Возрождение казахских национальных подвижных игр – одна из актуальных задач физической культуры и спорта суверенного Казахстана.
Возрождение казахских национальных подвижных игр – одна из актуальных задач физической культуры и спорта суверенного Казахстана.
Национальные игры – неотъемлемая часть национального воспитания молодежи – формируют уважительное отношение к культуре своего народа и других народов нашей многонациональной страны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Возрождение казахских национальных подвижных игр – одна из актуальных задач физической культуры и спорта суверенного Казахстана.»
Возрождение казахских национальных подвижных игр – одна из актуальных задач физической культуры и спорта суверенного Казахстана.
Как утверждал А.А.Жумадилхонов [1], национальные игры – неотъемлемая часть национального воспитания молодежи – формируют уважительное отношение к культуре своего народа и других народов нашей многонациональной страны. Народные подвижные игры – это традиционное средство педагогики[1-6]. Они отражают образ жизни людей, национальные устои, творческую выдумку, находчивость, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью и волей к победе.
По данным И.Б.Маркоса, Н.Б.Мамиева[2], национальное самоопределение Казахстана, принятие ряда законов (об образовании, о ФкиС, о языках, о государственной молодежной политике и др.) выдвинули в число актуальных задач нашей Республики возрождение казахских национальных видов спорта (КНВС) и в частности национальных (народных) подвижных игр. На современном этапе развития суверенного Казахстана все развитие физической культуры строится на взаимообогащении национальных культур различных наций и народов.
Основная цель исследования заключается в том, чтобы на основе обобщения существующего литературного материала и комплекса педагогических исследований предпринять все возможные меры для возрождения, популяризации и внедрения в практику казахских национальных подвижных игр.
В вузах нашей страны, как указывали С.Е.Крылов, Н.С.Усбанов, И.А.Ананина, И.Ю.Ким[3], учатся студенты самых различных национальностей. Поэтому преподаватели всех учебных дисциплин должны проводить с молодежью воспитательную работу по формированию межнациональных отношений. Большинство традиционных народных игр, сохраняя культурное наследие народа, содержат в себе и алгоритмы творчества, при умелом педагогическом использовании помогают всесторонне готовить учащихся к жизни и труду.
В современной жизни все большее использование занятий физическими упражнениями направлено как на достижение высоких результатов, так и на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры (Л.П.Матвеев, 1991г.) [4].
По данным Э.И.Сокольникова[5], сегодня народные игры составляют тот бесценный источник, из которого педагоги могут черпать средства воспитания детей.
Главное для будущего педагога – найти возможность использования этих игр на уроках физкультуры, где они могут решать задачи совершенствования многочисленных двигательных навыков (бега, прыжков, метаний и др.). Очень широко национальные игры могут быть представлены в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме учебного и продленного дня: на подвижных переменах, «часах здоровья», в группах продленного дня. Прекрасные условия для проведения национальных игр имеются в пионерских и оздоровительно-спортивных лагерях, туристических походах (Г.Ш.Бикташева, И.Б.Маркос) [6].
Основными задачами нашего исследования являются:
дать практические рекомендации экспериментально-опробованных казахских национальных подвижных игр для программ по физической культуре, а также представить максимально-возможное количество игр, как на казахском, так и на русском языках для практического использования в учебно-воспитательном процессе;
обобщить на основе доступных литературных источников отдельные разрозненные сведения об отдельных казахских национальных подвижных играх (КНПИ);
провести сравнительный анализ содержания аналогичных, сходных игр других народов с КНПИ;
представить к изданию - и продолжать составление картотеки;
провести дальнейшую систематизацию и подготовить к печати и, по возможности, осуществить публикацию (выпуска сборника КНПИ).
Целью исследования является сбор разрозненного материала КНПИ и попытка внедрения их в учебный процесс колледжа с целью воспитания нравственных и физических качеств подрастающего поколения.
Основу игровой культуры составляла культура игры. Умение человека играть, гармонично сочетать игру с другими важнейшими сферами жизнедеятельности человека и традициями общества было характерно для жизни народа.
Национальные игры, национальные виды спорта являются важным элементом сохранения национальной культуры, отождествляющим национальные ценности физического воспитания со здоровым образом жизни (Т.А.Терехина) [7].
Таким образом, национальные народные подвижные игры выполняют благородную роль комплексного воспитания подрастающего поколения[6].
Подвижные игры имеют многовековую историю. Они, по мнению многих авторов (Л.В.Былеева, 1960,1982,1982; В.М.Григорьев, 1989; И.М.Коротков, 1958, 1981; М.Ф.Литвинова, 1986; Е.А.Покровская,1987 и др.), сохранились и дошли до наших дней их глубокой старины и передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции (8).
Игры – сокровища человеческой культуры, они отображают духовное творчество людей и с древнейших времен являются важной формой оздоровительной, воспитательной и образовательной работы (9,10,11,12).
Дети разных народов играли круглый год, во все времена, не требуя ни спортивных залов, ни специально оборудованных площадок.
Если первоначально игры отображали только трудовые и бытовые действия, то со временем понятие «игры» расширилось и в него уже вкладывалось более широкое содержание (13,14,15,16).
Ряд авторов (Л.В.Былеева, 1974,1982,1985; Е.М.Геллер, 1974,1977,1978; М.А.Горгадзе, 1962; Д.А.Крадман, 1968) считает, что КНПИ, использовавшиеся баями и муллами, постепенно перенимались широкими народными массами и становились подлинным достоянием трудового народа, а игры крестьян постоянно переходили к правящей верхушке.
У многих народов использовались подвижные игры. А тесные взаимосвязи народов способствовали развитию новых подвижных игр. Но, как утверждают М.А.Горгадзе, 1962; А.А.Жумадилханов, 1991; Д.А.Крадман, 1968, не всякая игра, попадая в иную среду и условия бытования, получила дальнейшее развитие, многие игры трансформировались в новые варианты с сохранением основного сюжета, а многие просто забылись.
Подвижные игры, по мнению ряда авторов ( Р.Н.Испулова, 1993; Ж.К.Киспаев, 1993 и др.), для казахского народа – это огромное культурное богатство, т.к. казахские национальные игры – богатое наследие отцов детям, старшего – младшему, а также собрание народных традиций.
Исследования Р.Н.Испуловой, 1981; Е.К.Жангалиева,1981; Б.Тотенаева, 1982, доказывают, что казахские национальные игры имеют большое воспитательное значение и считаются неоценимым достоянием, объединяющим прошлое и настоящее народа, доставшееся в наследство от предков. Использование их для воспитания молодого поколения имеет большое значение, так как они открывают ребенку дорогу в жизнь, развивают его творческие способности.
В.А.Сухомлинский писал относительно подвижных игр: «Без игры не развивается сознание. Игра подобна широко распахнутому окну, благодаря которому ребенок духовно развивается и раскрывает для себя понятие об окружающей жизни. Игра – это пламя, огонь, стремящийся к знанию» (163, с.15-17).
В наше время сложилось противоречивое мнение об использовании подвижных игр. Одни авторы (В.А.Одров, 1990; А.П.Окунев,1986; В.И.Семеренский, 1992) утверждают, что подвижные игры плохо используются, интерес к ним снизился и одной из причин является плохое знание содержания и происхождения подвижных игр, и совсем незнания многих (9,17,18). Другие же (Б.Доскараев, 1972; Е.М.Геллер,1974, 1984; Б.С.Рунцов, 1981, 1984,1985; Т.А.Терехина, 1991) считают, что в занятия подвижными играми вовлекаются широкие круги молодежи и подвижные игры получают все большее распространение среди детей и утверждают, что необходимо активнее пропагандировать подвижные игры, собирать их, записывать и овладевать ими. Одно только ясно: тяга детей к играм сохранилась, и в часы досуга дети продолжают играть.
Среди многообразия средств физической культуры значительное место принадлежит игре. Игра – это сознательная деятельность занимающихся, направленная на достижение поставленной цели. В педагогической практике используются два основных вида подвижных игр:
игры свободные, творческие или вольные, где участники сами намечают план игры и осуществляют эту цель. Эти игры чаще всего бывают сюжетными, когда роли распределяются в зависимости от сюжета, поэтому психологи называют их ролевыми (одиночные и групповые);
организационные подвижные игры с установленными правилами, эти игры разнообразны по содержанию и сложности.
Существуют простые, не командные подвижные игры, здесь вся игровая деятельность направлена на достижение личного превосходства над другими занимающимися в ловкости, силе, меткости и других физических качествах, а также в технической подготовке19.
Согласно современной ТМФВ подвижные игры по утверждению ряда исследователей (20,21), в зависимости от задач, занятия можно проводить: в подготовительной части, с целью общей и специальной разминки, повышения эмоционального состояния занимающихся, повторения и закрепления отдельных движений; в начале основной части занятия пред изучением нового материала, с целью повторения и закрепления пройденного материала. Ряд педагогов (И.М.Бутин, 1991,1993; А.А.Гугин, 1974; Б.С.Рунцов, 1985, 1989 и др.) условно подразделяют подвижные игры по их преимущественному воздействию на организм: игры, способствующие усвоению и закреплению технических навыков; игры, развивающие физические качества (быстроту, силу, выносливость и т.д.); игры, повышающие морально-волевую, психологическую подготовку. Разделение это условно, так как большинство подвижных игр способствует комплексному развитию нескольких физических качеств и решению нескольких задач (22); в зависимости от характера, условий и темпа подвижные игры могут развивать преимущественно одно двигательное качество, а остальные будут совершенствоваться в меньшей мере (21). Как считают Ю.Н.Денисов, 1964; И.М.Коротков, 1971,1979; Ю.Н.Портных, 1984; Т.А.Терехина, 1991, 1993, изучение технически сложных движений намного легче усвоить в процессе игры, причем навык становится стабильным и вариативным (гибким).
Игры с древнейших времен являются сокровищницей человеческой культуры. Они отражают все области материальной и духовной жизни людей. Естественно, поэтому огромно их разнообразие. В основе игровой деятельности детей лежат два важных фактора, тесно взаимосвязанных между собой: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются и совершенствуются физически, приобретают навыки самостоятельно мыслить и действовать; с другой стороны – получают моральное и нравственное удовлетворение от этой деятельности, что, в свою очередь, оказывает большое влияние на эстетическое развитие. Все эти факторы, в конечном счете, способствуют воспитанию целостной личности. Отличительной чертой национальных подвижных игр является влияние производственных, климатических, природных и других особенностей. Многие монгольские подвижные игры имеют много общего с казахскими и киргизскими народными играми. Здесь налицо родственная близость производственных отношений. Особо можно подчеркнуть их значение в воспитании чувства патриотизма, национальной гордости, национального самосознания (23).
При изучении вопросов истории физической культуры отдельных народов, которые вели кочевой образ жизни и у которых не было письменности, возникают определенные трудности. Например, при изучении истории физической культуры киргизского народа исследователь испытывает именно эти трудности, ибо устное народное творчество и этнографический материал не могут охватить в полной мере все стороны явления. Русские ученые с известной точностью отражая правила игр и состязаний, засвидетельствовали в каких случаях эти игры проводились, кто их проводил и кто в них участвовал, как определялись победители и чем их награждали, какое значение в жизни народа они имели. Следует особо подчеркнуть, что русские ученые в своих трудах передают нам не только увиденное и услышанное об играх в состязаниях киргизов, но и выражают свое отношение к ним, оценивают достоинство одних, критикуют недостатки других игр. Письменные источники, оставленные русскими учеными, вместе с устным творчеством киргизского народа, этнографическими сведениями и вещественными памятниками, отражают основные события физкультурно-спортивной жизни киргизов названного периода времени. В целом, труды русских ученых второй половины ХIХ века и начала ХХ века, представляют собой очень ценный источник, отражающий общественную роль и особенности киргизских народных игр и богатырских состязаний (24).
Теоретические основы классификации народных физических упражнений, подвижных игр практически не разработаны. Авторы, исследующие национальные подвижные игры отдельных народов, руководствуются прежде всего или интуицией, или приблизительными прикидками. Народные физические упражнения, как правило, в отдельную категорию практически не выделяются, а включаются в общую категорию подвижных игр того или иного народа. Проблема классификации национальных подвижных игр, физических упражнений остается открытой. Не ставя перед собой цели решения ее в полном объеме, тем не менее вынуждены определить избирательные подходы, касающиеся возможности классификации киргизских национальных подвижных игр, физических упражнений. В отношении проблем классификации физических упражнений в истории педагогики дело обстоит следующим образом. Определяется, что за основу классификации принимались «формальные» или «внешние» признаки. Л.П.Матвеев вместе с С.В.Янанисом внесли коррективы в разработанные в 1959 году принципы классификации физических упражнений, предлагая сгруппировать их так же по преимущественным требования к физической культуре, но уже с учетом некоторых дополнительных признаков и выделить:
скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной интенсивностью или мощностью усилий;
виды упражнений, требующие преимущественного проявления выносливости в движениях циклического характера;
виды упражнений, требующие проявления координационных и других способностей в условиях строго регламентированной программы движений;
виды упражнений, требующих комплексного проявления ФКВ в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий.
Они не указывают на то, что в биомеханике делят упражнение на циклические, ациклические, комбинированные, на поступательные, вращательные, сложно-пространственные; с точки зрения физиологии на циклические упражнения различной мощности: максимальной, большой, умеренной и т.п. О характеристиках киргизских физических упражнений с точки зрения «естественного метода» здесь целесообразно остановиться особо. В киргизских народных физических упражнениях, как и в народных подвижных играх, выделяются те, которые достаточно ощутимо связаны с практической деятельностью людей. Это типологическое свойство народной физической культуры, физического воспитания каждой национальной принадлежности. Поэтому вполне уместно рассмотрение народных физических упражнений с точки зрения их соотношения с теми или другими телодвижениями, производимыми в ходе жизнедеятельности человека. В народных подвижных играх немало общего с народными физическими упражнениями, тем более, что в последних почти всегда в той или иной мере присутствует игровое начало. Но вместе с тем, народные подвижные игры обладают такими свойствами, которые отличают их от упражнений, что и заставило нас не только выделять их, но и выбрать иные принципы классификационных характеристик (25).
По утверждению многих авторов (Г.А.баранчукова, 1980; Г.Ш.Бикташева, 1980,1993; Е.М.Гельфан, 1967,1971; И.М.Коротков, 1979,1980,1981,1987, и др.), подвижные игры являются средством нравственного воспитания и занимают особое место в физическом воспитании детей, обеспечивая комплекс воздействия на организм ребенка. Особо ценны подвижные игры на свежем воздухе, так как они способствуют всестороннему гармоническому, физическому и умственному развитию детей, воспитанию у них морально-волевых качеств и прикладных навыков, координации движения, силы, ловкости, выносливости и быстроты, дисциплинированности, а также регулируют функциональную нагрузку и повышают интерес к занятиям на свежем воздухе.
При проведении подвижных игр по исследованиям М.Аверина (1), В.Е.Капланского (90), С.Я.Лайзане (123), происходит масса положительных процессов в анатомо-физиологическом, гигиеническом, психологическом и педагогическом отношении.
В анатомо-физиологическом отношении – подвижные игры влияют на развитие костно-мышечного аппарата детского организма, упражняют центральную нервную систему ребенка в координации движений (201); увеличивают мощность сердца, улучшают сердцебиение, подавляют или усиливают деятельность желез, сокращают время восстановления артериального давления, увеличивают емкость легких, повышают газообмен в крови (122); улучшают сосредоточенность, переключаемость внимания и память (15); повышают подвижность нервных процессов, возбудимость при одновременном укреплении и сокращении количества расторможенных дифференцировок (200); способствуют укорочению времени простой и сложной двигательной реакции (30); понижают тонус и возбудимость симпатического отдела вегетативной нервной системы (44); оказывают специфическое влияние на центральную нервную систему, заключающееся в улучшении ее функционального состояния (15); улучшают спирометрию, динамометрию кистей рук (30); увеличивают подвижность суставов, силу мышц брюшного пресса, рук и ног (44); повышают функциональное состояние нервно-мышечного аппарата за счет улучшения функции напряжения мышц (201); совершенствуют координаторные механизмы нервной системы, уменьшают частоту случаев ассиметрии как двигательных, так и вегетативных функции (200); обеспечивают более высокий уровень работоспособности (5); корректируют осанку (96); упражняют зрение, слуховое восприятие, внимание, что направлено на коррекционно-компенсаторное развитие детей (15) и многое другое.
В гигиеническом отношении подвижные игры заставляют ребенка совершать массу разнообразных движений на чистом, свежем воздухе, приучают его к изменению температуры воздуха, вызывают глубокое дыхание, усиленное испарение с поверхности кожи, усиливают циркуляцию крови в организме, улучшают в целом питание организма, улучшают у ребенка аппетит и усваивание пищи; подвижные игры являются прекрасным профилактическим средством и наряду с фактором оздоровления способствуют закаливанию детского организма и повышают его сопротивляемость простудным и инфекционным заболеваниям. Именно по этому, по мнению ряда исследователей (И.Михайлов, 1978; А.Т.Нику, 1962; А.П.Окунев, 1986; Б.С.Рунцов, 1979,1989 идр.), подвижные игры должны быть обязательным элементом режима дня ребенка и наиболее целесообразной формой организации двигательной деятельности детей.
В психологическом отношении, как утверждает ряд авторов (И.Н.Акчурина,1985; Е.М.Геллер, 1977,1989; Б.Е.кулагин,1958 и мн.другие), подвижные игры развивают у ребенка восприятие, его память, воображение, находчивость, смышленость, путем постоянно изменяющейся обстановки в играх и разнообразия тактических приемов и действий, догадливость, волю и характер; будучи насыщенными сознательными действиями, оказывают разносторонне влияние на психическое развитие детей, так как дети, подчас даже незаметно для себя, овладевают новыми навыками и умениями, и осваивают правила человеческого общения; совершенствуют нервные процессы, увеличивают их силу и подвижность, повышают тонкость дифференцировок и пластичность функциональной деятельности. Но исключительной ценностью, по наблюдениям Н.В.Павлова, 1964; Н.Турсунова, 1968; П.А.Чумакова, 1970; А.Н.Антонова, 1993, является возможность одновременного воздействия как на моторную, так и на психическую среду занимающихся.
Как утверждают М.Ф.Литвинова, 1986; М.Я.Набатникова, 1983; Б.С.Рунцов, 1979, 1986, 1989, подвижные игры содействуют воспитанию организованности, умению подчинять свои действия общим для коллектива правилам.
Как писала Н.К.Крупская (127, с.34): «В игре развивается сообразительность, находчивость, инициатива, вырабатываются организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.».
По мнению многих исследователей (127, 155, 160, 207), зимние подвижные игры имеют познавательное значение, расширяют кругозор детей, обогащают новыми впечатлениями, развивают самостоятельность, способность к творчеству, обостряют наблюдательность.
В педагогическом отношении ряд авторов (Б.Е.кулагин, 1958; Н.Турсунов, 1968; В.Г.Алабин, 1971; С.Н.Андреев, 1977, 1983), подвижные игры воспитывают у ребенка расположение к определенным видам деятельности в обществе; вырабатывают у детей самообладание; представляют широкую возможность проявления собственной инициативы, что полнее удовлетворяет индивидуальные склонности детей к различным двигательным действиям, а сложность и трудность игровых действий готовят из детей людей сильной воли и воспитывают у них такие важные черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам; приучают к организованному поведению в обществе; наконец, зимним подвижным играм присуща эмоциональность, жизнерадостность, связанные с проявлением эмоций в самостоятельности и относительно свободе действий, сочетающихся с выполнением добровольно принятых и установленных условностей при подчинении личных интересов общим.
Как пишет по этому поводу Н.К.Крупская (77, с.122): «Есть игры, вырабатывающие жестокость, грубость, разжигающие ненависть, плохо действующие на нервную систему, вызывающие азарт, тщеславие. И есть игры, имеющие громадное воспитательное значение, укрепляющие волю, воспитывающие чувства справедливости. Умение помогать в беде и т.д.».
По наблюдениям ряда исследователей (1,5,90,123,200), все выше сказанные положительные процессы, происходящие в детском организме в анатомо-физиологическом, гигиеническом, психологическом, педагогическом отношении говорят о высокой эффективности использования подвижных игр на открытом воздухе как на занятиях физической культуры, так и на занятиях спортом.
Эффективность целенаправленного воздействия подвижных игр на детский организм позволяет, по мнению ряда авторов (Г.П.Богданов, 1965,1971; А.Бриедис, 1968; М.Ф.Литвинова, 1986), использовать их с другими средствами воспитания, а в комплексе с ними, подвижные игры представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Как считает большинство исследователей (18,24,39,58,166,181 и др.), подвижные игры на местности – это традиционное средство педагогики и являются важной составной частью всего учебно-воспитательного процесса.
Использование подвижных игр на уроках физкультуры не только позволяет решать с успехом задачи обучения, считают А.А.Жумадилханов, 1991; Г.А.Меньшикова, 1962; Ю.Н.Портных, 1977,1984; П.И.Чижов, 1982, но и развивают чувства коллективизма, товарищества, когда, как говорится, один за всех и все за одного.
По утверждению ряда исследователей (18,81,192,210), в подвижных играх во время выполнения различных технических движений, дети быстро находят общий язык и интересы, а в дальнейшем это проявляется в сплоченности коллектива и уважении друг к другу.
Данными ряда наблюдений (53,49,50,110,192,211) было показано, что возможности использования подвижных игр в воспитательных целях чрезвычайно разнообразно. Почти на всем протяжении жизни человек тесно соприкасается с играми, причем в период самого активного формирования – в детские и юношеские годы – игровая деятельность занимает наибольшее место. Содержание же игр изменяется с возрастом и развитием ребенка.
Как считают М.И.Коддаков (100), И.Михайлов (138), Б.С.Рунцов (179), подвижные игры – это хорошее дополнение к другим средствам физического воспитания, применяемым в учебной, внеклассной и внешкольной работе, так как в подвижных играх выполняется бесконечное множество разнообразных движений и они способствуют не только развитию качеств и навыков, но и быстро формируют двигательные умения и позволяют быстрее освоить определенное движение.
Ряд авторов (12,21,145,171 и мн.др.) считают, что подвижные игры утоляют жажду движения, разряжают накопившуюся энергию, учат детей смелости, предприимчивости, помогают самоутвердиться, проявить себя, учат настойчивости, решительности, т.е. формируют общественно значимые черты поведения. Также они повышают тонус всего организма, восстанавливают работоспособность, повышают сосредоточенность внимания, содействуют усовершенствованию функций организма, укрепляют костно-мышечный аппарат, совершенствуют черты характера.
Так как подвижные игры – это универсальное средство физического воспитания детей, школа должна уделять им большое внимание и достаточное время, считают Б.Е.Кулагин (122), Л.Николаева (152), Л.В.Старковская (189).
Естественно, сама по себе игра, с ее правилами, не воспитывает, - это учитель, с помощью различных средств воздействует на учеников в нужном направлении. Поэтому, Л.Николаева,1976; Н.В.Павлова,1964; Л.П.Семенов,1980, считают, что надо сначала поставить задачу формирования той или иной привычки и затем соответственно подбирать игры, акцентируя внимание при их проведении на полезных разумных действиях, таких как сдерживать свои эмоции – не кричать, не торжествовать над поражением соперника; можно даже специально ставить задачу приучать сдерживаться и напоминать при этом о самоконтроле за поведением во время игры.
Двигательная деятельность ребенка в подвижных играх вовлекает в работу различные мышцы, способствует рассеянной нагрузке и предупреждает утомление (178).
Как утверждает ряд исследователей (18,34,88,152,177), эффективность проведения подвижных игр зависит от умения педагога осуществлять контроль за выполнением правил. Правильный выбор подвижных игр и умелое их проведение повышает качество занятия.
По утверждению В.Н.Неробеева, 1970,1972,1973; Л.Николаевой, 1976; Е.А.Тимофеевой, 1986, учитель, проводя подвижные игры и используя при этом различные приемы должен: требовать выполнять правила игры; напоминать, по необходимости, на конкретном примере выполнять правила (например, команда проиграла только потому, что получила два штрафных очка – два ученика поступили не по правилам); тренировать в полезных действиях – отмечать наиболее полезное правило, предлагать детям особенно внимательно упражняться в его соблюдении.
Как считают многие авторы (18,38,54,152,183 и др.), методика обучения подвижным играм должна строиться на дидактических и общих положениях педагогики и законах физиологического учения И.П.Павлова, тогда результат будет наилучшим.
Многие известные советские социологи – С.Э.Александров, В.Мелник, А.Д.Новиков, Н.В.Сысоев – считают, что сейчас подвижные игры на высшей ступени интересов детей и важно поддерживать интерес к играм и с их помощью решать непростые задачи воспитания.
Как утверждают многие авторы, подвижные игры на открытом воздухе зимой пользуются большой популярностью у детей.
Игра и детство, как и игра и спорт – родные братья. Социальный и научно-технический прогресс вносит в подвижные игры коррективы, но не может изменить или, тем более, перечеркнуть их, считают Н.Аникеева (13), Э.К.Ахметов (16), В.А.Кудряшов (117), потому что нельзя уничтожить живую потребность детей в игровой деятельности, как нельзя повернуть вспять горную реку. Изменяются условия игр, вклиниваются в привычный игровой обиход новые сюжеты, продиктованные временем, но неизменной остается тяга детей к подвижным играм. Вот почему ни акселерация, ни ограничения, связанные с ростом городов, не могут пошатнуть авторитет подвижных игр.
Что подразумевается под понятием подвижная игра? По утверждению ряда исследователей (7,85,101,142,220 и мн.др.), игрой называется индивидуальная или коллективная форма организации занятий, когда устанавливается одно или несколько основных правил, по которым проводятся подвижные игры, во время которых играющий получает свободу действий.
Как считают французские ученые В.Андриве, А.Готье, П.Клер, Ркренн и др., тот, кто говорит игра – говорит соревнование. Ведь только в игре соревнование побуждает играющих делать значительные усилия, чтобы выполнить какое-либо движение, которое в других условиях не очень привлекает детей.
Подвижные игры являются, по данным ряда исследователей (5,46,86,185,203), своего рода моделью для формирования у спортсменов определенного психологического стереотипа. Эти игры являются тренировкой эмоций, морально-волевым испытанием, помогающим спортсмену в последствии легче встретить и перенести то большое нервное напряжение, которое обрушивается на него в ответственный момент соревнований.
Рядом наблюдений Б.С.Рунцова (177), Н.Б.Урбисимовой и Ю.А.Хаировой (206), В.Г.Яковлева (217) показано, что следует иметь в виду то, что на все подвижные игры распространяется закон о том, что как бы интересна и эмоциональна игра не была, слишком частое ее применение притупляет у занимающихся к ней интерес.
По данным наблюдениям ряда исследователей (А.А.Гугин, 1971,1973,1974; Б.С.Рунцов, 1979,1985,1986,1989; В.И.Сташинский, 1972; Р.Х.Хуснутдинова и Н.А.Антонов, 1993) доказано, что различные подвижные игры оказывают разное воздействие на организм спортсмена. Они могут оказывать: общее воздействие (при помощи игр для отдыха или игровых форм работы); частое воздействие (при помощи коллективных форм работы в маленьких группах, которые позволяют быстро достичь прогресса); направленное специализированное (при помощи большого количества разнообразных упражнений).
Многие авторы (А.Бриедис (30), И.М.Бутин (32), Т.И.Дмитриенко (74), Б.П.Моргунов (144)) считают, что необходимо варьировать содержание и правила подвижных игр, так как при этом повышается интерес занимающихся к занятиям и создаются условия для формирования и совершенствования прочных и в то же время подвижных двигательных навыков.
Ряд педагогов (И.М.Бутин, 1991,1993; А.А.Гугин, 1974; Б.С.Рунцов, 1985,1989 и др.) условно подразделяют подвижные игры по их преимущественному воздействию на организм: игры, способствующие усвоению и закреплению технических навыков; игры, развивающие физические качества (быстроту, силу, общую, силовую и специальную выносливость, равновесие, координацию движения); игры, повышающие морально-волевую, психологическую подготовку. Разделение это условно, так как большинство подвижных игр способствует комплексному развитию нескольких физических качеств и решению нескольких задач (66). Однако в зависимости от характера, условий и темпа подвижные игры могут развивать преимущественно одно двигательное качество, а остальные будут совершенствоваться в меньшей мере (179).
По данным ряда наблюдений (Е.М.Геллер, 1976,1977,1978,1979; А.А.Гугин 1971,1973,1974, В.Е.Капланский, 1981; М.Я.Набатникова, 1983) показано, что важно развивать у детей чувство времени. Чувство времени можно развивать при помощи таких подвижных игр на воздухе, как «Самый точный», «Будь точнее», «Не тяни».
Для всех зимних подвижных игр существует правило: «Мороз невелик, а стоять не велит!», поэтому пауз в тренировочном занятии, или простоев, не должно быть, считают В.Е.Каплинский (90), И.Михайлов (138), Б.С.Рунцов (174).
Подвижные игры на воздухе, используемые в тренировочном процессе, способствуют решению ряда задач, утверждают многие авторы (126,138,174,189,199 и др.), таких как: закрепление и совершенствования техники приемов; развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты); повышение эмоциональных тренировок; моделирование соревновательных условий и действий; развитие чувства коллективизма и товарищества.
По утверждению ряда исследователей (Г.А.Баранчуковой, 1980; В.Е.Капланского, 1981; Е.А.Тимофеевой, 1986; С.С.Грошенкова, 1988), выбор подвижной игры зависит не только от температуры погоды, одежды детей и имеющегося оборудования, но надо учитывать и в какое время суток она проводится: до обеда или после него.
Неоценимое достоинство подвижных игр на воздухе заключается в том, что они могут использоваться на любых этапах круглогодичной тренировки и являются одним из ценных способов воспитания, образования, обучения при руководящей роли педагога-тренера.