Разработчик: М.А. Щербакова, преподаватель высшей квалификационной категории
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ 4
2. ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ 5
3. Комплекс упражнений для разминки 7
4. Изложение нового материала 11
5. Вопросы для закрепления знаний 16
6. Эталоны ответов на вопросы 16
7. Критерии оценок………………………………………………………………....16
8. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………17
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ
Вид занятия – практическое занятие
Продолжительность – 90 минут
Цели занятия:
Образовательные:
формировать знания о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека.
формировать знания об основах здорового образа жизни.
Развивающие:
формировать умения использовать физкультурно – оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Воспитательные:
воспитывать привычку вести здоровый образ жизни, работать в коллективе и команде.
Методы обучения:
Фронтальный
Групповой
Индивидуальный
Поточный
Место проведения: спортивный зал
Кол-во занимающихся: 16 студентов
Инвентарь: свисток
Мотивация и актуальность темы
Занятия физической культурой проводятся с целью укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, а также пропаганды здорового образа жизни. Этому способствует тот факт, что только физически хорошо подготовленный специалист может справиться со всем объёмом физических и психоэмоциональных нагрузок, характерных для выполнения медицинским работникам своих служебных обязанностей.
ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ
№
Наименование этапа
Время
Цель этапа
Деятельность
Оснащение
преподавателя
студентов
1
-2-
-3-
-4-
-5-
-6-
-7-
Организационный этап
1
Организация начала занятия, подготовка рабочего места студентов
Отмечает отсутствующих студентов в журнале
Студенты строятся в одну шеренгу. Физорг сдаёт раппорт
Журнал, спортивная форма
Мотивационный этап
1
Развитие интереса к новой теме
Объясняет студентам важность изучения данной темы
Слушают, задают вопросы
Методическая разработка занятия
Цели занятия
1
Установка приоритетов при изучении темы
Озвучивает цели занятия
Слушают
Методическая разработка занятия
Разминка
22
Постепенно и функционально подготовить организм к предстоящей работе
Инструктирует и контролирует выполнение упражнений, следит за правильностью их выполнения
Выполняют упражнения
Приложение 1
Изложение нового материала
20
Способствовать развитию формирования умения использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; воспитывать привычку вести здоровый образ жизни, работать в коллективе и команде
Излагает новый материал, демонстрирует технику танцевальных движений
Слушают, повторяют движения за преподавателем
Приложение 2
Выполнение упражнений для закрепления техники танцевальных движений
40
Закрепление выполнения техники танцевальных движений
Инструктирует и контролирует выполнение фаз техники танцевальных движений, обсуждает правильность выполнения техники движений
Выполняют фазы техники танцевальных движений
Методическая разработка занятия
Задания для внеаудиторной работы студентов
1
Участие в мероприятиях спортивно-оздоровительно-
го характера
-
Посещают различные формы внеаудиторных занятий в спортивных секциях, клубах (в колледже – секция по баскетболу, ОФП, вне колледжа – секция по волейболу, лыжам, легкой атлетике и т.д.)
-
Подведение итогов
4
Систематизация, закрепление материала, развитие эмоциональной устойчивости, объективности оценки своих действий, умения работать в группе
Оценивает работу группы в целом, индивидуально, мотивация оценки
Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении
Приложение 3
Приложение 1 Комплекс упражнений для разминки
Перестроения на месте:
Перестроения из одной шеренги в две. После предварительного расчета по два подается команда: "В две шеренги - Стройся!" Для обратного перестроения подаётся команда. В одну шеренгу - Стройся!" После команды все выполняется в обратной последовательности (рис. 1).
2 раза
По этой команде вторые номера делают левой ногой шаг назад, правой ногой, не приставляя её шаг вправо и, вставая в затылок первому, приставляют левую ногу.
2. Перестроение из одной шеренги и три. После предварительного расчета подаётся команда: "В три шеренги - Стройся! Для обратного перестроения подаётся команда: "В одну шеренгу - Стройся!". И все выполняется в обратной последовательности (рис. 2).
2 раза
По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой назад, не приставляя ногу, шаг левой в сторону и, приставляя правую, становятся в затылок вторым номерам. Третьи номера делают шаг левой вперёд, шаг правой в сторону и, приставляя левую, становятся впереди вторых номеров.
3.Перестроения из колонны по одному в колонны по два (три). После предварительного расчета подаётся команда: "В колонну по два (три) Стройся!"(рис. 3).
2 раза
Действия обучающихся при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроениях из одной шеренги в две, три
Общеразвивающие упражнения в движении:
а) ходьба на носках, руки на поясе;
0,5 круга
Спина прямая, смотреть в затылок друг друга, плечи развернуты назад. Поточный метод.
б) ходьба на пятках, руки за спиной;
0,5 круга
Соблюдение правильной осанки.
Соблюдение дистанции (вытянутой руки)
в) ходьба на внешнем своде стопы;
0,5 круга
Спина прямая
г) ходьба на внутреннем своде стопы;
0,5 круга
Руки на поясе, спина прямая
д) ходьба с перекатом с пятки на носок;
0,5 круга
Отталкиваться двумя ногами одновременно
е) руки вперед, в полуприседе;
0,5 круга
Восстанавливаем дыхание
ж) ходьба в полном приседе;
0,5 круга
Руки на колени, спина прямая
з) прыжки из полного приседа, с продвижением вперед.
0,5 круга
Отталкиваться двумя ногами, руки на колени
Ходьба, спортивная ходьба, медленный бег.
5 кругов
Соблюдать дистанцию вытянутой руки
Общеразвивающие упражнения на осанку:
1. И. п. - лечь на спину, опереться локтями о пол. Опираясь на затылок, локти и ягодицы, возможно больше прогнуться и возвратиться в исходное положение.
5-6 раз
Прогнуться в спине
2. И. п. – упор, сидя на пятках, «Волна» туловищем: согнув руки, прогнуться в грудном отделе позвоночника, затем, разгибая ноги и касаясь грудью пола, перейти в упор лежа. Возвратиться в исходное положение.
5-6 раз
Больше прогнуться в грудном отделе позвоночника
3. И.п. - встать на четвереньки. Выгнуть спину возможно выше кверху, втянув в себя живот, не отрывая ладони и колени от опоры. Медленно вернуться в исходное положение.
5-6 раз
Выгнуть спину
4. И. п. - то же, что и в упражнении 3. Прогнуть спину, опустив живот возможно больше книзу, руки при этом не сгибать, на пятки не садиться.
5-6 раз
Прогнуть спину, опустив живот возможно больше книзу
5. И. п. - ноги врозь. Прогибаясь назад, опуститься в мост.
2-3 раза раз
Прогнуться назад
Комплекс подводящих упражнений:
1. Приставные шаги вперед, в сторону и назад
2-3 раза
Носок оттянуть
2. Переменные шаги вперед, в сторону и назад
2-3 раза
Носок оттянуть
3. И. п.- правая вперед на носок, руки на пояс. Небольшой прыжок на левой ноге, слегка приподнимая правую над полом.
2-3 раза
Следить за вытянутым положением ноги
4. И. п. - то же. «И». Небольшой прыжок на левой ноге, правая вперед-вниз. 1 - 2. Шаг на правую ногу, левая сзади на носке. 3-4. Шаг назад на левую ногу, правая вперед на носок.
2-3раза
Смотреть вперёд, не наклоняться
5. И. п. - о. с, руки на пояс. Повторить упражнение «4», возвращаясь в и. п. на счете 3-4
2-3 раза
Носок оттягивать
6. И. п. - III позиция, правая впереди, руки на пояс. «И». Небольшой прыжок на левой, правая вперед-вниз. 1 - «и». Приставной шаг с правой ноги. 2. Шаг правой, левая нога сзади на носке. «И». Небольшой прыжок на правой ноге, левая нога вперед - вниз. 3- «и» - 4.
2-3 раза
Приложение 2 Изложение нового материала
Использование на занятиях физической культуры элементов народных танцев развивает координацию движений, воспитывает умение сохранять в движении красивую осанку и содействует поднятию эмоционального состояния занимающихся.
Танец назвали Полькой, так как его основной шаг дробился на полушаги (чешск. Pulka – половинка).
Обучающиеся стоят в шеренгах в шахматном порядке. Исходное положение: ноги в первой позиции, руки кладут на пояс.
Такт 1. Выдвинуть правую ногу на носок вперёд и вернуться в исходное положение.
Такт 2. Выдвинуть вперёд на носок левую ногу.
Такт 3 - 4. Сделать на глубоких полуприседаниях, разведя колени в стороны.
Такт 5 - 8. Повторить движение тактов 1 - 4.
Такт 9 - 10. Выдвинуть правую ногу на носок в сторону (движения повторить дважды).
Такт 11.Описать носком правой ноги полукруг вперёд в сторону - назад.
Такт 12.Описать носком правой ноги полукруг в обратном направлении (назад в сторону – вперёд).
Такт 13 - 16. Повторить движение тактов 9 - 12 левой ногой.
Такт 17 - 18. Подняться на высокие полупальцы, переводя руки в третью позицию, приподняв голову. Движение выполняется дважды.
Такт 19 - 20. Опускать руки в стороны в низ, одновременно встряхивая кистями рук, выполняя мелкие движения (одно встряхивание на восьмую долю).
Такт 21 - 28. Повторить движение тактов 1 - 8
(выдвижение ног на носок попеременно вперёд и два полуприседания).
Шаг польки - это переменный шаг, выполненный легкими прыжками. Различают шаги польки вперед, назад и с поворотом кругом.
Шаг польки вперед
Такт
Счет
Описание
«и»
небольшой подскок на левой ноге, правая нога вперед вниз
Шаг правой ногой, левая нога сзади на носок
«и»
приставить левую в Ш позицию сзади
Шаг правой ногой, левая нога сзади на носке
«и»
Небольшой подскок на правой ноге, левую вперед-вниз
1 – «и» -2- «и»
То же с другой ноги
Шаг польки назад
И.п. - Ш позиция, правая впереди руки на пояс
Такт
Счет
Описание движения
«и»
Небольшой подскок на правой ноге, левая нога назад - вниз
«и»
Приставной шаг с левой ноги назад
Шаг левой ногой назад, правая нога вперед на носок
«и» -2 - «и»
Повторить движения счета с правой ноги
Шаг польки с поворотом кругом
И.п. - Ш позиция, правая впереди руки на пояс.
Такт
Счет
Описание движения
“и”
Небольшой подскок на левой ноге, правая нога вправо книзу
«и»
Приставной шаг вправо
Шаг правой ногой вправо, левая нога в сторону на носок
«и»
Поворот направо кругом с небольшим подскоком, согнутую левую ногу скользящим движением разогнуть в сторону
1- «и» -2- «и»
Повторить с левой
Вопрос 1.
Какие двигательные качества развивают элементы народных танцев?
Вопрос 2.
Почему танец назвали Полькой?
Во время исполнения упражнения следует следить за осанкой; спина должна быть абсолютно прямая. Выполняя полуприседания, стараться разводить колени в стороны как можно шире. В такте 19, начиная встряхивать кистями, повернуть их тыльной стороной друг к другу, затем они поворачиваются вниз (встряхивать почти одним пальцем), движение непрерывное, руки одновременно опускаются через стороны вниз, затем кладутся на пояс в такте 21.
Вопрос 3.
Сколько тактов существует в Польке?
В польке назад приставные шаги выполняются шагом галопа (также, как и в польке вперед). Тело поворачивают в сторону одноименной ноги, делающей шаг назад, голова поворачивается в обратном направлении.
Игра
Для игры требуются булавы, мячи и обручи. Посередине зала чертится коридор шириной 1 м. По обе стороны от него на расстоянии 4-5 м лицом друг к другу строятся играющие. Одна шеренга -команда 1, другая -2. Перед каждой командой проводится черта. Посередине коридора в одну линию ставятся булавы или мячи (8 штук при 16 играющих) на расстоянии 0,5-1 м друг от друга.
Описание игры: по команде преподавателя играющие, взявшись за руки, выполняют следующие движения: четыре шага польки вперед и восемь подскоков назад. Движения повторяются до тех пор, пока не раздастся сигнал руководителя (свисток). Услышав сигнал, каждый должен схватить булаву и убежать за черту своей команды. Команда, набравшая большее количество булав, получает очко, после чего булавы ставятся на прежнее место. Игра повторяется 3 раза. Победитель определяется по наибольшему количеству очков. При наличии музыки сигналом для хватания булав служит ее прекращение.
Правила игры: 1) нельзя отталкивать играющих во время захвата булав; 2) нельзя хватать булавы до сигнала руководителя. Игроки, нарушившие правила, получают штрафное очко.
Приложение 3
Вопросы для закрепления знаний
Какие двигательные качества развивают элементы народных танцев?
Почему танец назвали Полькой?
Сколько тактов существует в Польке?
Эталоны ответов на вопросы
Использование на занятиях физической культуры элементов бальных и народных танцев развивает координацию движений.
Танец назвали Полькой, так как его основной шаг дробился на полушаги (чешск. Pulka – половинка).
В танце Полька существует 28 тактов.
Критерии оценки
«5» - двигательное действие выполнено правильно, четко, уверенно, свободно, точно соблюдены все технические требования; «4» - двигательное действие выполнено в соответствии с предъявляемыми требованиями, при этом допущено не более двух незначительных ошибок; «3» - двигательное действие выполнено в своей основе верно, но с одной значительной или более чем с тремя незначительными ошибками; «2» - при выполнении двигательного действия, допущена одна грубая ошибка и число других ошибок более трех.