Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по адаптивной физической культуре на тему "Выполнение дыхательных упражнений: вдох, согреть руки, остудить воду". 1 класс»
Адаптивная физическая культура
Тема: Выполнение дыхательных упражнений: вдох, согреть руки, остудить воду.
Цель: Формирование у учащихся навыков правильного дыхания и саморегуляции через выполнение комплекса дыхательных упражнений.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить учащихся с основными принципами правильного дыхания.
Научить выполнять дыхательные упражнения, направленные на улучшение насыщения организма кислородом.
Сформировать представление о связи дыхания с состоянием организма (согревание, охлаждение).
Развивающие:
Развивать координацию движений и дыхания.
Способствовать развитию произвольного внимания и самоконтроля.
Улучшать работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к занятиям физкультурой и здоровому образу жизни.
Формировать положительное отношение к собственному телу и его возможностям.
Создавать атмосферу сотрудничества и взаимопомощи на уроке.
Планируемые результаты:
Предметные:
Учащиеся знают и умеют выполнять основные дыхательные упражнения.
Учащиеся понимают, как дыхание может влиять на ощущение температуры тела.
Учащиеся могут применять полученные навыки в повседневной жизни для улучшения самочувствия.
Метапредметные:
Регулятивные: Умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Познавательные: Умение находить и выделять необходимую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, строить простые логические рассуждения.
Коммуникативные: Умение слушать и понимать речь учителя и сверстников, высказывать свое мнение, работать в паре (при необходимости).
Личностные:
Формирование мотивации к здоровому образу жизни.
Развитие самостоятельности и ответственности за свое здоровье.
Повышение уверенности в себе.
Ход урока:
I. Организационный момент
Приветствие: Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку (наличие спортивной формы, хорошее самочувствие).
Создание позитивного настроя: Короткая разминка для глаз, пальцев рук, чтобы настроить на работу. Можно использовать короткую позитивную установку или стихотворение о здоровье.
Объявление темы и цели урока: Учитель в доступной форме объясняет, что сегодня на уроке они будут учиться правильно дышать, и как это может помочь им чувствовать себя лучше, например, согреться или охладиться.
II. Актуализация знаний и мотивация
Беседа:
" как вы думаете, зачем нам нужен воздух?" (Ответы детей: чтобы жить, дышать, двигаться).
"А как мы дышим? Что происходит, когда мы делаем вдох?" (Воздух попадает в легкие).
"А когда делаем выдох?" (Воздух выходит из легких).
"Бывает ли так, что вы чувствуете, что вам холодно? А как вы пытаетесь согреться?" (Тереть руки, прыгать, дышать глубже).
"А если вам жарко, что вы делаете?" (Пить воду, обмахиваться, дышать спокойно).
Проблемная ситуация: "Сегодня мы узнаем, как с помощью правильного дыхания можно научиться управлять своим самочувствием, например, согревать замерзшие руки или помогать себе успокоиться, когда становится жарко."
III. Изучение нового материала и освоение навыков
Объяснение принципов правильного дыхания:
Учитель объясняет, что правильное дыхание – это не только вдох и выдох, но и то, как мы это делаем. Важно дышать животом (диафрагмой), а не только грудью.
Демонстрация: Учитель показывает, как положить руку на живот и почувствовать, как он поднимается при вдохе и опускается при выдохе.
Упражнение "Надуй шарик": Учащиеся кладут руку на живот и выполняют глубокий вдох через нос, стараясь "надуть" живот, затем медленный выдох через рот. Повторить несколько раз.
Дыхательное упражнение "Согреть руки":
Объяснение: "Когда нам холодно, наши руки часто замерзают. Мы можем помочь им согреться с помощью специального дыхания. Мы будем делать глубокий, теплый выдох на свои ладошки."
Демонстрация: Учитель показывает, как сложить ладони вместе, сделать глубокий вдох, а затем медленно выдохнуть теплый воздух на сложенные ладони, как будто "грея" их.
Обсуждение: "Ребята, почувствовали ли вы тепло на своих ладонях? Как вы думаете, почему это произошло?" (Теплый воздух из легких).
Дыхательное упражнение "Остудить воду":
Объяснение: "Когда нам жарко, мы можем почувствовать себя лучше, если будем дышать так, будто хотим 'остудить' горячую воду. Это будет медленный, прохладный выдох через слегка приоткрытые губы."
Демонстрация: Учитель показывает, как сделать вдох через нос, а затем медленно выдохнуть через рот, как будто дуя на горячий чай или воду, чтобы его остудить. Губы слегка вытянуты вперед.
Игровой элемент: Можно провести короткую игру, где дети имитируют движения, связанные с дыханием. Например, "Ветер": дети делают глубокий вдох и на выдохе размахивают руками, как будто разгоняя ветер. Или "Цветок": вдох – тянутся вверх, как цветок, выдох – опускаются.
Связь с темой: Физкультминутка должна быть легкой и направленной на расслабление и закрепление ощущения правильного дыхания.
V. Закрепление изученного материала
Вопросы к учащимся:
"Какое упражнение помогает согреть руки?"
"Какое упражнение помогает охладиться или успокоиться?"
"Как называется дыхание, когда живот поднимается при вдохе?"
"Когда вы можете использовать эти упражнения в жизни?" (Перед сном, когда волнуетесь, когда холодно или жарко).
Практическое применение: Учитель предлагает представить ситуацию (например, "вы пришли с улицы, а руки замерзли") и попросить кого-то из учеников показать, как бы он выполнил упражнение для согревания рук.