Технологическая карта урока ФК легкая атлетика 9 класс. Преподаватель: Севрюк Макар Евгеньевич.
Тема урока | Спринтерский бег, эстафетный бег |
Тип урока | Вводный. Урок изучения нового учебного материала |
Место урока в учебной программе | Лёгкая атлетика |
Продолжительность урока | 45 минут |
Цель | Развитие интереса к лёгкой атлетике и универсальным способностям посредством двигательного и коммуникативного опыта обучающихся спортивно-игровой деятельности. |
Задачи | Образовательные задачи (предметные результаты) 1.Познакомить с техникой спринтерского, эстафетного бега 2.Закрепить понятия двигательных действий. 3.Укрепить здоровье обучающихся посредством развития физических качеств, координационных, силовых способностей. Развивающие задачи (метапредметные результаты): 1.Формировать умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих (коммуникативное УУД). 2.Развивать умения выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения знаний (регулятивное УУД). 3.Развивать умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок (регулятивное УУД). 4.Развивать умения выполнять простейшие (познавательные УУД). Воспитательные задачи (личностные результаты): 1.Формировать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни (самоопределение, личностные УУД). 2.Формировать мотивацию учебной деятельности (смыслообразование, личностные УУД). 3.Формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. (нравственно-этическая ориентация, личностное УУД), содействовать достижению гармоничности в физическом развитии, формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия. |
Основные понятия | «Лёгкая атлетика» |
Междисциплинарные связи | ОБЖ, биология |
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Предметные: знать технику челночного бега. Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, работать в группе, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, устанавливать рабочие отношения. Регулятивные: самостоятельно формулировать познавательные цели, находить и выделять необходимую информацию. Познавательные: технично выполнять эстафетный бег. |
Принципы обучения | Научности, сознательности, активности, наглядности, индивидуализации |
Место проведения урока | Стадион школы |
Формы организации образовательной деятельности | Урок |
Средства обучения | Словестный, показ техники упражнений, иллюстрации (компьютер) |
Технологии, методы, приёмы обучения | Тактическая схема, объяснение, игровой, соревновательный |
Используемые методические разработки и дидактические материалы | Комплексная программа физического воспитания обучающихся В.И.Ляха, А.А.Зданевича. Электронные ресурсы |
Кадровое обеспечение | Учитель физической культуры |
Требования, особые условия и ограничения при реализации урока | Стадион с беговой дорожкой |
Методы и механизмы оценки результативности | Текущая аттестация |
Список литературы | ЦОР. Комплексная программа физического воспитания В.И.Ляха,А.А.Зданевича. «Методика обучения основным видам движений на уроках физкультуры». В.С. Кузнецов |
Этапы урока | Цель и задачи | Время (мин) | Содержание урока Деятельность педагога (с описанием форм, средств, технологий, методов, приемов) и деятельность обучающихся | Общие методические указания по проведению урока | Результаты |
I Подготовительная часть Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Подготовка организма учащихся к решению задач основной части занятия. Задачи подготовительной части: 1) организация группы, сообщение цели и задач занятия, привлечение внимания занимающихся к предстоящей работе, повышение эмоционального тонуса, освоение строевых навыков, улучшение осанки; 2) усиление обмена вещества и вегетативных функций организма, обеспечение оптимальной эластичности мышц и суставов двигательного аппарата; 3) специальная подготовка в соответствии с предстоящим содержанием занятия. | 5 мин | Т.Б. Перед проведением занятий по бегу выровнять неровности беговой дорожки, проводить бег необходимо только в одном направлении; Т.Б по лёгкой атлетике. 1). Провести построение, проверить готовность к уроку, создать эмоциональный настрой к изучению материала. Наводящими вопросами вывести на задачи урока. ( Выполнить построение в шеренгу по одному. Сдать рапорт дежурного. Слушают наводящие вопросы учителя, отвечают на вопросы. (Использование презентации на компьютере) Формулируют тему урока. (Королева спорта «Лёгкая атлетика) Отвечают для чего она нужна. Строевые приемы | «Становись» «Равняйсь!» «Смирно!» «По порядку рассчитайсь!» «Вольно!» Проверить готовность учащихся к уроку (наличие спортивной формы и обуви; выявление больных и отсутствующих). «Напра-во!» «На стадион шагом марш» Построение в 1 шеренгу на беговой дорожке стадиона. «Становись» «Равняйсь!» «Смирно!» «Вольно!» Сообщение задач урока. «Напра-во!» | Слушают. Осознание темы Отвечают. Выполняют команды ·активирование внимания и повышение эмоционального состояния занимающихся ·обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности ·обеспечение специальной готовности к первому виду упражнений основной части урока |
| | 5 мин. 3 круга (500м) | 2). Медленный бег. Подготовить организм обучающихся к работе в основной части урока. | «Бегом –марш!» Темп медленный. | |
| 30-40 метров | 3). Упражнение на восстановление дыхания в ходьбе. | 1-2: руки через стороны вверх –вдох (через нос); 3-4: руки через стороны вниз- выдох(через рот). | |
| 5 мин. | 4). ОРУ Осуществить контроль за проведением ОРУ Обращать внимание на правильное выполнение упражнений (положение рук, ног, обращать внимание на осанку) Создать эмоциональный настрой к выполнению заданий. | «Становись» «Равняйсь!» «Смирно!» «На 1, 2 рассчитайсь!» «Первые номера 5 шагов вперед марш!» «Вторые номера шаг вперед марш!» «Влево на вытянутые руки приставным шагом разомкнись» | |
| | 4 раза. | А). И.П.- ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны головы: 1 – влево, 2 – вправо, 3 – вперед, 4 – назад. | Спину держать ровно, плечи расслаблены. | |
| 4 раза | Б). И.П.- ноги на ширине плеч, руки вперед. Круговые вращения руками вперед: 1- 4 вперед, 5-8 назад. | Руки в локтях не сгибать. Амплитуда движений полная. | |
| 4 раза | В). И.П. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны туловища вперед-назад: 1-2 – наклон вперед. 3 – наклон назад. 4 – И.П. | Ноги в коленях не сгибать. При наклоне вперед руками коснуться земли. При наклоне назад коснуться пяток. | |
| 4 раза | Г). И.П. – ноги вместе, руки на коленях. Круговые вращения в коленном суставе: 1-4 вправо 5-8 влево. | Коленями описывать круг. | |
| 4 раза | Д). И.П. – руки на поясе, левую на носок. Круговые вращения в голеностопном суставе: 1-4 вправо 5-8 влево Сменить ногу. | Спину держать ровно. | |
| 4 раза | Е). И.П. – широкая стойка ноги врозь, руки перед собой. Выпады в стороны: 1-3 влево. 4 – И.П. 5-7 – вправо 8 – И.П. | Спину держать прямо. Подбородок приподнят. | |
| 4 раза | Ж). И.П. – О.С. Выпады вперед: 1-3 левой ногой. 4 – И.П. 5-7 – правой ногой 8 – И.П. | Спину держать ровно. Подбородок приподнят. Руками упираться о согнутую перед собой ногу. | |
| | | 5. Специальные беговые упражнения (СБУ): | Упражнения выполняются в колонне, дистанция 1,5 - 2 м, на отрезке 20м, по прямой. После выполнения задания учащиеся шагом возвращаются на место начала выполнения упражнений. | |
| 1 раз | -семенящий бег; | При постановке ноги колено выпрямляется под себя. Перекат с носка на пятку мягкий. Колени высоко не поднимать. Верхняя часть туловища расслаблена. | |
| 1 раз | -бег с захлестыванием голени; | Сочетать с расслаблением неработающих мышц. Пятками касаться ягодиц. Руки работают как при беге. Туловище наклонено вперед. | |
| 1 раз | -малый многоскок; | Работа рук как в беге, приземление на две стопы. Колено маховой ноги тянуть как можно больше вверх. Толчковая нога выпрямлена в колене. | |
| 1 раз | -прыжок в шаге; | Прыжок на каждую ногу. Толчковая нога полностью выпрямляется в колене. Маховую ногу согнуть до 90 градусов и колено тянуть вперед. | |
| 1 раз | -бег с высоким подниманием бедра; | Колено поднимать до угла 90 градусов. Приземляться на носок. Стопа маховой ноги тянется на себя. Туловище наклонено вперед. Руки работают как при беге. | |
II Основная часть | Цель – обучение технике легкоатлетических упражнений через формирование специальных знаний, а также развитие физических качеств и двигательных способностей. Задачи основной части: 1) улучшение деятельности функциональных систем организма, повышение уровня физического развития и подготовки занимающихся к физическим нагрузкам; 2) овладение техникой изучаемых видов легкой атлетики, развитие физических качеств и двигательных способностей; 3) морально-волевая подготовка. | 15 мин | 1). Техника спринтерского бега по дистанции Основные положения бегуна по командам «На старт!»; «Внимание!» «Марш!» и особенности стартового разгона. Обратить внимание на работу рук, активное выталкивание, сохранение наклона и своевременное выпрямление туловища с переходом на бег по дистанции. | Скорость бега по дистанции во многом зависит от рациональной формы движений, умения бежать без излишнего напряжения. Важным элементом бега является отталкивание. Мощным движением толчковая нога выпрямляется в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Бедро маховой ноги энергично выносится вперед-вверх, способствует эффективному отталкиванию. В фазе полета, следующей за толчком, маховая нога активно опускается вниз и выпрямляется в коленном суставе, встречая дорожку передней частью стопы, а толчковая нога сгибается и активно подтягивается к маховой. Приземление - в момент касания земли нога с целью амортизации слегка сгибается в колене. | Выполняют задания. Дети которые не могут выполнить данное упр. отрабатывают технику отдельных элементов. Слушают. Выполняют. Обсуждают. разучивание новых двигательных действий; ·закрепление и совершенствование усвоенных ранее двигательных умений и навыков общеобразовательного, прикладного и спортивного характера; ·развитие физических качеств |
| | Подводящие упражнения для совершенствования техники спринтерского бега: | Выполнять в группе по 2 человека с определением победителя забега. | Выполняют задание. |
| | 1.Бег с высокого старта 30 – 40м. | Следить за свободой движения, техникой бега. Темп ровный, спокойный, 70% Старт быстрый, в конце бег по инерции. | Освобожденные принимают участие в подготовке и выдаче инвентаря, выявляют допущенные ошибки других учащихся. Слушают. Выполняют. Обсуждают. |
| | | 2. Бег с высокого старта 40 - 50м. | | |
| | 10 мин. | 2) Эстафетный бег. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного выполнения упражнений, соблюдать правила безопасности. Применение освоенных двигательных действий в игровой деятельности | Существует множество разновидностей эстафет, но самые основные это: 4х100м, 4х400м и шведская. Передача эстафетной палочки происходит следующим образом. Стартующий на 1-м этапе держит эстафетную палочку в правой руке и бежит как можно ближе к бровке. Ожидающий его второй бегун стоит как можно ближе к наружному краю и принимает эстафету левой рукой. Он пробегает свой этап и передает эстафету в правую руку третьего этапа. | ·воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств; ·формирование специальных знаний |
| | | Построение в 1 шеренгу на футбольном поле. Показ и объяснение техники передачи эстафеты. | «В одну шеренгу становись» «Равняйсь!» «Смирно!» «На 1,2 рассчитайсь!» «2 номера 3 шага вперед марш!» «Нале-во!» | |
| | 1.Передача эстафетной палочки снизу в колонне на месте. | По команде передающего: «Оп» принимающий вытягивает руку, принимает палочку и аналогичным способом передает следующему. Обращать внимание на момент передачи палочки и исправлять ошибки. | |
| | 2.Передача эстафетной палочки сверху в колонне на месте. | Аналогично предыдущему. | |
| | 3. Передача эстафетной палочки в движении 20 м, снизу и сверху. | Учащиеся разбиваются по парам. Бегут все сразу. За коридор не забегать. Коридор 5 м до линии старта и 5 м после линии старта. Стараться принять палочку не оборачиваясь назад. По сигналу передающего вытягивать руку для принятия палочки предварительно набирая разгон. | - осуществляют пошаговый контроль своих действий |
Цель – приведение организма учащихся в оптимальное для последующей деятельности состояние. Задачи заключительной части: 1) способствовать снижению деятельности органов дыхания, кровообращения, снизить мышечное напряжение, обеспечить переход к иной деятельности или отдыху; 2) подвести итоги занятия и оценить деятельность учащихся; 3) определить содержание домашнего задания, организованно покинуть место проведения занятия. | 5 мин. | Медленный бег -Рефлексия Выявление достижения цели урока. Анализ эмоционального состояния обучающихся. -Построение, подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание. Дети анализируют и объективно оценивают результаты собственной деятельности. Адекватно воспринимать оценку. | Восстановление пульса. Подсчёт пульса. | ·снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц ·регулирование эмоционального состояния; ·подведение итогов урока; ·сообщение домашнего задания для самостоятельных занятий физическими упражнениями, для подтягивания «слабых мест». |
III Заключительная чать Рефлексия |