей для проведения игровых упражнений, учитель получает возможность оценивать действия учеников в игре, заниматься с ними индивидуально, контролировать выполнение дополнительных заданий.
класс
В программе старших классов большое место отводится изучению командных действий в нападении и защите. Командные действия требуют согласованности, коллективных усилий всех игроков команды. Учащиеся направляют свои индивидуальные возможности на решение общей задачи. Желание ребят проявить себя в игре учитель должен направить на взаимопомощь, развитие у учеников ответственности за результат командных действий. Желание участвовать в игре может служить побудительным мотивом для самостоятельных занятий, в которых учащиеся совершенствуют технику игры и физические качества.
Десятиклассники, учась в предыдущих классах, овладели набором основных приемов и теперь продолжают свое совершенствование в играх, турнирах, на уроках баскетбола. Вот их ведущие учебные темы.
Передвижение в нападении и защите. Ловля высоко летящих мячей в прыжке и после отскока от щита. Передача мяча одной рукой переводом; ловля мяча, переданного сзади, при беге по прямой; передача мяча от головы. Ведение мяча. Бросок мяча по кольцу; бросок в прыжке с дальней и средней дистанции с определенных точек площадки (с преодолением сопротивления защитников); бросок мяча над головой сбоку (крюком) с места, в движении, прыжке, после ловли мяча. Добивание мяча в корзину. Позиционное нападение; зонная защита. Двусторонние игры.
Передвижения в нападении и защите. Базовый элемент всех способов перемещений — положение в стойке на полусогнутых ногах и сохранение равновесия. Нападающие разучивают и совершенствуют передвижение лицом вперед с изменением направления и скорости. Защитники передвигаются из положения спиной вперед или боком, приставными и скрестными шагами. Если защитник движется с той же скоростью, что и нападающий, он получает возможность активно ему противодействовать, осуществить попытку выбить мяч при ведении, накрыть при броске. Защитник, стартующий из положения спиной вперед, учится набирать скорость, позволяющую обогнать нападающего и встать на пути его движения.
Примерные упражнения
Рывки парами во время передвижения обычным бегом.
Рывки группой по зрительным и звуковым сигналам учителя во время передвижения в колонне по два. Эстафеты по прямой и с вбеганием различных предметов.
В построении в колонну по одному бег зигзагом по узкому коридору между линиями волейбольной и баскетбольной площадки, изменяя после каждых трех шагов направление бега, коснувшись линии разметки рукой. Рывок зигзагом в другую сторону выполнять, одновременно поворачивая туловище.
Салки на ограниченной площадке. Учащиеся в парах выполняют рывки, изменяя скорость и направление бега.
Эстафета зигзагом, касаясь линии разметки рукой. Разметку выполнить так, чтобы учащиеся должны были резко изменять направление движения.
В шеренгах передвижение левым (правым) боком вперед, приставными шагами от одной боковой линии площадки до другой. Обратно возвращаться вперед другим боком. Приставные шаги выполнять широкие, скользящие.
В шеренгах перемещение левым [правым) боком вперед скрестными шагами. Двигаясь левым боком вперед, правой ногой выполнять движение перед левой ногой и сзади нее. Двигаясь правым боком вперед, движение выполнять левой ногой.
Стоя спиной вперед к середине площадки, выполнять повороты правым и левым плечом назад, как бы освобождаясь от воображаемого защитника. Одновременно с поворотом делать два приставных шага правым боком вперед, затем после поворота — левым боком вперед.
В парах передвижение нападающего и защитника. Нападающий движется вперед, изменяя направление движения 31$гзагом. Защитник передвигается приставными шагами и чередует их с рывками, стремясь опередить нападающего и встать на пути его движения.
Салки с защитником. Защитник передвигается лицом к водящему. Водящий пытается осалить защитника, коснувшись его спины.
Ловля высоко летящих мячей в прыжке и после отскока от щита. Базовый элемент — положение рук на уровне груди. Это создает возможность для быстрого выноса рук на нужную высоту для ловли или добивания мяча в кольцо.
Примерные упражнения
Построение в колоннах с водящими. Учащиеся поочередно выбегают из колонн и ловят высокую передачу от водящего. Приземлившись в стойку, они с места передают мяч водящему.
Во встречных колоннах игроки ловят и передают мяч в прыжке. После передачи они передвигаются во встречные колонны или с вбеганием встречных колонн возвращаются в свою колонну.
Построение в колоннах напротив щитов, вертикальной стены. Учащийся набрасывает мяч одной рукой снизу так, чтобы он отскочил вверх. С разбега в прыжке он ловит его и добивает в щит.
Построение в колоннах напротив щитов. Учащиеся из колонн выбегают к щиту, ловят мяч в прыжке и добивают в щит. Выполнять потоком, мяч добивать выше уровня кольца.
Передача мяча назад под рукой. Передача, как правило, быстра, неожиданна, и ее чаще всего применяют вблизи соперника, если мяч надо передать назад или в сторону без предварительного поворота. До передачи легко можно выполнить финт на передачу в другую сторону. Мяч обычно принимают на уровне груди одной рукой и' движением кисти передают под другой рукой назад. Практиковаться в передаче можно, передвигаясь по окружности, сначала шагом, затем бегом. Передачу осуществляют по внутренней стороне окружности правой и левой рукой (правой — против часовой стрелки, левой — по часовой стрелке).
Передача мяча от головы. Базовый элемент — активное сгибание туловища во время передачи. Это движение формирует основное усилие. Разгибание рук в локтевых суставах и движение кистей сообщают мячу скорость и направление.
Примерные упражнения
Построение в шеренгах. Из стойки с руками, поднятыми вверх, активное сгибание туловища, касаясь руками пола.
Построение во встречных колоннах. Выполнить с места две передачи от головы и перебежать во встречную колонну.
Построение то же. Передать мяч во встречную колонну и перебежать с обеганием встречной в свою колонну. На пути движения выполнить дополнительные задания: прыжки, под- лезания или перелезания через препятствия, кувырки и другие упражнения.
Ведение с изменением различных его параметров. Базовый элемент — положение предплечья и локтя ниже кисти. Это позволяет сопровождать мяч вниз и встречать его сразу после отскока, сохранять постоянный контроль над мячом, управлять им. Совершенствовать ведение можно в условиях активного противодействия защитников, в играх и эстафетах.
Примерные упражнения
Построение в шеренгах. Ведение на месте с изменением высоты отскока мяча. Сопровождать мяч и встречать его внизу после отскока. Изменять частоту ударов мяча.
Построение в шеренгах. Ведение на месте с изменением направления отскока. Накладывая на мяч кисть несколько сзади или спереди от середины, направлять его вперед и назад. Накладывая кисть несколько справа и слева от середины мяча, направлять его вправо и влево. Выполнять правой и левой рукой.
Построение в шеренгах. Ведение на месте с переводом мяча с правой стороны на левую и обратно. Выполнять ведение правой рукой с изменением высоты отскока и направления отскока. Почувствовав контроль над мячом, перевести его на левую сторону и ведение выполнять левой рукой.
Ведение мяча в движении с изменением высоты и направления отскока. Продвигаться по прямой шагом, затем бегом, переводя мяч перед собой.
Построение в колоннах. Ведение мяча с обводкой кругов разметки, стоек, различных предметов с правой и левой стороны, переводя мяч на дальнюю руку.
В парах. Нападающий продвигается вперед, переводя мяч перед собой, а защитник, держа руки за спиной, пытается занять место на пути нападающего, заставить его изменить направление движения.
Построение в колонну по четыре. Одновременно в одном направлении движутся четыре нападающих и защитника. Нападающие пытаются провести мяч до противоположной стены зала. Защитники активно им противодействуют. Обратно к колоннам игроки возвращаются, поменявшись ролями.
Салки в группах по 3—4 человека с водящим. Водящий с мячом осуществляет ведение и пытается осалить мячом игроков своей группы.
Учащиеся произвольно водят по залу все имеющиеся в наличии мячи. Те, кто мяча не имеет, пытаются отобрать у них мяч.
Броски по кольцу. Броски по кольцу совершенствуют с места и в движении. Броски с места выполняют сначала сериями по 10 или $ бросков подряд, затем серии сокращают, а темп бросков увеличивают. Броски в движении совершенствуют после ведения, после получения мяча в движении и бросков без ведения.
Примерные упражнения
Построение в 3 колонны на каждое кольцо. Броски в движении после ведения. Из колонн сбоку броски выполняют с отскоком от щита, из средней колонны без отскока от щита.
Броски в движении после выходов к щиту и ведения. Из боковых колонн игроки выходят вперед, получают мяч в движении и после ведения бросают по кольцу Подобрав свой мяч, игрок передает его в угол пасующему и бежит на его место.
Броски в движении после выходов к щиту без ведения. Из боковых колонн учащиеся выполняют выходы к щиту и броски после двухшагового ритма. Поймав мяч после броска,
они передают его в угол площадки и передвигаются на место пасующего.
4.Построение в колоннах на дистанции 4 м. Броски с места сериями по 5 бросков подряд. Бросающему игроку мяч подают игроки из его колонны.
5. В группах по 3 человека. Броски с места. Один бросает, второй подбирает отскочивший после броска мяч, третий передвигается на позицию для броска. Смена позиций после трех, двух или одного броска.
6. В группах по 3 человека. Броски с места. Каждая группа имеет два мяча. Выполнив бросок, учащийся подбирает свой мяч и передает его третьему игроку, у которого нет мяча. Затем бросок выполняет второй учащийся. И т. д.
Бросок мяча над головой сбоку (крюком) с места и в движении, прыжке, после ловли мяча. Изучение этого сложного, но очень эффективного броска можно начинать и раньше, при знакомстве с ловлей и передачей мяча. Последовательность обучения из следующих положений: стоя на месте; с шагом в сторону; с ведением мяча; с выходом в область штрафного броска и получением мяча; с сопротивлением защитника; в игровой обстановке.
Примерные упражнения
Построение в 2 колонны. Направляющий первой колонны стоит спиной к щиту на расстоянии 1 м от него. Направляющий второй колонны с мячом в руках находится на дуге области штрафного броска. Он передает мяч под корзину игроку первой колонны, который выполняет бросок крюком правой рукой. Игрок второй колонны после передачи встает в конец первой колонны. Выполняющий бросок, подобрав мяч, передает его в противоположную колонну и встает в ее конец.
2. Игрок выполняет бросок крюком правой рукой с шагом левой влево. То же, но бросок левой рукой с шагом правой вправо. То же, но бросок правой рукой с шагом левой вперед. То же, но бросок левой рукой с шагом правой вперед. То же, но перед шагом следует удар мячом о пол.
Добивание мяча. Для выполнения приема игрок должен выпрыгнуть как можно выше с совершенно прямой рукой и коротким движением кисти или кончиками пальцев направить мяч в корзину.
Позиционное нападение. Базовый элемент — своевременная передача мяча игроку, выходящему на позицию для завершения атаки. Обучение следует начинать с расстановки игроков на площадке и определения игровых функций: центровых, нападающих, разыгрывающих. Определяются направления выходов на различные позиции.
Примерные упражнения
Построение в треугольниках, квадратах.
Передачи мяча с места различными способами
по заданию учителя. Учащийся выполняет передачу и перемещается в конец той колонны, в которую передал мяч.
Построение в треугольниках, квадратах.
Учащийся выполняет передачу после финта, затем перемещается к колонне за передачей.
В тройках. Двое нападающих, стоя на месте, передают мяч различными способами. Защитник атакует игрока с мячом, стремясь перехватить мяч. Мяч нельзя перебрасывать верхом.
В пятерках. Трое нападающих перемещаются, выполняют выходы вперед для получения мяча. Двое защитников стремятся перехватить мяч.
Позиционное нападение против зонной защиты 2—1—2 у одного щита. Вначале одна команда атакует 5 раз подряд, затем — другая.
Позиционное нападение против зонной защиты при трех играющих командах. Две команды стоят под своими щитами в защитном построении 2—1—2. Нападающая команда от середины площадки начинает атаку на один из щитов. Право атаки на противоположный щит получает команда, добившаяся успеха в первой атаке: забившая мяч в кольцо или овладевшая мячом при игре в защите.
Зонная защита. Наиболее распространена зона 2—1—2. В защите игроки перемещаются 8 своей зоне, активно противодействуя игроку с мячом и занимая освободившиеся зоны. Базовым элементом является перемещение защитника в зону, которая осталась свободной и из которой может быть атаковано кольцо.
Примерные упражнения
Построение в зоне 2 — 1 — 2. Игроки разучивают перемещения при зонной защите, учатся занимать освободившуюся зону дальним игроком от мяча.
Команда защищается зоной 2—1—2 против нападающих, которые повторяют атаку по 5 раз.
Зонная защита для трех играющих команд по типу упр. 6 при позиционном нападении.
Двусторонние игры. Учитель определяет задания на игру и оценивает умение выполнять передачи в зону на выход нападающим, ловить мяч после отскока от щита, выполнять коллективные действия в защите.
класс
Различный уровень физической и техникотактической подготовленности учащихся предполагает дифференцированный подход и индивидуализацию обучения. Для выполнения упражнений учитель подбирает равных по силе соперников, равные по силам команды. С менее подготовленными учащимися педагог с помощью инструкторов организует упражнения отдельно, выбирает посильные и доступные для них варианты упражнений и игр.
Для учащихся XI класса на уроках баскетбола ведущими для совершенствования игровых навыков являются следующие учебные темы: ловля мяча после отскока; передача одной рукой от плеча на различные расстояния с места и в движении; передача Фдной рукой из-за спины; бросок мяча над головой сбоку (крюком) после ведения, после ловли в движении; бросок мяча двумя руками над головой в прыжке с неизвестного заранее места, с преодолением сопротивления двух соперников; взаимодействие игроков в нападении и в защите; борьба двух защитников с двумя нападающими
за отскочивший мяч после неудачного броска издали; двусторонние игры.
Ловля мяча после отскока. Базовый элемент — положение рук перед грудью, которое позволяет ловить мяч на любой высоте и отскочивший в любую сторону.
Примерные упражнения
Прыжки передвигаясь по площадке, толкаясь обеими ногами, руки перед грудью. Прыжки через линии, гимнастические скамейки с продвижением вперед.
Прыжки с разбега с доставанием щита или с касанием сетки. Толчок выполнять с одной ноги, в полете сохранять равновесие.
Многократные добивания мяча одним игроком. Занимающиеся, выбегая из колонн, выполняют добивание по 3—5 раз подряд.
В колоннах. Добивание мяча потоком, с разбега. Мяч посылать ударом выше кольца.
Передача мяча одной рукой от плеча. Базовый элемент — вращение туловища, за счет чего формируется бросающее усилие. Рука заканчивает бросок хлестообразным движением, сообщая мячу скорость и точность полета.
Построение в шеренгах. Повороты туловища вокруг вертикальной оси. Поворот заканчивать активным движением плеча вперед.
Передача одной рукой от плеча с места во встречных колоннах. Выполнять без отскока и с отскоком мяча от пола.
Эстафета с передачами мяча одной рукой от плеча с места во встречных колоннах. По заданию передачи можно выполнять с отскоком мяча от пола.
Игра 3×3, 4×4, 5×5 на количество передач. Передачи выполнять различными способами в зависимости от дистанции.
Передача мяча одной рукой из-за спины. При приближении соперника игрок перекладывает мяч на кисть правой или левой руки и отводит назад за спину. После чего резким движением кисти направляет мяч партнеру. Отводя руку с мячом назад, туловище немного прогибают в пояснице.
Взаимодействие игроков в нападении и в защите. Взаимодействие игроков в нападении осуществляется по системе «передал — выходи» или системой заслонов. В защите игроки применяют взаимодействия с переключением на другого защитника или проскальзывание, чтобы опекать своего нападающего. Более сложен групповой отбор мяча, который выполняют после сближения нападающих, один из которых с мячом. Для обучения применяют ранее изученные, а также помещенные ниже упражнения.
Двое нападающих против одного защитника. Нападающие, передавая мяч друг другу, передвигаются по площадке, выполняют выходы на свободное место, преодолевая сопротивление защитника.
Игра 2×2, 3×3,4×4 на количество передач. Нападающие выполняют передачи мяча и выходы на свободное место, применяют ведение. Более сложный вариант — передачи без применения ведения. Нападающие выполняют только передачи мяча и выходы на свободное место. Побеждает команда, набравшая в сумме 10, 20, 30 передач.
3. Построение в колонну по два, расстояние между колоннами 5 м. Наведение с передачей мяча. Игрок с мячом движется к центру зала, ведя мяч. Выполнив остановку, он посылает мяч выходящему к нему игроку передачей из рук в руки. После этого оба продолжают движение к боковым линиям зала. После поворота у боковых линий ведение начинается сначала.
4. Наведение с сопротивлением защитников. Нападающие выполняют наведение с передачей мяча, защитники двигаются со своими нападающими и выполняют проскальзывание, затем по заданию учителя переключение.
5. Взаимодействия в нападении и в защите при игре в один щит. Составы команд могут быть различные. Учитель определяет задание для нападающих и защитников. Капитаны и инструкторы организуют действия своих команд.
Двусторонние игры. В двусторонних играх учащиеся выполняют задания по тактике нападения и защиты. Инструкторы и судьи организуют действия команд и судейство. Учитель оценивает действия игроков, отмечает коллективные действия в нападении и в защите. Команды, которые готовятся к игре, выполняют дополнительные задания по физической подготовке, совершенствуют технические приемы игры.