Просмотр содержимого документа
«Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Шиповка юных"»
МУНИЦИПАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ г. МАРКС САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СОГЛАСОВАНО:
На педагогическом совете
Протокол заседания № _____
от ____________2023
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МУ ДО – ЦВР
_________________ Л.С. Жуйкова
Приказ № ______от _________ 2023
КРАТКОСРОЧНАЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Шиповка юных»
Направленность: физкультурно- спортивная
Уровень: базовый
Возраст детей: 10-12 лет
Срок реализации: 16 часов
Автор:
Мунин Олег Викторович
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
г. Маркс
2023 год
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы
. Пояснительная записка
Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шиповка юных» имеет физкультурно-спортивную направленность. Программа направлена на развитие физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий лёгкой атлетикой.
Лёгкая атлетика - это один из самых доступных и безопасных видов спорта для детей. Благодаря этому, лёгкой атлетикой могут заниматься мальчики и девочки независимо от возраста, роста, веса и физической подготовленности.
Лёгкая атлетика — это ходьба; бег на короткие, средние и длинные дистанции; бег с барьерами; эстафетный бег; различные виды прыжков и метаний. Эта многогранная деятельность важна для воспитания дружбы, товарищества, взаимовыручки, привычки подчинять свои действия интересам коллектива, – бесспорно очень ценные качества человека.
Актуальность программы обусловлена социальным заказом родителей на программы физкультурно-спортивной направленности в летний период, так как современные дети ведут малоподвижный образ жизни. Лёгкая атлетика своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма, а также поможет подготовиться и сдать нормы ВСК «ГТО», т.к. в программу комплекса больше половины видов входят легкоатлетические дисциплины.
Педагогическая целесообразность.
Лёгкая атлетика хорошо сказывается на здоровье. Разнообразие движений в этом виде спорта, нагружает все группы мышц, укрепляет детский иммунитет. Формирует положительные качества, которые обязательно пригодятся ребенку в жизни: трудолюбие, ответственность, стремление к победе, дисциплинированность и смелость. Лёгкая атлетика помогает наладить контакт со сверстниками, это особенно важно для детей, которые в обычной жизни испытывают проблемы с социализацией. Группа единомышленников поможет ребенку стать более общительным и уверенным в себе.
Отличительные особенности данной программы, от уже существующих в этой области, заключается в формировании комфортной образовательной среды, которая воспитывает у детей культуру здорового образа жизни.
Занятия по программе, позволяют каждому обучающемуся ощутить себя в динамике непрерывного физического развития, отражающейся в его спортивных показателях и достижениях.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шиповка юных» предназначена для детей 10-12 лет.
Число обучающихся в группе согласно Уставу МУ ДО – ЦВР 8-15 человек.
Психолого-педагогические особенности возрастной категории обучающихся:
В 10-12 лет ребенок растет и развивается, и без движения ему трудно, кости и мышцы продолжают формироваться, и нуждаются в разминке. Недостаток вентиляции легких может привести к головным болям, ослаблению зрения и снижению иммунитета. Необходимы ежедневные прогулки и занятия спортом.
Чтобы заниматься лёгкой атлетикой, необходимо уметь быстро бегать, далеко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время занятий лёгкой атлетикой, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги вдеятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Бег и прыжки укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц. Занятия лёгкой атлетикой развивают также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши.
На протяжении данного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего и среднего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шиповка юных» разработана на основе «Положения о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МУ ДО - ЦВР г. Маркса Саратовской области. Приказ № 28 от 15.03.2023г.
Срок освоения программы.
Программа рассчитана на 16 часов.
Режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа. Продолжительность одного занятия 90 минут с перерывом 10 мин. Время занятий и количество часов нормировано СанПиН.
Особенности набора обучающихся.
- общедоступный набор на краткосрочную программу: принимаются обучающиеся без предъявления требований к уровню образования и способностям.
Объединение могут посещать все желающие при согласии родителей (их законных представителей) и наличии разрешения от врача-педиатра, подтверждающего отсутствие противопоказаний к занятиям этим видом спорта.
1.2. Цель и задачи краткосрочной программы.
Цель: Познакомить с основными видами лёгкой атлетики и создать условия для оздоровления, укрепления организма обучающихся.
задачи:
1.Обучающие:
научить основам техники бега, прыжков и метаний;
сформировать представление об оздоровлении организма и улучшении самочувствия;
2. Развивающие:
развитие опорно-двигательного аппарата;
развивать двигательные навыки и основные физические качества;
развивать работоспособность обучающихся;
3. Воспитательные:
воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки, умение подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели.
1.3. Планируемые результаты
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Предметные результаты:
- сформированы знания о лёгкой атлетике и её роли в укреплении здоровья;
- знает основы техники бега, прыжков и метаний;
- умеет вести наблюдение за своим физическим развитием.
Метапредметные результаты:
-определяет наиболее эффективные способы достижения результата;
- развиты двигательные навыки и основные физические качества;
- умеет объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Личностные результаты:
- умеет управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
- умеет оказывать помощь своим сверстникам.
1.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№ п/п
Название темы
теория
практика
всего
Формы аттестации и контроля
1.
Общие основы лёгкой атлетики,
ПП и ТБ .
1
1
Вводный, положения о соревнованиях
2.
Общефизическая подготовка
8
8
Тестирование.
3.
Специальная подготовка
4
4
Зачет,
4.
Техническая подготовка
3
3
Зачет,
.
Общее количество часов
1
15
16
содержание учебного плана
Теоретические сведения
Общие основы лёгкой атлетики
- Сведения об истории возникновения, развития лёгкой атлетики. Правила разминки;
- Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях лёгкой атлетикой;
- Правила пожарной безопасности, поведения в спортивном зале;
- Сведения о строении и функциях организма человека;
- Влияние физических упражнений на организм занимающихся;
- Гигиена, врачебный контроль на занятиях лёгкой атлетикой;
- Оборудование места занятий, инвентарь для занятий лёгкой атлетикой.
- Специальные упражнения бегуна, прыгуна, барьериста, метателя.
1.5. Форма аттестации и их периодичность
В начале проводится входное тестирование.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений (сдача контрольных нормативов) по завершению программы.
Для отслеживания результативности по программе предусмотрен текущий и итоговый контроль. Текущий контроль осуществляется в рамках проведения занятий в форме педагогического наблюдения, опроса, зачета.
Виды итогового контроля:
Входная диагностика для определения первоначального уровня физических данных.
Итоговая диагностика - для определения уровня освоения программы.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Методическое обеспечение
Формы организации занятий: групповые, по подгруппам, парные, индивидуальные.
- тренировочные занятия.
- беседы.
- комбинированные.
- соревновательные.
Методы и приемы организации учебно- воспитательного процесса
Словесный, объяснение, рассказ, беседа, практические задания, показ, упражнения в парах, тренировки, объяснения нового материала.
Педагогические технологии:
Информационная-коммуникационная технология. Проведения занятий с использованием программного обеспечения (компьютерной программы, мультимедийных презентаций) и других готовых образовательных ресурсов значительно расширяет возможность подачи необходимой информации, позволяет усилить мотивацию ребенка, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.
Технологи игрового обучения. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Результатом использования игровых приемов и ситуаций на занятиях у обучающихся наблюдается: расширение кругозора познавательной деятельности; формируются определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности; прослеживается воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Личностно-ориентированное обучение: Задача педагога: не передача знаний, умений и навыков, а организация такой образовательной среды, которая позволяет всем учащимся опираться на свой потенциал и соответствующую технологию обучения. В процессе занятий создается совместная образовательная деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию учащихся и развитие их личностных качеств.
Технология интегрированного обучения. Использование технологии интегрированного обучения повышает качество знаний, обучающихся; развивает интерес обучающихся к предметам; расширяет кругозор обучающихся; развивает творческие возможности обучающихся.
Здоровьесберегающие технологии.Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах занятия, поскольку предусматривает четкое чередование видов деятельности: показ, опрос, слушание, рассказ, ответы на вопросы, выполнение упражнений и т.д. Создаются условия рационального сочетания труда и отдыха обучающихся:
Строгая дозировка учебной нагрузки;
Построение занятий с учетом динамичности и работоспособности обучающихся;
Соблюдение гигиенических требований;
Благоприятный эмоциональный настрой.
Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей (психофизическая тренировка – элементы аутотренинга, настрой на урок; психогимнастика; алгоритмическая разминка)
Упражнения на снятие нервного напряжения у детей (массаж и самомассаж; дыхательная гимнастика;)
Упражнения на развитие эмоциональной сферы (упражнения на релаксацию; тренинг «Я могу, я умею», «Что получилось, что не получилось»)
Правила техники безопасности выполняются всеми участниками образовательного процесса - педагогом и учащимися. В течение учебного процесса педагог проводит серию инструктажей по темам:
Правила поведения на занятиях
Правила поведения на экскурсии
Правила дорожного движения
Правила поведения при проведении массовых праздников
Правила поведения на воде, в гололед.
Инструктажи проводятся в течение года и фиксируются в журнале учета работы творческого объединения. Во время освоения этих правил и норм поведения у учащихся формируется ценностное отношение к собственному здоровью, здоровому образу жизни.
2.2 Условия реализации программы
Материально технические условия реализации программы:
Основной учебной базой для проведения занятий является городской стадион.
спортивный инвентарь:
- Гимнастические скамейки;
- набивные мячи;
- гимнастические маты;
- гимнастические скакалки;
- мячи футбольные и волейбольные;
- резиновые эспандеры;
- секундомер;
- рулетка;
Информационные условия реализации программы:
http://www.fizkulturavshkole.ru/- методы и приемы на занятиях по физической культуре
http://fizkultura-na5.ru/- комплексы упражнений
http://fizkulturnica.ru/ - здоровьесбережения на занятиях лёгкой атлетикой
http://www.iron-health.ru/programmy-trenirovok/metodika-razvitiya-vzryvnoj-sily-nog.html- методика развития взрывной силы мышц нижних конечностей
электронные носители (кассеты, диски, флешкарты)
Дидактические материалы:
Журналы и справочники.
Конспекты занятий для педагога.
Для реализации программы необходимы кадровые ресурсы: педагог дополнительного образовании физкультурно-спортивной напрвленности.
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ Сдача контрольных нормативов.
Вводное. Тестирование
2
Групповая
2
Специальные беговые и прыжковые упражнения.
МУ ДО - ЦВР
Выполнение на оценку.
3
Групповая
2
Техника бега.
МУ ДО - ЦВР
Наблюдение.
4
Групповая
2
Прыжок в длину с места, с разбега.
МУ ДО - ЦВР
Опрос
5
Групповая
2
Развитие основных физических качеств.
МУ ДО - ЦВР
Наблюдение.
6
Групповая
2
Метания.
МУ ДО - ЦВР
Наблюдение, исправление ошибок.
7
Групповая
2
Развитие выносливости
Контроль времени.
8
Групповая
2
Итоговое занятие. Сдача контрольных нормативов.
Сдача контрольных нормативов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
Гужаловский А.А. Физическое воспитание школьников в критические периоды развития // Теория и практика физической культуры. -1977.
Зеличенко В.Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П. Легкая атлетика: Критерии отбора. - М.: Терра-спорт, 2000. - 240 с.
Ивочкин В.В. Нормативные требования и планирование многолетней подготовки юных бегунов на средние дистанции. - М.: ВНИИФК, 2003. -С.86-89.
Королев Г.И. Да здравствует ходьба! Энциклопедия ходьбы человека. - М.: Мир атлетов, 2003. - 417 с.
Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. - М.: Советский спорт, 2003.
Майфат С.П., Малафеева С.Н. Контроль за физической подготовленностью в юношеском возрасте. - Екатеринбург, 2003. - 131 с.
Никитушкин В.Г. Теория и методика юношеского спорта: учебник. – М.: Физическая культура, 2010. – 208с.
Попов В.Б., Суслов Ф.П., Германов Г.Н. Легкая атлетика для юношества. -М.:1999.
Типовой план-проспект учебной программы для ДЮСШ и СДЮШОР // Сборник официальных документов и материалов. - 2001. -№ 5. - С. 27-42.
ФГТ – Приказ Мин спорта России от 24.04.2013года № 220
Для обучающихся:
Красота и здоровье С. Розенцвейг, издательство «Физкультура и спорт»
Травин Ю.Г. Бегай на здоровье. - М.: Советский спорт, 1988. -48с (Физкультурная библиотека школьника)
ПЕРЕЧЕНЬ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
http://www.minsport.gov.ru/ - Министерство спорта Российской Федерации http://www.olympic.ru/ - Олимпийский Комитет России http://www.olympic.org/ - Международный Олимпийский Комитет http://www.iaaf.org/ - Международная ассоциация легкоатлетических федераций http://www.european-athletics.org/ - Европейская легкоатлетическая ассоциация http://www.rusathletics.com/ - Всероссийская федерация легкой атлетики