Просмотр содержимого документа
«Занятия спортивными играми, как инструмент развития личностного навыка принятия решений у учащихся среднего звена в рамках уроков физической культуры»
Занятия спортивными играми, как инструмент развития личностного навыка принятия решений у учащихся среднего звена в рамках уроков физической культуры
Гатауллина Луиза Хамзаевна
г. Ноябрьск
Мы каждый день принимаем те или иные решения! Вот, например, сегодня вы принимали какие-нибудь решения?
Даже в сказках героям часто приходилось принимать решения! Помните надпись на камне?
Налево пойдешь - коня потеряешь,
Направо пойдешь - жизнь потеряешь,
Прямо пойдешь – счастье найдешь или жив будешь, да себя позабудешь.
И главное – куда ни пойдешь, все время какие-то неожиданные последствия с реалистичным, а порой смертельным исходом. И в сказке главным героям приходится часто принимать решения!
Принятие решений — выбор, который мы делаем в процессе, что-то предпочитая и от чего-то отказываясь на каждом из ключевых этапов. Мы выбираем факторы, которые будем считать значимыми, а какие — нет, расставляем приоритеты, строим планы.
Получается, что принятие решений — это часть решения сложных проблем. Чем лучше мы определяем и решаем проблемы, выбираем и принимаем решения, тем успешнее сможем справляться с изменениями.
Как и почему люди принимают решения. Чем старше становится человек, тем более сложные решения ему придется принимать.
Иными словами, умение принимать решения - это навык выбирать из множества действий то, которое развивает ситуацию наилучшим образом.
Мы можем просто получать принятые решение от других. Пошли ко врачу, он за нас полностью принял решение, расписал лечение, и мы покорно выполняем.
Мы можем получать помощь в принятии решения, когда за нас решение не принимают, но дают «вспомогательную» информацию, советы, подсказки, похвалу («ты молодец, ты сможешь решить»).
Мы можем принять решение самостоятельно, но от других ожидать исполнение этого решения. Так ребенок, выбравший в магазине игрушку (решил, что именно эта машинка теперь будет принадлежать ему), все же надеется на маму в исполнении этого решения (покупку). Т.Е «я решил — ты исполняешь».
Мы можем принять решение самостоятельно и выполнить его самостоятельно, но от других нам важно получить одобрение. В этом случае мнение старших по команде участников, или тренера играют важную роль.
Еще одна форма взаимодействия с окружением в процессе принятия решения — это отказ взаимодействовать с окружением в процессе принятия решения.
Этот деструктивный подход очень неблагоприятно сказывается в процессе тренировок и соревнований в командных видах спорта, включая волейбол, баскетбол, футбол и т.п. Поэтому преодолевать такой бунт, в интересах команды и самого ребенка, просто необходимо.
Умение принимать решение напрямую связано с умением брать на себя ответственность за результат. Стоит ли говорить, что в спортивной команде, часто, именно результат становится целью игры. Но если все игроки начнут перекладывать ответственность за результат на другого («пусть кто-то другой, но не я»), то результат будет соответствующим. Не зря говорят – решение победить – это уже пол победы. Решение проиграть – это уже поражение.
Это навык, тесно связанный с навыком принятия решений, навык нести ответственность за свои поступки.
В будущем времени, когда решение ещё не принято, ответственность - это глубина просчёта того или иного варианта развития событий. В прошлом времени, ответственность - это навык установки причинно-следственной связи между тем, что происходит сейчас и тем, что ты сделал когда-то. Другими словами, ответственность - это навык видеть последствия своих действий. Чем выше уровень ответственности человека, тем тяжелее ему даётся принятие решений. Но тем больше вероятность, что принятое решение будет оптимальным, с его точки зрения. Навык - это не означает видеть свою вину во всём происходящем.
Гиперответственность - когда человек приписывает совершенно не зависящие от него событиям последствиям своих действий - так же патологична, как и отсутствие ответственности.
Так почему некоторые добиваются того, чего хотят, а другие – нет? Давайте вспомним две притчи.
Помните притчу о двух лягушках, попавших в кувшин с молоком?
Одна лягушка приняла решение сдаться и утонула, а другая приняла решение барахтаться. Никогда не сдавайся и не опускай руки! Побеждает тот, кто не сдается и старается вовремя принять решения!
Какими бы ни были обстоятельства, выход всегда есть и иногда очень неожиданный.
Ты способен на большее, чем думаешь! Хочешь изменить свою жизнь – поставь себя в безвыходную ситуацию! Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Но здесь нужно вспомнить еще одну притчу- загадку о тех лягушках.
На берегу озера сидели три лягушки. Одна из них решила прыгнуть в воду. Сколько на бревне осталось лягушек? Наверное, вы думаете, что две. Но нет. На берегу, конечно же, осталось три лягушки. Так как лягушка только решила прыгнуть, но не предприняла для этого никаких действий.
Не путайте принятие решения с действием. Нам часто кажется, что мы уже прыгнули. Однако на самом деле вы продолжаете сидеть на берегу. Первый шаг на пути к намеченной цели всегда является самым сложным и важным. Мало просто пожелать и принять решение.
Для того, чтобы результат случился, нужно не только размышлять, строить планы, но и действовать. Нерешимость и лень – главные враги успешного человека.
Однако, стоит отметить, что решительность сама по себе - далеко не всегда положительное качество. Ребёнок, регулярно предпочитающий поиграть на улице вместо того чтобы делать уроки - донельзя решителен - только в его "целевой функции" удовольствие от игры стоит выше процессов получения знаний и взбучки от родителей. Задача учителя, тренера, наставника, родителя – направить решительность ребенка в продуктивное позитивное русло.
В ситуации, когда человек не способен принять решение, он или мечется от одного варианта действий к другому, совершая непоследовательные поступки, или чаще пускает ситуацию на самотёк. Почему это так злит окружающих людей? Потому что пассивность позволительна только в позитивных жизненных ситуациях: когда человеку хорошо ему не надо ничего делать. Когда окружающая ситуация становится негативной, её изменение, как и любая другая борьба с энтропией требует вложения энергии - то есть действий.
Действия - это разумный акт человека, и за каждым действием стоит принятое решение совершить это действие - принятое самим человеком или кем-нибудь за него. Человек, не способный принять решение не способен совершить действие в отношении возникшей негативной ситуации. В худшем случае он садится сложа руки, в лучшем - делает то же самое, что и делал вчера.
Есть ещё обратная связь: между уровнем ответственности и принятием решений. А именно: высокий уровень ответственности вынуждает человека принимать решения.
И занятия спортивными играми как раз способствуют решению всех этих задач. Когда предлагаемая игровая задача создает необходимость принимать решения и выполнять их. Целью моих занятий является обучение несовершеннолетних принимать решения в игровых ситуациях в рамках уроков физической культуры.
Задачи: Ознакомить детей с понятием «Принятие решения», научить несовершеннолетних действовать в игровой ситуации, способствовать сплочению коллектива и принимать совместные решения. Давайте рассмотрим два игровых задания, которые наиболее полно решают поставленные задачи.
Игровое задание «20 передач» в волейболе. Задача команд с двух сторон от сетки превратиться в одну большую команду, и удержать мяч в воздухе минимум на 20 передач, при этом соблюдая правила волейбола, такие, как:
1. Не допускается двойное касание.
2. Не допускается четвертое касание мяча с одной стороны от сетки.
3. Нельзя терять мяч.
4. Нельзя касаться сетки или переступать среднюю линию.
Начинают передачи поочерёдно с каждой стороны. Переход в команде каждый раз, когда команда начинает игру.
Таким образом,
1. Каждый игрок может попробовать свои силы во всех амплуа и определить изъяны, над которыми нужно работать.
2. Во время игры нужно не просто коснуться или отбить мяч, а нужно сделать это так, чтобы мяч могли отбить другие, не нарушив при этом правила игры.
Игровое задание с обручами в баскетболе.
Каждая команда делится на две части. Одна часть – занимает места в лежащих на полу обручах. Вторая – возле них. Кто в обручах – не могут передвигаться по площадке. Кто вне обручей – передвигаться могут, но только если нет в руках мяча. Задача команды – забросить мяч в кольцо соперника. При решении этой задачи ученикам необходимо видеть не только своих игроков, но и игроков другой команды, уметь принять быстрое решение, чтобы мяч оказался в корзине соперников. Также игровое задание позволяет задействовать большее, чем во время обычной игры, количество играющих, предупреждая при этом травмоопасные ситуации.
Решение тактических задач невозможно без умения договариваться. Игра учит общаться, выстраивать актуальную концепцию игры, согласно силам игроков, их сильных и слабых сторон, а, иногда и принимать молниеносные решения, как и куда этот мяч направить.
Выработать единое мнение трудно. Не каждая оценка важности предмета из списка будет соответствовать мнению всех участников. Некоторые рекомендации по достижению соглашения:
• не ставить свое мнение превыше всего; подходить к каждому вопросу с позиций логики;
• не отказываться от своего мнения на том лишь основании, что это необходимо для достижения согласия и предотвращения конфликта; поддерживать только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти;
• избегать таких способов борьбы с конфликтами, как голосование, усреднение, торг;
• относиться к расхождениям во мнениях как фактору, который способствует принятию решения, а не препятствует ему.
«Тому, кем овладевает гнев, зависть и другие негативные эмоции, лучше повременить с принятием решения», как говорил великий философ Сенека.
А писатель Салтыков-Щедрин его дополнил: «При открытом обсуждении не только ошибки, но и самые нелепости легко устраняются».
Умение принимать решение, действовать и быть ответственным за результат – это ни что иное, как признак ответственной, сознательной и состоявшейся личности, к воспитанию которой мы все стремимся.