Просмотр содержимого документа
«конспект урока эллективного курса по физкультуре »
Факультативное занятие по физической культуре в 10 классе
Тема урока: Самоконтроль при занятиях оздоровительной физкультурой.
Субъективные и объективные показатели воздействия на организм
физических упражнений.
Цель урока: Оценить степень воздействия физических упражнений на организм.
Провести функциональные пробы.
Ход урока.
Подготовительная часть.
Построение, рапорт, приветствие, перекличка. Сообщение задач урока.
Повторение пройденного материала ( опрос)
Причины применения массажа.
Виды массажа ( поглаживание, растирание, похлопывание)
Назвать основные БАТ на лице.
2.Основная часть ( объяснение нового материала)
Людям старшего поколения приходилось немного больше заниматься физическим трудом, чем нынешней молодежи. Да и развлечения раньше были другие: телевизоров и компьютеров не было, кино – как большой праздник. Значит, в свободное время - игры на воздухе. Во что только не играли тогда: казаки-разбойники, прятки, лапты, городки, бесконечные варианты игр в мяч на свежем воздухе.
К сожалению, ушли в прошлое почти все подвижные игры. Власть прочно захватил компьютер. Как утверждает медицинская статистика по использованию свободного времени старшеклассниками, некоторые подростки тратят у компьютеров по 15, 20 и даже 30 часов в неделю - 30 часов неподвижного сидения перед монитором.
Ученые определили, что при малой степени подвижности организма у людей, т.е. при гиподинамии ухудшается способность мышц сокращаться, изменяется химический состав белков, из костной ткани вымывается кальций и кости становятся рыхлыми. Но особенно это сказывается на кровеносных сосудах, сердце и нервной системе, страдают обменные процессы, стремительно увеличивается избыточная масса тела. Установлено, что при переходе ребенка из детского сада в школу его двигательная активность падает на 50%. В подростковом возрасте, при бурной перестройке организма, быстро увеличивающихся размерах тела сердце может отставать в росте, создаются предпосылки для нарушения приспособительных реакций сердечно-сосудистой системы. Они встречаются, правда, у тех подростков, которые мало и несистематично занимаются физкультурой.
Используя небольшой тест, попробуем определить здоровы ли мы физически?
(На каждый вопрос нужно выбрать только один вариант ответа).
Как часто вы занимаетесь физическими упражнениями? А) 4раза в неделю
Б) 2-3раза в неделю
В) один раз в неделю
Г) иногда
2. Какое расстояние вы проходите пешком за один день?
1. 4 километра
2. около 4 километров
3. менее 1,5 километров
4. 500 метров.
3. Отправляясь в школу или по другим делами
1. идете пешком
2.часть – пешком, часть-используя транспорт
3. всегда используете транспорт
4. Если перед вами стоит выбор – идти по лестнице или использовать лифт
1. поднимаетесь всегда по лестнице
2. поднимаетесь по лестнице, если в руках нет груза
3. иногда пользуетесь лестницей.
5. По выходным дням вы
1. несколько часов работаете дома или в саду
2. целый день в движении, но без физического труда
3. совершаете несколько коротких прогулок
4. читаете литературу, сидите за компьютером
(ключ: за ответ А-4очка, Б-3очка, В-2очка,Г-1очко. Если в сумме вы набрали менее 8очков – вы ленивы, физические упражнения вам просто необходимы, 8-12 очков – вам нужно больше заниматься физкультурой, 13-18 очков – вы активны и сохраняете физическую форму, более 18 очков- вы очень активны и вполне здоровы.)
Приучай себя с молодых лет к ходьбе! И ходи не просто, а ритмично! Начинай движение медленно, примерно с 60 шагов в минуту, а потом постепенно убыстряй ход. Сочетай ходьбу с дыхательной гимнастикой. Например: вдох на 4 шага, задержка дыхания на 4 шага.
Вот какие рецепты нам дают специалисты:
Постепенное наращивание нагрузки при ходьбе должно быть разбито на несколько этапов:
1-этап: идти спокойно (10минут), затем быстрее (10-15 минут), потом опять спокойная ходьба в течение 10 минут и успокаивающие упражнения. Повторять данные упражнения ежедневно в течение одной-двух недель.
2-этап: быстрая ходьба в течение 15-20 минут и в начале и в конце той же продолжительности медленная ходьба.
3-этап: быстрая ходьба до 1 часа.
Длительность каждого этапа 1-2 недели. После 2-3 месяцев такой тренировки ты сможешь без труда преодолевать 8-10 км.
Двигательную активность в течение суток измеряют в шагах. Так, юноша 15-16 лет должен делать 28500 шагов, а девушки на 5000 шагов меньше.
Проходит время и мы можем узнать каких успехов мы достигли. В этом нам поможет тест Купера:
Кол-во километров, преодоленных за 12 минут:
Результат Юноши Девушки
Очень плохо меньше 2,1 меньше 1,6
Плохо 2,1 - 2,2 1,6 – 1,9
Удовлетворительно 2,2 – 2,5 1,9 – 2,1
Хорошо 2,5 – 2,75 2,1 – 2,3
Отлично 2,75 – 3,0 2,3 – 2,4
Превосходно более 3,0 более 2,4
Только постоянная неудовлетворенность собой, требовательность к себе, стремление к более высоким достижениям рождают характер настоящего человека.
К чему стремиться? Практики установили довольно длинный перечень основных показателей физического развития.
Возьмем вес человека, выраженный в граммах, разделим его на рост. Если результат деления дает 350-450 – это норма. Если 500 и больше – человек обладает лишним весом. Если результат 300 – говорит об исхудании.
Измерим окружность грудной клетки и вычтем из полученного значения половину роста. Если окружность груди окажется меньше половины роста, значит грудная клетка развита слабо. Если же результат вычитания колеблется от 0 до 5см –развитие удовлетворительное. Если результат равен 5-12 см – развитие хорошее. Результат более 12 см – отличное развитие.
Из величины роста, выраженной в сантиметрах, отнять сумму цифр, показывающих вес и окружность груди. Если результат окажется менее 10 – телосложение очень крепкое, 16-2- - хорошее, 21-25 – среднее, 26-30 – слабое, более 30 – очень слабое.
Показатель силы кисти, мышц рук:
4-8 подтягиваний на перекладине – удовлетворительно
8-12 – хорошо
12 – отлично
15-12 сгибаний рук – удовлетворительно
20-30- хорошо
30-50 – отлично
Показатель силы брюшного пресса (из положения лежа на спине до положения сидя)
15-20 – удовлетворительно
20-25 – хорошо
Более 25 – отлично
3.Заключительная часть
Закрепление нового материала:
Как можно определить состояние физического развития человека?
Что такое самоконтроль и зачем его применяют?
Виды контроля за состоянием организма ( показатели)
Домашнее задание: Высчитать показатели состояния своего организма.