Просмотр содержимого документа
«конспект урока физкультуры 7 класс Тема: Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.»
Конспект урока физкультуры в 7 классе
Тема: Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.
Вид урока: методически-практический.
Тип урока: применение знаний и умений.
Цель урока: развитие личности, поддержание её целостности, опыта учащегося.
Задачи урока:
- Овладение обобщёнными способами познавательной деятельности.
- Развитие способов познания, творческого мышления, умения решать проблемы и задачи.
- Воспитание потребности к самостоятельным занятиям физической культурой.
Девиз урока: Со спортом дружить – здоровым быть.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие.
Вводная часть.
- Компьютеризация, мобильные телефоны, неправильное питание, экология, отсутствие физической нагрузки – наносит существенный вред нашему здоровью. Поэтому встала необходимость обратить внимание на своё здоровье.
Показ презентации
Анкетирование
- Предлагаю вам ответить на вопросы анкеты
1. Проводите вы за компьютером более 30 минут?
2. Знаете ли вы комплексы упражнений, снимающие усталость глаз, комплексы для дыхания?
3. Вы выполняете упражнения втечение всего дня.
4. Соблюдаете ли вы режим дня?
Для подведения итогов анкетирования учитель задаёт вопросы классу:
- Поднимите руки те, кто проводит за компьютером менее 30 минут?
- Кто из вас знает и применяет комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз?
- Кто считает себя здоровым?
Анкета показала, что большинство учащихся работают за компьютером более 30 минут, не знают и не применяют комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.
- Назовите тему нашего урока.
«Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз»
Основная часть.
1) Основные факторы, оказывающие вредное воздействие на детский организм.
- Основные факторы, оказывающие вредное воздействие на детский организм:
Нагрузка на глаза
Пожалуй, это самый главный фактор. Именно из-за нагрузки на зрение у ребенка за компьютером возникают головные боли и головокружение. Если работать за компьютером в течение длительного времени, зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения и возникновение глазных болезней. Ради справедливости стоит отметить: не только компьютер является причиной развития близорукости у ребенка. Огромную роль здесь играют наследственность, телевизор, чтение при плохом освещении и многие другие факторы.
Неправильная поза
Вторым по значимости вредным фактором работы за компьютером является стесненная поза. Во время работы нужно смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или мыши, что вынуждает человека принять определенное положение и не изменять его до конца сеанса. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет произвольно менять положение тела.
2. Знакомство с комплексами гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики.
- Ребята, при использовании данных упражнений вы научитесь снимать напряжение с глаз, увеличивать двигательную активность, вы поймёте и осознаете жизненно важную необходимость. Использование данных упражнений способствует развитию дыхательной системы и укреплению зрения.
Комплекс упражнений для снижения утомления глаз
Сидеть с закрытыми глазами, расслабив мышцы лица, 10—15 с.
Выполнить движение глазными яблоками; 1 — вправо — вверх; влево — вверх; вправо — вниз; влево — вниз; 18—20 с.
Закрыть глаза и выполнить самомассаж надбровных дуг и нижней части глазниц, делая пальцами легкие круговые поглаживающие движения от носа наружу 20—30 с. Затем посидеть спокойно с закрытыми глазами 10—15 с.
Сидеть с закрытыми глазами. Не открывая глаз, круговыми движениями глазными яблоками, по 2—3 раза в каждую сторону.
1 — с напряжением закрыть (зажмурить) глаза. 2 — раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 3—5 раз. Посидеть с закрытыми глазами 10—15 с.
Смотреть вдаль 2—3 с. 2 — перевести взгляд на кончик пальца, поставленного перед глазами на расстоянии 25—30 см, и смотреть на него 3—5 с. Повторить 10—12 раз.
Закрыть глаза и выполнить круговые движения глазными яблоками вправо и влево 15—20 с.
Закрыть глаза, подушечками трех пальцев каждой руки легко надавливать на верхнее веко 2—3 с. Затем снять пальцы с века и посидеть с закрытыми глазами 2—3 с. Повторить 3—4 раза.
- на вдохе посмотрите в правый верхний угол (приблизительно 45 градусов от вертикали) и, не задерживаясь, верните глаза в исходное положение. На следующем вдохе посмотрите в нижний левый угол и на выдохе верните глаза в исходное положение. После выполнения упражнения закройте глаза на несколько секунд. Повторить упражнения, начав с левого верхнего угла.
- Вдыхая, опустить глаза вниз и затем медленно поворачивать их по часовой стрелке, остановившись в самой верхней точке (на 12-ти часах). Не задерживаясь, начать выдох и продолжить поворот глаз по часовой стрелке вниз (до 6 часов). Для начала достаточно одного круга, постепенно можно довести их количество до трёх кругов (через две-три недели). При этом нужно, не задерживаясь после первого круга, сразу начать второй. Закрыть глаза на несколько минут после выполнения упражнения.
3. Повторение правил работы за компьютером.
Пользуйтесь высоким вертящимся стулом с удобной спинкой.
Располагайтесь удобно перед компьютером. Ноги должны быть согнуты под прямым углом.
Компьютер надо устанавливать так, чтобы на экран не падал прямой свет (прямой свет отсвечивается от экрана, что вызывает дополнительную нагрузку на глаза).
Оптимальное расположение при работе – боком к окну, желательно левым.
Помещения с компьютерами должны иметь естественное и искусственное освещение. Естественное освещение должно иметь коэффициент естественной освещенности не ниже 1,2 – 1,5%. Искусственное освещение в помещениях с компьютерами должно быть равномерным.
Располагайтесь за компьютером так, чтобы расстояние до дисплея было не менее 50 см. Монитор, клавиатура и корпус компьютера должны находиться прямо перед вами, а не сбоку! Пусть верхний край экрана будет на уровне глаз или чуть выше. При диагональном расположении монитора вам придется постоянно вертеться на стуле. От этого неизбежно пострадает осанка.
Шрифт на экране не должен быть слишком мелким, размытым или цветным, а фон – светлым: цветные шрифты и фон «плывут» и не дают отчетливого изображения: шрифт рекомендуется темный, фон – светлый. Не рекомендуется использовать в шрифтах и фоне зеленый, красный, желтый и оранжевый цвета, так как они не дают четкого изображения.
Мелкий шрифт вреден для глаз. Задайте масштаб изображения 120 – 150%.
Монитор должен находиться от вас на расстоянии 60 – 70 см и на 20° ниже уровня глаз.
Не забывайте время от времени моргать. Рекомендуется почаще моргать, при моргании вырабатывается защитный фактор – слеза.
Следите за осанкой: не сутультесь и сильно не наклоняйтесь к экрану, клавиатуре.
Регулярно протирайте экран специальным раствором.
Устраивайте глазам физкультурную паузу, делайте гимнастику. Короткие, но регулярные переменки гораздо эффективнее, чем долгие и беспорядочные. Во время перерыва лучше не находиться у монитора.
Для детей оптимальное время непрерывной работы на компьютере: для старшеклассников – 25 – 30 мин., для учеников 7 – 8-го классов – еще меньше: 15 – 20 мин., для детей младшего школьного возраста – не более 10 мин. После этого необходим перерыв на 10 мин. для разминки и гимнастики для глаз.
Разминка включает потягивания, вращение головой, наклоны туловища в разные стороны. Гимнастика для глаз предполагает круговые движения глазных яблок, смещение взгляда в разных направлениях, перевод взгляда с близких объектов вдаль, легкий массаж век.
Подведение итогов.
- Чему вы научились на уроке? Какие упражнения запомнили?
V. Домашнее задание
Разработать свой комплекс упражнений для глаз.
Рефлексия
- Кому интересно было работать на уроке?
- Какие упражнения понравились больше всего?
- Что вызвало затруднения?
В конце урока учащимся раздаются памятки «Золотые правила работы за компьютером»
Памятка «Золотые правила работы за компьютером»
Правило первое: перед работой за компьютером обязательно сделай разминку.
Правило второе: когда работаешь, сиди расслабленно.
Правило третье: чаще меняй позу, делай перерывы в работе.
В среднем, раз в 10 минут рекомендуется отвлечься от работы, сделать 1—2 упражнения — простых и привычных.
Правило четвертое: пальцы должны быть легкими и расслабленными.
Очень важно не допустить перегрузку суставов кистей рук. Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими. Правило пятое: закончил занятие — сделай разминку.
Правило шестое: при работе на компьютере необходимо постоянно заботиться о зрении.