Диагностика плавательных умений детей дошкольного возраста
Диагностика плавательных умений детей дошкольного возраста
В работе представлены задачи по обучению детей плаванию по всем возрастным группам дошкольного образовательного учреждения. Также подробно описаны методы, приемы, необходимые условия и оборудование для проведения педагогической диагностики. Отличительной особенностью является то, что в работе представлена диагностика сформированностиплавательных умений воспитанников в возрасте 2-3 лет (первая младшая группа)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Диагностика плавательных умений детей дошкольного возраста »
МАДОУ «Детский сад № 87 «Буратино» общеразвивающего вида»
Диагностика уровня сформированности плавательных умений воспитанников
Разработал:
воспитатель МАДОУ
«Д/с № 87 «Буратино»
Ю.В. Матвеева
Великий Новгород, 2015
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ.
1.Требования к уровню подготовки по каждой возрастной группе
I младшая группа.
Младший дошкольный возраст – возраст активного приобщения к воде, подготовка к занятиям плаванием. Малыши лучше, быстрее и менее болезненно адаптируются к новым условиям жизни, если с первых же дней посещения дошкольного учреждения имеют возможность купаться, играть и плескаться в бассейне.
Задачи обучения.
Научить, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться.
Учить, не бояться, входить в воду и выходить из нее самостоятельно.
Знакомить с некоторыми свойствами воды.
Приучать к простейшим передвижениям в воде, к погружению.
Учить выдохам в воду, прыжкам.
Гигиенические навыки: пытаться самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, запомнить личные вещи.
Правила поведения: знакомство с основными правилами и их соблюдение.
К концу года дети могут.
Погружать лицо и голову в воду.
Ходить вперед и назад в воде глубиной до бедер с помощью рук.
Бегать (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»).
Пытаться выполнять упражнение «Крокодильчик».
Дуть на воду, пытаться выполнять вдох над водой и выдох в воду.
Прыгать по бассейну с продвижением вперед.
Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер.
Пытаться лежать на воде вытянувшись в положении на груди.
II младшая группа.
Во второй младшей группе продолжается период освоения детей в воде. Начинается этап, связанный с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно, легко и свободно передвигаться в ней, совершать различные, целенаправленные движения. В то же время дети знакомятся с некоторыми свойствами воды - сопротивлением, поддерживающей силой и др.
Задачи обучения.
Продолжать учить, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться.
Учить, не бояться, входить в воду и выходить из нее самостоятельно.
Знакомить с некоторыми свойствами воды.
Обучать различным передвижениям в воде, погружению.
Учить простейшим приемам выдоха в воду, обучать выдоху на границе воды и воздуха.
Учить различным прыжкам в воде.
Делать попытки лежать на воде.
Учить простейшим плавательным движениям ног.
Гигиенические навыки: пытаться самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.
Правила поведения: соблюдать основные правила поведения.
К концу года дети могут.
Погружать лицо и голову в воду
Ходить вперед и назад (вперед спиной) в воде глубиной до бедер или до груди с помощью рук.
Бегать вперед и назад (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»).
Выполнять упражнение «Крокодильчик» с работой ног.
Выполнять вдох над водой и выдох в воду.
Пытаться выполнять выдох с погружением в воду.
Прыгать по бассейну с продвижением вперед.
Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.
Пытаться лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине.
Пытаться скользить по поверхности воды.
Средняя группа.
К средней группе дети уже достаточно освоились в воде. Начинается новый этап: приобретение навыков плавания, таких как ныряние, лежание, скольжение, прыжки в воду, контролируемое дыхание, которые помогают чувствовать себя в воде достаточно надежно. Обучение нацелено на формирование умения находиться в воде в без опорном положении. Двигательные навыки, приобретенные в младшем возрасте, закрепляются уже на большой глубине. Упражнения усложняются, начинается применение плавательных и физических упражнений в воде под музыку. Повышаются требования к самостоятельности, организованности.
Задачи обучения.
Продолжать учить, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться.
Продолжать знакомить со свойствами воды.
Продолжать обучать передвижениям в воде.
Учить погружаться в воду.
Учить простейшим приемам выдоха в воду, обучать выдоху на границе воды и воздуха.
Обучать выдоху в воду.
Учить открывать глаза в воде.
Учить различным прыжкам в воде.
Обучать кратковременному лежанию и скольжению на воде.
Учить выполнять плавательные движения ногами.
Гигиенические навыки: пытаться самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.
Правила поведения: знать основные правила поведения, соблюдать их; реагировать на замечания преподавателя, выполнять его команды.
К концу года дети могут.
Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.
Бегать парами.
Пытаться проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую палку.
Делать попытку доставать предметы со дна.
Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
Выполнять упражнение на дыхание «Ветерок».
Выполнять серию прыжков продвижением вперед, простейший прыжок ногами вперед.
Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.
Скользить на груди, выполнять упражнения в паре «На буксире».
Выполнять упражнения «Звездочка», «Медуза».
Старшая группа.
К старшей группе дети хорошо передвигаются в воде. Продолжается закрепление основных навыков плавания.
Задачи обучения.
Продолжать знакомить со свойствами воды.
Разучивать технику способов плавания кроль на груди и на спине.
Продолжать обучать лежанию на груди и на спине.
Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой.
Научить выдоху в воду.
Учить более уверенно, держаться на воде, скользить по ней на груди.
Учить различным прыжкам в воду, научить прыжку ногами вперед.
Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди.
Разучивать попеременные и одновременные движения руками.
Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.
Правила поведения: знать основные правила поведения, соблюдать их; реагировать на замечания преподавателя, выполнять его требования.
К концу года дети могу.
Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.
Бегать парами.
Нырять в обруч, проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую палку.
Доставать предметы со дна, выполнять игровое упражнение «Ловец».
Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
Выполнять серии выдохов в воду, упражнение на задержку дыхания «Кто дольше».
Выполнять прыжок ногами вперед, пытаться соскакивать в воду головой вперед.
Скользить на груди с работой ног, с работой рук.
Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди.
Выполнять упражнения «Звездочка» на груди, на спине.
Выполнять упражнение «Поплавок».
Подготовительная к школе группа
В подготовительной к школе группе завершается обучение в детском саду. Но это не означает, что дети полностью овладевают технически правильными способами плавания. Большинство из них осваивает плавание кролем на груди и на спине в общих чертах. Их движения еще недостаточно слитны и точны, наблюдается нарушение ритма. Конечной целью не является обучение спортивному плаванию. Дети должны освоиться с водой, преодолеть водобоязнь, получить азы техники плавания. Главное необходимо научить маленьких пловцов пользоваться приобретенными навыками в различных сочетаниях и в самых разнообразных упражнениях, заложив прочную основу для дальнейших занятий, выработать привычку к навыкам здорового образа жизни. На этом этапе продолжается усвоение и совершенствование плавательных движений. В играх и упражнениях воспитывается самостоятельность, организованность, решительность, уверенность в своих силах, инициативность, умение творчески использовать приобретенные навыки.
Задачи обучения.
Продолжать знакомить со свойствами воды.
Разучивать технику способов плавания кроль на груди и кроль на спине.
Продолжать обучать лежанию, скольжению на груди и на спине.
Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой.
Научить выдоху в воду.
Учить уверенно, держаться на воде, скользить по ней на груди более продолжительное время.
Учить различным прыжкам в воду, научить прыжку ногами вперед, головой вперед.
Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди и на спине.
Учить попеременные и одновременные движения руками во время скольжения на груди и на спине.
Учить сочетать движения руками и ногами при скольжении на груди и на спине.
Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.
Правила поведения: знать основные правила поведения и сознательно их выполнять.
К концу года дети могут.
Погружаться в воду, открывать глаза в воде.
Поднимать со дна предметы с открыванием глаз под водой.
Нырять в обруч, проплывать тоннель, мост.
Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
Выполнять серии выдохов в воду, ритмичный вдох - выдох в сочетании с движениями ног, дышать в положении лежа на груди с поворотом головы в сторону с неподвижной опорой
Выполнять прыжок ногами вперед, головой вперед.
Скользить на груди и на спине с работой ног, с работой рук.
Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди и на спине.
Выполнять упражнения «Звездочка» на груди, на спине, Упражнение «Осьминожка» на длительность лежания.
Плавать на груди с работой рук, с работой ног.
Пытаться плавать способом на груди и на спине.
2.Диагностика плавательных умений и навыков дошкольников
Уровень развития основных навыков плавания оценивается с помощью тестирования плавательных умений и навыков детей по каждой возрастной группе. В качестве критериев оценки выбран ряд контрольных упражнений по методике Т.И. Казаковцевой (1994). Для проведения контрольных упражнений необходим секундомер, с помощью которого фиксируются временные показатели упражнений с точностью до 0,1секунды. По борту бассейна должна быть сделана несмывающейся краской разметка. Оценка плавательной подготовленности проводится два раза в год. Допустимо проводить оценку и по мере решения каждой конкретной задачи обучения.
Оценка плавательной подготовленности дошкольников по мере решения конкретной задачи.
Возрастная группа
Задача
I младшая
Научить, не бояться воды, самостоятельно входить в нее, безбоязненно играть и плескаться.
II младшая
То же, что и в первой младшей группе, а также делать попытки лежать на воде, делать выдох на границе воды и воздуха.
Средняя
То же, что и в младшей группе, а также научить кратковременно, держаться и скользить на воде, выполнять плавательные движения ногами, пытаться делать выдох в воду.
Старшая
То же и в средней группе, а также более уверенно держаться на воде, скользить по ней, научить выдоху в воду, пытаться плавать способами кроль на груди и на спине.
Подготовительная к школе
Тоже, что и в старшей группе, а также уверенно держаться на воде более продолжительное время, скользить на ней, выполнять плавательные движения ногами и руками, пытаться плавать способами кроль на груди и на спине.
Контрольное тестирование (младший возраст)
Навык плавания
Контрольное упражнение
Ныряние
Погружение лица в воду.
Погружение головы в воду.
Продвижение в воде
Ходьба вперед и назад (вперед спиной) в воде глубиной до бедер или до груди с помощью рук.
Бег (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»).
Упражнение «Крокодильчик».
Выдох в воду
Вдох над водой и выдох в воду.
Прыжки в воду
Выпрыгнуть вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.
Лежание
Лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине.
Скользить по поверхности воды.
Контрольное тестирование (средний возраст)
Навык плавания
Контрольное упражнение
Ныряние
Пытаться проплыть тоннель.
Подныривание под гимнастическую палку.
Пытаться доставать предметы со дна.
Продвижение в воде
Упражнения в паре «на буксире».
Бег парами.
Скольжение на груди.
Выдох в воду
Упражнение на дыхание «Ветерок».
Вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
Прыжки в воду
Выполнение серии прыжков с продвижением вперед.
Прыжок ногами вперед.
Лежание
Лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине.
Контрольное тестирование (старший возраст)
Навык плавания
Контрольное упражнение
Ныряние
Ныряние в обруч.
Проплывание тоннеля.
Подныривание под мост.
Игровое упражнение «Ловец».
Продвижение в воде
Скольжение на груди с работой ног, с работой рук.
Скольжение на спине.
Продвижение с плавательной дощечкой с работой ног на груди.
Выдох в воду
Выполнение серии выдохов в воду.
Упражнение на задержку дыхания «Кто дольше».
Прыжки
в воду
Прыжок ногами вперед.
Соскок головой вперед.
Лежание
Упражнение «Поплавок».
Упражнение «Звездочка» на груди, на спине.
Лежание на спине с плавательной дощечкой.
Контрольное тестирование (подготовительный к школе возраст)
Навык плавания
Контрольное упражнение
Ныряние
Проплывание «под мостом» (несколько звеньев).
Поднимание со дна предметов с открыванием глаз под водой.
Продвижение в воде
Плавание на груди с работой рук, с работой ног.
Продвижение с плавательной доской на спине с работой ног.
Выдох в воду
Ритмичный вдох - выдох в сочетании с движениями ног.
Дыхание в положении лежа на груди с поворотом головы в сторону с неподвижной опорой.
Прыжки в воду
Прыжок головой вперед.
Прыжок ногами вперед в глубокую воду.
Лежание
Упражнение «Осьминожка» на длительность лежания.
Упражнение «Звездочка» на груди, на спине в глубокой воде.
При оценке двигательных навыков детей, вводятся следующие обозначения.
Высокий уровень – означает правильное выполнение, т. е. навык сформирован, автоматизирован. Ребенок сам выполняет упражнение.
Средний уровень – говорит о промежуточном положении, т.е. недостаточно правильном выполнении упражнения. Ребенок выполняет с помощью.
Низкий уровень – указывает на неправильное выполнение движения. Ребенок не выполняет упражнение
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора – общественника / Н.Ж.Булгакова.- М.: Физкультура и спорт, 1984.-160 с.
Волошина Л.Н.Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие/Л.Н.Волошина. – М.:АРКТИ, 2005.-108 с. (Развитие и воспитание).
Галицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультуры в дошкольном образовательном учреждении / Н.С. Галицина.- М.:, 2005.-143с.
Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: программа и программные требования: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.Д.Глазырина.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2004.-143 с.
Козлов А.В. Плавание: Учебная программа/А.В.Козлов. - М.: Просвещение, 1993
Левин Г. Плавание для малышей / Пер. с нем. Л.Е. Микулин. – М.: Физкультура и спорт,1974.-95 с.- ( Азбука спорта ).
Макаренко Л.П. Юный пловец./Л.П.Макаренко. - М.:Физкультура и спорт, 1983.-288с.
Осокина Т.И. Как учить детей плавать: Пособие для воспитателя детского сада / Т.И.Осокина. - М.: Просвещение, 1985.-80 с.
Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей/Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л. Богина. - М.: Просвещение, 1991.-158 с.
Плавание-крепость здоровья /// Журнал Дошкольное воспитание. -2001.- № 6, 7.
Тарасова Т.А.Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ / Т.А. Тарасова. - М.:ТЦ Сфера, 2005.-176 с.-(Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
Маханева М.Д., Баранова Г.В. Фигурное плавание в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. – (Синяя птица).
Петрова Н.Л., Баранов В. А. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста / Н.Л. Петрова, В.А. Баранов. – М.: «Издательство ФАИР», 2008.-120 с.