Разработчик: М.А. Щербакова, преподаватель I квалификационной категории
ОГЛАВЛЕНИЕ
Методический лист 4
Практические занятия № 3,4 «Эстафетный бег, приём и передача», «приём эстафетной палочки» 5
Контролирующий материал 10
Эталоны ответов 11
Список использованных источников: 12
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ
Вид занятия – практическое занятие
Продолжительность – 180 минут
Цели занятия:
Образовательные:
обучение технике эстафетного бега и приёму, передачи эстафетной палочки.
Развивающие:
развивать скоростные качества – скорость, быстроту бега, выносливость.
развивать двигательные способности за счет освоения разнообразных двигательных действий.
Воспитательные:
воспитывать у студентов сознательность и активность к занятиям.
Методы обучения:
Фронтальный
Групповой
Соревновательный
Место проведения: стадион
Кол-во занимающихся: 16 студентов
Инвентарь: эстафетные палочки, свисток.
Мотивация и актуальность темы
Занятия физической культурой проводятся с целью укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, а также пропаганды здорового образа жизни. Этому способствует тот факт, что только физически хорошо подготовленный специалист может справиться со всем объёмом физических и психоэмоциональных нагрузок, характерных для выполнения медицинским работникам своих служебных обязанностей.
Практические занятия № 3,4 «Эстафетный бег, приём и передача», «Приём эстафетной палочки»
Часть урока
Содержание
Дозировка
ОМУ (организационно-методические указания)
Подготовительная
25 минут
Построение;
Приветствие.
Сообщение задач урока;
Строевые приемы на месте.
Общеразвивающие упражнения:
а) ходьба на носках, руки на поясе;
б) ходьба на пятках, руки за спиной;
в) ходьба на внешнем своде стопы;
г) ходьба на внутреннем своде стопы;
д) ходьба с перекатом с пятки на носок;
е) руки вперед, в полуприседе;
ж) ходьба в полном приседе;
з) прыжки из полного приседа, с продвижением вперед.
Ходьба, спортивная ходьба, медленный бег.
Специально беговые упражнения:
По диагонали:
с высоким подниманием бедра;
с захлестыванием голени;
шаг подскока вверх, с одной ноги на другую;
семенящий бег;
бег с ускорением.
Спортивная ходьба, ходьба.
Восстановление дыхания.
Перестроение в две шеренги.
Общеразвивающие упражнения на месте (ОРУ):
махи руками;
круговые вращения руками;
наклоны туловища;
поворот туловища в стороны;
наклоны туловища вперед к ногам;
приседания на месте;
разминание стопы;
махи ногами;
2 мин.
Фронтальный метод
Рапорт физорга
Повороты выполнять через левое плечо, на пятке с приставлением другой ноги.
Команда: «Направо!». «Налево в обход шагом марш!».
Спина прямая, смотреть в затылок друг друга, плечи развернуты назад. Поточный метод.
Соблюдение правильной осанки.
Соблюдение дистанции (вытянутой руки).
Руки на колени, спина прямая.
0,5 круга
0,5 круга
20 сек.
20 сек.
0,5 круга
0,5 круга
20 сек.
20 сек.
5 мин.
2 мин.
Специальные беговые упражнения должны выполняться четко, правильно, без излишней спешки.
1 прямая
1 прямая
1 прямая
Обратить внимание на правильное отталкивание.
Обратить внимание на частоту и правильную постановку стопы
1 прямая
2 мин.
8 мин.
4-5 раз
Руки в локтях не сгибать.
4-5 раз
3-4 раза
Наклоны глубже
3-4 раза
4-6 раз
Ноги в коленях не сгибать, руками касаться пола.
25 раз
Пятки от пола не отрывать, руки вперед.
6-8 раз
Ноги в коленях прямые.
Основная
60 минут
Заключительная.
5 минут
Краткий рассказ о технике выполнения приема и передачи эстафетной палочки.
Сложность техники эстафетного бега заключается в том, что передача эстафетной палочки происходит на большой скорости в двадцатиметровой зоне, которая начинается за 10 м до конца одного этапа и на 10 м вперед от начала другого. Принимающий эстафету имеет право начинать разбег за 10 м до начала зоны передачи. Это позволяет совершить передачу эстафеты на более высокой скорости.
В самой популярной эстафете 4 Х 100 м передача происходит так. На первом этапе бег начинается на повороте дорожки с низкого старта. Стартующий студент держит эстафету в правой руке и бежит ближе к бровке. Студент на втором этапе стоит перед выходом на прямую дорожку, ближе к наружному краю своей дорожки, и принимает эстафету левой рукой. Затем он пробегает прямую 100 м по правой стороне своей дорожки и передает эстафету левой рукой в правую руку третьему студенту. Третий, бегущий по повороту дорожки, стоит на левой стороне своей дорожки и, как было сказано, принимает эстафету в правую руку. Четвертый принимает эстафету левой рукой и бежит по прямой части дорожки, по правой стороне ее. Способ передачи с перекладыванием принятой эстафеты из одной руки в другую — малоэффективен.
На 2-м, 3-м и 4-м этапах, чтобы получить эстафету на максимальной скорости и пробежать свой этап сходу, необходимо использовать зону разбега 10 м и зону передачи 20 м. Принимающий эстафету занимает положение, близкое к низкому старту, с опорой на одну руку. Другую руку отводит вверх - назад; взгляд устремлен назад под левое плечо на приближающегося бегуна.
Когда первому бегуну до зоны разбега второго остается 6—7 м, второй быстро начинает бег по правой стороне своей дорожки, стараясь развить максимальную скорость. За 2—3 шага до конца зоны первый передает эстафету второму на большой скорости на расстоянии 1—1,2 м, т. е. на длине, равной длине отведенной назад руки бегуна, принимающего эстафету, и вытянутой вперед руки бегуна, передающего ее (рис. 1).
Рис.1. Передача эстафеты.
С эстафетной палочкой у учащихся руки работают, как в спринте, а в момент передачи эстафеты передающий дает сигнал «Гоп». В это время принимающий эстафету, не снижая скорости бега, выпрямляет левую руку (бегуны второго и четвертого этапов) с опущенной и открытой кистью книзу. Затем передающий эстафету быстро вытягивает правую руку и движением снизу - вперед и слегка вверх вкладывает эстафету в кисть принимающего.
Желательно, чтобы в момент передачи учащиеся бежали в ногу — это создает условия для более ритмичной и удобной передачи эстафеты.
Демонстрация различных вариантов техники передачи эстафетной палочки.
Показ техники бега сбоку.
Имитация приема эстафетной палочки на месте (в парах) – в две шеренги.
По команде, студент с первой шеренги отводит левую руку назад с раскрытой ладонью, пальцы выпрямлены, большой палец в сторону. Передающий вытягивает вперед правую руку движением снизу-вверх, вкладывает эстафетную палочку в кисть принимающего. Меняются местами.
Передача и прием палочки партнеру в медленном беге на месте по сигналу передающего.
Принимающему не оглядываться при приёме палочки.
5. Старт с опорой на одну руку на повороте с эстафетной палочкой.
6. Старт с опорой на одну руку с виража напрямую.
7. Старт с опорой на одну руку с выбеганием, с прямой на вираж.
8. Старт по отдельной дорожке в момент достижения контрольной отметки.
9. Передача и приём палочки на максимальной скорости с учётом зоны передачи.
10.Круговая эстафета приема и передачи эстафетной палочки по этапам в пределах зоны с учётом времени.
Построение группы в одну шеренгу.
Устранение ошибок, подведение итогов.
Обратить внимание на быстрое наращивание скорости.
Бежать по внешней части дорожки.
Бежать по внутренней части дорожки.
Выполнять в полную силу, не оглядываясь.
Делать индивидуальную коррекцию техники в зависимости от места передачи палочки.
Смотреть за правильностью приёма и передачи палочки в пределах зоны. По времени, определяется место команд.
КОНТРОЛИРУЮЩИЙ МАТЕРИАЛ
Что такое здоровый образ жизни?
Что включает в себя здоровый образ жизни?
В каком году в России возникла лёгкая атлетика?
Какие упражнения входят в лёгкую атлетику?
Какие дистанции включает в себя гладкий бег?
Перечислить на какие фазы подразделяется бег на короткие дистанции?
Какие дистанции в (м) считаются короткими, средними, длинными?
Какие старты применяются в спринтерском беге?
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
Здоровый образ жизни – привычное выполнение человеком определенных правил повседневной жизни, способствующих приобретению и приумножению здоровья, а также высокого уровня учебно-трудовой деятельности.
Здоровый образ жизни включает:
нравственность;
регулярные физические упражнения;
правильное питание;
соблюдение гигиенических норм;
регулярный полноценный сон;
закаливание;
правильное сочетание труда и отдыха;
отсутствие вредных привычек;
проживание в экологически благоприятных условиях;
Основана в 1888 году.
Упражнения, входящие в легкую атлетику:
ходьба;
бег;
прыжки;
метания и составленные из этих видов многоборья;
Гладкий бег включает в себя:
Бег на короткие, средние, длинные, сверхдлинные дистанции;
бег на время.
Фазы короткой дистанции:
Старт;
стартовый разбег;
бег по дистанции;
финиширование.
Существуют дистанции:
короткие (от 30 до 400 м);
средние (от 500 до 2000 м);
длинные (от 3000 до 5000 м).
Старты в спринтерском беге:
средний (полунизкий);
низкий;
высокий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Ашмарин Б.А., Ю.А. Виноградов Ю.А. Теория и методика физического воспитания. [Текст] Учебник для студентов факультетов физической культуры педагогических институтов. / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов. - М.: Просвещение, 1910. - 287 с.
2.Жилкин А.И., Кузьмин В.С., Сидорчук Е.В. Легкая атлетика. [Текст] Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / А.И. Жилкин, В.С.Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - М.: «Академия», 2010. – 464 с.
3.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] Учебное пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: «Академия», 2011. – 480 с.