Значение военно-прикладной подготовки в процессе повышения физической подготовленности юношей старших классов
Значение военно-прикладной подготовки в процессе повышения физической подготовленности юношей старших классов
Проблема подготовки будущих защитников Отечества заключается в формировании их готовности к службе в Вооруженных Силах. Содержание готовности будущего воина к службе в армии в первую очередь включает физическую подготовку юношей. Поэтому физическая подготовка юношей допризывного возраста эффективнее всего осуществляется на занятиях по физической культуре в условиях школы.
До настоящего времени методика совершенствования физической подготовленности допризывной молодежи недостаточно разработана.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Значение военно-прикладной подготовки в процессе повышения физической подготовленности юношей старших классов»
Значение военно-прикладной подготовки в процессе повышения физической подготовленности юношей старших классов
студент 4 курса группы ФК – 41 Хохлов Павел.
Научный руководитель: преподаватель Петрова И.А.
Актуальность. Все возрастающие требования к всестороннему физическому развитию подрастающего поколения обусловлены не только необходимостью подготовки их к эффективной и полноценной трудовой деятельности, но и к службе в Армии. В последнее время в России наблюдается процесс снижения физической подготовленности допризывников, значительная часть из них не может выполнить нормативные требования, в результате чего все большее число юношей не готовы к службе в Вооруженных Силах России. Поэтому в области физической культуры и спорта интенсивно идет процесс выработки и внедрения в практику физкультурно-оздоровительной работы различных методик, способствующих развитию физических способностей и повышающих уровень здоровья человека [11, c. 60].
Начальная военная подготовка фактически упразднена, военно-спортивные и военно-патриотические клубы держатся только на энтузиазме своих руководителей, резко снизилась эффективность действующей системы физической подготовки молодежи. Существующие учебные программы подготовки допризывников, в том числе физической подготовки, разработанные много лет назад, не удовлетворяют требованиям современной армии. Предлагаемые разнообразные формы занятий разрозненны, существуют в отрыве друг от друга.
Проблема подготовки будущих защитников Отечества заключается в формировании их готовности к службе в Вооруженных Силах. Содержание готовности будущего воина к службе в армии в первую очередь включает физическую подготовку юношей. Поэтому физическая подготовка юношей допризывного возраста эффективнее всего осуществляется на занятиях по физической культуре в условиях школы.
До настоящего времени методика совершенствования физической подготовленности допризывной молодежи недостаточно разработана.
Объект исследования: процесс повышения уровня физической подготовленности юношей старших классов.
Предмет исследования: военно-прикладная подготовка, как средство повышения уровня физической подготовленности юношей старших классов.
Цель работы: изучить использование военно-прикладной подготовки для повышения уровня физической подготовленности юношей старших классов.
Работа содержит две главы. Первая глава под названием «Проблема формирования готовности юношей старших классов к службе в Вооруженных Силах», представляет собой - анализ литературных источников по выбранной теме.
Анализ литературных источников показал, что в результате происходящих в обществе процессов Вооруженные Силы Российской Федерации стали испытывать острый дефицит в молодом пополнении. Армия и флот практически лишились возможности удовлетворять самые насущные потребности в призывном контингенте в количественном и качественном отношении. Об этом свидетельствуют результаты последних призывов на военную службу.
Решение этой проблемы позволяет определить наиболее приемлемые средства и методы военно-прикладной подготовки для повышения уровня развития физических качеств юношей старших классов. Использование специальных упражнений, подвижных игр на уроках физической культуры всегда вызывает интерес и повышает двигательную активность учащихся, не смотря на возраст.
Вторая глава работы под названием – «Практическое изучение влияния военно–прикладной подготовки на повышение уровня физической подготовленности юношей старших классов» - представляет собой описание выполнения проектировочной деятельности.
На первом этапе проектировочной деятельности необходимо изучить способы определения уровня физической подготовленности юношей старших классов. Для определения уровня физической подготовленности юношей старших классов, согласно, литературным источникам рекомендуется использовать тестирование.
На втором этапе проектировочной деятельности анализ литературных источников помог определить наиболее часто используемые в физическом воспитании школьников тесты для определения физической подготовленности.
Тестирование ловкости: челночный бег (3х10) в исходном положении лицом вперёд.
Тестирование силы: а) прыжок с места с двух ног; б) подтягивание на высокой перекладине.
Тестирование быстроты: Бег 30 метров.
Тестирование гибкости: наклон вперёд из положения сидя.
Тестирование выносливости: 6-минутный бег.
На последнем этапе проектировочной деятельности была подготовлена«Программа военно – прикладной подготовки для уроков физической культуры юношей старших классов».
1. Первая часть программы – организация работы на уроках физической культуры.
При подборе средств физического воспитания учитывается специфика службы в различных видах Вооруженных Сил Российской Федерации и требования, предъявляемые к формированию физических и специальных качеств, необходимых для успешного прохождения воинской службы.
2. Вторая часть программы проведение соревнований по военно-прикладной подготовке.
Участвуют юноши десятых и одиннадцатых класса, от каждого класса – по 10 человек. Команды выстраиваются в колонны по одному. Впереди выставляется ориентир. Задача участников – добежать до ориентира и назад, выполнив при этом условия этапа. Проведение соревнований дает возможность проследить результативность использования ВПП в процессе физического воспитания юношей старших классов.
Заключение
Анализ психолого-педагогической, философской литературы, научных публикаций и реальной практики показал, что внимание исследователей к задаче подготовки юношей к защите Отечества, выполнению гражданского и воинского долга не соответствует актуальности и остроте данной проблемы.
Как показали многочисленные исследования, повышение двигательной активности дает положительный эффект. Даже 5-минутные ежедневные занятия физическими упражнениями вызывают определенное улучшение самочувствия. Если же число самостоятельных занятий достигает 3-5 в неделю продолжительностью 30-50 мин., то появляются существенные сдвиги в деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем: улучшается снабжение сердца кислородом, нормализуется артериальное давление, растет физическая работоспособность.
Подготовка старших школьников к защите Отечества представляет собой длительный непрерывный, сложный и наряженный процесс, имеющий комплексный характер, основывающийся на единстве целей, задач, принципов, форм, методов и средств, реализуемых во взаимодействии всех участвующих в нем звеньев.
Процесс подготовки старших школьников к обеспечению безопасности государства зависит от окружающей социальной среды, представляющей целостное психосоциальное пространство, субъектами которого являются семья, школа, военный комиссариат, общественные организации, сверстники, сам юноша и т.д. Соотношение влияний (как позитивных, так и негативных), образующих это пространство, во многом определяет возможные варианты военно-профессиональной подготовки личности.
Реализация программного материала по военно-прикладной физической подготовке осуществляется на уроке и на внеклассных спортивно-массовых мероприятиях, а также в процессе самостоятельных тренировочных занятий по заданию преподавателя.
При этом необходимо максимально приблизить условия выполнения двигательных действий и тренировки физических качеств к реальным жизненным ситуациям, в которых изученное на занятиях будет использоваться.
Программа военно – прикладной подготовки для уроков физической культуры юношей старших классов
1. Первая часть программы – организация работы на уроках физической культуры
При подборе средств физического воспитания учитывается специфика службы в различных видах Вооруженных Сил Российской Федерации и требования, предъявляемые к формированию физических и специальных качеств, необходимых для успешного прохождения воинской службы.
1. Для развития общей выносливостикомплекс разнообразных физических упражнений, вовлекающих в работу более 2/3 мышц тела:
- спортивная ходьба в быстром темпе на дистанции 150-200 м;
- бег в равномерном темпе с постепенным увеличением продолжительности бега с 5-8 до 20 мин.;
- кроссовый бег на дистанции от 1000 до 3000 м и др.;
- прохождение отдельных элементов полосы препятствий и их сочетаний по нескольку раз подряд и преодоление полосы препятствий в целом на время;
- продолжительная игра в баскетбол, футбол.
2. Для развития быстроты движенийиспользуются упражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью:
- бег 60, 100 метров;
- пробегание отрезков 15-20 метров с ускорением;
- прыжки на скакалке.
3. Для развития силымышц служат силовые упражнения, которые условно можно разделить на две группы:
1. Упражнения с внешним сопротивлением, в качестве которого могут быть использованы масса штанги, гирь, гантелей, набивных мячей, противодействие партнера, сопротивление упругих предметов и внешней среды, упражнения на тренажерных устройствах.
2. Упражнения с использованием массы собственного тела, к которым относятся: отжимания, подтягивания, подъемы силой из виса в упор, лазания по канату и шесту.
4. Для развития ловкости - координационно-сложные двигательные действия и овладение новыми разнообразными двигательными навыками и умениями. Для развития ловкости могут быть использованы:
- общеразвивающие упражнения на согласованность движений;
- бег в сочетании с поворотами и прыжками;
- бег спиной вперед, боком, с изменением направления.
5. Свою специфическую направленность имеют занятия по обучению преодоления полосы препятствий, борьбе, лыжной подготовке, спортивным играм, плаванию и др.
2. Вторая часть программы проведение соревнований по военно-прикладной подготовке
Участвуют юноши десятых и одиннадцатых класса, от каждого класса – по 10 человек. Команды выстраиваются в колонны по одному. Впереди выставляется ориентир. Задача участников – добежать до ориентира и назад, выполнив при этом условия этапа.
Первый этап
Гладкий бег. Участники добегают до ориентира, разворачиваются, бегут назад, передают эстафету второму, касаясь его ладонью.
Второй этап
Бег с препятствиями. Выставляются предметы (мячи, кегли, кубики и др.), которые участник перепрыгивает. Передача эстафеты аналогична.
Третий этап
Бег в противогазах (ГП-5 или ГП-7). Аналогичен первому и второму этапам.
Четвертый этап
Стрельба. Ребята добегают до ориентира, берут заранее приготовленное пневматическое оружие и стреляют. Вывешиваются три воздушных шарика, производятся три выстрела. Оцениваются скорость и меткость. После этого участники оставляют оружие возле ориентира, возвращаются назад, передают эстафету касанием ладони (данный этап можно заменить на этап по сборке и разборке учебного автомата Калашникова).
Пятый этап
Лазанье по-пластунски. Участник доползает до ориентира, разворачивается, встает и добегает до следующего участника. Передает эстафету касанием ладони.
Шестой, седьмой и восьмой этапы
Участники выполняют «Перенос раненого». Любым удобным способом двое берут «раненого», доносят до ориентира, разворачиваются, несут назад. Следующий этап начинается после того, как ребята забегут за линию финиша (старта).
Девятый и десятый этапы
Участники выполняют этап «Тачка». Девятый участник берет десятого за ноги, а десятый принимает упор лежа. Десятый идет на руках до ориентира, девятый держит его за ноги и идет за ним. Дойдя до ориентира, они меняются ролями. Задание считается выполненным после того, как участник, держащий за ноги напарника, заходит за линию финиша (старта).
Последний этап – тушение пожара.
Выполняет капитан команды. Добегает с огнетушителем (той марки, которая имеется в школе) до очага (мнимого, искусственно созданного) возгорания и приступает к тушению пожара. По окончании тушения участник бежит к своей команде. Эстафета считается законченной. Далее без учета времени дополнительными баллами оцениваются плакаты, заранее приготовленные командами. В конкурсе плакатов учитывается: - актуальность проблемы, отраженной в плакате; - оригинальность подачи материала; - качество выполнения.
Проведение соревнований дает возможность проследить результативность использования ВПП в процессе физического воспитания юношей старших классов.