Методы и способы:беседа, игра, ответы на вопросы, просмотр слайдов, самостоятельная работа.
Работа над новыми словами:осень, листья,желтые, холодно,идет дождь, туча, грядка, огород, сад, осенью, утром, днем, падают, собирают, гуляют.
Предварительная работа:беседа про осень и о его признаках, научить игру «Урожай собирай», отгадывание загадок про осень.
Оборудование:проектор, магнитофон, использование ИКТ.
Ход занятия:1. Организационный момент.
2. Основная часть.
3. Физкультминутка.
4. Продолжение работы.
5. Пальчиковая гимнастика.
6. Самостоятельная работа.
7. Подведение итогов.
Ход занятия
Организационный момент:
- Здравствуйте, добрый день ребята. Подойдите, пожалуйста, ко мне.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Основная часть:
Воспитатель беседует с детьми о времени года.
Называет время года. – Какой сейчас месяц? Вместе
с детьми повторяют слова: осень, листья, желтые, холодно, идет дождь.
Игра:«Солнышко и дождик».
Дети свободно располагаются по комнате. Воспитатель вместе с ними, в руках сложен зонтик. Выполняют движения по тексту.
Дождик капал на ладошки,
Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!
(Дети поднимают ладошки, стучат по ним пальчиками и медленно произносят «кап-кап».)
Дождик капает по ножки,
Кап-кап-кап, кап-кап-кап!(Стучат пальчиками по коленкам.)
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
(Воспитатель расправляет зонтик и дети бегут под него.)
Ты по зонтику стучи,
Только нас не намочи!(Грозят дождику пальчиком.)
Воспитатель приглашает детей в осенний парк на прогулку:
- Ребята сейчас мы с вами пойдем на экскурсию в парк и увидим что же происходит осенью в природ е.
Беседа по слайду.
– Какое время года нарисовано на картине? – Осень.
– Какие листья на деревьях? – Желтые.
– Почему картина называется золотая осень? – Все желтое как зо-
лото.
– Осенью холодно или тепло? и т.д.
Воспитатель показывает слайды про осень и его признаках.
- Ребята, осенью на улице начинает холодать. Люди одеваются теплее чем летом- в теплые шапки, пальто и куртки, переобуваются в ботинки и сапоги. (1 слайд)
- Вместе с холодами осенью начинаются дожди. Всё чаще моросит осенний дождик.(2 слайд)
- Люди ходят под зонтиками, на улице много луж.(3 слайд)
- По утрам стелются туманы.(4-5 слайд)
- Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю золотым ковром.(6 слайд)
- Начинается пора листопада.(7 слайд)
- Постепенно деревья теряют все свои листья, их ветки остаются голыми. Наступает поздняя осень.(8 слайд)
- Поздней осенью становится еще холоднее. По ночам бывают заморозки. Утром можно увидеть на листьях и траве иней.(9 сайд)
- От холода замерзают лужи.(10 слайд)
- А еще у осени есть один важный признак, многие птицы улетают на юг- в теплые страны. Они улетают потому, что осенью и зимой очень холодно, им нечего есть.(11 слайд)
- Животные как и люди готовятся к зиме. Многие животные начинают «утеплятся»- их шерсть гуще и пушистее. С такой густой и теплой шубкой они точно не замерзнут зимой!(12 слайд)
- Многие звери меняют окраску своей шерсти: посмотрите- этот зайчик летом был серый- а концу осени стал белым.(13 слайд)
- Осенью звери стараются сделать по больше запасов на зиму. Ведь зимой добыть еду очень тяжело.(14 слайд)
- Например, белочки складывают грибы, ягоды, корешки и орехи в норки и дупло.(15 слайд)
- Ранней осенью созревают много овощей и фруктов. И мы с вами пойдем собирать урожай.(16-19 слайд).
3.Физкультминутка:«Урожай собирай»(аудиозапись песни Урожай собирай" муз. Филиппенко сл. Волгиной)
1.Мы корзиночки несем,
Хором песенку поём.
Урожай собирай,
Да на зиму запасай!
Ой- да, собирай
И на зиму запасай!
2.Мы - ребята молодцы,
Собираем огурцы,
И фасоль, и горох -
Урожай у нас неплох!
Ой- да, и горох,
Урожай у нас неплох!
3.Ты, пузатый кабачок,
отлежал себе бочок!
Не ленись, не зевай,
А в корзину полезай!
Ой- да, не зевай,
А в корзину полезай!
4.Едем, едем мы домой
На машине грузовой.
Ворота отворяй,
Едет с поля урожай!
Ой- да, отворяй,
Едет с поля урожай!
4.Продолжение работы:
Продолжаем нашу беседу про осень. Ребята смотрим на экран. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадайка». Я буду говорить загадки а вы отгадывать. (Воспитатель загадывает загадки про овощи и фрукты).
1.Сидит бабушка на грядках,
Вся она в заплатках,
А заплатку оторвешь-
Заплачешь и уйдешь. (Лук)
2.Уродилась на славу,
Кругла, бела, кудрява.
Кто очень любит щи,
Меня в них отыщи. (Капуста)
3.Был зеленым и маленьким,
Стал большим и красненьким. (Помидор)
4. Меня копали из земли,
Пекли, жарили, варили А потом все съели
И всегда хвалили. (Картофель)
5. В огороде есть жёлтый мяч.
Не пойдет он просто вскачь,
Словно полная луна…
В нем вкусные есть семена. (Тыква)
6.За кучерявый хохолок
Из норки лиску поволок.
Трогаешь — гладкая,
Кушаешь — сладкая. (Морковь)
7.Вверху — зеленая,
Внизу — красная,
В землю вросла.
А что же это? (Свекла)
8.Зелёный полосатый шар, С начинкой алой словно жар, Лежит на грядке, словно груз, Скажите, что это. (Арбуз)
9.Все о ней боксеры знают С ней удар свой развивают. Хоть она и неуклюжа, Но на фрукт похожа ... (груша)
10.В желтеньком улье Пчелки уснули, Сбились в клубок, А в стенках – медок. (Дыня)
11.Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые, И маленькие детки.(Яблоко)
- Ребята, давайте все вместе вспомним признаки осени. (Дети вспоминают и называют все признаки осени и на экране появляются картинки).(20 слайд)
- Ребята, осень оказывается очень красивое время года!
Посмотрите, какое чудо!
Воспитатель раздает листья детям в руки.
- Какими цветами раскрасила осень листья деревьев? (Красным, желтым, багряным, коричневым и т. д.)
- Подберите много-много слов, чтобы рассказать о листьях, какие они. (Красивые, большие, маленькие, легкие, резные, волшебные, прозрачные, красочные, сказочные, осенние, цветные, разноцветные, пестрые, веселые, радостные и т. д.)
- На что стали похожи листья осинок? (На румяные яблочки.)
- А листья дуба? (На медные монеты.)
- Листья рябины красные. Значит, они что сделали? (Покраснели.)
- Листья клена желтые. Значит, они что сделали? (Пожелтели.)
- Листья березы золотые. Значит, они что сделали? (Позолотились.)
- Листья осенью красивые, а стали еще... (Красивее.)
- И вдруг подул осенний ветерок. Давайте покажем, как кружатся осенние листья.
Листья осенние тихо кружатся.
(Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся.
(Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят.
(Движение руками вправо-влево.)
Будто опять закружиться хотят.
(Поднимаются, кружатся.)
- Соберем прекрасный букет из осенних листьев и поставим в вазу. Пусть он радует нас своей волшебной красотой.
5. Пальчиковая игра «Осенний букет»:
Ребята, давайте соберем осенний букет.
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (загибают поочередно пальцы)
Мы соберем.
Маме осенний
Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).
- Осень вдохновляла художников, композиторов, музыкантов создавать прекрасные произведения, рассказывая об осени красками, музыкой, словами. Великий русский поэт А. Пушкин каждый год восхищался осенью. Осень была любимой порой поэта. Послушайте стихотворение А. Пушкина.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора.
(Из романа «Евгений Онегин»)
- Какой период осени описал поэт в этом стихотворении? (Поздняя осень.)
- Какие признаки глубокой осени отражены в этом стихотворении? (Светит солнце редко, короткий день, туман на полях, караван улетающих птиц, тянущихся к югу...)
- Правильно, поэт нам прямо говорит о поздней, глубокой осени, называет ее последний месяц - ноябрь.
- Почему поэт называет осень «скучной порой»? (Солнца мало, холодный ветер, затяжные холодные дожди, голые деревья, холодно, сыро...)
6. Самостоятельная работа:
- Ребята мы с вами сегодня говорили про осень, узнали очень много нового. Пересчитали признаки осени. А теперь сядем за стол, и нарисуем про осень и его признаки.
Кому, что больше запомнилось все это переведем в наши альбомные листы.
Обсуждение по рисункам.
7. Подведение итогов:
- Ребята, мне очень понравились ваши рисунки. Они очень интересные, красочные.
- Ребята, о чём мы сегодня говорили? Понравилось вам занятие?