Интегрированное занятие логопеда и инструктора по физическому воспитанию по лексической теме «осень».
«Путешествие в осенний лес».
Цель: 1. Коррекция речевого развития детей с помощью речевых и
спортивных игр.
2. С помощью игр и упражнений воспитывать интерес к физическим
занятиям и спорту;
Задачи: 1 Актуализация и активизация словаря по теме осень;
2 Развитие артикуляционной мелкой и общей моторики;
3 Совершенствование грамматического строя;
4 Закрепление звукопроизношения в связной речи.
5 Закрепить навык ходьбы по «Дорожке здоровья» и умение
перестраиваться в колонну по 2; по 3 в движении в разных
сторонах зала;
6 В игровой форме повторить упражнения в беге, с мячом;
7 Развивать ловкость и координацию движений.
Работа по развитию моторики:
а) общей,
б) мелкой.
Основные направления:
– оздоровительное;
– физическое;
– коррекционное.
Оборудование:
мяч, обручи, скамейка-мостик, деревья, жёлтые и красные листья,
2 корзины, одежда и обувь по сезону для мальчика и девочки, деревянные бруски.
Ход нод:
Инструктор: Здравствуйте дети. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в осенний лес, но чтобы нам туда попасть - надо преодолеть много препятствий. И так мы отправляемся в путь!!!
Звучит музыка. Проходим по одной стороне зала «Дорожку здоровья», по другой дорожке приставным шагом; по третьей стороне зала ходьба между деревьями(2 раза).
Перестроение в 2 колонны с перестроением в 1; перестроение в 3 колонны с перестроением в 1 колонну; ходьба врассыпную.
Построение врассыпную. ОРУ с листочками.
Инструктор: Вот и осень стоит у ворот
Словно не было лета в помине.
Забивают последние клинья
Журавли в голубой небосвод.
(входит Осень под музыку)
Осень (логопед): Вслед за летом осень наступила,
Золотом одела все кругом.
Пожелтела за окошком ива,
И березка в платье золотом.
Ах, какие пышные наряды!
Сколько красок, как красив узор!
Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? А что вы знаете обо мне, какие осенние приметы? (ответы детей)
Логопед: Молодцы! А давайте поиграем с вами в мяч и расскажете, что вы обо мне знаете.
Игра «Назови примету»
Построение в круг.
Осень бросает ребёнку мяч (двумя руками от груди), и задаёт вопросы, отвечая на которые дети подбирают прилагательные и возвращают мяч «Осени» (то же 2мя руками от груди), - идёт обогащение и активация словаря.
Например:
Небо осенью какое? (хмурое, серое, унылое),
Солнце осенью какое? (неяркое, редкое)
Дождь осенью какой? (сильный, частый, холодный)
Листья осенью какие? (жёлтые, красные, сухие)
Ветер осенью какой? (холодный, сырой).
Логопед: Какие молодцы! А как дует ветер, давайте покажем! Подуйте на листочки разноцветные! (дети на выдохе дуют на листочки, которые подвешены на ниточках, так, чтобы листочки зашевелились)
Логопед: Как здорово у вас получилось! А что сделали листочки? (дети подбирают глаголы: зашевелились, полетели, закачались) А скажите, ребята,
что осенью делает солнце? (светит, прячется за тучки)
Что осенью делает дождь? (идёт, капает, льёт)
Что осенью делают птицы? (улетают в тёплые края)
Что делают осенью звери? (готовятся к зиме)
Инструктор: Осень приглашает нас к себе в гости, предлагаю всем вместе прогуляться по осеннему лесу. Вместе с осенью ведем детей под музыку в лес, обходят лужи (обручи), проходят через мостик (маленькие скамеечки на которых лежит ребристая доска), перепрыгивают через кочки (деревянные бруски).
Логопед: Вот вы и в моём осеннем лесу! Вот здесь я и познакомлю вас с моим первым сыном - зовут его месяц СЕНТЯБРЬ.
Сентябрь (ребёнок): Мягко стеллит перед нами
Свой ковер осенний сад.
Шелест листьев под ногами…..
Это значит - листопад!
Логопед: Сколько здесь разноцветных листочков!
«Наведем порядок в лесу».
Игра – эстафета
Дети делятся на две команды. Чья команда быстрее соберет листочки, (одна команда собирает желтые, другая красные). Что такое листопад? С каких деревьев вы собирали листья? Давайте посчитаем все листочки, которые вы собрали (один листочек, 2 листочка, 3 листочка….).
Инструктор: Листочки вы собрали, а осень щеголиха перепутала овощи и фрукты.
У каждой команды по корзинке стоят на линии старта. Напротив обруч вперемежку с овощами и фруктами. Пролезая под стойками, одна команда собирает овощи, другая фрукты, и складывает их в свою корзинку.
Осень: Молодцы! А вот и второй мой сынок-месяц ОКТЯБРЬ.
Октябрь: Скошена пшеница на полях
Лето улетает с птичьей стаей,
Потускнели травы на лугах-
Наступила осень золотая.
Инструктор: Да, ребята, осенью с каждым месяцем всё холоднее. А вы знаете, как надо одеваться осенью?
Командная игра «Оденься по сезону»
Давайте выберем подходящую одежду и обувь для мальчика и для девочки. Напротив каждой команды, на линии старта стоят два стула с одеждой (для мальчика и девочки) добавить несколько зимних и летних вещей, одна команда одевает девочку по сезону, другая мальчика.
Логопед: Почему мы так одели ребят? Как нужно одеваться осенью? Все справились, молодцы! Но есть у меня еще третий сынок!
Ноябрь: Последние листья уносит ветер,
По – северному резок и колюч.
Лежит на крышах иней на рассвете,
Выглядывает солнце из - за туч.
Осенью не только звери делают запасы на зиму, но и люди то же. Вот и я вам предлагаю сделать на зиму запас витаминов.
Игра «Витаминный коктейль»
Перед одной командой в обруче лежат фрукты, перед другой – овощи.
Задание №1 – придумать для овощей и фруктов ласкательное название
Задание №2 – придумать и назвать овощной и фруктовый сок.
Логопед: Все играли молодцы и трудились от души!!! Не забыли, зачем пришли? Что мы делали в осеннем лесу? Ответы детей. До свиданья, мне пора, удачи вам детвора.
Инструктор: Чтобы строен был, высок пей на завтрак СОК!!!! Раздаем сок, под музыку дети уходят из зала.
Список литературы:
Ю. А. Кириллова «Сценарий физкультурных досугов и спортивных праздников для детей логопедических групп»; «Детство – Пресс», 2012.
Е.А. Сочеванова «Игры – эстафеты с использованием традиционного физкультурного инвентаря»; С-Пб «Детство – Пресс», 2010.
М.Ю. Картушина «Физкультурные сюжетные занятия с детьми 5-6 лет»; М. «Сфера», 2012.