kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Женский спорт и олимпизм

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья посвяшена место женского спорта в олимпиймком движении

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Женский спорт и олимпизм»

ЖЕНСКИЙ СПОРТ И ОЛИМПИЗМ

Н.Мельникова

Российская государственная академия физической культуры,
Москва, Россия

Женский спорт в современном мире достаточно популярен, но не во всех регионах Земного шара его развитие происходит равномерно, и не во всех странах женщины могут в одинаковой мере им заниматься. Это обусловлено разным уровнем развития экономических, социальных, технических и других факторов, оказывающих решающее влияние на положение женщины в обществе и спорте.

В то время как современное понимание спорта, основанное на идее состязания и рекордов, постепенно внедрялось в общественное сознание, женщины не учитывались в спортивной идеологии, Общество исходило из того, что женщины физически столь же неполноценны как дети и старики, и ограждало их от риска, связанного с занятием спортом. Женщине не давали выйти в спорте за рамки строго регламентированных "свободных упражнений".

Теперь, когда доказано, что многие ограничения якобы медицинского характера, наложенные на женский спорт, на самом деле обусловлены традиционными предрассудками, женщины предпочитают заниматься теми видами спота, к которым у них есть интерес и способности, независимо от того, считается он для них подходящим или нет.

Проблема женской олимпийской программы и уровень развития женского спорта в мире взаимосвязаны со значительно отличающимся статусом женщин в государствах с различными социальными системами. Между долей участия, спортивными достижениями женщин на Олимпийских играх и их социальным статусом в различных государствах существует определенная диспропорция.

Рост экономического развития дал возможность большинству обеспеченных женщин располагать и временем для занятий спортом, и деньгами для приобретения необходимого инвентаря и оборудования, платы за обучение и тренировки. Женщины в развитых странах занимаются спортом и имеют возможность принимать участие в различных международных соревнованиях.

И хотя развитие женского спорта тормозится в одних странах, но поощряется в других, все же сложившееся отношение к проблемам женского спорта говорит о том, что на сегодняшний день роль женщин в спорте остается для стран с различным социально-экономическим строем неопределенной, и, в свою очередь, отражается на роли женщин в международном олимпийском движении.

Основной недостаток женской олимпийской программы состоит в максимальном числе дисциплин и упражнений в отдельных видах спорта на мировых, континентальных и региональных первенствах и минимальном их числе для видов спорта, присутствующих в женской олимпийской программе.

Отставание женских олимпийских видов спорта от общего международного уровня развития этих видов спорта в мире до недавнего времени наблюдалось в велосипедном спорте, стрельбе, гребле, парусном спорте и многих других.

Например, известно, что хоккеем на траве женщины еще начали заниматься еще до 1 мировой войны, и в 1927 г. в Англии была создана самостоятельная международная спортивная организация "Международная федерация женских хоккейных клубов" (ИФБХК), которая на 1929 г. объединяла 26 национальных женских Федераций (178). Хоккей на траве для мужчин появился в олимпийской программе ни Играх IV Олимпиады в 1904 г., женщинам пришлось дожидаться своего участия до Игр XXII Олимпиады в 1980 г.

Гребным спортом, которым женщины начали заниматься также до 1 мировой войны, поскольку еще до 1914 г. в США, Канаде, Великобритании, Франции, Швеции и Германии были созданы национальные Федерации, в 1925 г. впервые приняли участие в международных соревнованиях по гребле, однако в женскую олимпийскую программу соревнования по гребле были включены только с Игр ХIV Олимпиады в 1948 г. (ребля на байдарке одиночке, дистанция 500 м).

Затем программа стала постепенно расширяться, но не такими быстрыми темпами как программа для мужчин.

Анализ женской олимпийской программы показал, что все меньше остается в олимпийской программе в целом чисто "мужских" видов спорта. В программе Игр ХХVI Олимпиады 1996 г. их только 5 - бокс, борьба, водное поло, современное пятиборье и тяжелая атлетика, дзюдо и футбол.

В женскую олимпийскую программу Игр ХХVII Олимпиады 2000 г. включена тяжелая атлетика, а по другим видам спорта давно проводятся мировые, региональные и континентальные первенства среди женщин, что, возможно, является предвестником их олимпийского признания. Положительно на развитие женской олимпийской программы влияет также то, что ряд международных спортивных Федераций идет на допуск к соревнованиям без учета пола. Так, мужчины и женщины принимают участие в стрелковом спорте (Игры ХIХ Олимпиады 1968 г.), парусном спорте (Игры ХV Олимпиады 1952 г.) и конном спорте (Игры ХVI Олимпиады 1956 г.), в состязаниях по которому женщины часто выигрывают соревнования по отдельным дисциплинам - Л.Линзенхоф (Германия), олимпийская чемпионка Игр ХХ Олимпиады 1972 г., К.Штюкельбергер (вейцария) - олимпийская чемпионка Игр ХХП Олимпиады 1980 г., А.Грезе (вейцария) - серебряный призер Игр ХХIV Олимпиады в 1988 г.

Отдельные субъективные обстоятельства сыграли немалую роль в том, что значительно увеличилось число дисциплин в некоторых видах спорта женской олимпийской программы. С другой стороны, одним из признаков нерегулируемого характера развития олимпийской программы является тот факт, что участие женщин в Олимпийских играх отставало вплоть до 1972 г. от общего уровня развития женского спорта.

Женская олимпийская программа должна не только отражать уровень развития женского спорта в мире, но и даже несколько превышать его. Олимпийские игры являются значительным стимулом для развития спорта среди женщин и это весьма важно для человечества, поскольку исключительно велико влияние женщин на подрастающее поколение.

Устойчивую тенденцию развития спорта подтвердили Игры ХХVI Олимпиады 1996 г. Это выразилось как в увеличении олимпийской программы (97 видов), так и в увеличении общего количества участниц (3684 чел.). Начиная с 1952 г. эти показатели увеличились соответственно в 4,2 раза и 6,1 раза.

На Играх ХХVI Олимпиады в 1996 г. женщины составляли более трети всех участников Игр. Высоким был процент женщин в командах, занявших первые шесть мест в неофициальных командных зачетах: США - 43,2%, Российская Федерация - 39,4%. Германия - 41,5%, Китайская Народная Республика - 64,0%, Франция - 34,7%, Италия - 32,1%.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод: во-первых, в различных государствах отношение к женскому спорту складывалось неоднозначно. В развитых странах женщинам открыт широкий доступ к занятиям спортом. В развивающихся странах, в особенности среди средних и низших классов, еще сильны религиозные и сословные предрассудки, тормозящие развитие женского спорта и участия женщин этих стран в олимпийских играх.

Во-вторых, женщинам приходится постоянную борьбу за свое равноправие во всех сферах общественной жизни, и тот факт, что в настоящее время еще мало женщин входят в состав МОК, руководят в МСФ и НОК, объясняется не слабой социальной активностью женщин, а тем, что еще продолжает сохраняться юридическое неравенство полов.

В-третьих, существует определенная взаимосвязь между уровнем развитием женских видов спорта, их популярностью и распространением в мире и присутствием данных видов спорта в женской олимпийской программе. Часто виды спорта, не получившие широкого распространения в мире, присутствуют в женской олимпийской программе, а более популярные и распространенные остаются за ее пределами. При обсуждении вопросов, касающихся включения вида спорта в женскую олимпийскую программу, надо учитывать как популярность данного вида спорта в мире, так и его распространение, руководствуясь при этом правилами Олимпийской Хартии.



ПРОБЛЕМЫ  ЖЕНСКОГО  СПОРТА

Ростигаева  Анастасия  Николаевна

студент  3  курса,  кафедра  физического  воспитания  СГЭУ, 
РФ,  г.  Самара

E-mail:  [email protected]

Савельева  Ольга  Викторовна

научный  руководитель,  доцент  СГЭУ, 
РФ,  г.  Самара

 

Издавна  женщины  боролись  за  свою  независимость,  свободу  и  равенства  прав  с  мужчинами.  Степень  свободы  женщины  и  ее  участие  в  социальной  жизни  исторически  стало  считаться  показателем  развития  общества  [3].  Последние  столетия  подарили  миру  замечательных  ученых,  мыслителей,  поэтов,  художников  и  скульпторов  в  лице  женского  пола.  В  результате  всплеска  феминизма  женщины  заняли  равное  положение  рядом  с  мужчинами  не  только  в  профессиональном  и  нравственном  свете,  но  и  в  желании  достичь  определенных  физических  результатов  [2].

В  психологии  имеются  два  понятия  —  «идеальная»  женщина  и  «идеальный»  мужчина,  которые  обладают  набором  специальных  характеристик.  Например,  «идеальная»  женщина  должна  быть  чувственной,  чуткой,  мягкой,  робкой,  слабой,  пассивной  и  зависимой.  Мужчина  же,  наоборот,  —  строгий,  агрессивный,  независимый,  сильный  и  активный  [3].  Немецкий  психиатр  О.  Вейнингер  доказал,  что  в  природе  нет  ни  идеальной  женщины,  ни  идеального  мужчины.  Каждый  человек  обладает,  по  сути,  двуполостью,  и  в  зависимости  от  степени  преобладания  в  организме  того  или  иного  пола,  формируется  общий  образ  человека  [2].

Сейчас  мы  можем  наблюдать  то,  что  практически  не  осталось  чисто  мужских  видов  спорта.  Женщины  занимаются  борьбой,  боксом,  футболом,  тяжелой  атлетикой  и  даже  хоккеем.

Необходимость  углубленного  изучения  такой  важной  проблемы,  как  женский  спорт,  не  вызывает  сомнения.  Связано  это  с  тем,  что  в  настоящее  время  нет  однозначных  данных  о  методике  тренировки  женщин,  хотя  можно  выделить  два  разнонаправленных  мнения  специалистов  и  два  подхода  к  этому  вопросу.  По  высказыванию  профессора  В.Н.  Платонова,  первая  группа  ученых  и  практиков  предлагает  учитывать  в  построении  мезоциклов  тренировки  овариально-менструальный  цикл  женщин.  Вторая  гласит,  что  строить  тренировочный  процесс  у  спортсменок  необходимо  по  образу  и  подобию  спортсменов  на  основе  общих  закономерностей  тренировки  [3].

Существует  несколько  глобальных  проблем,  связанных  со  стремлением  женщин  получить  высокие  спортивные  результаты:

Первая  проблема  состоит  в  том,  что  необходимо  полное  и  всестороннее  изучение  влияния  тренировочных  нагрузок  на  женский  организм.

Вторая  проблема  —  это  разработка  методики,  направленной  на  достижение  оптимально-высоких  спортивных  результатов,  не  причиняющих  вреда  женскому  организму.

Практический  опыт  свидетельствует  о  том,  что  в  системе  спортивной  тренировки  кроме  общих  положений  для  мужчин  и  женщин  существуют  положения,  характерные  только  для  женского  спорта.  Они  определяются  специфическими  требованиями  отдельных  видов  спорта  и  приводят  к  различиям  в  протекании  адаптационных  процессов  в  женском  организме,  что  и  характеризует  его  функциональные  особенности.

Третьей  важной  проблемой,  является  проблема  необходимости  создания  социально-психологической  базы  для  женского  спорта.  Женщины-спортсмены  должны  вести  спортивный  образ  жизни,  при  этом  отказываясь  от  множества  естественных  функций,  которые,  в  свою  очередь,  свойственны  им.  Это  и  ограничение  обычных  житейских  радостей,  и  ограничение  общения,  в  том  числе  и  с  противоположным  полом.  Они  испытают  колоссальные  нагрузки,  которые  также  способны  в  дальнейшем  сказаться  на  женском  организме  и  репродуктивной  функции.  Все  это  требует  соответственного  психического  настроя,  понимания  и  готовности  женщины  осуществлять  свою  спортивную  деятельность  [4].

Нельзя  утверждать,  превысят  ли  женщины  мужские  рекорды,  или  хотя  бы  повторят  их.  Но  на  сегодняшний  день  эмансипация  женского  пола  в  спорте  ждет  от  спортсменок  все  более  высоких  результатов.  Например,  мировые  рекорды  женского  плавания  уже  значительное  количество  лет  повторяют  мужские.

Одной  из  современных  тенденций  является  увеличение  атлетизма  у  женщин.  Под  данным  термином  подразумевается  сходство  их  телосложения  с  мужским.  В  80-х  годах  можно  было  наблюдать  сокращение  разрыва  между  мужскими  и  женскими  рекордами  на  дистанциях  в  беге  100  и  1500  метров.  То  есть,  можно  сделать  вывод,  что  при  описываемой  тенденции  имеет  место  уменьшение  различий  между  полами  или  уменьшение  признаков  полового  диморфизма,  говоря  научным  языком.

Исследования  показали,  что  большинство  спортсменок  обладают  интерсексуальным  (мужским,  атлетическим)  фенотипом.  Данное  явление  наблюдается  у  75  %  спортсменок,  вне  зависимости  от  специализации,  в  том  числе  —  у  98  %  гимнасток,  70—90  %  женщин,  занимающихся  легкой  атлетикой,  у  71  %  лыжниц,  67  %  футболисток  и  у  44  %  пловчих.

Также  важной  в  спорте  проблемой  является,  так  называемая,  гиперандрогения  у  женщин.  Под  этой  дефиницией  подразумеваются  клинические  изменения  в  женском  организме,  обусловленные  действием  избыточной  секреции  андрогенов.  Говоря  ненаучным  языком,  у  женщины,  подвергающей  себя  чрезмерным  физическим  нагрузкам,  повышается  выброс  мужских  половых  гормонов,  воздействуя  тем  самым  на  надпочечники.  Безусловно,  это  огромнейший  стресс  для  организма.

Гиперандрогения,  по  данным  гинекологов,  является  главной  и  основной  причиной  патологий  беременности  женщин-спорстменок,  таких  как  угроза  выкидыша  и  бесплодие  [3].

Физическая  работоспособность  женщин  составляет  не  более  60—80  %  от  мужской.  Адаптация  к  физическим  нагрузкам  сопровождается  большим  напряжением  функций  и  достаточно  медленным  их  восстановлением.  Женщины  боле  возбудимы  и  намного  острее  реагируют  на  неблагоприятную  обстановку.  И  хотя  с  ростом  тренированности  функциональные  возможности  женского  организма  значительно  расширяются  и  по  ряду  параметров  приближаются  к  таковым  у  мужчин,  все  же,  женщины-спортсменки  не  достигают  уровня  развития  основных  двигательных  способностей  мужчин  на  сегодняшний  день.  Физические,  психические  и  адаптационные  особенности  женщин  создают  предпочтение  к  выбору  определенных  видов  спорта  и  затрудняют  достижение  результатов  в  других.  Как  уже  было  написано  выше,  серьезные  споры  вызывает  вопрос  о  целесообразности  занятий  женщин  некоторыми  несвойственными  для  них  видами  спорта  (борьба  дзюдо,  футбол,  штанга,  пауэрлифтинг,  хоккей,  футбол,  бокс).  Вообще  однозначно  ответить  на  данный  вопрос  нельзя,  так  как  исследования  немногочисленны  и  фрагментарны;  динамических,  сравнительных  наблюдений  практически  нет.  Большинство  специалистов  считают,  что  возможности  для  развития  выносливости  у  мужчин  и  женщин  примерно  равны.  Аппарат  кровообращения  и  система  аэробного  энергообеспечения  у  них  одинаково  тренируемы.  Потенциально,  женщина  способна  приблизиться  у  мужским  результатам  при  регулярных,  полных,  качественных  тренировках.  Также  доподлинно  известно,  что  женщина  выносливее  мужчины.  Это  научный  факт.  Женщины  лучше  переносят  длительный  бег.  Именно  женщине  принадлежит  рекорд  на  длительности  плавания.  Потоотделение  у  них  значительно  меньше  и  начинается  при  более  высокой  температуре  воздуха  [1].

Исходя  из  полученных  фактов,  можно  двояко  определить  наличие  проблем  в  женском  спорте.  Данное  обстоятельство  позволяет,  с  одной  стороны,  реабилитировать  женский  спорт,  а  с  другой  —  дает  возможность  на  ранних  этапах  занятий  спортом  диагностировать  у  девочек  и  девушек-спортсменок  ранние  признаки  гиперандрогении,  вовремя  предотвратить  у  них  развитие  выраженной  патологии  детородной  функции  [2].

Ясно,  что  ставить  препятствия  заинтересованности  женщин  в  том  или  ином  виде  спорта  является  недопустимым.  Но,  само  собой  разумеется,  что  женщины  —  это  не  есть  мужчины,  и  отношение  к  спорту  у  них  крайне  разное.  Разумеется,  есть  множество  видов  спорта,  подходящих  по  критериям  нагрузки  и  выносливости,  как  мужчинам,  так  женщинам,  однако  и  при  этом  варианте  уровень  спортивных  достижений  и  регламентация  спортивной  деятельности  закономерно  дифференцируются  в  зависимости  от  пола.  Поэтому  было  бы  неосмотрительно,  безосновательно  и  даже  легкомысленно,  призывать  женщин  догонять  и  перегонять  в  своей  спортивной  деятельности  мужчин  [1].

 

Список  литературы:

  1. По  Ильину  П.И.  Проблемы  женского  спорта  с  позиции  биологии  //  Лекции  —  2014.  —  [http://lektsii.net/]  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://lektsii.net/1-38182.html  (дата  обращения:  30.05.2015).

  2. Соболева  Т.С.  Женщина  и  спорт  //  Теория  и  практика  физической  культуры.  2002.

  3. Соболева  Т.С.  О  проблемах  женского  спорта  //  Воронежский  государственный  институт  физической  культуры.  1999.

  4. Соха  С.  Женщина  и  спорт:  мозговой  штурм  ученых  //  Теория  и  практика  физической  культуры.  1999.

    Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
    Ростигаева А.Н. ПРОБЛЕМЫ ЖЕНСКОГО СПОРТА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(33). URL: http://sibac.info/archive/guman/6(33).pdf (дата обращения: 14.03.2017)



ЖЕНСКИЙ СПОРТ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Стремление преодолеть поло-ролевые стереотипы об "ограниченных возможностях слабого пола", серьезно корректировать свой социальный статус в конце XIX-начале XX вв. выразилось в числе прочего в активной заинтересованности женщин в участии в различных видах телесно-двигательной практики. В этот период времени в русле общемировых тенденций изменения социальной значимости женщины трансформируется телесный имидж женщины в целом, соответственно и отношение к ее потенциальному участию в международном спортивном и олимпийском движении [4, 5, 7 и др.].

Процесс интеграции женщин в международное физкультурно-спортивное движение был медленным и трудным. Спортсменки состязались в немногочисленных "традиционно женских" видах за рамками официальной олимпийской программы. Ограниченный контингент участниц полностью отразил тенденции гендерной дифференциации: все спортсменки происходили из привилегированных слоев общества и были представи тельницами европейской расы. А включению немногих видов спорта в реестр состязаний, к которым женщины все же были допущены, предшествовали бурные кампании, организованные активистками феминистического движения [1, 3, 4, 10].

Однако женщины не оставляли надежд и усилий занять достойное место на международной спортивной и олимпийской арене: организовывали собственные спортивные общества и федерации, участвовали в различных соревнованиях, пытались найти оригинальные методики физического воспитания девушек. Так, в 1906 г. состоялся первый официальный женский Чемпионат мира по фигурному катанию, проведенный в Давосе (Швейцария) по инициативе Международного союза конькобежцев (ISU). Эти соревнования стали образцом для проведения многочисленных национальных открытых чемпионатов по этому виду спорта, таких, как: чемпионаты Германии 1911 г., Австрии 1913 г., США 1914 г..

Интересно, что в Великобритании в подобных состязаниях участвовали и женщины, и мужчины. Такое "смешанное" первенство просуществовало до 1927 г., и за это время женщины пять раз удостоились высшей награды. Первой спортсменкой, завоевавшей золото открытого чемпионата Великобритании, стала Мэдж (Флоренс) Сайерс (победительница 1903 и 1904 гг.). Она же завоевала высшие награды на Чемпионате мира для женщин в 1906 и 1907 гг., а также олимпийское золото в 1908 г. в одиночном катании и бронзовую медаль в парном. Ранее, в 1902 г., Мэдж Сайерс стала второй в неофициальном открытом Чемпионате мира, организованном в Лондоне под патронажем знаменитого спортсмена - 10-кратного чемпиона мира Ульриха Сальхова.

В 1918 г. ISU добавил состязания смешанных пар в программу Чемпионата мира по фигурному катанию. До Первой мировой войны фигуристы Германии, Великобритании, Австрии и Финляндии удерживали первенство в этом виде спорта, постоянно демонстрируя возрастающее мастерство. Лишь в 1918 г. американка Тереза Вэлд и ее партнер Натаниэл Найлс смогли изменить эту традицию. Вэлд также выиграла бронзовую медаль на Олимпийских играх в Антверпене в 1920 г.

Основанная в 1908 г. Международная федерация плавания (FINA) стала одной из немногих спортивных ассоциаций, занявших либеральную позицию по отношению к женскому спорту. В 1911 г. FINA активно поддерживала усилия швейцарских и английских спортсменок, добивавшихся включения плавания в программу Олимпийских игр в Стокгольме в 1912 г. Наибольшую популярность этот вид спорта получил у американских спортсменок. В этой связи нельзя не упомянуть о Шарлотте Эпстейн (1884-1934) - известной общественной деятельнице, которая много сделала для развития женского спорта в Соединенных Штатах Америки. Ш. Эпстейн в 1914 г. основала Национальную женскую лигу спасения и осенью того же года благодаря активным действиям Лиги Любительский атлетический союз (Amateur Athletic Union) официально начал регистрировать женские состязания по плаванию. В 1916 г. Союз организовал первый национальный чемпионат для женщин, который включал 6 упражнений вольным стилем на различные дистанции. Однако в том же году со стороны этой организации была сделана неудачная попытка провалить участие спортсменок в соревнованиях по плаванию. В 1917 г. Ш. Эпстейн основала в Нью-Йорке Женскую ассоциацию плавания в надежде улучшить существующее положение вещей и вывести женские состязания из-под контроля агрессивно настроенных "промужских" организаций. Очень скоро клуб стал лидером женского плавания в Соединенных Штатах Америки, и в 1918 г. его спортсменки внесли свой вклад в список мировых рекордов.

История включения женщин в международное олимпийское движение также наглядно демонстрирует затяжную борьбу с гендерными предрассудками, развернувшуюся в начале XX века в Европе и Америке.

Игры I Олимпиады, состоявшиеся в 1896 г. в Греции, согласно представлениям основателей современно го олимпизма были привилегией мужчин. Однако широко известен факт неофициального участия греческой спортсменки Мельпомены в марафоне. Эта акция убедительно доказала заинтересованность женщин в олимпийских состязаниях. Несмотря на то что представители МОК единодушно противостояли попыткам женщин принимать участие в соревнованиях, внутри олимпийского движения и в сформировавшихся международных спортивных федерациях мнения разделились. Период Игр I Олимпиады совпал с началом развития женского спортивного движения на Западе. В это время формируются национальные и международные женские спортивные организации, возрастает число женских соревнований, что дает спортсменкам возможность упрочить свои позиции.

В 1900 и 1904 гг. МОК (до этого полностью контролировавший подготовку и проведение Игр) расширяет возможности организационных комитетов Парижа и Сент-Луиса и передает им часть ответственности. Благодаря этому женщины были допущены к состязаниям без формального разрешения МОК. Официальный допуск спортсменки получили в 1908 г., когда Олимпийская ассоциация Великобритании под свою ответственность расширила женскую программу до трех видов. На Играх IV Олимпиады в 1908 г. в Лондоне женщины участвовали в соревнованиях по стрельбе из лука, теннису и фигурному катанию. Этому предшествовала целая кампания, организованная одним из лидеров суфражисток Эмилией Панкхурст. Она пригрозила организаторам Игр, что если они будут придерживаться предписания МОК, которое было сформулировано как "освобождение Олимпийских игр от женских "бородавок"", то суфражистки возбудят общественное мнение и сорвут соревнования.

МОК последовательно блокировал попытки проникновения на Игры женщин. Это выразилось, в частности, в том, что до 1924 г. женские соревнования не получили официального статуса. Состав немногочис ленных участниц Олимпийских игр в этот период полностью отразил тенденции гендерной, стратовой и расовой дифференциации.

1920 г. явился в истории женского спортивного движения тем рубежом, когда противостояние достигло критической точки. Наиболее наглядно это иллюстрирует история признания женской легкой атлетики. Основной аргумент противников женских соревнований в этом виде спорта весьма характерен - потенциальный вред легкой атлетики для женского организма. Несмотря на это во всем мире неуклонно возрастает популярность женской легкой атлетики. Женское освободительное движение, с особой силой развернувшееся в начале ХХ века, выразилось, в частности, в том, что женщины стремились освоить виды спорта, которые до этого считались всецело мужской привилегией, продемонстрировав и подтвердив тем самым свое равноправие. Женщины были готовы активно защищать свои позиции [6, 9]. Так, в 1917 г. француженка Элис Миллье, представляя всех женщин, занимающихся легкой атлетикой, потребовала отмены предписания МОК, которое препятствовало их участию в Играх. Она основала во Франции Женскую спортивную ассоциацию, которая добивалась включения женских легкоатлетических состязаний в программу Олимпийских игр 1920 г. Несмотря на твердое предубеждение против женского спорта основателя Игр - Пьера де Кубертена, большинство членов МОК голосовали в 1920 г. за разрешение их участия в соревнованиях по теннису и плаванию. Однако представители МОК были по-прежнему непреклонны в том, что касалось легкоатлетических состязаний. В противовес позиции МОК спортсменки стран Европы и Северной Америки провели спортивную встречу в Монте-Карло в 1921 г. Участвовали представительницы пяти государств: Великобритании, Швейцарии, Италии, Норвегии и Франции. Программа включала соревнования в беге на 60 , 250 , 800 м, эстафетный бег на 300 и 80 м, барьерный бег на 74 м, прыжки в длину, прыжки в высоту, метание копья и толкание ядра. Программа состязаний в Монте-Карло послужила основой и образцом для организации следующих международ ных встреч. Расширение женского спортивного движения сделало актуальным необходимость его четкой структуризации. В этом же году 31 октября в Париже при поддержке представительниц Англии, Италии, Соединенных Штатов Америки, Чехословакии и Франции была создана Международная женская спортивная федерация (FSFI), усилиями которой стали возможными проведение международных соревнований (в том числе, легкоатлетических) и пропаганда женского спорта по всему миру. В 1922 г. в Париже FSFI организовала собственные альтернативные Женские олимпийские игры. Название впоследствии было изменено на Всемирные женские игры, так как МОК заявил свои права на эксклюзивное использование термина "олимпийские". Всемирные женские игры имели свое продолжение в 1926 г. в Готтенбурге в Швеции, в них участвовало 10 стран, затем в Праге в 1930 г. (17 стран). Последние, IV Игры проводились в 1934 г. в Лондоне (19 стран). Соревнования имели неожиданно громкий успех, поразив современников масштабностью. Планировалось также проведение Всемирных женских игр в 1938 г. в Австрии. Они так и не состоялись в связи с началом нацистской агрессии.

За все время существования Всемирных женских игр регулярно проводились и международные конгрессы, бессменным лидером и руководителем которых была Элис Миллье. На конгрессах обсуждались и принимались правила соревнований, регистрировались новые рекорды, представлялись новые спортивные дисциплины. Всего было проведено 9 женских спортивных конгрессов: Париж, 1921-1922-1923; Готтенбург, 1926; Амстердам, 1928; Прага, 1930; Вена, 1932; Лондон, 1934 и Берлин, 1936.

Всемирные женские игры как регулярный праздник женского спорта отразили общие тенденции физкультурно-спортивного движения XX века. После их проведения игнорировать далее женский спорт было невозможно. Очевидным стал и тот факт, что женские легкоатлетические соревнования собирают толпы зрителей (особо легкая атлетика, так как именно этот вид являлся "визитной карточкой" Олимпийских игр в мужской программе и участие женщин вызывало наиболее острые дискуссии). Но лишь когда Международная любительская легкоатлетическая федерация (IAAF) согласилась патронировать развитие женской легкой атлетики, соревнования получили статус олимпийских. Несмотря на все усилия спортсменкам вновь было отказано в участии в Играх 1924 г. Вместе с тем такое решение МОК не было единогласным. Внутренние разногласия дали повод к тому, что проблема легкой атлетики стала предметом Педагогической конференции 1925 г. Материалы конференции были опубликованы под названием "Женское участие в легкой атлетике" ("Women's Participation in Athletics"). Теоретические выводы предписывали сдерживать развитие женской легкой атлетики в течение следующих лет.

Первая часть заключительного отчета кратко рассматривает потенциально положительное влияние занятий спортом на женский организм:

"Две основных точки зрения должны быть обстоятельно исследованы в связи с этой наиболее сложной проблемой, которая день ото дня становится все более актуальной.

С одной стороны, мужчины и женщины имеют одно происхождение… Несмотря на некоторую разницу в строении скелета и мускулатуры, в целом организм мужчины и женщины функционирует одинаково. Нервная и кровеносная системы имеют лишь незначительные отличия. Женщины адаптируются в современном мире. Это дает возможность говорить о том, что физкультурно-спортивная деятельность может быть благоприятна как для мужчин, так и для женщин..." [7].

Однако далее тон медицинского отчета меняется. В духе господствовавшей в XIX веке теории о физиологически обусловленной ограниченности организма поддерживалось мнение о том, что занятия легкой атлетикой могут негативно отразиться на репродуктивном потенциале женщины. Участники конференции при этом подтверждали, что занятия "традиционно женскими" физическими упражнениями полезны и безопасны. Ссылаясь на опыт Древней Спарты, говорили об особой необходимости физических нагрузок для девушек в возрасте от 13 до 18 лет.

Медицинский отчет Педагогической конференции раскрыл общие тенденции развития женского спорта под патронажем официальных организаций. Следуя приведенным доказательствам, МОК и IAAF ограничивали женское участие в главном виде олимпийской программы -легкой атлетике - в течение следующих лет.

В 1926 г. после длительных и трудных переговоров IAAF рекомендовала включить ряд легкоатлетических состязаний в программу следующих Олимпийских игр (вошли состязания в беге на 100 и 800 м, прыжки в высоту, метание диска, барьерный бег на 400 м). Программа Игр 1928 г. насчитывала всего 5 видов легкоатлетических соревнований, тогда как на Всемирных женских играх практиковалось 11. Такая неприкрытая дискриминация вызвала недовольство FSFI. Британские спортсменки выразили свой протест, бойкотируя легкоатле тические состязания в Амстердаме.

В середине 20-х гг. в развитии женского спорта возникают новые противоречия: передавая законодательные возможности спортивным ассоциациям, в которых правление состояло из одних мужчин, женское спортивное движение (и это наиболее ярко иллюстрирует пример легкой атлетики) теряет свою самостоятельность, с трудом отвоеванные позиции. Постепенно женская проблематика отодвигается на второй план. Наметившиеся тенденции вызывали опасения: например, спортсменки Великобритании стали открыто высказываться в пользу раздельного развития и контроля мужского и женского спорта:

"Мы глубоко убеждены, что смешение мужских и женских состязаний вообще, и на Олимпийских играх в частности, негативно влияет на наше движение. Мы должны развиваться самостоятельно…" [8].

Действительно, в "смешанных" спортивных ассоциациях женщины не имели сильных позиций и не могли последовательно проводить свою политику, так как были сравнительно немногочисленны. Гендерно обусловленные стереотипы об ограниченных физических возможностях женщины, о неприемлемости нового "маскулинного" образа женщины-спортсменки не могли не отразиться на темпе развития женского физкультурно-спортивного движения.

Так, сразу же после того как несколько спортсменок плохо себя почувствовали на финальных состязаниях в беге на 800 м (на Играх 1928 г.), состязания тут же были исключены из официальной программы под предлогом несовместимости нагрузок с женской физиологией.

Следующим крупным успехом после олимпийского дебюта легкоатлеток было приглашение женщин на вторые Всемирные игры в Лондоне в 1934 г., где женские соревнования получили официальное оформление и полноценный статус. В то же время FSFI стала ведущей спортивной организацией, объединяющей спортсменок 30 стран. Женские соревнования собирали огромное количество зрителей, но особенной популярно стью пользовалась легкая атлетика.

Предпринятые FSFI попытки добиться расширения олимпийской программы в целом, и легкоатлети ческих состязаний в частности, потерпели неудачу. Несмотря на большое количество мировых рекордов, которые поставили спортсменки на Играх 1932 г., на следующих Играх женщинам разрешили участвовать лишь в четырех видах (легкая атлетика, плавание, фехтование, гимнастика), в то время как мужские состязания насчитывали 11 видов спорта и количество соревнований намного превышало женские.

Список литературы

1. Мельникова Н.Ю. К вопросу об отношении МОК и других международных спортивных организаций к участию женщин в Олимпийских играх // Олимпийское движение и социальные процессы: Матер. VI Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию современных Олимпийских игр. Омск, 1995.

2. Мельникова Н.Ю. Основные тенденции развития женского олимпийского спорта в современном мире //Олимпийское и международное спортивное движение: история, теория, практика: Межвуз. сборн. науч. матер., посвящ. 90-летию первого выступления российских спортсменов на Олимпийских играх. Воронеж, 1998.

3. Мельникова Н.Ю. Эволюция женской олимпийской программы // Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 6.

4. Мягкова С.Н. Проблемы гендерной асимметрии в современном олимпийском движении // Теор. и практ. физ. культ. 2001, № 3.

5. Мягкова С.Н., Истягина-Елисеева Е.А. Изменение социального статуса женщины на рубеже 19-20 веков и борьба за равноправие в спортивном движении // Международное спортивное и олимпийское движение: история, теория и практика: Межвуз. сборн. науч. матер. Воронеж, 1999.

6. Мягкова С.Н., Истягина-Елисеева Е.А. Национальные спортивные состязания и Всемирные женские игры как фактор развития феминистического направления в олимпийском движении //Олимпийское движение и социальные процессы: IX Всероссийская науч.-практ. конф. "Олимпийское движение и социальные процессы", посвященная 10-летию Олимпийского комитета России: V Всероссийское совещание "Практика олимпийского образования": Материалы.- М.: Советский спорт, 1999.

7. Hargreaves J. Sporting females: critical issue in the history and sociology of women's sport, London and New York, 1994.

8. Lovesay P. The Official Cetenary of the Amateur Athletic Assotiation, Enfield: Guiness Superlatives, 1980.

9. Quintillan G. Alice Milliat and the Women's Games, Olympic Review, XXVI-31, 2000.

10. Mascagni Stivachtis K. Women's Participation in the Olympic Movement, Olympic Review, XXVI-31, 2000.

11. С.Н. Мягкова, кандидат педагогических наук, доцент. Женский спорт в период становления современного международного олимпийского движения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Женский спорт и олимпизм

Автор: Атамурадов Жамшид Жалилович

Дата: 28.04.2017

Номер свидетельства: 412170


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства