Учебный предмет | Физическая культура, урок общей физической подготовки. |
Класс | 9 |
Тема урока | Прыжок в высоту с разбега способом перешагивания. Техника высокого старта и стартовый разгон с преследованием. Развитие выносливости. |
Тип урока | Игровой |
Цель урока | Совершенствование двигательных умений и навыков при выполнении прыжка в высоту способом перешагивания. |
Задачи урока | Воспитывать такие физические качества как быстрота, координация, выносливость. Совершенствовать технику выполнения прыжка в высоту, выносливость с помощью беговых упражнений. Воспитывать стремление через игру продемонстрировать навыки самоорганизации, взаимопомощи, формирования адекватной самооценки. Укреплять опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы. |
Технология построения урока (методы организации) | Фронтальная, игровая |
Используемые методы обучения | Вербальный, соревновательный, метод строго регламентированного упражнения, игровой. |
Используемые методы воспитания | Переменный метод. |
Основные термины, понятия | Контрольная отметка (ее выбор прыгуном), Стадия разбега, дуга разбега, ритм разбега, подготовка к отталкиванию, общий центр тяжести, перекат с пятки на всю стопу, стадия отталкивания, маховая нога, стадия полета (перехода через планку), стадия приземления, высокий старт. |
Необходимые качества | Четкая нервно-мышечная координация, гибкость, скоростно-силовые, быстрота, выносливость. |
Необходимая группа мышц | Икроножные мышц, четырехглавая мышца бедра, широчайшая мышца спины, прямая мышца живота, двуглавая мышца плеча, мышцы голеностопа, мышцы задней поверхности бедра, ахиллово сухожилие, дельтовидные мышцы. |
Цель деятельности учителя | Создать условия для развития координации движений, силы взрывного прыжка, выносливости |
Способ достижения цели урока | Решение частных задач |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: В совершенстве могут овладеть: умением применять технически грамотно базовые двигательные действия (прыжок в высоту, бег с ускорением); на уровне осознания объяснять технику выполнения базовых движений; находить ошибки и грамотно их исправлять. получат возможность продемонстрировать: навыки соблюдения требования техники безопасности; оказания посильной помощи при работе в команде, уровень освоения базовых двигательных действий в игре. Метапредметные: Познавательные – формируют способность понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; учатся отвечать на вопросы. Коммуникативные – овладевают способностью слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение Регулятивные– оценивают свои достижения на уроке. Личностные: формируют уважительное отношение к иному мнению, правилам игры, к соперникам и судьям, умение побеждать и проигрывать, уважая соперника; принятию и освоению социальной роли обучающегося; развивают мотив учебной деятельности и формируют личностный смысл учении. |
Место проведения занятия | Спортзал, спортивная площадка. |
Образовательные ресурсы | Прыжковая яма с песком, беговая дорожка 30 м, стойки и планка для прыжков в высоту, фишки, конусы, медали, эстафетная палочка. |
Этапы урока, дозировка, место проведения | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы взаимодействия | Универсальные учебные действия | Методические указания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Вводно-подготовительная часть. (12 мин.) |
1.Органи– зационный момент ( 3 мин.) Спортзал (30 с.) (30 с.) (1 мин) (1 мин) | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Построение. Сдача рапорта о готовности класса к занятию. 3. Копилка знаний (что уже знаем и умеем, что знаем, но не умеем и чему хотим научиться). 4.Постановка цели самими учащимися путем анализа проведенной работы в течение недели. (учащиеся знают, что каждый третий урок – игровой) | Проверяю готовность обучающихся к уроку (внешний вид, наличие спортивной обуви), 2.Озвучиваю тему и цель урока; Создаю эмоциональный настрой на игру Девиз дня: «Только в игре познаются сущность человека, его возможности и достижения». | Действия дежурного: - «Класс! Становись! Равняйся! Смирно! По порядку рассчитайся! Игра «К своему номеру» (каждый ученик, называя свой номер, бегом встает к номеру на площадке, соответствующему его порядковому. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 4 7 3 6 9 2 5 8 учитель И т.д. (деление на команды) Равнение на середину» Сдача рапорта о готовности класса к занятию. Учащиеся выполняют команды дежурного. Определяют для себя значимость решения поставленных задач, ставят цель, актуальную для них с учетом их способностей, развития, уже имеющихся ЗУН, 4. Предлагают правила дня. | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание научиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника | Майка заправлена в шорты, шнурки крепко завязаны, основная стойка. Четкий ответ. |
2. Актуализа- ция знаний (1 мин) спортзал | Беседа по теме «Соблюдение правил безопасности проведении игр и выполнении технических приемов» | «Учитывая условия, при которых будет осуществляться сегодняшний урок и требования к приобретению вами навыков для достижения поставленных целей, выделите необходимые правила сегодняшнего урока и требования к технике безопасности». Дополняю ответы учащихся. Обращаю внимание на необходимость быть очень внимательными и выполнение упражнения только по указаниям учителя. | «Внимательно слушать. Передвигаться по периметру согласно заданным целям и требованиям к игре. Не начинать выполнение задания без разрешения учителя. Не пересекать линию разбега во время готовности товарища к прыжку. Помнить о правилах спринтерского бега, уважать тех, кто рядом. Стараться научиться от сильнейшего максимуму. Слушают и отвечают на вопросы | Индивидуаль ная, фронтальная | Познавательные: общеучебные – выстраивают осознанное речевое высказывание в устной форме о соблюдении правил безопасного выполнения упражнений на уроке; логические – осуществляют поиск необходимой информации через увиденное и услышанное, усвоенное ранее. | Устные ответы должны быть лаконичны. |
3. Разминка (8 мин) Спортивная площадка 8 мин ( по 0,5 круга – 12 м) (по 1 кругу) | Игра «Самый точный» (приложение 1) О.Р.У. на месте Ходьба - , руки вверх. на носках; - руки за головой на пятках, - круговые движения руками назад, с наклоном головы влево-вправо перекатом стопы с пятки на носок; - руки за спиной в замке, локти отведены назад полуприседы; - ладони на лопатках, локти сведены вверху, повороты туловища на встречную ногу вправо, влево,; - подтягивание руками согнутого колена попеременно к груди; -выпады вперед с покачиванием на каждой ноге на 3 счета, на 4 смена ног прыжком; - согнутые в локтях руки вверх-вперед, 1-махи прямых ног вперед, локти назад, 2 - локти вперед, мах назад, 3-4 то же правой; - руки согнуты в локтях прыжки на одной ноге, попеременно; - «Ножницы» Руки работаю как при беге. Бег. Упражнения даются при движении игроков к фишкам - Семенящий бег - с захлестыванием голени назад; - С высоким подниманием бедра; - Со сменой ног в прыжке; -Выпрыгиванием вверх; - с ускорением. | Даю команды. Провожу разминку. Демонстрирую при необходимости. Обязательный показ проводился 3 урока назад | Выполняют упражнения Выполняют упражнения Выполняют упражнения Помогают и подсказывают друг другу в случае необходимости. Помнят, что их задача сработать на успех команды. | Фронтальная | Личностные: активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимопомощи и доброжелательности; проявляют трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Учащиеся дифференцируются по своим знаниям и умениям. Первая и вторая группа делаю 3, 2 шага назад к третьей команде Обращаю внимание на правильное дыхание во время выполнения всех видов двигательных действий для стимуляции развития сердечно-сосудистой системы, положение тела, Спины, рук, головы, подбородок приподнят, частоты работы ног и рук, амплитуду выполнения, угол поднимания коленей, стоп. |
Основная часть урока (25 мин) |
1.Комплексное решение задач (изучение, закрепление, совершенствование) Демонстрация выполнения заданий 2 мин. Беговая дорожка, Яма для прыжков 20 мин | Соревнования. Станция № 1 «Высокий старт и стартовый разгон с преследованием» на дорожке 100 м. Забег по 3 человека (Три команды самостоятельно распределяют силы для прохождения дистанции. Результаты фиксируются освобожденными от урока ребятами или группы СМГ и подготовительной.) Техника низкого старта обязательно учитывается судьями. «На старт!», «Внимание!», «Марш!». После прохождения дистанции все команды переходят на следующую станцию. Станция №2 «Прыжок в высоту способом перешагивания» (с каждой команды по человеку поочередно) 2 попытки у всех (одна пробная, одна на результат). Результаты фиксируются в протоколе. Станция №3 «Силовая» «Отжимание от скамейки за 10 сек.» Обязательное условие касание пластиковой бутылки грудью (необходимо услышать треск бутылки) | Объясняю и комментирую технику выполнения при необходимости, корректирую возможные ошибки. Формулирую задание. Назначаю ответственного за работу в группе. Каждый отвечает за результат работы своей группы Мною ведется протокол урока (приложение) Техника выполнения объясняется мною только в том случае, если назначенный ответственным за результат ученик не смог качественно объяснить ее своим товарищам при затруднении выполнения технического элемента или прыжка.
| Начинают хорошо подготовленные ученики, Каждый капитан команды отвечает за работу всех ребят в своей группе и качество выполняемых ими двигательных действий. Переход от станции к станции организованными группами.
Капитан выполняет первым, затем принимает упражнение на результат у членов своей команды. Судьи следят за правильным счетом и техникой выполнения. Если капитан команды не правильно считает или не заставляет своего товарища добиваться правильности выполнения упражнения, команде добавляется штрафной балл. После трех штрафных капитан лишается права исполнять свои обязанности и назначается исполняющий обязанности капитана. | Групповая Групповая Групповая поточная индивидуальная, Групповая посменная | Познавательные: Общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели логические – осуществляют поиск необходимой информации Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. Личностные: проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. Коммуникативные: умеют задавать вопросы; контролируют действия партнера; используют речь для регуляции своего действия; взаимодействуют со сверстниками в совместной деятельности. | Выполнение действий по инструкции. Осуществление самоконтроля по образцу Выполнение действий по инструкции. Осуществление самоконтроля по образцу Выполнение действий по инструкции. Осуществление самоконтроля по образцу |
2.Первичное осмысление и закрепление 3 мин Футбольная площадка | Проговариваются технические стороны выполняемых упражнений Игра «Перестрелка» (2 мин) средней подвижности Игра на внимание «Почтальон» (1 мин) низкой подвижности | Наблюдаю за выполнением правил игры учащимися Почтальона назначают капитаны в круг каждой команды встают по 1 соперники. Соперник должен перехватить письмо от отправителя. Если не успевает, значит очко присуждается команде. Если успевает, то из команды выходит тот, на ком это письмо перехвачено. Самый внимательный получает 0,5 балла к оценке за урок. | Стараются выполнять все требования и не стать осаленным. | Индивидуальная, фронтальная | Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в современной игровой деятельности. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя | Обращаю особое внимание не на скоростно-силовые качества и необходимость их развития. |
Заключительная часть 3 мин. |
1.Итоги урока. Рефлексия. 2 мин. спортзал | Обобщить полученные на уроке ЗУН. Проверка теоретического материала по теме «Олимпийские чемпионы по прыжкам в высоту» | Отмечаю особо отличившихся учеников, в том числе с позиции развития волевых качеств и выносливости (сделали больше, лучше, старались, проявили усердие в достижении цели). Спрашиваю самооценку сначала сильных учеников, затем остальных. Особое внимание подготовительной группе. | Самооценка Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Фронтальная | Личностные:понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные:прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
2. Домашнее задание 1 мин. спортзал | Подготовительная 1 группа «Комплекс упражнений на развитие скоростно-силовых качеств» 2.Группа «Комплекс упражнений на развитие взрывного прыжка» 3 группа «Комплекс упражнений на развитие координации» Подготовительная «Комплекс упражнения на профилактику плоскостопия Всем: выполнение комплекса упражнений, разученного на уроке. | Даю домашнее задание. Заранее подготовленные карточки, которые учащиеся вкладывают в дневник для подготовки домашнего задания | Вытягивают карточку с заданием | Индивидуальная | Личностные: понимать необходимость выполнения задания с целью дальнейшего обогащения знаниями и возможности к самосовершенствованию | Включить в самостоятельные занятия дома новый комплекс, подготоввить дневники самоконтроля к проверке. |
Приложение 1.
В каждой корзине одинаковое количество фишек. По окончании разминки, фишки считаются, определяются команды победители на каждом этапе.
Все участники игры встают в круг и берутся за руки. Водящий – внутри круга с закрытыми глазами. По команде ведущего, который касанием руки назначает отправителя, водящий открывает глаза. Пожатием руки рядом стоящего отправитель должен быстро передать письмо тому, рядом с которым стоит ведущий. После получения письма получатель должен поднять руку вверх.