Правая нога должна быть немного согнутой в колене, расслабленной и находиться в крайней задней позиции. Это создает благоприятные условия для махового ее выноса вперед. Нижний конец палки выводится правой рукой вперед. Левая верхняя конечность при этом в расслабленном состоянии находится в крайней задней позиции. По завершении свободного скольжения начинается маховый вынос вперед правой ноги. Палка справа ставится на снег, а левую следует вынести вперед. Толчок начинают практически выпрямленной рукой. Для начала эффективного отталкивания палку располагают под углом. Левая рука выносится вперед, выпрямляется опорная нога, и осуществляется маховый вынос вперед правой ноги. Скольжение при опоре на палку Первая фаза отталкивания предполагает усиление толчка правой руки, сгибаемой в локте. Левую верхнюю конечность следует энергично вынести вперед. Из-за сильного нажима на палку правой рукой, несмотря на то что опорная нога выпрямляется, давление на опорную лыжу не повышается, а может даже и снизиться. Это будет способствовать поддержанию скорости. При этом начинается наклон тела вперед. В момент завершения скольжения происходит почти полное выпрямление опорной ноги. Маховая нижняя конечность приближается к ней, лыжу опускают на снег. В результате образуется жесткая опора "рука-тело-опорная нога". Вперед таз не выводится. Это предотвращает ранний перекат. Тело при этом должно быть максимально наклонено вперед. Для увеличения горизонтальной составляющей силы отталкивания уменьшается угол толчка правой рукой. Вместе с этим продолжается вынос левой палки вперед. После того как ноги поравнялись, начинается отталкивание при одновременном разгибании в тазобедренном суставе. Угол сгибания нижней конечности в колене называется "моментом подседания". В это время осуществляется отталкивание правой рукой. При этом создается максимальное давление на палку. Эти знаменитые люди когда-то были бездомными 11 цитат от Будды, которые облегчат вашу душу Что может сказать о человеке то, как он потеет? Энергичным движением левую руку следует выносить вперед. Вместе с этим маховая нога получает постепенную нагрузку. В то время как правая рука завершает отталкивание, левая должна быть вынесена вперед. Далее продолжается толчок левой нижней конечности. После завершения отталкивания правая рука, по инерции расслабленная, отбрасывается назад. Заканчивается толчок ногой. Направление отталкивания "голень-бедро-тело" провоцирует движение туловища вперед-назад. В результате сохраняется скорость движения на этапе одноопорного скольжения. Так осуществляется попеременный двухшажный классический ход в первой половине цикла. В его второй части все движения нижних и верхних конечностей повторяются в той же последовательности. Попеременный двухшажный ход. Обучение Несмотря на привычную, как при обычном движении пешком, перекрестную координацию, этот метод считается достаточно сложным. На его освоение требуется довольно много времени. Определенные трудности, которые предполагает попеременный двухшажный ход, обуславливаются наличием фазы скольжения, изменением ритма при движении во время преодоления подъемов, контролем времени работы ног и рук. В связи с этим изучение этого способа вводится в начальных классах после восстановления и повторения навыков скользящего передвижения. Признаки того, что вы можете изменить мужу Как терять полкилограмма в день? Это зрелище не для слабонервных Методика обучения попеременному двухшажному ходу предполагает практические занятия, на которых преподаватель дважды-трижды показывает движение на разной скорости. При этом он обращает внимание учеников на согласованность движений рук и ног. Кратко объяснив учащимся, что собой представляет техника попеременного двухшажного хода, преподаватель предлагает несколько раз принять позицию посадки на месте, начав тренировку. После прохождения двух или трех кругов по первому представлению учитель переходит к изучению цикла работы рук. Стоя на месте, преподаватель показывает и разъясняет постановку и вынос палки, движение отталкивания. Далее учащиеся начинают имитировать работу верхних конечностей. Движения осуществляются как с палками, так и без них. К концу этих занятий учащиеся должны понимать, что собой представляет техника выполнения попеременного двухшажного хода. Практические занятия на снегу Все движения, которые включает в себя попеременный двухшажный ход, должны выполняться под уклон и с твердой опорой под палки. Ученики под руководством преподавателя начинают скольжение. Лыжня при этом должна быть хорошо откатана. Каждый учащийся поочередно выносит вперед палку, ставит ее под углом в снег кольцом назад. Нажимая на нее рукой в результате движения туловища, ученики завершают отталкивание. После того как будет выполнено это упражнение, то же самое осуществляется другой рукой. Далее упражнения выполняются без остановок непрерывно. При этом отталкивание палками и их вынос осуществляются поочередно: одна рука выносит, другая отталкивается. Распространенные ошибки Попеременный двухшажный ход следует изучать при хорошем скольжении. В этом случае учащимся не нужно будет прилагать много усилий для отталкивания. При плохих условиях высока вероятность совершения ошибок. Среди основных следует отметить слабую постановку и недостаточный нажим или вынос палки кольцом вперед, недостаточный наклон верхней части тела, неправильное направление толчка. В связи с этим освоение рассматриваемого способа передвижения на лыжах должно осуществляться под руководством преподавателя. Исправление недочетов и ошибок происходит после повторного объяснения и повторения, а также правильного показа учителем движений. Дополнительные упражнения Совершенствование попеременного двухшажного хода предполагает изучение махового выноса нижней конечности, подседания на отталкивающей ноге и толчки ею. Упражнения начинаются со спокойного отведения ноги назад и маятникообразных движений (вперед-назад). За счет незначительного поворота таза усиливается амплитуда. Упражнения выполняются шесть-восемь раз. При этом руки с палками помогают сохранять равновесие и находятся в опущенном положении. Далее начинается передвижение короткими скользящими шагами вперед. При этом внимание акцентируется на маховых движениях ноги, а не на силе толчка. За счет маха происходит увеличение скольжения. Палки следует держать за середину и совершать незначительные маятникообразные движения. Затем переходят к скольжению на одной лыже. Внимание при выполнении этого упражнения акцентируется на отталкивании ноги. На следующем шаге при скольжении быстрым коротким движением сгибается нижняя конечность в колене. В результате выполняется подседание, и переносится давление на носок ботинка. Между ногами расстояние должно быть приблизительно в полстопы. При усилении давления вниз осуществляется сильный толчок ногой. Ошибки в ходе дальнейшего изучения упражнений Осваивая попеременный двухшажный лыжный ход, ученики выполняют движения с одной, а затем с другой ногой несколько раз. Далее необходимо обратить внимание на согласование маха разноименных рук и быстрого выпада. При этом продолжительное повторение этого упражнения нецелесообразно, поскольку, в целом, учащиеся к этому времени изучили скользящий шаг, а повторы могут нарушить выработанный у них динамический стереотип. В процессе совершенствования у учеников могут возникнуть некоторые ошибки. Наиболее популярные среди них следующие: отклонение назад бедра, медленное подседание, недостаточный мах ногой, неправильное направление давления на лыжу, незаконченное отталкивание стопой, слишком ранний отрыв от лыжи каблука ботинка и другие. Дальнейшее освоение схемы движений Изучая далее попеременный двухшажный ход, особое внимание уделяют согласованности работы ног и рук. Кроме вышеперечисленных упражнений, применяется общий метод обучения с корректировкой и исправлением ошибок по циклу хода. Занятия проводятся как на равнинной местности, так и на участках, включающих в себя пологие подъемы (до 3 или 4°). Движение по таким лыжням и учебным кругам позволяет добиться наилучшей согласованности в работе ног и рук. Целесообразнее разделить учащихся на группы в соответствии со степенью владения ими передвижением. На внутреннем кругу тренировочной площадки располагается слабая группа. Более подготовленные лыжники передвигаются по наружному. Преподаватель, как правило, не останавливает всех (если грубые ошибки не делает большинство). Учитель ограничивается отдельными замечаниями конкретным занимающимся. Все группы останавливаются в случае неверного выполнения движений многими учащимися или при объяснении и показе нового движения. Причины и способы устранения основных ошибок Изучая попеременно двухшажный ход на лыжах, чаще всего ученики выполняют слабый толчок практически выпрямленной ногой, короткое скольжение. Для исправления этой ошибки следует повторить посадку, изучить более низкое положение туловища. Особое внимание уделяется подседанию перед отталкиванием и энергичному перекату над стопой. Еще одна ошибка – двухопорное скольжение – может быть вызвана плохим ощущением равновесия или ранней загрузкой ноги, осуществляющей маховое движение, что, в свою очередь, связано с недостаточным усвоением упражнения. Для исправления применяются движения, способствующие развитию равновесия, более активному переносу массы с одной ноги на другую. При этом используются разные имитационные упражнения - как на месте, так и помогающие освоить скользящий шаг в движении без палок. Вертикальные колебания ("подпрыгивающее передвижение") вызваны неправильным направлением отталкивания (не вперед, а преимущественно вверх). Исправить эту ошибку можно более активным выполнением переката вперед. Незаконченное отталкивание палкой может быть вызвано неверной подготовкой ее петли. Если она слишком длинная или очень короткая, изменяется хват рукой. В итоге палка зажимается кулаком, и сама верхняя конечность не распрямляется полностью. В этом случае необходимо откорректировать длину петли. Основные требования при проведении занятий При выполнении упражнений учитель должен следить за тем, чтобы загрузка мышц вначале была постепенной и мягкой. Не допускается излишне длинный выпад и постановка лыж "ударом". Выполнение маховых движений должно осуществляться практически выпрямленными руками и ногами и быстро. Начинать их необходимо при постановке на снег противоположной палки. С поворотом таза усиливается мах ноги. Подседание перед отталкиванием нижней конечностью выполняется энергично при одновременном усилении нажима на палку. Эти и прочие требования разъясняются преподавателем во время совершенствования учениками хода. При этом допускается при проведении отдельного занятия указать на два-три элемента, которые выполняются с ошибками. Нецелесообразно исправлять сразу все, особенно мелкие, недочеты, поскольку это может вызвать рассеивание внимания учащихся. Заключение Следует сказать, что большинство детей, приходящих в школу, не владеют техникой лыжного хода. Успешное овладение ею существенно облегчает изучение других способов передвижения. Это главным образом обусловлено тем, что скользящий шаг является основным компонентом прочих методов (за исключением бесшажного). Успех изучения и правильное восприятие всех движений зависят в первую очередь от учителя. Чем четче и внимательнее он будет проводить занятия, объясняя и показывая то или другое упражнение, тем быстрее и легче учащиеся поймут технику.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема : « Спортивные игры ( волейбол ) в программе физического воспитания и контексте ФГОС Российского образования»
Учитель физической культуры; педагог дополнительного образования ,руководитель объединения «Волейбол» Иванова С.П. ГБОУ СОШ № 336 Невского района г. Санкт- Петербург … Мы вступаем в новую эру воспитания, целью которой является скорее открытие, нежели обучение.
Маршалл Маклюэн Учиться играть в волейбол необходимо начинать постепенно, начиная с подвижных игр. За счёт использования большого арсенала различных подвижных игр можно постоянно расширять вариативность многоплановых тактических действий и формируемых навыков, и именно через игру пытаться развивать самостоятельную деятельность детей, способствующую их всестороннему развитию, формированию и сплачиванию коллектива, созданию положительного эмоционального настроя. Стремимся, чтобы игра всегда выступала одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, игра обязана дарить детям сиюминутную радость, с другой - она всегда должна быть направлена в будущее, должна моделировать какие-либо жизненные ситуации.
Убыстрение темпа современной жизни ставит задачу более активно использовать игру для воспитания ребят. Сейчас очевидно, как никогда, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, обеспечения комфортного состояния.
Организация занятий по физическому воспитанию приобретает самые разнообразные формы, основной из которых является урок. Урок для нас является основной формой занятий, как в общем физическом воспитании, так и в спортивной специализации.
В своей работе используем и неурочные формы: занятия в кружках « Волейбола», секциях общей физической подготовки, проведение соревнований .Среди многообразия средств и методов, используемых в занятиях волейболом, важное место занимают подвижные игры. На любом этапе обучения они как бы подводят определённый итог этому этапу, решая задачу воспитания наиболее правильного стереотипа движений. Подвижные игры с элементами волейбола повышают кожно-тактильную, мышечно-двигательную чувствительность (формирует чувство мяча), содействуют совершенствованию двигательной функции рук, что наиболее важно на начальных этапах обучения .Кроме того, для достижения более высокого результата в овладении техникой игровых действий необходимо чередовать чётко направленные игры с подвижными играми, где главной задачей ставится достижение победы. Такой метод позволяет переключать управление движениями ученика от одного его центра управления – осознаваемого (первое «я») к другому – подсознательному (второе «я»), что способствует освоению изучаемого двигательного действия. Проведение в начальных классах уроков обучение волейболу повышает интерес и эмоциональность занятий. А в целом предлагаемая технология проведения уроков игровой направленности позволяет раскрывать неиспользованные резервы урочной формы обучения, повышать эффективность школьной физической культуры. Проблема здоровья лежит у истоков работы учителя физкультуры.
В настоящее время массовая педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
• за годы обучения в школе в 5 раз возрастает количество различных заболеваний;
• наркомания, курение и алкоголизм охватили современную школу, это оставляет неизгладимый отпечаток в дальнейшей жизни детей;
• ослабленный контроль со стороны родителей и учителей затрудняет воспитательный процесс школьников.
• современная учебная программа по физической культуре не выполняется, (в силу выше указанных причин);
Трудно заинтересовать, привлечь учащихся к занятиям физической культурой, когда материальная база школ крайне слаба. Нет должного оборудования, залы и площадки в непригодном для занятий . Малое количество часов физкультуры, не даёт возможности учителю работать творчески с энтузиазмом.
Спортивные игры помогают решать педагогические задачи:
1. Формирование жизненно важных двигательных навыков и развитие физических способностей детей через игру в волейбол и подвижные игры, способствующие укреплению их здоровья.
2. Ускоренное освоение учащимися технических приёмов игры в волейбол через правильно подобранные подвижные игры.
3. Воспитание чувства коллективизма.
4. Формирование положительных черт характера школьников, повышение уровня их нравственных качеств.
5. Воспитание способности наиболее полно оценивать достигнутое в игре в процессе регулярного участия в играх
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
В комплексной программе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы изучение волейбола на уроках предусмотрено с V по ХI классы. Знакомить детей с элементами волейбола я начинаю в начальных классах путём адаптации материала подвижных игр Темой для изучения на уроках в начальных классах является : подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.. В V классе наши школьники осваивают волейбол соответственно комплексной программе , изучая стойки, виды перемещений, передача мяча сверху и снизу двумя руками. Применяем и учебную игру, включая упражнения в передаче мяча в парах через сетку, натянутую вдоль всего спортивного зала. Этому способствует проведение правильно подобранных подвижных игр.
Игры помогают решать важные социально- педагогические задачи и, прежде всего, способствуют созданию коллектива. Коллективное начало подвижных игр формирует и положительные черты характера школьников, повышает уровень их нравственных качеств. В процессе регулярного участия в играх воспитывает способность наиболее полно оценивать достигнутое в игре, что чрезвычайно важно в общем воспитательном процессе. Однако не следует забывать, что игры будут давать в данном плане максимальный эффект лишь в том случае, если сам педагог служит для обучаемых положительным примером, является знающим и прекрасным организатором, беспристрастным судьёй, требовательным и справедливым воспитателем.
Так, начиная с V класса предусмотрена учебная игра, а ученики не изучали ещё введение мяча в игру. Я учитываю этот разрыв и ликвидирую его. Поэтому в VI классе мы изучаем нижнюю боковую и нижнюю прямую подачи, волейбольные перемещения по площадке.
Помогает в этом ранее изученная игра, которую мы называли «пионербол», где правила игры идентичны волейболу. Только подачу в IV классе выполняют броском одной рукой, а в V классе, как было выше сказано, нижней боковой, нижней прямой подачей.
Теперь в VI классе ученики овладевают следующими техническими элементами и приёмами волейбола:
• передачей мяча сверху двумя руками на месте, после перемещения;
• приёмом мяча снизу двумя руками на месте, после перемещения;
• нижней боковой подачей; нижней прямой подачей;
• приёмом мяча с подачи.
В уроки волейбола также включены подвижные игры и эстафеты с элементами этой спортивной игры (1х1, 2х2, 3х3).
Контрольные нормативы по общефизической подготовке для каждого класса вывешены на стенде перед входом в спортивный зал. Нормативы являются также ориентиром при выполнении домашних заданий. Зная результаты выполнения нормативов, ученик самостоятельно контролирует свой уровень физической подготовленности и при необходимости дополнительно занимается в домашних условиях.
Чередование способов перемещений (боком, лицом, спиной вперед). Основными средствами при обучении данному техническому приему являются разновидности бега и подвижные игры. На уроках постоянно уделяют внимание совершенствованию рациональных исходных положений, а также способов перемещений до занятия исходного положения (стойки готовности):
• бег с изменением направления в ответ на зрительные и слуховые сигналы;
• бег в сочетании с выполнением других действий (круговое движение руками, перебрасывание мяча из одной руки в другую, броски мяча из-за спины вперед по ходу движения);
• бег в максимальном темпе на отрезках 8-15 м, с изменением направления («ёлочкой», челночный);
• эстафеты и подвижные игры.
«Эстафета с бегом». Две команды выстраиваются за лицевой лини-ей площадки. У противоположной линии напротив каждой команды лежит набивной (волейбольный, футбольный, баскетбольный) мяч. По сигналу первые номера бегут к мячу, берут его и бегом возвращаются назад, пере-давая мяч вторым номерам. Те в свою очередь бегут с мячом, кладут на лицевую линию и, прибежав назад, касанием руки передают эстафету следующему игроку. И т.д. Команда, игроки которой первыми закончили бег, объявляется победителем. Усложняя эстафету, можно стартовать из различных положений (сидя, лёжа на спине, на груди) и чередуя способы перемещений (обычный бег, прыжки, приставные шаги, правым, левым боком и т.д.)
«Пятнашки». Игра в пределах волейбольной площадки. Играющие перемещаются, находясь в стойке готовности.
«Пустое место». Играющие образуют круг. Водящий, бегая за кругом, неожиданно салит одного из играющих, сам продолжает бег, осаленный игрок бежит в противоположном направлении. Каждый из бегущих старается быстрее обежать круг и первым занять свободное место. Опоздавший занять место становится водящим и игра продолжается.
Передача мяча сверху двумя руками на месте, после перемещения. Данный технический приём изучался в V классе, по этому на первых уроках волейбола в VI классе идёт повторение техники передачи мяча сверху двумя руками на месте, затем начинают изучение, закрепление и совершенствование техники передачи мяча после перемещений. В ходе обучения обращаем внимание учащихся на быстроту, четкость и своевременность выхода к мячу. Совершенствование данного приема на уроках способствуют игровые упражнения, подвижные игры.
«Мяч водящему». Учащиеся стоят по кругу, в середине которого 1-3 водящих с мячами. Они по очереди набрасывают мяч игрокам, перемещающимся по кругу приставными шагами. В момент получения мяча сверху двумя руками, точно передать (возвратить передачей) мяч водящему.
«Свеча». На площадке наносят круг диаметром 2 м, в центре его мяч. Игроки, расположившись в колонну по одному, по очереди входят в круг и выполняют десять передач мяча сверху двумя руками над собой. Каждую передачу выполняют на высоте 3м. За недостаточную высоту передачи и за выход из круга игроки наказываются штрафным очком. Побеждает игрок, у которого меньше штрафных очков.
«Эстафета парами». Игроки двух команд распределяются парами и выстраиваются перед линиями старта. В руках у игроков первой пары мяч. По сигналу они начинают продвижение вперед, делая друг другу передачи, пересекают линию финиша (противоположный конец площадки) и, не переставая передавать мяч друг другу, возвращаются обратно к своей колонне. Эстафету принимает вторая пара, а закончившие упражнение занимают место в конце колонны. Падение мяча на землю, а также ошибки при передачах учитываются и влияют на успех команды.
Приём мяча снизу двумя руками на месте, после перемещения. Техника выполнения этого игрового приёма на месте, также как и передачи мяча сверху двумя руками, изучалась в 5 классе, поэтому технология повторения и обучения приёму мяча снизу двумя руками после перемещения аналогична рассмотренной выше. Из подвижных игр используют «Кто точнее?» и «Обстрел чужого поля».
«Кто точнее?». Каждая из команд выстраивается в колонну по одному в 5 м от стены, на которой в 3 м от пола нарисован квадрат 2х2 м. Игроки по очереди выполняют передачи мяча снизу (сверху) двумя руками, стремясь попасть мячом в квадрат, затем уходят в конец своих колонн. Побеждает команда, попавшая в квадрат большее число раз.
«Обстрел чужого поля». На боковых линиях волейбольной площадки наносят два круга диаметром два метра один напротив другого. Поочередно игроки входят в круг и выполняют передачу мяча двумя руками снизу или сверху, стараясь попасть в противоположный круг. Если мяч летит мимо круга, игрок получает одно штрафное очко. Игра ведется на время. Побеждает ученик, набравший наименьшую сумму штрафных очков.
Нижняя боковая подача. Данный технический приём, к сожалению, незаслуженно забыт при начальном обучении школьников волейболу, хотя и является, на мой взгляд, самым естественным и доступным. Опыт показал, что изучение нижней боковой подачи один из нужных этапов на пути к изучению более сложной техники нижней и верхней прямой подачи. Рассматриваемый способ введения мяча в игру облегчает проведение учебных игр и повышает моторную плотность урока.
Для закрепления техники нижней боковой подачи я использую игру «Подай и попади». Игроки двух команд располагаются на своей половине площадки вначале в 4 – 5 м. от сетки. У каждой команды по 5 – 7 мячей. По сигналу учителя игроки обеих команд поочередно выполняют подачи, стремясь попасть в пределы площадки команды соперников. Игроки, ожидающие своей очереди, собирают мячи и направляют их к месту подачи. Если у игрока подача не получилась, ему предоставляется ещё одна попытка, если на этот раз он ошибся, то подача считается не выполненной и игрок получает штрафное очко. Побеждает команда, у которой на счету окажется больше точных подач.
«Двадцать пять». Игра получила название от ведения счета в правилах волейбола. Раньше, если игрок не подал подачу, то считалась потеря подачи, а сейчас по новым правилам волейбола команда теряет очко. И поэтому при разучивании любой подачи детям приходится напоминать об этом очень главном моменте. Игра похожа на игру «Подай и попади». Каждый игрок, попавший мячом на другую сторону площадки, приносит одно очко своей команде. Команды подают подачи по очереди. В командах должно быть одинаковое количество участников. Команда, набравшая быстрее 25 очков, считается победителем.
Нижняя прямая подача. Этот прием изучают после овладения нижней боковой подачи. Обучение технике нижней прямой подачи начинаем с имитации движений без мяча. Затем шестиклассники в парах производят подачу мяча партнеру и, наконец, осваивают подачу мяча через сетку высотой 2 м, находясь от неё в 4 м. Постепенно подающие в процессе закрепления навыка отходят от сетки, приближаясь к месту подачи у лицевой линии на расстоянии 9 м.
«Снайперы». Команды располагаются в шеренгах на лицевых линиях волейбольной площадки. Игроки обеих команд по очереди выполняют по пять подач, стремясь попасть в квадраты с цифрами от 1 до 6 и набрать наибольшую сумму очков. Если мяч попал в квадрат с цифрой 6, игроку начисляют 6 очков и. т д. Побеждает команда, набравшая большую сумму очков. При ошибках мяч переподавать не разрешается.
«Сумей передать и подать». Играющие выстраиваются в две колонны в 3 м от стены и соревнуются в передачах в стену и в подачах на точность. По сигналу 1 номера выполняют по 10 передач двумя руками сверху (снизу) в стену, после чего бегут на свою половину площадки и производят по 3 подачи. Как только первый номер подаст сигнал, игроки, ожидающие своей очереди, собирают мячи и доставляют их к месту подачи. За правильно выполненные передачи игроку начисляют одно очко, подачи 3 очка. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
Приём мяча с подачи. Закономерно в методическом плане на уроках обучения введению мяча в игру нижними боковой и прямой подачами учить и приему мяча, так как без подачи и приёма мяча с подачи не бывает игры. Этому техническому приему следует обучать после того, как учащиеся освоят передачу мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения. Техника выполнения приема мяча с подачи в основном зависит от траектории и скорости полёта мяча. Определив направление, траекторию и скорость полета мяча, учащийся должен, быстро переместится к месту его предполагаемого падения, и принять исходное положение: ноги согнуты в коленных суставах, одна несколько впереди, туловище наклонено вперед, руки сложены в замок, выпрямлены и направлены вниз вперед. Мяч принимают на предплечья, ближе к кистям, ноги и туловище при этом последовательно выпрямляют. За счет согласованного движения ног, туловища и рук вперед-вверх мячу придают нужное направление. При закреплении и совершенствовании этого технического приема мы используем упражнения в приеме нижней прямой подачи в разных зонах, а также подвижные игры «Сумей принять», «Кто лучший».
«Сумей принять». Игроки в парах располагаются на боковых линиях волейбольной площадки напротив друг друга. По команде игроки одной команды посылают мячи партнерам другой команды, которые стремятся принять мяч и отправить его в обратном направлении. Каждый выполняет по 10 подач одним из изученных способов, затем игроки меняются ролями. В каждой паре побеждает тот, кто большее количество раз принял мяч без ошибки.
«Кто лучший?». Трое игроков располагаются на задней линии в зонах 5, 6 и 1. Каждый принимает по 10 подач. За прием мяча начисляют очки: 2-при ошибке на приеме; 3-прием без технической ошибки; 4-прием без ошибки, мяч доведен в зону нападения; 5-дана хорошая передача сразу на удар. После приема 10 передач игроки меняются зонами. Побеждает игрок, набравший наибольшую сумму очков.
С самого начала включения учебных игр в уроки волейбола постоянно добиваемся от учащихся ведение игры в три касания.
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером.
Это очень сложный технический прием. Поэтому на первых уроках удар после подбрасывания выполняется с места, потом в шаге, с двух шагов, в прыжке с места. В ходе обучения обратить внимание на правильность выполнения удара по мячу бьющей рукой. За точностью выполнения подбрасывания мяча и правильностью подхода бьющего к летящему мячу. Обучение данному приему могут способствовать такие подвижные игры как:
«Точно нападающему». Играющие делятся на две команды в каждой команде столько мячей сколько игроков. Одна команда на одной половине другая на другой. Набрасывающие игроки располагаются в 3 зоне возле них на полу в обруче лежат мячи. Игроки нападения располагаются одни во 2й другие в четвертой зонах. По команде учителя набрасывающие начинают набрасывать, а нападающие бить с двух шагов. Кто больше сделает точных ударов в площадку соперника. Все нападающие по одному разу побудут в роли набрасывающего. Можно провести в виде эстафеты.
Обучение техническим приёмам волейбола на уроках физической культуры строю в следующей последовательности:
Основные подготовительные упражнения, с помощью которых происходит развитие специальных физических качеств, а также органов и систем, несущих основную нагрузку при выполнении изучаемого приема:
• подводящие упражнения, которые служат для овладения техникой приема в целом или его отдельных элементов;
• упражнения по технике, благодаря которым происходит соединение частей технического приема в целостный двигательный акт;
• совершенствование технического приема в специально подобранных подвижных играх и в учебной игре.
Обозначенная последовательность обучения достигается благодаря продуманному подбору упражнений и системе специальных заданий, которые ставят перед учениками в игре.
Немаловажное значение при изучении и закреплении технических приемов волейбола, совершенствование навыков игры, а также развитие физических качеств имеют используемые мною различные приспособления, инвентарь и оборудование. В работе с учащимися применяю набивные мячи, скакалки, гимнастические скамейки, стенку, удлиненную сетку, подвесные мячи, разметку на полу и стенах. Набивные мячи 1 – 2 кг, гимнастические скамейки и стенку используем для развития основных и специальных физических качеств, координации движений.
Упражнения со скакалками способствуют развитию прыгучести прыжковой выносливости, координации движений. Такая подготовка занимающихся позволяет выполнить большое число прыжков на высоком эмоциональном уровне.
Горизонтальные линии, нанесенные на одной из боковых стен спортивного зала (чертится 4 – 5 тонких параллельных линий с интервалом в 8 – 10 см) используют при обучении перемещениям. Каждый ученик выбирает с учетом роста свою линию, которая находится на уровне его глаз. Перемещаясь вдоль стены, игрок следит за тем, чтобы выбранная им линия зрительно находилась на одном уровне. Это помогает выработать навык перемещения пригибным шагом, не разгибая до конца ноги в коленных суставах.
Проекция стоп на полу помогают выработке правильного положения ног в ходе обучения стойкам и перемещениям, а также правильного исходного положения при подачах.
Сетка и мишени, нарисованные на стене, необходимы для закрепления навыка выполнения передач мяча, подач, развития периферического зрения, точности игровых действий. Выполняя передачи мяча сверху и снизу двумя руками, а также подачи в стену,
Ученик сразу, как в игре, старается сразу послать мяч выше нарисованной сетки.
Для повышения эффективности обучения волейболу я стараюсь широко внедрять домашние задания. Так, при закреплении и совершенствовании какого либо технического приема на уроках волейбола я в качестве домашнего задания предлагаю несколько подготовительных упражнений для развития необходимых физических качеств. Проверяю же выполнение домашнего задания на уроках, используя для этого эстафеты и подвижные игры, включающие в себя заданные упражнения. К примеру, ученикам, неуверенно выполняющим передачу мяча сверху двумя руками, предлагается в качестве общеразвивающего упражнения выполнять дома сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Пользу от выполнения домашнего задания определяем на уроке по результатам выполнения эстафеты «Гонка тачек». Играющие распределяются попарно. В каждой паре один принимает положение лежа (тачка), а другой, взяв первого за голени, по сигналу начинают продвижение с напарником вперед от лицевой к средней линии. Как только первая пара команды пересечет среднюю линию, движение начинает вторая пара и. т. д.
После финиша последней пары команда продолжает «Гонку тачек» в обратном направлении, но игроки предварительно меняются ролями. Побеждает команда, раньше закончившая гонку.
Игра «Прыгуны» помогает проконтролировать эффективность выполнения в домашних условиях серийных прыжков вверх. Игроки располагаются лицом к стене, на которой проведена линия, По сигналу учащиеся начинают прыгать вверх, стремясь коснутся ладонями стены выше линии, выбывают из игры те кто коснулся ниже. Побеждает тот, кто совершит больше правильных прыжков. Ещё много можно привести примеров, где подвижные игры решают многие задачи урока. Все зависит от учителя как он правильно подбирает ту игру и найдет в ней то, что необходимо для решения конкретных задач на уроке физической культуры.
Волейбол это игра, в которой необходимы не только владение элементами техники, но также требуется развитие необходимых физических качеств. Поэтому на уроке приходится уделять этому большое внимание и проводить контроль над развитием физических качеств.
В процессе игры в волейбол для учащихся характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают занимающихся: подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели; действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы; постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.
Вывод: волейбол способствуют воспитанию у учащихся чувства коллективизма; настойчивости, решительности, целеустремленности; внимания и быстроты мышления; способности управлять своими эмоциями; совершенствованию основных физических качеств.
Список использованной литературы.
1. Ахмеров Э. К., Канзас Э.Г. Волейбол в школе. - Мн.: Нар. света, 1981. - 72 с., ил.
2. Волейбол: Учебник для ин-тов физ. Культ./Под ред. Ю. Н. Клещёва, А.Г.Айриянца. - 3-е изд., испр., доп. - М.: Физкультура и спорт, 270 с., ил.
3. Железняк Ю. Д., Слупский Л. Н. Волейбол в школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1989.- 128 с.: ил.