«Воспитание быстроты движений у школьников младших классов с применением подвижных игр»
«Воспитание быстроты движений у школьников младших классов с применением подвижных игр»
Разработка предназначена в помощь учителям по физической культуре в начальной школе, а так же студентам, обучающимся по направлению специальности учитель физической культуры и спорта
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.
Кроме того, младший школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам, что позволяет в дальнейшем значительно быстрее приспосабливаться выполнять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельности.
В младшем школьном возрасте достигается определенный уровень физической и умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать программный материал теоретических учебных дисциплин и физкультурных программ обучения, несомненно, важен процесс приобщения к систематическим занятиям физической культурой и спортом, начиная с самого раннего возраста.
Одним из условий гармоничного развития ребенка является его двигательно-активная деятельность, которая зависит от множества самых разнообразных факторов, как социальных, так и биологических. При этом ее содержание непрерывно и основательно меняется с изменением возраста.
Вместе с тем, этот процесс должен быть управляемым, начиная с самого первого этапа, т.е. приобщения к регулярным занятиям физической культуры. Здесь главенствующая роль принадлежит агитационно-пропагандистским мотивам. На следующих этапах формированием мотивов необходимо использовать специальные средства и приемы, способствующие созданию и поддержанию положительной мотивационной установки до начала, во время занятий и по окончании их.
Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей: особенно скоростных и координационных способностей, а также длительно выполнять циклические действия в режиме умеренной и большой интенсивности. Наиболее ускоренными темпами, как у мальчиков, так и у девочек улучшаются результаты в возрасте от семи до одиннадцати лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается еще до пятнадцати лет. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта накладывают положительный отпечаток на скоростные способности. Наиболее полезными и эффективными средствами для физического воспитания детей младшего школьного возраста являются упражнения, включенные в программу по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений, среди которых подвижные игры занимают доминирующее положение. Основными задачами игр являются укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических, волевых и моральных качеств. Подвижные игры - одно из действенных средств разностороннего физического воспитания подрастающего поколения, непременный спутник счастливого детства. Младший школьный возраст - наиболее благоприятное время для включения подвижных игр в процессе воспитания. По мере развития школьника содержание подвижных игр становится более богатым, игры приобретают все больше вариантов, а усложняющиеся условия взаимодействия играющих начинают постепенно приближаться к требованиям, характерным для спортивных игр. Для игры характерно яркое проявление эмоций, творческих способностей, активности, инициативы. Играя, ребенок развивается, у него формируются условные рефлексы, в тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем, при постоянном взаимодействии организма с окружающей средой и при решающем влиянии воспитания как организованного педагогического процесса.
1.Общие закономерности развития младшего школьника. Анатомо-физиологические особенности возраста.
В возрасте от шести до двенадцати лет большинство детей прибавляет в росте по 5-7см. в год. Средний рост шести летних детей составляет лишь 1,22 м, к подростковому возрасту, он увеличивается до 1,52 м. Обычно в 6 лет девочки немного ниже мальчиков, догоняя их к девяти годам и немного обгоняя к десяти. Вес в этом возрасте увеличивается в среднем на 2-2,7кг в год. За период от шести до двенадцати лет вес тела удваивается, увеличивается примерно от 18 до 36 кг. В этом возрасте отмечается наибольшее увеличение мозга - от 90% веса мозга взрослого человека в пять лет и до 95% в десять лет. Продолжается совершенствование нервной системы. Развиваются новые связи между нервными клетками, усиливается специализация полушарий головного мозга.
К семи годам нервная ткань, соединяющая полушария, становится более совершенной и обеспечивает их лучшее взаимодействие. Эти изменения нервной системы закладывают основу для следующего этапа умственного развития ребенка. Рост костей особенно заметен. Это касается, в первую очередь, лицевых, а также длинных костей рук и ног. Однако, в костной системе детей по-прежнему меньше неорганических соединений, больше воды и белковоподобных веществ, чем в костях взрослых. Детские кости требуют лучшего кровоснабжения, связки закреплены менее прочно, а в местах их соединений больше пространства, чем у взрослых, поэтому растущий ребенок более гибок и в то же время более чувствителен к давлению и растяжению мышц, обладает меньшей сопротивляемостью костным инфекциям, чем взрослый. До изменения рациона питания в начальных классах жировая ткань у детей обычно не меняется. Однако с переменой пищи происходит постепенное нарастание массы и силы мышц. Несмотря на то, что мышцы в среднем детском возрасте становятся более сильными и прочными, все же у ребенка они функционируют не так, как у взрослого.
Неловкость, некоординированность движений, неспособность долго сидеть спокойно и быстрая утомляемость характерны для детей с незрелой, недостаточно развитой мышечной тканью. По мере того, как мышцы наливаются силой, дети испытывают все большую потребность в движении, физической активности. С приходом ребенка в школу изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически ребенок остается еще в дошкольном детстве. Основными видами деятельности для ребенка продолжают оставаться игра, рисование, конструирование. Учебной деятельности еще предстоит развиться. Произвольное управление действиями, которое необходимо в учебной деятельности, соблюдение правил, возможно, на первых порах, когда ребенку ясны близкие цели и когда он знает, что время его усилий ограничено малым числом заданий. Длительное напряжение произвольного внимания к учебным действиям затрудняет и утомляет ребенка. Попытки приспособить детей к учебной деятельности через игру, игровые формы, внося в занятия элементы сюжетных или дидактических игр, себя не оправдывают. Такое "обучение" привлекательно для детей, но оно не содействует переходу к собственно учебной деятельности, не формирует у них ответственного отношения к выполнению учебных заданий, не развивает произвольных видов управления действиями. В условиях учебной деятельности ребенка следует подводить к пониманию того, что это совсем иная деятельность, чем игра, и она предъявляет к нему настоящие, серьезные требования, чтобы он научился реально изменять самого себя, а не символически, "понарошку". Дети должны научиться различать игровые и учебные задания, понимать, что учебное задание в отличие от игры обязательно, его необходимо выполнять независимо от того, хочет ребенок это сделать или не хочет. Игра сама по себе не должна устраняться из сферы активной жизни ребенка. Неправильно указывать ребенку на то, что он уже стал большим и заниматься игрушками "как маленький" теперь уже должно быть стыдно. Игра - не только сугубо детская деятельность. Это и занятие, служащее для развлечения, для заполнения досуга людей всех возрастов. Обычно ребенок постепенно начинает понимать значение игры в условиях его нового места в системе социальных отношений людей, при этом неизменно и страстно любить играть. Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. При свободном режиме в летнее время за сутки дети от семи- десяти лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. Естественная суточная активность девочек на 16—30% ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания. По сравнению с весенним и осенним периодами года зимой двигательная активности детей падает на 30—45%, а у проживающих в северных широтах и на Крайнем Севере — на 50 - 70%. В период учебных занятий двигательная активность школьников не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности. В возрасте семь- десять лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлении, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия, способствующие успешной физкультурно-спортивной ориентации детей школьного возраста, определению для каждого из них оптимального пути физического совершенствования.
К задачам физического воспитания, решаемым в этом возрасте относятся:
1) Укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды.
2) Овладение основами разнообразных жизненно важных движений. 3) Развитие физических качеств и способностей.
4) Формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья; работоспособность и развитие двигательных способностей.
5) Выработка представлений об основных видах спорта, о применяемых в них снарядах и инвентаре, о техники безопасности во время занятий.
6) Приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениям, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенные видам двигательной активности и выявления предрасположенности к иным видам спорта.
7) Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности. Наиболее полезными и эффективными средствами для физического воспитания детей младшего школьного возраста являются упражнения, включенные в программы по физическому воспитанию образовательных учреждений гимнастические и акробатические упражнения.
В программный материал I-IV классов входят:
простейшие виды построений (в шеренгу колонну по одному, круг) и перестроений (по звеньям, по заранее установленным местам, из колонны по одному в колонну по два/из одной шеренги в две и т.д.)
2)общеразвивающие упражнения без предметов и с разнообразными предметами с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, набивным мячом/массой 1 кг);
3) упражнения лазаний по стенке и канату, по наклонной скамейке присев и стоя на коленях) и перелазании (через горку ,гимнастическую скамейку, гимнастическое бревно, коня);
4) равновесии (стойка на одной ноге на полу и гимнастической стенке„ ходьба по гимнастической скамейке и бревну с выполнением различных заданий);
5) несложные акробатические упражнения (группировка, перекаты в группе, кувырок вперед, кувырок в сторону, кувырок назад, стойка на лопатках и др.);
6) танцевальные упражнения;
7) упражнение на гимнастических снарядах (прыжки с мостика на козла высотой 100 см, ходьба по бревну с выполнением стоя и в седи поворотов на 90 и 180е, виси на гимнастической стенке;
8) упражнения со скакалкой.
Легкоатлетические упражнения:
1) ходьба (обычная, на носках на пятках, в полу приседе, с различным положением рук );
2) бег с максимальной скоростью до 60 м;
3) бег в равномерно темпе до 10 мин;
4) челночный бег 3х5, 3х10 м;
5) прыжки с разбега с 7-9 шагов;
б) прыжки в высоту с прямого и разбега;
7) прыжки на одной и двух ногах на месте, с воротом на 90-360', с продвижением вперед на одной и двух ногах;
8) эстафеты с бегом на скорость и прыжками;
9) преодоление с помощью бега и прыжков полосы из 3-5 препятствий.
2. Особенности методики физического воспитания детей младшего школьного возраста
Основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок физической культуры, который строится в соответствии с общими педагогическими, а также с методическими правилами физического воспитания. Специфика задач и содержания программы по физическому воспитанию обусловливает некоторые особенности урока физической культуры с учетом возрастных особенностей занимающихся.
1. Для младшего школьного возраста ведущими на уроке являются задачи совершенствования естественных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание и т.п.).
2. На одном уроке целесообразно решать не более 2-3 задач, связанных с усвоением или совершенствованием учебного материала.
3. Чем младше класс, тем больше внимания уделяется укреплению мышц и формированию правильной осанки.
4. На каждом уроке обязательно проводятся подвижные игры. Игровой материал должен занимать примерно половину общего времени занятий с детьми в возрасте до 7 –10 лет.
5. При обучении учащихся основным видам движений следует большое внимание обращать на правильность и точность выполнения упражнений (школа движений), а также сочетать процесс обучения с воспитанием двигательных качеств.
Способность к запоминанию движений у детей быстро растет от семи до двенадцати лет, а с тринадцати лет развитие двигательной памяти несколько замедляется. Из методов упражнения преимущество отдается целостному методу. Расчлененный метод имеет вспомогательное значение. При объяснении двигательного задания необходимо, чтобы дети правильно понимали, что и как делать. Поэтому двигательная задача должна ставиться в конкретной форме: например, поймать, попасть в кольцо и т.д. В возрасте семь - десять лет на занятиях целесообразно применять преимущественно тренировочные средства и методы, развивающие частоту движений. У детей младшего школьного возраста по возможности надо исключить значительные статические напряжения и упражнения, связанные с задержкой дыхания. Одним из направлений активизации двигательных действий учащихся младших классов является выполнение различных упражнений движений под дидактические рассказы. Учитель рассказывает какой-то сюжет, а ученики сопровождают его рассказ соответствующими движениями, стремясь творчески воспроизвести все ситуации в действии. Желательно, чтобы эти рассказы имели тематический (сюжетный) характер ,так как сюжетные уроки позволяют приблизить содержание учебного материала к возрастным особенностям детей. Объяснение каждого упражнения должно носить сюжетный характер, позволяющий им самостоятельно имитировать движения. В данном случае упражнения приобретают форму игры. Все игры, включенные в данный урок, должны быть разнопланового характера, и должны решать разные педагогические задачи.
3. Характеристика скоростных способностей детей младшего школьного возраста
Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции движения, частота (темп) движений. Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или в плавании, прекращение нападающего или защитного действия в единоборствах или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по латентному (скрытому) периоду реакции — временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 секунды. Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный старт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте — это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации). В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления/скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее. Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями мотивацией, волевыми качествами. Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 5-6 секунд. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости. В играх и единоборствах есть еще одно специфическое проявление скоростных качеств - быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.
Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов:
- состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека; - морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. соотношения быстрых и медленных волокон);
- силы мышц;
- способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное;
- энергетических запасов в мышце;
- амплитуды движений; - способности к координации движений при скоростной работе;
С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз:
1) возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном), участвующем в восприятии сигнала;
2) передачи возбуждения в нервную систему;
3) перехода сигнальной информации по нервным путями ее анализа и формирования эфферентного сигнала;
4) проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце;
5) возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.
Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов. На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно мышечной импульсации; скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления; темп чередования этих фаз; степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа. Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей, как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от семи до десяти лет. Несколько в меньшем темпе рост различных быстроты продолжается с одиннадцати до четырнадцати -пятнадцати лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия: разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5-20% и более, а рост результатов может продолжиться до 25 лет. Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12-13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий. 1.4. Задачи развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста Развитие скоростных способностей за время пребывания ребенка в школе выражено не так ярко, как развитие силы, и заканчивается раньше. За одиннадцать лет обучения, с семи до семнадцати лет, показатели, характеризующие скоростные проявления человека, улучшаются на 20-60% и более. ( Лях В.И. ) Наиболее ускоренными темпами, как у мальчиков, так и у девочек улучшаются результаты в возрасте от 7 до 10-11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается еще с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта накладывают положительный отпечаток на скоростные способности. Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12-13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.). Отдельные индивиды в любом школьном возрасте заметно опережают сверстников и даже более старших товарищей уже в раннем возрасте. Скорее всего, это результат высокой силы генетических влияний. Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки. Педагог по физической культуре и спорту должен хорошо знать основные средства и методы развития разных двигательных способностей, а также способы организации занятий. В этом случае он может точнее подобрать оптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования применительно к конкретным условиям. Получить точную информацию об уровне развития скоростных способностей можно с помощью соответствующих тестов (контрольных упражнений). Для педагога по физкультуре и спорту важно не упустить младший и средний школьный возраст - сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей. Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от семи до десяти лет. Половые различия в уровне развития скоростных способностей у младших школьников невелики. Несколько в меньшем темпе рост различных видов быстроты продолжается с одиннадцати до четырнадцати-пятнадцати лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе, у детей семи лет объем двигательной активности сокращается на 50%. Основной формой занятия физическими упражнениями в начальной школе является урок физической культуры, который строится в соответствии с общими педагогическими положениями, а также методическими правилами физического воспитания. Специфика задач и содержание программы по физическому воспитанию обуславливает некоторые особенности урока физической культуры с учетом возрастных особенностей занимающихся. Для младшего школьного возраста ведущим средством являются подвижные игры разнопланового характера. Следовательно, целенаправленный подбор и проведение на уроке подвижных игр в младшем школьном возрасте можно использовать для развития скоростных способностей у детей.
4.Методы воспитания скоростных способностей
Основными методами воспитания скоростных способностей являются:
1) методы строго регламентированного упражнения;
2) соревновательный метод;
3) игровой метод.
Методы строго регламентированного упражнения включают в себя:
а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения;
б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе, в) в специально созданных условиях.
При использовании метода вариативного упражнения чередуют движения с высокой интенсивностью (в течение 4-5 с) и движения с меньшей интенсивностью - вначале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют несколько раз подряд.
Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты гандикапы - уравнительные соревнования) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.
Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера».
Метод организации двигательной деятельности в форме подвижной игры широко используется в процессе физического воспитания и имеет ряд преимуществ перед другими методами. Сущность метода заключается в том, что двигательная деятельность организуется на основе содержания, условий и правил игры.
Характерными чертами игрового метода являются:
а) большая эмоциональность, на фоне которой протекают двигательная деятельность и поведение занимающихся;
б) относительно самостоятельный (нерегламентированный) выбор решений двигательных задач (играющий сам выбирает способ бега, прыжков, метаний, преодоления препятствий и т. д.);
в) многообразие двигательных задач и внезапное их возникновение в условиях постоянно изменяющейся ситуации;
г) сложные и разнообразные взаимодействия занимающихся в процессе игры.
Эти особенности обусловливают важные для преподавателя методические особенности игрового метода, который: позволяет обеспечить повышенную заинтересованность занимающихся в двигательной деятельности и меньшую психическую утомляемость по сравнению с упражнениями монотонного характера; способствует совершенствованию освоенных двигательных действий и выработке умений ими пользоваться. Однако игровой метод не может быть использован для разучивания новых двигательных действий; обеспечивает комплексное развитие двигательных способностей, но, в отличие от метода строгой регламентации упражнений, не дает возможности доводить развитие отдельных двигательных способностей (физических качеств), до возможного предела; затрудняет дозирование нагрузок; создает особенно эффективные условия для развития координационных способностей; позволяет выявить личностные особенности занимающихся и эффективно воздействовать на формирование нравственных, морально-волевых и интеллектуальных черт личности. Игровой метод обладает широкой доступностью как для детей, так и для взрослых. В физическом воспитании детей младшего возраста он занимает ведущее место. Игровым методом следует широко пользоваться в процессе спортивной тренировки в целях уменьшения монотонности тренировочных нагрузок.
Подвижной называется игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих определяются сюжетом (замыслом, темой) данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют; ведения и учета результатов игры. Содержанием игры обусловливается ее форма, т. е такая организация действий участников, которая предоставляет возможность широкого выбора способов достижения поставленной цели, удовлетворения самим процессом игры. Содержанием и формой подвижной игры предопределяются следующие ее методические особенности: образность; самостоятельность действий, ограничиваемая правилами; выполнение движений с полной мобилизацией двигательных способностей (элементы соревнования); непринужденность, естественность движений; выполнение целостных действий и отдельных движений без строгой регламентации затрачиваемых усилий; внезапная изменчивость ситуаций; творческая инициативность действий (при этом правильно ориентированных и согласованных); присвоение отдельным занимающимся (группе) определенных ролей, устанавливающих обязанности во взаимоотношениях с остальными игроками, избирательность способов действий в различных связях и сочетаниях для решения двигательных задач. Надо отметить, что понятие «игровой метод» предполагает не только какие-либо конкретные подвижные игры, но также и применение методических особенностей игры в любых физических упражнениях. Такие упражнения, сохраняя свою сущность, приобретают своеобразную игровую окраску. Они привлекают занимающихся своей эмоциональностью, доступностью, разнообразием и состязательным характером, помогают в основном правильно, но в облегченном виде выполнять элементы изучаемых технических приемов и тактических действий и одновременно содействуют воспитанию физических качеств. Выполняются такие упражнения, как правило, с полной мобилизацией двигательных способностей. В каждом физическом упражнении элементы игры могут быть выражены более или менее отчетливо, полно, в зависимости от различных требований и условий, в которых данное упражнение проводится. Использование игрового метода может быть эффективным (рациональным) только при наличии учета конкретных условий, в которых проводятся подвижные игры или физические упражнения с включением игровых элементов. Было бы ошибочным допускать в педагоги ческой практике, в организации досуга шаблонные повторения игр, механическое использование моделей игр. описанных в сборниках, без должного учета задач, разрешаемых в данной ситуации, с данным контингентом занимающихся. В зависимости от того, насколько учитываются требования к адаптации игрового метода, он может давать различные результаты в оздоровительном, воспитательном и образовательном отношениях. Таким образом, под понятием «игровой метод» мы имеем в виду педагогически целенаправленное использование игры в физических упражнениях для решения задач всестороннего физического воспитания занимающихся. В теории игры различают два вида подвижных игр: собственно подвижные (элементарные) и спортивные (более сложные). Собственно подвижные (элементарные) игры условно для сокращения называют подвижными играми. Условия проведения, правила, число участников подвижной игры могут быть различны. От играющих не требуется специальной подготовленности (за исключением случаев участия в плановых календарных соревнованиях по подвижным играм). Названия подвижных игр в разных местностях (и в различных случаях) имеют много вариантов. По своей целенаправленности, а также по особенностям содержания подвижные игры наиболее доступны детям. Реже они применяются в юношеском, зрелом и даже в пожилом возрастах, но со специальными целями (вспомогательное средство на спортивной тренировке, для активного отдыха, в лечебных целях и т. д.). В отличие от подвижных игр спортивные игры требуют устойчивых условий проведения, твердых правил, точного числа участников с определенным уровнем подготовленности. Чтобы совершенствоваться в избранной спортивной игре, надо соблюдать определенный режим тренировки. Специалист по физическому воспитанию должен уметь ориентироваться в соответствии подвижных игр закономерностям возрастного развития детей (младшего школьного возраста, 7-12 лет; среднего школьного, или подросткового возраста, 12-15 лет) и молодежи (старшего школьного, или юношеского возраста, 15-17 лет). Важно предусматривать некоторые отличия в содержании и форме подвижных игр для детей разных возрастных групп, а также умело отбирать их, исходя из конкретных условий. В руках педагога они могут стать отличным средством совершенствования процессов роста, морфологического и функционального развития организма, содействовать повышению уровня общей физической подготовленности занимающихся. Как правило, реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее или защитное действие, элементы игровых действий и т.п.). Поэтому для совершенствования быстроты простой двигательной реакции применяют упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами (вариативные ситуации).
5. Роль подвижных игр для развития индивидуальных скоростных способностей у детей младшего школьного возраста.
Из вышеизложенного следует, что наиболее соответствующими возрастным особенностям средствами, для развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста будут являться упражнения комплексного воздействия. А основными методами в данном возрасте, дающими наибольший эффект будут - игровой и соревновательный методы. Так как у детей от семи до десяти лет преобладает предметно-образное мышление: они склонны к драматизации, воспроизведению в движениях того, что слышат, видят, наблюдают. Многие игры детей строятся на непосредственном подражании явлениям, действиям из окружающей жизни. Но замысел, тематика этих игр по сравнению с играми дошкольников становятся богаче. Действующие в играх персонаж наделяются дополнительными, подмеченными детьми нравами и чертами (например, это видно из довольно сложной по сюжету игры «Зайцы, сторож и Жучка»). Восприятие детей вначале недостаточно организованно, неустойчиво. Они еще не способны целенаправленно выслушивать объяснения игры, отделять главные игровые действия от второстепенных. Поэтому стройный ход игры нередко нарушается. По мере накопления опыта в играх такие явления постепенно сглаживаются, устраняются. Внимание детей 7-9 лет непроизвольно; они не могут подолгу сосредоточиваться на одном действии, на выполнении какой-либо одной двигательной задачи. Тем самым обусловливается характерная для игр маленьких школьников непродолжительность игровых эпизодов, сменяемость одних игровых заданий другими. Примерами могут служить игра «Волк во рву», состоящая из коротких повторных эпизодов (перебежек), или игра «Альпинисты», содержащая ряд последовательно выполняемых различных двигательных задач. Естественные способности памяти у детей этого возраста достаточно велики. Но дети лучше запечатлевают то, что интересно. Например, они хорошо запоминают удачные приемы движений из определенной игровой ситуации и творчески воспроизводят эти приемы в сходных ситуациях; сохраняют в памяти наглядно-образные объяснения игры учителем, речитативы, а также правила игр, в которые они научились играть. Дети надолго запечатлевают эмоциональные переживания при выполнении удачных и неудачных игровых действий. Формирование навыков общественного поведения, возрастание общественных интересов повышает заинтересованность детей в играх с действиями сообща. Такие игры строятся на простейших взаимоотношениях между участниками. Совместные, общие для всего коллектива действия по преодолению препятствий доставляют участникам игр большое удовлетворение. В играх без водящих играющие борются сообща за свое место и за общий порядок в играющем коллективе («Конники-спортсмены»). Среди подвижных игр детей 7—9 лет встречаются немногочисленные простейшие игры с разделением на команды без вступления в непосредственное соприкосновение с противником («Метко в цель», «Команда быстроногих»). Недостаточной устойчивостью внимания и относительно слабо развитыми волевыми качествами детей этого возраста объясняются простота и лаконичность правил игр, стремление детей сразу включаться в активные игровые действия, выяснять результаты игры в кратчайшие сроки Развитие активности и самостоятельности в действиях при недостаточности волевых качеств нередко сводится к стремлению играть за себя и для себя (добиваться наиболее интересных ролей в игре, не уступая товарищам, нарочно подолгу водить и т. п.). Возрастные особенности маленьких школьников не допускают применения игр с переноской, передачей, перебрасыванием тяжелых предметов (набивных мячей и т. п.) и перетягиванием. Не рекомендуются в этом возрасте игры, связанные с однообразными движениями и длительным сохранением статических положений тела. Полезны игры, укрепляющие крупные мышечные группы («Альпинисты», а также различные эстафеты с лазаньем). Несмотря на большую подвижность, дети быстро утомляются. Это происходит вследствие неэкономной недостаточно совершенных функций центральной нервной системы, неразвитой координации движений. Однако многие подвижные игры позволяют детям проявлять все более высокую точность движений, мышечное чувство, чувства пространства и времени (например, «Мяч среднему», «Лиса и куры»). Привлекательны и доступны для детей 7-9 лет игры, требующие незамедлительных переходов от одного действия к другому в условиях изменяющихся игровых ситуаций (варианты «Салок», «Охотники и утки»). У детей данного возраста улучшаются способности к ответным движениям на различные внешние раздражители. В то же время способность к быстроте передвижения тела в пространстве формируется медленнее. Поэтому для них доступнее подвижные игры, требующие не столько предельно быстрого перемещения тела в пространстве («Команда быстроногих»), сколько быстроты выполнения отдельных (одиночных) движений и двигательных реакций: игра с быстрой передачей мяча («Гонка мячей»), с дополнительными заданиями на внезапные остановки, возобновление и. изменение направления передвижения («Салки»).
Заключение
Быстрота как двигательное качество - это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека.
Основные формы проявления быстроты человека - время двигательной реакции, время максимально быстрого выполнения одиночного движения, время выполнения движения с максимальной частотой, время выполнения целостного двигательного акта. Выделяют также еще одну форму проявления быстроты- быстрое начало движения. Практически наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бег, плавание и др.), а не элементарные формы проявления быстроты, хотя скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека.
Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка. Благодаря им обычное становится необычным, а поэтому особенно привлекательным. В игре используются естественные движения, большей частью в ненавязчивой развлекательной форме. Игра - спутник ребенка, и она отвечает законам, заложенным в них самой природой, - неуемной потребности в движении. Главный признак подвижных игр - наличие активных двигательных действий, благодаря чему они являются признанным средством и методом физического воспитания и развития. Использование подвижных игр позволяет развивать не только физические, но и интеллектуальные качества: наблюдательность, память, логическое мышление, сообразительность. В играх, имеющих сюжетную форму, есть простор для воображения и артистизма, элементов танца и пения. К тому же игры могут проводиться под музыкальное сопровождение. Всё это формирует эстетическое мировосприятие. Увлекаясь игрой, дети очень ярко проявляют черты характера и другие индивидуальные особенности.
При организации подвижных игр необходимо тщательно следить за санитарно-гигиеническими условиями проводимых занятий, в частности за чистотой спортивного зала и температурой воздуха. Не менее важное значение имеет чистота тела и одежды самих занимающихся. В процессе игры значительно повышается обмен веществ, увеличиваются газообмен и теплоотдача. В связи с этим у детей необходимо воспитывать привычку систематически мыть руки и ноги, обтирать влажным полотенцем тело и обливаться водой, используя общепринятые правила гигиены и закаливания.
Если на уроке решается задача развития силы, то в его программу очень выгодно включать вспомогательные и подводящие игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями и самыми разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним. Основные содержательные компоненты таких игр включают различные перетягивания, сталкивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы, тяжелой атлетики и т.д. Весьма эффективными для решения данной задачи оказываются также упражнения с доступными отягощениями - наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, вращения, бег, прыжки с посильным для учащихся грузом. Сюда же следует отнести метания различных предметов на дальность. Для развития быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы и включающие физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, бегом на короткие дистанции и другими двигательными действиями, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.
Список литературы.
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физ.культуры).- М.: Физическая культура и спорт,1978.- 223 с.
2. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. Для студ пед вузов. – М.: «Академия», 2004.-160с
3. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития.- М.: Терра-Спорт, 2000.- 192 с
4. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
5. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Издательский центр «Академия» 2001.-368с.
6. Холодов Ж.К. и Кузнецов В.С. Теория и методика ФВ и спорта: учеб. Пособие для студентов вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480с.
Приложение
«Горелки».
Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий — горелка. «Гори, гори ясно. Чтобы не погасло. Стой подоле, гляди на поле, Едут там трубачи. Да едят калачи Погляди на небо: звезды горят Журавли кричат: гу, гу, убегу Раз, два, не воронь, ах беги, как огонь!» После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается засалить одного из них, если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем их поймает водящий, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. «Ляпка».
Один из играющих - водящий, его называют «Ляпка». Водящий бегает за участниками игры, старается осалить приговаривая: »На тебе ляпку, отдай ее другому». Новый водящий догоняет игроков старается сделать тоже, что и первый водящий. Водящий не должен догонять одного и того же игрока, участники должны внимательно наблюдать за сменой водящих.
«Заря».
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - Заря - ходит сзади с лентой и говорит: «Заря - зарница, красная девица По полю ходила, ключи обронила, Ключи золотые, ленты голубые Кольца обвитые, за водой пошла!» С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из участников, который, заметив это быстро берет ленту и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот кто останется без места, становиться Зорей. Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг.
«Волк»
Все играющие - овцы, они просят волка пустить их в лес погулять: «Разреши нам волк, погулять в твоем лесу». Волк отвечает: «Гуляйте, гуляйте, да только траву не щипайте, а то мне спать будет неначем». Овцы сначала только гуляют в лесу, но скоро забывают о наказе волка, щипают траву и поют: «Щиплем, щиплем травку, зеленую муравку Бабушке на рукавички, дедушке на кафтанчик, Серому Волку грязи на лопату!» Волк бежит по поляне и ловит овец, пойманный становится Волком, игра возобновляется.
«Юрта».
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг, по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом, и поют: «Мы веселые ребята, Соберемся все в кружок, поиграем и попляшем, И помчимся на лужок». Играющие образуют общий круг. По окончании песни они бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра, получается юрта. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
«Подними платок».
Игроки становятся в круг, а в центре кладут платок. Звучит мелодия, все танцуют. С окончанием музыки каждый участник старается первым поднять платок. Нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем прекратиться музыка.
«Бег к реке».
На расстоянии 10-15м от реки чертится линия, вдоль которой выстраиваются играющие. По сигналу водящего игроки бегут к реке, достают со дна камень и бегут обратно, отдают камень водящему. Водящий определяет первые три места.
«Невод».
Играющие выбираю рыбу. На голову одевают платок или венок из цветов и помещают в центр хоровода. На расстоянии 1,5 - 2 м от хоровода, устанавливают четыре украшенных лентами шеста. Рыба пробравшись сквозь невод(Руки водящих), бежит к одному из шестов. Игроки догоняют ее. Если рыбу не догнали, то она остается рыбой, если поймали, то она возвращается в хоровод. Рыбой становиться тот, кто ее догнал.
«Борьба за флажки».
В игре участвуют две команды. Количество участников может быть любым но, равном в обеих командах. У каждой команды имеется флажок, который устанавливается на видимом месте и охраняется одним из игроков. Остальные члены команды делятся на защитников и нападающих. Цель игры - завладеть флажком противников, сохранив свой. В процессе игры разрешается передавать флажок другому играющему, убегать с флажком. «Кто первый?» играющие выстраиваются в шеренгу на одной стороне площадки, на другой -ставится флажок обозначающий конец участка. По сигналу играющие начинают бегать наперегонки. Кто пробежит это расстояние первым, тот считается победителем. «Летучая мышь».
Сбивают или связывают накрест две тонкие планочки. Получается вертушка -летучая мышь. Игроки делятся на две команды и выбирают капитанов. Они становятся в центре большой площадки остальные вокруг них. Один из капитанов первым кладет летучую мышь высоко вверх. Все остальные стараются поймать ее при падении еще в воздухе или схватить уже на земле. Поймавший отдает ее капитану своей команды, который получает право на новый бросок.
«Один лишний».
Играющие становится по кругу парами. Каждая пара в кругу располагается по возможности подальше от соседей. Выделяется один ведущий, который становиться в середину круга. Ведущий подходит к какой-нибудь паре и просит: «Пустите меня к себе». Ему отвечают: «нет не пустим иди туда...». В это время когда ведущий бежит к указанной паре, все стоящие в парах меняются местами, перебегая к другой паре, и становятся впереди. Передние уже становятся задними. Ведущий старается занять какое-нибудь из освободившихся мест. Оставшийся без места становится ведущим. Меняться парами можно только тогда, когда ведущий бежит в указанном направлении.