kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитание специальной выносливости у юных кикбоксеров на этапе начальной подготовки

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время молодое поколение все чаще интересуются спортивным образом жизни, а некоторые из них акцентируют внимание на профессиональное занятие спортом, при этом большей частью выбирая единоборства, а в частности кикбоксинг. С каждым годом кикбоксинг получает все большее распространение среди подростков и юношей, которые рассматривают данный вид единоборств как эффективное средство физического и волевого воспитания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание специальной выносливости у юных кикбоксеров на этапе начальной подготовки»

МБОУ г. Иркутска СОШ №31

СП ДК «Чароит»


Методика

воспитания специальной выносливости у юных кикбоксеров на этапе начальной подготовки на 3-ем году обучения


Разработал: Малевин Александр Андреевич

Педагог дополнительного образования



Одной из важнейших проблем подготовки юных кикбоксеров на этапе начальной подготовки является развитие двигательных способностей и, в частности, выносливости. Многими исследователями отмечается, что выносливость является общим свойством человеческого организма, которое находит конкретное проявление в различных видах двигательной деятельности, в том числе и спортивной [3,11].

В понятии выносливости стремятся отразить особенности, присущие продолжительности выполнения работы. В обобщенном понимании выносливость рассматривается как – удлинение времени, сохранения человеком работоспособности и повышение сопротивляемости организма утомлению при работе или действию неблагоприятных факторов внешней среды [15].

В других случаях выносливостью называется способность организма к длительному выполнению какой-либо физической нагрузки без снижения ее эффективности, другими словами, выносливость противопоставляется процессу утомления.

Тем не менее, до последнего времени среди специалистов отсутствует единство взглядов при рассмотрении содержания понятия выносливости применительно к спортивной деятельности. Не бесспорны и приведенные определения. На фоне этого следует отметить, что практически в каждой работе, где появляются попытки фундаментально проанализировать проблему выносливости, присутствуют собственные определения [15]. Одновременно многочисленными данными [2,12,16] обосновывается, что выносливость может быть, как общая, так специальная.

Ряд авторов [1,8,17] наряду с общей и специальной выносливостью различают как разновидности специальной выносливости скоростную, скоростно-силовую, силовую, локальную, региональную, глобальную, а в некоторых случаях разностороннюю, длительную, кратковременную и выносливость к статическим усилиям [7].

Имеются работы, в которых отрицается деление на общую и специальную выносливость. Обращается внимание на то, что проявление выносливости всегда конкретно, поскольку определяется конкретными условиями деятельности [9].

Общим же компонентом для всех видов выносливости является волевое напряжение, за счет которого сохраняется интенсивность, но до определенного предела.

В целом, если в понимании общей выносливости наблюдается сходство точек зрения большинства специалистов, то взгляды в понимании содержания специальной (скоростной, силовой, статической) выносливости существенно различаются [8,13,14]. Различная трактовка обозначенных качеств, свидетельствует о недостаточной разработке многих разделов методики совершенствования выносливости, в том числе и специальной.

Наряду с этим следует иметь ввиду, что развитие общей выносливости в значительной степени обусловлено генетически. Относительно же специальной выносливости можно сказать, что уровень ее развития определяется характером тренирующих воздействий, особенно в период сенситивного развития.

Интерпретация понятия специальной выносливости основана на признании необходимости учета качественной стороны специфической работы спортсмена в течение ограниченного времени [5,6].

М. Я. Набатникова [16] дает следующее определение специальной выносливости: «Специальная выносливость способность спортсмена эффективно выполнять специфическую нагрузку в течение времени, обусловленного требованиями его специализации...». Из определения видно, что во всех случаях сохраняется постоянным сам принцип измерения продуктивного выполнения специальной работы [15,16]. По Л. П. Матвееву [12], термин «специальная выносливость спортсмена» означает его способность противостоять утомлению в условиях специфических нагрузок, особенно при максимальной мобилизации функциональных возможностей организма для достижения поставленной цели в избранном виде спорта. Эту способность спортсмен проявляет как при выполнении специфических тренировочных упражнений (она может быть названа «специальной тренировочной выносливостью»), так и в соревнованиях по избранному виду спорта (это «специальная соревновательная выносливость»).

Однако выносливость следует отличать от такого понятия, как работоспособность человека. Несмотря на различные формулировки, все авторы едины во мнении, что работоспособность представляет собой тот максимум работы, который в состоянии выполнить человек, т.е. способность к выполнению максимально возможного для него объема работы. Но «нельзя ставить знак равенства между выносливостью и работоспособностью человека: первая является составной частью второй» [6].

Характерной чертой современного подхода к развитию выносливости у спортсменов является преимущественное совершенствование аэробной и анаэробной производительности [4]. При этом аэробные возможности связываются с деятельностью кардиореспираторной системы и выражаются уровнем максимального потребления кислорода (МПК.) и кислородного показателя (КП). Анаэробные же возможности зависят от бескислородных источников энергии. Аэробные и анаэробные возможности человека, вместе взятые, характеризуют функциональный потолок индивидуального энергетического обмена. При этом многими исследователями отмечается, что различия в уровне и характере проявления выносливости в значительной степени связаны с особенностями энергетического обеспечения. Так, величина локальной выносливости зависит от устойчивости функциональных состояний и общей мышечной деятельности, от сочетанной деятельности ССС и систем внешнего дыхания, активности симпато-адреналиновой системы. Это в полной мере проявляется и применительно к характеристике специальной выносливости, в частности, силовая выносливость в циклических видах спорта большие требования предъявляет к анаэробным источникам энергии и особенно к гликолитическому процессу [3].

В соответствии с этим Ю. В. Верхошанский [2] отмечает, что становится понятной ошибочность деления выносливости на общую и специальную. Бытующая же в настоящее время в практике спортивной деятельности методическая концепция о развитии выносливости через интенсивную работу подвергалась критике в связи с тем, что последняя препятствует развитию адаптационных перестроек в организме, которые в данном случае необходимы [2]. Часто это связывается с многообразием проявления специальной выносливости - скоростная, силовая, скоростно-силовая и т.п. Другая сторона проблемы состоит в том, что еще слабо изучены вопросы, связанные с индивидуальными особенностями занимающихся. Успешно же решать весь комплекс задач можно только на основе оптимизации тренировочного процесса, предусматривающего в первую очередь, использование тех средств и методик тренировки, которые обеспечивают эффективные воздействия на факторы, составляющие основу специальной выносливости и максимально соответствующие психофизиологическим особенностям спортсменов. В противном случае результат может быть самым неожиданным.

Повышение аэробной и анаэробной производительности организма само по себе не является свидетельством возросшего уровня специальной выносливости в работе, требующей высокой анаэробной и аэробной или смешанной производительности. Возросшие энергетические возможности реализуются в соревнованиях чаще в том случае, если в соревновательной и предшествующей ей тренировочной деятельности, приведшей к приросту энергетических возможностей, отмечается достаточно полное соответствие как по составу работающих мышц, так и по характеру работы. Это в полной мере относится к процессу подготовки кикбоксеров и связано с тем, что достижение высоких результатов в значительной степени обуславливается способностью к развитию максимального уровня работоспособности (включающих в себя развитие всех основных физических качеств - силы, быстроты, выносливости). Принимая во внимание то, что направленность в развитии современного бокса связана с дальнейшим увеличением интенсивности действий боксеров, в повышении активности ведения поединка, в эффективности применения технико-тактических действий на всех дистанциях, требуется высокий уровень физической подготовленности и в особенности развитие скоростно-силовых качеств и специальной выносливости. Одновременно констатируется, что уровень развития специальной выносливости у отечественных кикбоксеров явно недостаточен [10].

При воспитании и развитии выносливости, особенно на этапе начальной подготовки, необходимо соблюдать следующие правила:

1. Доступность. Суть этого правила в том, что нагрузка должна соответствовать возможностям занимающегося. Необходимо учитывать пол, возраст и уровень физической подготовленности. При постоянных физических нагрузках в организме спортсмена происходят физиологические перемены, по-другому говоря, организм адаптируется к физическим нагрузкам. Поэтому нужно обращать внимание на доступность нагрузок для каждого человека, со временем увеличивая физические нагрузки. Отсюда следует, доступность физических нагрузок означает проблему требования, которые определяют оптимальные средства, методы и объём нагрузки для занимающегося, без ущерба для его организма.

2. Системность. Более существенный эффект от физических упражнений на организм занимающегося будет в том случае, если будет соблюдаться системность и последовательность физических нагрузок.

3. Постепенность. Данное правило отражает систему тренировочных занятий с систематичным увеличением объемом физических нагрузок. Положительные изменения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах будут в тех случаях, если объем физических нагрузок будет со временем увеличиваться. Поэтому, нужно знать необходимый объем увеличения физических нагрузок.

В свою очередь, Ю. В. Верхошанский обращает внимание на то, что стало понятно ошибка разделения выносливости на общую и специальную. Существующая в наши дни в теории и практике спортивной деятельности методическая модель о воспитании и развитии общей выносливости через интенсивную работу подвергалась критике потому что последняя мешает воспитанию и развитию адаптационных перестроек в организме спортсмена, которые в данном случае необходимы [2]. Обычно это связывают с множеством форм и видов специальной выносливости – скоростная, силовая, скоростно-силовая и т. п. Еще одна проблема состоит в том, что в наши дни до сих пор мало изучены проблемы, связанные с индивидуальными особенностями и возможностями спортсменов.

Таблица 1

Методы и характерные показатели нагрузки при развитии общей (аэробной) выносливости в процессе физического воспитания детей 7-17 лет

(по В. И. Ляху, 1988 г.)


п\п

Метод

Нагрузка

Отдых

Упражнение (средство)

Число повторений

Длительность

Интенсивность

1

Слитного (непрерывного) упражнения

1

Не менее чем 5-10 мин. для (7-11 лет),

10-15 мин. (12-15 лет),

15-25 мин. (16-17 лет)

Умеренная и переменная ЧСС во время выполнения работы от 120-130 до 160-170 уд./мин.

Без отдыха

Ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, прыжки на скакалке и др.

2

Повторного интервального упражнения

3-4 для начинающих спортсменов, 5 и более для подготовленных

1-2 мин. (для начинающих), 3-4 мин. (для подготовленных)

Субмаксимальная ЧСС от 120-140 в начале до 170-180 уд./мин. в конце упражнения

Активный (ходьба, бег трусцой)

Бег, бег на лыжах, езда на велосипеде, работа на боксерских мешках, спарринги

3

Круговая тренировка по методу длительной непрерывной работы

1-3 круга по 6-8 станций в одном кругу

5-10 мин. на один круг, длительность работы на станции 30-60 сек.

Умеренная или большая

Между станциями без отдыха, между кругами 2-5 мин

Работа с отягощениями, на боксерском мешке, бег, прыжки на скакалке

4

Круговая тренировка в режиме интервальной работы

1-2 круга, 6-8 станций

5-10 мин. на один круг, длительность работы на одной станции 30-45 сек.

Субмаксимальная

Отдых между станциями 30-60 сек., отдых между кругами 3 мин.

Бег, многоскоки, приседания, отжимания, подтягивания, упражнения с набивным мячом

5

Игровой

1

Не менее 5-10мин.

Переменная

Без отдыха

Подвижные, спортивные игры

6

Соревновательный

1

В соответствии с требованиями

Максимальная

Без отдыха

В соответствии с программой


Основные методы для воспитания общей выносливости:

  1. Равномерный метод;

  2. Метод слитного (непрерывного) упражнения с умеренной нагрузкой и переменной интенсивностью;

  3. Метод повторного интервального упражнения;

  4. Метод круговой тренировки;

  5. Игровой метод;

  6. Соревновательный метод.


При использовании нами метода равномерного упражнения, прежде всего мы учитывали интенсивность и продолжительность физической нагрузки. Для юных кикбоксеров на начальном этапе подготовки работа выполняется на пульсе 140-150 уд. /мин. от 10 до 20 мин., скорость передвижения при этом колебалась от 5-7 мин. на 1 км.

Так же нами использовался переменный метод упражнения. Суть данного метода в том, что на определенных участках трассы в комплексе с равномерным бегом. Благодаря такому методу спортсмены выполняли больше объемов тренировочных нагрузок при более интенсивной работе. В такой работе необходимо иметь более подготовленную ССС.

Так же положительный эффект в воспитании общей выносливости у юных кикбоксеров на начальном этапе подготовки возникал при применении метода интервального упражнения. При использовании в тренировках метода интервального упражнения, работа выполнялась в анаэробном режиме, что оказывает большое раздражение и стимулирует глобальные функциональные перестройки в сердечной деятельности. Самое трудное при применении этого метода подобрать оптимальное сочетание интервалов нагрузки и отдыха. Если к концу работы ЧСС может достигать 180 уд. /мин., то следующая серия должна выполняться только тогда, когда ЧСС снизится до 120-130 уд. /мин. Продолжительность такой работы 1-1.5 мин., интенсивность 75-80% от максимального, характер отдыха должен быть активный [17].

Метод круговой тренировки характеризуется выполнением упражнений, оказывающих влияние на разные группы мышц и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включается 6-10 упражнений (станций), который занимающийся проходит 1-3 раза.

Соревновательный метод непосредственное выполнение упражнений в соревновательной форме.

Игровой метод способствует совершенствованию выносливости в ходе спортивных и подвижных игр, в которых присутствует постоянное изменение ситуации.

При использовании того или иного метода для повышения уровня специальной выносливости, необходимо определять конкретные нагрузки.

При воспитании специальной выносливости используются средства при которых происходит максимальная производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Работа мышц осуществляется в основном при помощи анаэробного источника, интенсивность выполняемого физического упражнения может быть максимальной, большой, переменной, общая продолжительность работы длится от нескольких секунд до 2-3 минут.

Для осуществления четкого планирования и управления воспитание общей выносливости у юных кикбоксеров на начальном этапе подготовки целесообразно все тренировочные средства разделить на три группы:

1. Специальные (работа в парах).

2. Специфические (работа на боксерских мешках, на лапах, бой с тенью, бой с тенью с отягощениями).

3. Неспецифические (легкоатлетический бег, езда на велосипеде, ходьба на лыжах, это те средства, которые сильно отличаются по внутреннему и внешнему типу движений от боя на ринге, воздействующие на прямую, на идентичные факторы, определяющие выносливость кикбоксера, как общую, так и специальную).

При тренировках на увеличение уровня специальной выносливости у юных спортсменов на начальном этапе подготовки необходимо выбирать такие тренировочные средства, методы и нагрузку, которые с одной стороны способствовали бы положительной реакции со стороны функциональных систем организма начинающего спортсмена, которые в свою очередь приводят к увеличению уровня специальной выносливости, а с другой стороны позволили бы начинающему спортсмену выполнять больший суммарный объем тренировочной работы.

В данной методике изучаются и совершенствуются приемы воспитания специальной и развития общей выносливости в кикбоксинге у юных кикбоксеров на этапе начальной подготовки, а также проходит воспитание важнейших морально и волевых качеств.

В последующем, методика воспитания и развития выносливости у юных кикбоксеров должна строиться с учетом следующего: сокращения времени отдыха и увеличения интенсивности физической нагрузки; усложнения исходных и промежуточных взаимоположений кикбоксеров; подбора отягощений, препятствий, партнеров с различными анатомо-морфологическими, физическими особенностями, обуславливающими изменения нагрузки, дистанции, направления маневрирования; уровня и точности выполнения упражнения; степени расслабления и напряжения мышц.


Список использованных источников


  1. Богуславский В. Г. Методика сопряженного развития специальной выносливости и технического совершенствования юных боксеров: Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. – Киев, 1989. – 21с.

  2. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 330 с.

  3. Виноградов М. Н. Физиология трудовых процессов. – 2-е издание. – М.: Медицина, 1966. – с. 228-238

  4. Волков Н. И. Биохимические основы выносливости спортсмена// Теория и практика физической культуры. – 1967. - №3 – с. 15-21

  5. Гандельсман А. Б., Смирнов К. М. Физическое воспитание детей школьного фозраста. – М.: Физкультура и спорт, 1966. – 188 с.

  6. Гандельсман А. Б. Условия достижения высокой работоспособности на дистанции// Теория и практика физической культуры. – 1964. - №4. – с. 15-19.

  7. Дегтярев Н. П. Исследование факторной структуры скоростных выносливостей боксеров в специальных заданиях.: Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. – М., 1969. – 22 с.

  8. 16. Донской Д. Д. Наумов В. М. Лыжные гонки. – М.: Физкультура и спорт, 1957. – с. 31-43.

  9. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология физического воспитания. – Л., 1979. – 83 с.

  10. Киселев В. А. Оптимизация средств тренировки, направленных на повышение специальной выносливости боксеров на предсоревновательном этапе: Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. – М., 1982. – 23 с.

  11. Кургузов Г. В. Русанов В. Я. Метод интервальной тренировки для повышения специальной работоспособности боксеров.// Бокс: Ежегодник. – М., 1985. – с. 15-16.

  12. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 280 с.

  13. Макаров А. Н. Бег на средние и длинные дистанции. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 235 с.

  14. Мотылянская Р. Е. Выносливость у юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1969. – 223 с.

  15. Набатникова М. Я. Специальная выносливость спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1972. – с. 19.

  16. Набатникова М. Я. Проблемы совершенствования специальной выносливости спортсменов при циклической работе субмаксимальной и большой мощности.: Автореферат диссертации доктора педагогических наук. – М., 1974. – 52 с.

  17. Холодков Ж. К., Кузнецов В. С. Теория методика физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2003. – 480 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Воспитание специальной выносливости у юных кикбоксеров на этапе начальной подготовки

Автор: Малевин Александр Андреевич

Дата: 30.01.2018

Номер свидетельства: 453505


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства