ГБОУ СОШ №382 Красносельского района г. Санкт-Петербург
Тема: «Использование упражнений спортивных единоборств на уроках физкультуры в разделе гимнастика. Самостраховка при падении».
1. Совершенствовать навыки в выполнении техники страховки.
2. Содействовать развитию координационных способностей применительно к данным элементам акробатических упражнений.
3. Способствовать воспитанию волевых качеств, трудолюбия, взаимопомощи.
4.Содействовать усвоению учащимися знаний о прикладном и оздоровительном аспекте гимнастических упражнений.
- овладение знаниями и умениями в области организации и выполнению упражнений, обеспечивающих функциональную готовность организма к выполнению самостраховок;
- воспитание личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность к выполнению элементов акробатики.
- овладение коммуникативными компетентностями в общении и сотрудничестве с учащимися и преподавателем в процессе образовательной деятельности.
- умение работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование первоначальных представлений о прикладном значении акробатических упражнений, возможности использования их в различных ситуациях.
- приобретение опыта в организации занятий, выборе одежды и инвентаря, осуществлении контроля за выполнением упражнений, обеспечении безопасности в рамках различных условий.
- формирование первоначальных представлений об оздоровительном, развивающем и воспитательном значении акробатических упражнений, и их влиянии на организм человека;
- овладение самостраховкой при падениях, основными знаниями и умениями для их выполнения.
В контексте избранной темы, это поэтапное освоение самостраховки при падении. Первоначально правильное положение тела изучается лежа, за тем сидя, и только потом, стоя. Использование упражнений спортивной борьбы значительно расширяет арсенал технических действий, что дает возможность глубже овладеть методом самостраховки. В процессе обучения могут быть использованы различные усложнения упражнений, например: группировка после толчка или падение с наклонной поверхности. Это, в свою очередь, позволяет применять изученный материал, не только на уроках гимнастики, но и в других ситуациях, где возможны падения, например во время подвижных игр, прыжков и т.д. Овладение учащимися навыками самостраховки, позволяет снизить уровень травматизма на уроках физкультуры.
Части урока и их продолжительность | Частные задачи к конкретным видам упражнений | Содержание учебного материала | Дозировка | Организационно-методические указания |
Вводно-подготовительная часть 12-13 минут | Обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к уроку | Организованный вход в зал в колонне по одному, с последующим построение учащихся в одну шеренгу. Выполнение команд: «ровняйсь», «смирно», приветсвие. | 25-30 сек. | Построение в боковую шеренгу на левой боковой стороне спортивного зала, требование четкости выполнения команд. |
Создать целевую установку на достижение конкретных результатов на предстоящем занятии. Содействовать профилактике травматизма | Сообщение задач урока учащимся с разъяснением правил техники безопасности при выполнении упражнении | 25-30 сек. | Огласить задачи, выделить значимость образовательной, оздоровительной и воспитательной задачи. Акцентировать внимание на необходимости соблюдений правил ТБ |
Организовать учащихся для выполнений упражнения в передвижении. Создать условия для общей разминки, включения организма в активную двигательную деятельность (упражнение № ) | Перестроение в колонну по одному поворотом на месте и ходьба по периметру зала с размыканием – на дистанцию два шага. | 15-20 сек. | Соблюдать технику безопасности при выполнении разминки: выполнении команды «в обход на лево, дистанция два шага, шагом марш!» |
Организовать учащихся для выполнений упражнения в передвижении. | Движение по залу с выполнением заданий. | 1 мин. | Акцентировать внимание учащихся на необходимость поддержания дистанции, на правильность положения тела (осанки) во время выполнения упражнения. Обращать внимание учащихся на своевременность выполнения команд |
Упр. 1 Ходьба по залу с сохранением правильной осанки | 0,5 кр. |
Упр. 2 Ходьба на носках с движением прямых рук в стороны, вверх, вниз | 0,5 кр. |
Упр. 3 Ходьба на пятках, руки за голову | 0,5 кр. |
Упр. 4 Ходьба в положении «полуприсед» | 0,5 кр. |
Упр. 5 Ходьба в положении «присед» | 0,5 кр. |
Активизировать функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма | Бег, беговые упражнения | 1 мин. | Обратить внимание учащихся на технику выполнения беговых упражнений. Упражнения выполнять в умеренном темпе, дистанция 2 шага. |
Упр. 1 Бег по кругу в среднем темпе | 0,5 кр |
Упр. 2 Бег боком | 0,5 кр |
Упр. 3 Бег спиной вперед | 0,5 кр |
Упр. 4 Передвижение приставным шагом | 0,5 кр |
Упр. 5 Бег с высоким подниманием бедра | 0,5 кр |
Упр. 6 Бег с захлестом голени | 0,5 кр |
Содействовать нормализации ритма дыхания и ЧСС | Упражнение на восстановление дыхания во время передвижения шагом | 30-40 сек. | По команде учителя: «По ходу движения шагом, восстанавливаем дыхание. На два счета руки через стороны вверх – вдох, на два счета руки через стороны вниз - выдох». Обратить внимание учащихся на ритм дыхания |
Обеспечить функциональную готовность организма к дальнейшим нагрузкам. | Общеразвивающие упражнения (в движении по кругу): | 3 мин. | Упражнение выполнять под счет учителя. ОРУ строить с соблюдением методических правил разминки: Группы мышц (шеи, рук, плечевого пояса, туловища, ног) |
Упр. 1 Вращение головой в правую и левую стороны | 5 раз*2 |
Упр. 2 Вращение кистей рук, пальцы сцеплены в замок | 8 раз |
Упр. 3 Прямые руки над головой, пальцы сцеплены в замок, движение вперед-назад с малой амплитудой | 8 раз |
Упр. 4 Вращение прямыми руками вперед и назад. | 5 раз*2 |
Упр. 5 Развороты корпуса влево и вправо под шаги разноименной ногой. | 8 раз |
Упр. 6 Вращение корпусом вправо и влево, руки на поясе | 5 раз*2 |
Организовать учащихся для выполнения общеразвивающх упражнений с партнером | Перестроение в колонну по два человека | 30-40 сек. | Выполнить перестроение по команде учителя. Обратить внимание учащихся на дистанцию и размыкание |
Содействовать улучшению эластичности мышц и подвижности суставов. | Упражнения с партнером | 4 мин. | Обратить внимание учащихся на растягивающий эффект упражнений, на взаимодействие с партнером, правильность выполнения движений. |
Упр. 1 И.П. Партнеры стоят лицом друг к другу. По команде кладут руки друг другу на плечи, Наклоняются вперед и выполняют амплитудные движение вверх-вниз. | 4-6 раз |
Упр2 И.П. Партнеры стоят лицом друг к другу, взявшись за руки. По команде разворачиваются сначала вправую, а потом влевую стороны и выполняют движения для растяжки боковых частей корпуса | 4-6 раз |
Упр. 3 И.П. Партнеры стоят спина к спине, подняв руки вверх, держась за руки. По команде выполняют развороты корпуса вправо и влево, одновременно выполняя махи руками | 4-6 раз |
Упр. 4 И.П. Партнеры стоят спина к спине, сцепившись руками в локтевых суставах. По команде поочередно наклоняясь вперед, взваливают партнера на спину | 4-6 раз |
Упр. 5 И.П. Партнеры стоят спина к спине. По команде наклоняются пропуская руки между ног, тянут друг друга поочередно. | 4-6 раз |
Основная часть 25 мин. | Организовать учащихся для прослушивания инструкций учителя и показа упражнений | Упражнения для самостраховки при падении: демонстрация учителем упражнений и объяснения их назначения, правильности выполнения. | 3 мин | Предварительно перестроить учащихся у гимнастических матов, обратить внимание на технику безопасности. |
Сформировать умение при выполнении самостраховки во время падения на спину | Самостраховка при падении на спину | 5-6 мин. | Обратить внимание учащихся на правильное выполнение группировки, хлопка ладонями при самостраховке, положением головы при кувырке назад через плечо. На правила ТБ при выполнении упражнений. |
Упр. 1 И.П. Сидя на корточках, колени прижаты к груди, локти к корпусу, голова наклонена вперед (положение группировки). По команде учителя перекатится на спину, и выполнить перекат вперед-назад. | 4-6 раз |
Упр. 2 И. П. Лежа на спине, руки расположены под углом 45-50 градусов к телу, ладонями вниз. По команде учителя выполняются страховочные хлопки ладонями по матам. | 4-6 раз |
Упр. 3 И.П. Сидя на корточках спиной к мату. По команде учителя перекат на спину, в положении группировки и страховочный хлопок ладонями о мат. | 4-6 раз |
Упр. 4 И.П. Сидя на корточках спиной к мату. По команде учителя выполняется страховочный кувырок назад через плечо. | 4-6 раз |
Упр. 5 И.П. Сидя на корточках спиной к мату. По команде учителя выполняется перекат на спину, страховочный хлопок ладонями о мат, с последующим кувырком назад через плечо | 4-6 раз |
Сформировать умение при выполнении самостраховки во время падения на бок | Самостраховка при падении на бок | 5-6 мин. | Обратить внимание учащихся на правильное выполнение группировки при падении на бок, хлопка ладонью при самостраховке, переката с одного бока на другой. На правила ТБ при выполнении упражнений. |
Упр. 1 И.П. Сидя на корточках боком к мату. По команде учителя выполняется падение перекатом на бок на левую и правую сторону. | 4-6 раз |
Упр. 2 И.П. Лежа на правом (левом) боку правая (левая) рука 45-50 градусов по отношении к корпусу. Выполнить хлопки ладонями по мату. | 4-6 раз |
Упр. 3. И.П. Сидя на корточках левым (правым) боком к матам. По команде учителя перекатится на правый (левый) бок с одновременным страховочным хлопком о мат. | 4-6 раз |
Упр. 4. И.П. Сидя на корточках левым (правым) боком к матам. По команде учителя перекатится через спину с одного бока на другой. | 4-6 раз |
Сформировать умение при выполнении самостраховки во время падения вперед | Самостраховка при падении вперед | 5-6 мин. | Обратить внимание учащихся на правильное выполнение конечной фазы падения вперед, (положение предплечий), страховочного кувырка вперед, через плече. На правила ТБ при выполнении упражнений. |
Упр. 1 И.П. Лежа на животе тело упирается на предплечья и пальцы ног. Изучить конечную фазу падения вперед. | 4-6 раз |
Упр. 2 И.П. Сидя на корточках лицом к мату. По команде учителя выполняется падение вперед с разгибанием тела и конечностей в исходное положение, см упр. 1 | 4-6 раз |
Упр. 3 И.П. Сидя на корточках лицом к мату. По команде учителя выполняется страховочный кувырок вперед, через плече. | 4-6 раз |
Организовать учащихся для выполнения упражнений по самостраховке при падении через препятствие | Перестроение в колонну по одному, для последовательного выполнения упражнений по самостраховке при падении через препятствие. Построить искусственное препятствие. | 30-40 сек. | Предварительно перестроить учащихся, объяснить алгоритм выполнения упражнений, правила ТБ. |
Сформировать умение группироваться при выполнении самостраховки во время падений вперед, назад и в бок, через препятствие. | Совершенствование самостраховки при падении, используя искусственные препятствия (из матов и скамейки) | 5-6 мин. | Обратить внимание учащихся на соблюдение дистанции, последовательность выполнения упражнений, действия по команде учителя |
Упр. 1 Боковой перекат через препятствие | 4-6 раз |
Упр. 2 Падение на спину (из положения сидя на припятствии) с последующим страховочным кувырком назад через плечо. | 4-6 раз |
Упр. 3 Переползание через препятствие с последующим страховочным кувырком вперед через плечо. | 4-6 раз |
Заключительная часть 7 – 8 мин | Снять напряжение, создать позитивный эмоциональный фон | Игра «Веселая рыбалка», заключается в том, что бы быстро присесть или подпрыгнуть, во время вращения учителем веревочки с мячиком на конце. | 3 мин. | По команде учителя встать в круг. Своевременно выполнять правильные действия. Тот кого заденет мячик покидает игру. |
Стимулировать учащихся к самоанализу, результативности собственных действий на уроке | 17. Рефлексия. | 2 мин. | Учитель предлагает ответить на вопросы: «Кто считает что он освоил упражнения, а кто нет?», «Какие элементы заданий вызвали затруднения при выполнении?» |
Самостоятельное выполнение физических упражнений для укрепления здоровья и повышение уровня физических возможностей. | Подведение итогов урока | 2 мин. | По сигналу учителя выполняется построение в одну шеренгу. Учитель задает домашнее задание. |
Обеспечить организованное окончание урока | 19. Организованный уход из зала в колонне по 2 человека | 30 сек. | По команде учителя, учащиеся организованно выходят из зала |