Просмотр содержимого документа
««Воспитание и развитие у школьников гражданского долга, патриотизма – важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности» (из опыта работы)»
ДОКЛАД ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ (Лютикас М.Ю.):
«Воспитание и развитие у школьников гражданского долга, патриотизма – важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности»
(из опыта работы)
Культуре, нравственности, воспитанию
надо отводить в наших планах первое место.
(Д.С.Лихачев)
Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под гражданско – патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе. Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Это необходимость также научить школьников критически оценивать негативные моменты отечественной истории, не впадая в критиканство и всеобщее очернительство.
В МКОУ «СОШ а.Кызыл-Уруп»» накоплен определенный положительный опыт по гражданско – патриотическому воспитанию учащихся.
Сущность нашей работы состоит в выработке системы работы по формированию и развитию качеств гражданина и патриота на уроках истории и обществознания и в процессе внеклассной работы с использованием традиционных и нетрадиционных методов и форм обучения.
Цель: формирование гражданина-члена общества, обладающего комплексом неотчуждаемых прав и свобод и ответственного перед обществом за свои действия, освоившего достижения мировой и отечественной культуры, патриота, сохраняющего уважительное отношение к другим странам, к культурам, и народам.
Задачи:
Приобщение детей к глубинному традиционному наследию, нравственному и эстетическому богатству традиционной культуры;
формирование осознанного патриотического чувства на основе понимания духовных ценностей;
распространение среди учащихся гражданских ценностей;
повышение правовой и политической культуры;
формирование культурно-социальных ценностей;
воспитание любви и уважения к Отечеству, к малой Родине, предкам, семье;
воспитание гуманности и человечности;
формирование толерантности (контингент учащихся многонациональный и многоконфессиональный);
расширение мотивации изучения обществознания и истории;
привитие навыков исследовательской работы;
Создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка.
Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, гуманистической позицией учителя, которая рассматривается нами как интегральная характеристика педагогической деятельности. Сущность педагогической позиции обусловлена единством трех компонентов: ненасилие, основанное на принятии нравственных ценностей; субъектность и личностное взаимодействие. Высшее проявление сформированной гуманистической позиции - устойчивая ориентация на личностное взаимодействие, базирующаяся на субъектной реализации нравственных ценностей.
Для формирования гражданственности нами используется весь арсенал методических средств: семинары, практикумы, конференции, работа с документами, материалами СМИ, подготовка реферата, создание презентаций. Гражданское образование и воспитание сегодня немыслимо без моделирования и анализа на занятиях жизненных ситуаций - экономических, нравственных и иных, требующих применения соответствующих знаний и умений, поиска путей решения проблем, порожденных ситуацией, составления плана практических действий и т.п.
Научить патриотизму невозможно, но создать условия для его формирования мы можем и обязаны.
Воспитание деятельного гражданина - патриота своей Родины, а не стороннего наблюдателя, создание условий для его самопознания и самовоспитания - вот главная цель, над которой я работаю как учитель истории и классный руководитель. Именно классный руководитель наиболее тонко и полно понимает внутренний мир каждого своего воспитанника, его взгляды и жизненные приоритеты.
Важнейшее значение в реализации задач гражданского воспитания имеют классные часы, в ходе которых эффективно использую те педагогические технологии, которые обеспечивают учащимся проявление собственной гражданской позиции, создаю проблемные ситуации, требующие от школьника анализа сложных явлений, воспитываю у обучающихся чувства долга и ответственности.
Ребята узнают много интересного об истории государства Российского, ее символах власти, изучают основной закон – Конституцию на тематических классных часах: «Конституция России», «Государственные символы».
Особое место в воспитательной работе отвожу героике времен Великой Отечественной войны.
В этом направлении значимыми и интересными для учащихся являются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и детьми войны, которым в ту пору было по 10 – 12 лет. Им есть, что рассказать подрастающему поколению. Именно в минуты общения происходит единение душ разных поколений, испытывающих гордость за страну, в которой мы живем. Эти встречи помогают ребятам правильно воспринимать, понять и осмыслить исторические события, пробуждая интерес к историческому наследию своей страны.
Ребята с большим интересом участвуют в викторинах, праздниках, в митингах, посвященных Дню Победы над фашистами. Месячник оборонно-массовых мероприятий проходит в нашей школе на хорошем уровне. Мы проводим смотры строевых песен, конкурсы чтецов «Я горжусь тобой , Россия», выставки стенгазет и поделок «Никто не забыт, ничто не забыто».
Формировать нравственные идеалы и гражданско-патриотические чувства у ребенка не просто. Их нельзя привить в принудительном порядке. На этом пути у взрослого могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нем, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.