ГБОУ СОШ №382 Красносельского района г. Санкт-Петербург
  Тема: «Использование упражнений спортивных единоборств на уроках физкультуры в разделе гимнастика. Самостраховка при падении».
  1. Совершенствовать навыки в выполнении техники страховки.  
  2. Содействовать развитию координационных способностей применительно к данным элементам акробатических упражнений.
  3. Способствовать воспитанию волевых качеств, трудолюбия, взаимопомощи.
  4.Содействовать усвоению учащимися знаний о прикладном и оздоровительном аспекте гимнастических упражнений.
  - овладение знаниями и умениями в области организации и выполнению упражнений, обеспечивающих функциональную готовность организма к выполнению самостраховок;
  - воспитание личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность к выполнению элементов акробатики.
  - овладение коммуникативными компетентностями в общении и сотрудничестве с учащимися и преподавателем в процессе образовательной деятельности.
  - умение работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;  
  - формирование первоначальных представлений о прикладном значении акробатических упражнений, возможности использования их в различных ситуациях.
  - приобретение опыта в организации занятий, выборе одежды и инвентаря, осуществлении контроля за выполнением упражнений, обеспечении безопасности в рамках различных условий.
  - формирование первоначальных представлений об оздоровительном, развивающем и воспитательном значении акробатических упражнений, и их влиянии на организм человека;
  - овладение самостраховкой при падениях, основными знаниями и умениями для их выполнения.
  В контексте избранной темы, это поэтапное освоение самостраховки при падении. Первоначально правильное положение тела изучается лежа, за тем сидя, и только потом, стоя. Использование упражнений спортивной борьбы значительно расширяет арсенал технических действий, что дает возможность глубже овладеть методом самостраховки. В процессе обучения могут быть использованы различные усложнения упражнений, например: группировка после толчка или падение с наклонной поверхности. Это, в свою очередь, позволяет применять изученный материал, не только на уроках гимнастики, но и в других ситуациях, где возможны падения, например во время подвижных игр, прыжков и т.д. Овладение учащимися навыками самостраховки, позволяет снизить уровень травматизма на уроках физкультуры.
        |  Части урока и их продолжительность |  Частные задачи к конкретным видам упражнений |  Содержание учебного материала |  Дозировка |  Организационно-методические указания | 
  | Вводно-подготовительная часть 12-13 минут |  Обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к уроку |  Организованный вход в зал в колонне по одному, с последующим построение учащихся в одну шеренгу. Выполнение команд: «ровняйсь», «смирно», приветсвие. |  25-30 сек. |  Построение в боковую шеренгу на левой боковой стороне спортивного зала, требование четкости выполнения команд. | 
  |  Создать целевую установку на достижение конкретных результатов на предстоящем занятии. Содействовать профилактике травматизма |   Сообщение задач урока учащимся с разъяснением правил техники безопасности при выполнении упражнении  
 |  25-30 сек. |  Огласить задачи, выделить значимость образовательной, оздоровительной и воспитательной задачи. Акцентировать внимание на необходимости соблюдений правил ТБ | 
  |  Организовать учащихся для выполнений упражнения в передвижении. Создать условия для общей разминки, включения организма в активную двигательную деятельность (упражнение № ) |  Перестроение в колонну по одному поворотом на месте и ходьба по периметру зала с размыканием – на дистанцию два шага. |  15-20 сек. |  Соблюдать технику безопасности при выполнении разминки: выполнении команды «в обход на лево, дистанция два шага, шагом марш!» | 
  |  Организовать учащихся для выполнений упражнения в передвижении. |  Движение по залу с выполнением заданий. |  1 мин. |  Акцентировать внимание учащихся на необходимость поддержания дистанции, на правильность положения тела (осанки) во время выполнения упражнения. Обращать внимание учащихся на своевременность выполнения команд | 
  |  Упр. 1 Ходьба по залу с сохранением правильной осанки |  0,5 кр. | 
  |  Упр. 2 Ходьба на носках с движением прямых рук в стороны, вверх, вниз |  0,5 кр. | 
  |  Упр. 3 Ходьба на пятках, руки за голову |  0,5 кр. | 
  |  Упр. 4 Ходьба в положении «полуприсед» |  0,5 кр. | 
  |  Упр. 5 Ходьба в положении «присед» |  0,5 кр. | 
  |  Активизировать функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма |  Бег, беговые упражнения |  1 мин. |  Обратить внимание учащихся на технику выполнения беговых упражнений. Упражнения выполнять в умеренном темпе, дистанция 2 шага. | 
  |  Упр. 1 Бег по кругу в среднем темпе |  0,5 кр | 
  |  Упр. 2 Бег боком |  0,5 кр | 
  |  Упр. 3 Бег спиной вперед |  0,5 кр | 
  |  Упр. 4 Передвижение приставным шагом |  0,5 кр | 
  |  Упр. 5 Бег с высоким подниманием бедра |  0,5 кр | 
  |  Упр. 6 Бег с захлестом голени |  0,5 кр | 
  |  Содействовать нормализации ритма дыхания и ЧСС |  Упражнение на восстановление дыхания во время передвижения шагом |  30-40 сек. |  По команде учителя: «По ходу движения шагом, восстанавливаем дыхание. На два счета руки через стороны вверх – вдох, на два счета руки через стороны вниз - выдох». Обратить внимание учащихся на ритм дыхания | 
  |  Обеспечить функциональную готовность организма к дальнейшим нагрузкам. |  Общеразвивающие упражнения (в движении по кругу): |  3 мин. |  Упражнение выполнять под счет учителя. ОРУ строить с соблюдением методических правил разминки: Группы мышц (шеи, рук, плечевого пояса, туловища, ног) | 
  |  Упр. 1 Вращение головой в правую и левую стороны | 5 раз*2 | 
  |  Упр. 2 Вращение кистей рук, пальцы сцеплены в замок | 8 раз | 
  |  Упр. 3 Прямые руки над головой, пальцы сцеплены в замок, движение вперед-назад с малой амплитудой | 8 раз | 
  |  Упр. 4 Вращение прямыми руками вперед и назад. | 5 раз*2 | 
  |  Упр. 5 Развороты корпуса влево и вправо под шаги разноименной ногой. | 8 раз | 
  |  Упр. 6 Вращение корпусом вправо и влево, руки на поясе |  5 раз*2 | 
  |  Организовать учащихся для выполнения общеразвивающх упражнений с партнером |  Перестроение в колонну по два человека |  30-40 сек. |  Выполнить перестроение по команде учителя. Обратить внимание учащихся на дистанцию и размыкание | 
  |  Содействовать улучшению эластичности мышц и подвижности суставов. |  Упражнения с партнером |  4 мин. |  Обратить внимание учащихся на растягивающий эффект упражнений, на взаимодействие с партнером, правильность выполнения движений. | 
  |  Упр. 1 И.П. Партнеры стоят лицом друг к другу. По команде кладут руки друг другу на плечи, Наклоняются вперед и выполняют амплитудные движение вверх-вниз. | 4-6 раз | 
  |  Упр2 И.П. Партнеры стоят лицом друг к другу, взявшись за руки. По команде разворачиваются сначала вправую, а потом влевую стороны и выполняют движения для растяжки боковых частей корпуса | 4-6 раз | 
  |  Упр. 3 И.П. Партнеры стоят спина к спине, подняв руки вверх, держась за руки. По команде выполняют развороты корпуса вправо и влево, одновременно выполняя махи руками | 4-6 раз | 
  |  Упр. 4 И.П. Партнеры стоят спина к спине, сцепившись руками в локтевых суставах. По команде поочередно наклоняясь вперед, взваливают партнера на спину | 4-6 раз | 
  |  Упр. 5 И.П. Партнеры стоят спина к спине. По команде наклоняются пропуская руки между ног, тянут друг друга поочередно. | 4-6 раз | 
  | Основная часть 25 мин. |  Организовать учащихся для прослушивания инструкций учителя и показа упражнений |  Упражнения для самостраховки при падении: демонстрация учителем упражнений и объяснения их назначения, правильности выполнения. |  3 мин |  Предварительно перестроить учащихся у гимнастических матов, обратить внимание на технику безопасности. | 
  |  Сформировать умение при выполнении самостраховки во время падения на спину |  Самостраховка при падении на спину |  5-6 мин. |  Обратить внимание учащихся на правильное выполнение группировки, хлопка ладонями при самостраховке, положением головы при кувырке назад через плечо. На правила ТБ при выполнении упражнений. | 
  |  Упр. 1 И.П. Сидя на корточках, колени прижаты к груди, локти к корпусу, голова наклонена вперед (положение группировки). По команде учителя перекатится на спину, и выполнить перекат вперед-назад. |  4-6 раз | 
  |  Упр. 2 И. П. Лежа на спине, руки расположены под углом 45-50 градусов к телу, ладонями вниз. По команде учителя выполняются страховочные хлопки ладонями по матам. |  4-6 раз | 
  |  Упр. 3 И.П. Сидя на корточках спиной к мату. По команде учителя перекат на спину, в положении группировки и страховочный хлопок ладонями о мат. |  4-6 раз | 
  |  Упр. 4 И.П. Сидя на корточках спиной к мату. По команде учителя выполняется страховочный кувырок назад через плечо. |  4-6 раз | 
  |  Упр. 5 И.П. Сидя на корточках спиной к мату. По команде учителя выполняется перекат на спину, страховочный хлопок ладонями о мат, с последующим кувырком назад через плечо |  4-6 раз | 
  |  Сформировать умение при выполнении самостраховки во время падения на бок |  Самостраховка при падении на бок |  5-6 мин. |  Обратить внимание учащихся на правильное выполнение группировки при падении на бок, хлопка ладонью при самостраховке, переката с одного бока на другой. На правила ТБ при выполнении упражнений. | 
  |  Упр. 1 И.П. Сидя на корточках боком к мату. По команде учителя выполняется падение перекатом на бок на левую и правую сторону. |  4-6 раз | 
  |  Упр. 2 И.П. Лежа на правом (левом) боку правая (левая) рука 45-50 градусов по отношении к корпусу. Выполнить хлопки ладонями по мату. |  4-6 раз | 
  |  Упр. 3. И.П. Сидя на корточках левым (правым) боком к матам. По команде учителя перекатится на правый (левый) бок с одновременным страховочным хлопком о мат. |  4-6 раз | 
  |  Упр. 4. И.П. Сидя на корточках левым (правым) боком к матам. По команде учителя перекатится через спину с одного бока на другой. |  4-6 раз | 
  |  Сформировать умение при выполнении самостраховки во время падения вперед |  Самостраховка при падении вперед |  5-6 мин. 
 |  Обратить внимание учащихся на правильное выполнение конечной фазы падения вперед, (положение предплечий), страховочного кувырка вперед, через плече. На правила ТБ при выполнении упражнений. | 
  |  Упр. 1 И.П. Лежа на животе тело упирается на предплечья и пальцы ног. Изучить конечную фазу падения вперед. | 4-6 раз | 
  |  Упр. 2 И.П. Сидя на корточках лицом к мату. По команде учителя выполняется падение вперед с разгибанием тела и конечностей в исходное положение, см упр. 1 |  4-6 раз | 
  |  Упр. 3 И.П. Сидя на корточках лицом к мату. По команде учителя выполняется страховочный кувырок вперед, через плече. |  4-6 раз | 
  |  Организовать учащихся для выполнения упражнений по самостраховке при падении через препятствие  
 |  Перестроение в колонну по одному, для последовательного выполнения упражнений по самостраховке при падении через препятствие. Построить искусственное препятствие. |  30-40 сек. |  Предварительно перестроить учащихся, объяснить алгоритм выполнения упражнений, правила ТБ. | 
  |  Сформировать умение группироваться при выполнении самостраховки во время падений вперед, назад и в бок, через препятствие. |  Совершенствование самостраховки при падении, используя искусственные препятствия (из матов и скамейки) |  5-6 мин. |  Обратить внимание учащихся на соблюдение дистанции, последовательность выполнения упражнений, действия по команде учителя | 
  |  Упр. 1 Боковой перекат через препятствие |  4-6 раз | 
  |  Упр. 2 Падение на спину (из положения сидя на припятствии) с последующим страховочным кувырком назад через плечо. |  4-6 раз | 
  |  Упр. 3 Переползание через препятствие с последующим страховочным кувырком вперед через плечо. |  4-6 раз | 
  |  Заключительная часть 7 – 8 мин 
 |  Снять напряжение, создать позитивный эмоциональный фон |  Игра «Веселая рыбалка», заключается в том, что бы быстро присесть или подпрыгнуть, во время вращения учителем веревочки с мячиком на конце. |  3 мин. |  По команде учителя встать в круг. Своевременно выполнять правильные действия. Тот кого заденет мячик покидает игру. | 
  |  Стимулировать учащихся к самоанализу, результативности собственных действий на уроке |  17. Рефлексия.   |  2 мин. |  Учитель предлагает ответить на вопросы: «Кто считает что он освоил упражнения, а кто нет?», «Какие элементы заданий вызвали затруднения при выполнении?» | 
  |  Самостоятельное выполнение физических упражнений для укрепления здоровья и повышение уровня физических возможностей. |  Подведение итогов урока |  2 мин. |  По сигналу учителя выполняется построение в одну шеренгу. Учитель задает домашнее задание.   | 
  |  Обеспечить организованное окончание урока |  19. Организованный уход из зала в колонне по 2 человека |  30 сек. |  По команде учителя, учащиеся организованно выходят из зала |