Метание мяча включено в государственные требования в ВФСК "ГТО". Метание мяча и снарядов являются наиболее сложными по координации двигательными действиями для учащихся, особенно в начальной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«мастер-класс "Метание мяча в цель"»
Тема мастер - класса «Метание мяча в цель».
Учитель физической культуры МОУ-СОШ №9
г. Аткарска Саратовской области
Кузнецова Вера Анатольевна.
Метание мяча включено в государственные требования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Ступень
ГТО
Испытания по выбору
нормативы
Мальчики
Девочки
Бронзовый знак
Серебряный знак
Золотой знак
Бронзовый знак
Серебряный знак
Золотой знак
1 ступень
Метание мяча в цель весом 150 г (м)
2
3
4
2
3
4
2 ступень
Метание мяча весом 150 г (м)
24
27
32
13
15
17
3 ступень
Метание мяча весом 150 г (м)
25
28
34
14
18
22
Метание мяча или снарядов являются наиболее сложными по координации двигательными действиями для учащихся, особенно в начальной школе. Наиболее сложно обучить быстрому переходу к броску после отведения руки прямо- назад и повороту туловища по направлению метания. Известно, что дальность полета мяча зависит от начальной скорости и угла вылета (42-45 градусов). Это можно достигнуть лишь при соблюдении правильной технике метания. Опыт показывает, что обучение элементам техники метания осуществляется не в той, последовательности как следуют фазы одна за другой, а «обратным ходом»: от финального движения кистью до исходного положения перед началом разбега. Техника метания в цель на сайте ГТО описана следующем образом. Метание теннисного мяча в цель осуществляется в обруч (диаметром 90 см), закрепленный на стене, нижний край которого расположен на уровне 2 метров от пола, с расстояния 6 метров. И.П. – правая нога впереди у линии метания, туловище повернуто грудью в сторону метания, рука согнута в локте, кисть с мячом на уровне лица, перейти в положение «натянутого лука», сделать финальное усилие активным захлестыванием руки (туловище и ноги выпрямляются).
Цель мастер-класса: Познакомить с эффективными современными методиками развития двигательного навыка – метания мяча в цель.
Задачи:
Провести с участниками мастер-класса подводящие упражнения для обучения метанию с места, стоя боком в сторону броска, положению «натянутого лука» и хлесткому движению метающей руки в финальном усилии.
Ознакомить участников с основными принципами инновационной работы по обучению метанию в цель, описанную в методическом пособии « НОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ (7-12 ЛЕТ) ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ» ( Авторы: В.Б. Зеличенок, Е.Н. Лебонда, А.В. Черкашин.)
Провести соревнования среди участников мастер-класса по метанию мячу в цель с помощью инструктивной карты.
Подводящие упражнения (упражнения в парах).
Упражнения для обучения правильному удержанию. ( 1, 2 классы)
Методические указания. Сначала необходимо ознакомить учащихся с правильным держанием мяча. Мяч удерживается фалангами пальцев метающей руки (демонстративный показ учителя - после чего просит поднять руку с мячом и проверяет расположение пальцев, удерживающих мяч). Типичные ошибки: мяч удерживается излишне крепко, мяч лежит на ладони, все пальцы обхватывают его или же он удерживается лишь большим и указательным пальцем.
Упражнения для обучения правильному выбрасыванию мяча.(1-4 классы)
1.Встать лицом к направлению метания. Ноги в стойке «ноги врозь». Правая рука слегка согнута в локтевом суставе – имитация замаха, туловище наклонить назад, руку отвести за голову. Зафиксировать положение в течение 3 секунд.
2. И.П. – тоже. Выполнить замах и имитацию броска.
Методические указания. Рука с мячом проходит высоко над плечом. Локоть вниз не опускается.
3. И.П. – то же. Выполнить замах, ударить мячом о пол перед собой.
4. И.П. – то же. Выполнить замах и бросок вверх над собой. Поймать мяч двумя руками.
Упражнения для обучения выходу из положения «натянутый лук» в фазе финального усилия. (5,6 классы)
Стоя левым боком в направлении метания (в положении «замаха») имитация выхода в положение «натянутый лук» с помощью учителя.
Методические указания. Учитель, стоя сбоку-сзади, придерживает за кисть и под локоть метающую руку ученика и направляет ее движение при повороте туловища в направлении броска.
Имитация заключительного броского движения с помощью эспандера, закрепленного на гимнастической стенке.
Методическое пособие для педагогических работников и специалистов в области физической культуры и спорта « НОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ (7-12 ЛЕТ) ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ» ( Авторы: В.Б. Зеличенок, Е.Н. Лебонда, А.В. Черкашин. Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Иванов И.И. кандидат педагогических наук, доцент Петров П.П.) Рекомендовано экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации для использования в образовательном процессе общеобразовательных организаций Москва – 2015. Главная цель пособия – оказание помощи педагогическим работникам в создании оптимальных условий для гармоничного развития обучающихся общеобразовательный организаций и укрепления их здоровья средствами лёгкой атлетики посредством использования инновационных методов работы с детьми и подростками. Авторы предлагают использовать учебные карточки. В частности, по метанию учебные карточки составлены по следующему алгоритму: метание разных предметов (мешочков с песком, бадминтонных воланов, теннисных шариков, набивных мячей и т.д.); из различных исходных положений; постепенно увеличивая расстояние; метание в различные цели (вертикальные, горизонтальные, подвесные, движущиеся, цели различных объемов).
Основной принцип ДЛА – это работа команды, принципы уважение каждого участника и успех для всех детей; участие всех детей во всех видах. Результат во всех технических видах (прыжках и метаниях) определяется как общее достижение усилий всей команды. Из-за того, что все участники должны обязательно участвовать в работе команды, даже менее талантливые дети получают возможность проявить себя.
Команды смешанные (как правило, состоят из 5 девочек и 5 мальчиков). Допускается внесение изменений и добавлений, однако они должны соответствовать сути ДЛА: - соревнования с участием смешанных команд; - соревнования, включающие простые и доступные виды; - короткие соревнования, организованные в соответствии с рекомендованными принципами; - немедленное объявление результатов и их наглядность (постоянно на протяжении всего соревнования); - ни одному ребенку ни в одном виде не присуждается нулевой результат; - никакой прямой конфронтации, никаких отборочных туров.
Инструктивная карта для команды
Команда №__________________________________________________
№ п/п
Этап соревнований
Попытки
Результат
каждого участника (м)
Результат
каждого участника (д)
1
Метание, стоя на коленях набивного мяча весом 1 кг.
Результат с точностью до 20 см.
2 попытки (фиксируется лучший результат)
1-
2-
3-
4-
5-
1-
2-
3-
4-
5-
Командный результат
2
Бросок в горизонтальную цель мешочков с песком.
5м-2 очка
6м-3 очка
7м-4 очка
8м-5 очков
3 попытки (фиксируется лучший результат)
1-
2-
3-
4-
5-
1-
2-
3-
4-
5-
Командный результат
3
Бросок в горизонтальную цель мячей для метания
5м-2 очка
6м-3 очка
7м-4 очка
8м-5 очков
3 попытки (фиксируется лучший результат)
1-
2-
3-
4-
5-
1-
2-
3-
4-
5-
Командный результат
4
Линейная эстафета с броском в цель.
1 место – 6 очка
2 место – 5 очка
3 место - 4 очка
Командный результат
Общая сумма баллов
Описание упражнений, используемых в соревнованиях.
Метание, стоя на коленях. Метание набивных мячей двумя руками на дальность из положения «стоя на коленях» Участник становится на колени на мат (или на другое мягкое покрытие) перед поднятой мягкой целью (например, мягким или поролоновым матом). Затем участник отклоняется (напрягая тело) и бросает набивной мяч весом 1 кг, используя бросок вперед двумя руками из-за головы на максимальную дистанцию из положения стоя на коленях.
Меры безопасности. Набивной мяч никогда нельзя бросать в ту сторону, где находятся участники. Рекомендуется принести или прикатить его обратно к линии измерения для следующего участника. Каждому участнику дается две попытки. Измерения записываются с точностью 20 см (записываются лучшие показатели, если приземление произошло между линиями) и производятся под прямым углом (90 градусов) к линии измерения. Лучшая из двух попыток каждого члена команды засчитывается в общий зачет команды. Для этого соревнования требуется два помощника для каждой команды. Эти помощники выполняют следующие обязанности: • Контролируют и регулируют процедуру соревнования. • Имеют доступ в зону приземления набивного мяча (измерения производятся под прямым углом от линии измерения). • Приносят или катят набивной мяч обратно к линии измерения. • Измеряют результат и записывают его в протокол.
Метание в цель мешочков с песком (тоже метание мяча). Метание одной рукой
При каждой попытке участник может выбрать для себя, откуда бросать предмет: с расстояния 5 м, 6 м, 7 м или 8 м . Каждому участнику дается три попытки, чтобы попасть предметом в цель. При каждой попытке участник может выбрать, с какой из четырех линий ему метать. Потенциально можно получить больше очков по мере возрастания дистанции от барьера. Успешной попыткой считается попадание предмета в цель или, по крайней мере, в ее край. Очки присуждаются за каждое попадание. (Метание с 5 метров = 2 очка, 6 м = 3 очка, 7 м = 4 очка и 8 м = 5 очков). Если предмет не попал в цель, присуждается 1 очко. Каждому участнику дается три попытки, результаты которых засчитываются в общий результат команды. Для организации этого соревнования требуется один помощник на команду. Он должен выполнять следующие обязанности: Контролировать и регулировать порядок проведения соревнования (расстояние, на которое брошен снаряд, и количество попаданий). Фиксировать результаты и регистрировать их в протоколе.
Линейная эстафета с метанием в цель (цель горизонтальная или вертикальная). Команды располагаются в колоннах у линии старта. В 20- 30 метрах проведена линия для броска, около которой лежит обруч с мячами для метания (по количеству участников). Участник подбегает к линии броска, выполняет метание, возвращается, передает эстафету.
Команда получает за 1 место – 6 очков, 2 место – 5 очков, 3 место - 4 очка (по количеству попаданий, плюс дополнительные очки за быстроту выполнения – соответственно 3,2,1 при наличии трех команд).
Оборудование: набивной мяч (1 кг.) -2; 10 мячей для метания(150г); рулетка; мел; обручи (4-6 штук); 2 гим. коврика; 4 инструктивные карты; конусы для обегания.