kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Внедрение инновационных технологий в образовательно-учебном округе по проблеме «Современные здоровьесберегающие технологии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В связи с общими тенденциями ухудшения здоровья подростков необходимо развитие мотивации к учебной деятельности в контексте формирования здоровой личности подростка, а также формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья подростков через освоение ими современных здоровьесберегающих технологий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Внедрение инновационных технологий в образовательно-учебном округе по проблеме «Современные здоровьесберегающие технологии»»

ТЕМА: «Внедрение инновационных технологий в образовательно-учебном округе по проблеме «Современные здоровьесберегающие технологии»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я ЖИЛКИНА Ирина Васильевна, преподаватель «Физической культуры», «Макеевского профессионального горного лицея» хочу обратить Ваше внимание на актуальность темы: «Внедрение инновационных технологий в образовательно-учебном округе по проблеме «Современные здоровьесберегающие технологии»

В настоящее время проблема сохранения здоровья подростков приобрела особую актуальность и внесена в приоритетное направление политики в области национальной безопасности Республики. Современное состояние общества, экономики, экологии неблагоприятно отражается на здоровье, в связи, с чем растет число подростков, которым необходима специализированная медицинская и психологическая помощь, а также, щадящая здоровье, организация образовательного процесса. Данная ситуация обусловлена рядом социально-экономических факторов, которые в течение последних 3-х лет неблагоприятно влияют на условия жизни и развития подростков. В связи с общими тенденциями ухудшения здоровья подростков необходимо развитие мотивации к учебной деятельности в контексте формирования здоровой личности подростка, а также формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья подростков через освоение ими современных здоровьесберегающих технологий.

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Но в соответствии с Законами ДНР “Об образовании”, "О физической культуре и спорте", «Об охране труда» именно здоровье обучающихся относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

Вопрос о сохранении здоровья обучающихся в нашем лицее на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа обучающихся, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности обучающихся, – это предмет “Физическая культура”.

Поэтому перед каждым преподавателем физической культуры возникают вопросы:

-Как организовать деятельность обучающегося на уроке, чтобы дать каждому обучающемуся оптимальную нагрузку с учётом современных здоровьесберегающих технологий?

-Как сделать привлекательным урок физической культуры для всех обучающихся?

-Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности?

-Как сделать, чтобы предмет “Физическая культура” оказывал на обучающихся воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию.

При решении этих вопросов возникают противоречия.

С одной стороны – преподавателю физической культуры в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой – повышение требований к его валеологической направленности;

с одной стороны, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, с другой, – снижение интереса к урокам

физической культуры.

Поэтому возникает актуальная проблема,   как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью обучающихся? Ответить на него можно при условии подхода к организации обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья и при условии выявления причин это (1) и проблем которые они создают это (2).

Рассмотрев причины и проблемы, влияющие на здоровье обучающихся становятся актуальным следующие:

  • Здоровье студентов относится к приоритетным направлениям в сфере образования

  • Увеличение числа обучающихся, имеющих различные функциональные отклонения в состоянии здоровья

  • Снижение двигательной активности обучающихся.

Физическая культура может компенсировать отрицательные явления. Тесная связь состояния здоровья и физической работоспособности с образом жизни, объёмом и характером повседневной двигательной активности доказана многочисленными исследованиями, которые свидетельствуют о том, что «оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни».

Опираясь на данные педагогического мониторинга обучающихся, учитывая заказ родителей на образовательную услугу, считаю целесообразным при построении воспитательно-образовательного процесса включать в него, современные здоровьесберегающие образовательные технологии.

И в связи с этим я ставлю перед собой цель

Создание условий для формирования у обучающегося здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья обучающихся в ходе образовательного процесса.

В решении которой мне помогают следующие задачи:

- применять современные здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочной деятельности;

- привлекать родителей к решению вопросов оздоровления обучающихся лицея;

- организовать активный спортивный досуг обучающихся;

- формировать у обучающихся чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;

- формировать представления о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;

- использовать оптимальный двигательный режим для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом;

- организовать здоровьесберегающую среду в лицее.

Что касается предмета «Физическая культура» – он занимает особое место среди общеобразовательных дисциплин. Поэтому я хочу, что бы мы еще раз вспомнили существующие современные методики и технологии которые используются сегодня в процессе обучения предмета «Физическая культура» давайте обратимся к таблице: существуют…… Метод проектов в предметном обучении Информационно- коммуникационные технологии. Личностно- ориентированное обучение. Технология деятельностного метода. Современные здоровьесберегающие технологии. Технология уровневой дифференциации Игровые технологии Технология развития критического мышления


Из всех перечисленных технологий и методик обратим внимание на современные здоровьсберегающие технологии.

Цель современных здоровьесберегающих технологий - обеспечить студентам возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Современные здоровьесберегающие технологии являются самыми значимыми из всех технологий, по степени влияния на здоровье обучающихся, так как основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности обучающихся, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации.

Современные здоровьесберегающих технологий имеют следующие функции

Применение элементов современной здоровьесберегающей технологии состоит в том, что урок обеспечивает обучающемуся и преподавателю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.

При планировании и написании плана макета по физическому воспитанию я на ряду со всеми необходимыми компонентами закладываю пункт планируемые результаты.

  • Повышение функциональных возможностей организма обучающихся.

  • - Рост уровня физического развития и физической подготовленности обучающихся.

  • - Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

  • - Сформированность системы знаний по овладению методами оздоровления организма.

  • - Стабильность показателей физического и психического здоровья обучающихся.

  • - Сокращение количества уроков, пропущенных по болезни.

  • - Рост числа обучающихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам.

  • - Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья обучающихся.

При планировании и проведении урока я опираюсь на основные современные требования к уроку физической культуры с комплексом современных здоровьесберегающих технологий:

-рациональная плотность урока;

-включение в занятие вопросов, связанных со здоровьем обучающихся, способствующих формированию у студентов ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;

-оптимальное сочетание различных видов деятельности;

-выбор методов и приёмов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучающегося;

-формирование внешней и внутренней мотивации деятельности обучающегося;

-осуществление индивидуального подхода к обучающимся с учетом личностных возможностей;

-создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки;

-включение в урок приемов и методов, способствующих самопознанию возможностей своего организма, развитию навыков самооценки уровня своего физического развития;

-целенаправленная рефлексия своей деятельности в течение всего урока и в итоговой его части.

Ориентируясь на принципы современного здоровьесберегающего урока, направленные на укрепление физиологического и психологического здоровья, я использую следующие педагогические методы и приёмы обучения это:

-повышение двигательной активности обучающихся, эмоциональный климат урока.

Этот метод помогает обучающимся освоить следующие способы самооздоровления: а) использование положительных установок на успех в деятельности "У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!"; б) умение настроить себя на положительную волну "Улыбнись самому себе".

Современная здоровьесберегающая технология в моей деятельности включает в себя: знакомство с результатами медицинских осмотров студентов; их учёт в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности обучающихся и семьи в целом; создание условий для заинтересованного отношения к учёбе. Одним из главных направлений современного здоровьесбережения считаю создание здорового психологического климата на уроках. Нормативны, тестирование, мониторинг дают мне исходную (и текущую) информацию, для разработки индивидуальных заданий. Суть которых – обучающийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Во время занятия я чередую различные виды учебной деятельности; использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения моих студентов. И, конечно же, при выборе форм, содержания и методов работы я учитываю возраст, пол обучающихся, состояние здоровья, уровень их развития и подготовленности. На своих занятиях обеспечиваю необходимые условия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами (освещение, характеристика воздуха, температурный режим).

Большую помощь в методической деятельности оказывают обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и освобожденные от уроков. Их рефераты и презентации помогают донести принципы современного здоровьесохранения до обучающихся в доступной форме.

Прекрасно понимаем, что нельзя насильно заставить всех обучающихся заниматься физической культурой и своим здоровьем, для этого нужны определенные стимулы, мотивы.

Для создания условий мотивации к занятиям физической культурой использую:

  • валеологическое просвещение обучающихся и их родителей;

  • нетрадиционные уроки;

  • современные средства физической культуры;

  • комбинирование методов, приемов физического воспитания.

  • внеклассные формы физического воспитания

Проведение занятий на свежем воздухе, организация спортивных праздников, спортивно-массовых мероприятий, спортивных соревнований различного уровня, удачное комбинирование игровых и соревновательных уроков, ведение активной агитационной работы по пропаганде занятий физической культурой и спортом, беседы о здоровом образе жизни – все это, комплексное использование методов и приемов физического воспитания, поможет решить задачу оздоровления обучающегося.

Основным направлением является профилактическая работа по пропаганде здорового образа жизни. Средства и методы работы определяются после анализа социологических исследований, анкетирования. Результатом поисково-репродуктивного метода познания является практическая деятельность обучающихся, которая имеет высокую результативность. Работы обучающихся имеют практическую направленность, актуальность и направлены на решение злободневных задач и т.д.

По моему мнению, применение современных здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающихся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

В качестве инновационной формы занятий физической культуры решения современных здоровьесберегающих технологий необходимо выделить соревновательно-игровый метод. Он являются одной из важнейших форм подготовки, органически входят в процесс физического воспитания. Различают следующие их виды: собственно спортивные, нормативные, подготовительные, контрольные и подводящие. Использование их в практике работы предусматривает не только выявление спортивных достижений, но и последовательное подведение обучающихся ко все более высоким результатам.

Обновление физического воспитания немыслимо без коренного изменения отношения к нему. Мне, преподавателю физической культуры, предоставляется широкая возможность более разнообразно использовать средства и методы, которые позволяют выполнять большинство физически трудных упражнений легко, как бы играя и соревнуясь, тем самым преодолевается монотонность занятий, присутствие которой делает скучным и однообразным процесс физического воспитания. Поэтому на своих уроках и внеклассных занятиях я применяю самый эффективный метод в физическом воспитании – соревновательно-игровой. Он многогранен и является проверенным средством активизации двигательной деятельности на уроках физической культуры за счет подключения эмоций обучающихся.

Важным достоинством данного метода является также возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом и в неигровых видах физической подготовки. Применение соревновательно-игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет мне добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке обучающихся по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах и времени, а сами занятия сделать более интересными.

Соревновательно-игровой метод исключает принуждение к учению: обучение идет через игру и соревнование. Он вызывает у студентов радость, способствует движению вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности. Для закомплексованных обучающихся задание даю проще, что позволяет обучающемуся последовательно продвигаться в учении, работать с увеличением объема усваиваемого материала. Форма контроля этого метода – новый подход к успеваемости (оцениваю двигательную активность студента на уроке). Этот метод ориентирован на обучение без принуждения, что я считаю немаловажным в физическом воспитании обучающихся. Его характерная особенность – обязательное присутствие соревновательно-игровой деятельности двух противоборствующих сторон, что требует от обучающихся проявления максимальных психологических и физических усилий, стремления обучающихся добиться победы при соблюдении оговоренных правил игры или соревнования. Порой обучающимся приходится победить самого себя, т.е. проявить те лучшие физические и психические качества, о которых он и не подозревает или стесняется показать при посторонних. Этот метод помогает обучающемуся полностью раскрыться.

Теперь о том, как я это применяю на уроке.

В этом мне помогает определенная схема-модель взаимосвязи между преподавателем и обучающимся при совершенствовании соревновательно-игрового двигательного действия. Данную схему я использую как для каждой части урока, так и для урока в целом.

Если нет данной взаимосвязи, трудно добиться какого-либо результата.

Современные здоровьесберегающие технологии я начинаю применять с вводно-подготовительной части, которая включает в себя:

- начальную организацию обучающихся;

- создание целевой установки;

- обеспечение благоприятного психологического и эмоционального состояния;

- общие разогревания, постепенное втягивание и умеренная активизация функций организма;

- подготовка организма к решению специфических задач основной части урока.

Во время построения обучающихся, даю задание на перестроение по времени (кто быстрее по отделениям).

Строевые и порядковые упражнения даю на технику выполнения по группам (чья группа допустит меньше всего ошибок).

Затем я создаю эмоциональный климат урока ситуации успеха и эмоциональной разрядки, формирую внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности обучающихся.

Далее идут общеразвивающие упражнения. Обучающиеся соревнуются на выполнение большего количества упражнений за определенный промежуток времени. Выполнение происходит по команде – самостоятельно, без подсчета преподавателя. Обучающиеся считают сами. При выполнении любых комплексов обучающиеся соревнуются в качестве выполнения. Затем выполняют незначительное количество повторений, идет исправление ошибок, после чего следуют соревнование «на лучшее выполнение». Для этого использую следующие перестроения: слабых ставлю напротив сильных. Обучающиеся наглядно следят за выполнением упражнений друг друга, что положительно сказывается на технике выполнения общеразвивающих упражнений. Далее в подготовительной части урока обязательно даю упражнения в движении – такие, которые будут способствовать выполнению более сложного задания в основной части, т.е. подводящие. И здесь присутствует соревновательный метод. Обучающиеся соревнуются в технике освоения и выполнения данного упражнения и исправления ошибок. Все делается ненавязчиво. Предлагается: кто лучше выполнит, кто быстро найдет ошибку, общую или индивидуальную. Например, если в основной части урока обучающимся нужно будет проявить скоростные качества, даю задание такое: догнать, обогнать, кто быстрее, и специальные беговые, прыжковые упражнения на технику выполнения. При выполнении данных заданий происходит осуществление индивидуального подхода к обучающимся с учетом личностных возможностей, что является одним из пунктов современных здоровьесберегающих технологий

В основная части урока делаю акцент на:

- развитие опорно-двигательного аппарата, совершенствование функциональных возможностей организма;

- обучение технике упражнений;

- формирование специальных знаний;

- развитие основных и специальных знаний;

- развитие основных и специальных двигательных качеств;

- воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств.

В процесс решений главной задачи – обучение какому-либо двигательному действию или его совершенствованию. Я считаю, что четкое объяснение техники выполнения любого упражнения и правильный показ. Преподаватель может опираться на хорошо подготовленного обучающегося, который может правильно осуществить показ упражнения после методически правильного объяснения преподавателя. Я стараюсь так преподнести задание обучающемуся, чтобы произошло правильное его осмысление. Затем идет распределение последовательности обучающегося, освоившего упражнение в совершенстве.

На данном этапе урока использую всевозможные приемы и методы, способствующие самопознанию возможностей организма, развитию навыков самооценки уровня физической подготовки.

В заключительной части делаю упор на:

- снижение физического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц;

- регулирование эмоционального состояния;

- подведение итогов.

По окончанию урока провожу в обязательном порядке целенаправленную рефлексию, которая является частью современных здоровьесберегающих технологий.

Для анализа своей деятельности я провожу ежегодный мониторинг состояния физической подготовленности обучающихся с целью:

  1. Выявить состояние физической подготовленности и здоровья обучающихся.

  2. Разработать рекомендации для индивидуальной работы по совершенствованию физической подготовленности обучающихся.

  3. Проанализировать результативность работы по физическому воспитанию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся в лицее.

Данный мониторинг провожу по такой схеме:

К общепринятым контрольным нормативам добавляю тесты. Тесты направлены на развитие основных двигательных качеств: гибкость, выносливость, сила, скорость, координационные способности. По данным тестирования выделяются группы обучающихся, нуждающиеся в корректировке, после чего составляю таблицу и графики по проделанной работе и на их основании провожу коррекционную работу. Для этого разрабатываю комплексы упражнений, направленные на развитие отстающих физических качеств.

Результаты тестирования каждой группы заношу в таблицу и вывешиваю на доску. Таким образом, многие обучающиеся стараются видя свои результаты и одногрупников, улучшать свои результаты, а мне остается только подсказать, как это сделать.

Анализируя результаты своей работы, я отмечаю, что внедрение системы работы по современным здоровьесберегающим технологиям позволило:

1.Повысить успеваемость по предмету.

2.Повысить динамику роста физической подготовленности обучающихся.

3.Повысить интерес обучающихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.

4.Повысить динамику состояния здоровья обучающихся

Современные здоровьесберегающие технологии, должны, несомненно, использоваться в процессе оздоровления обучающихся лицея на всех уроках, общеобразовательных дисциплин и непосредственно на уроках физической культуры которые имеют большие возможности их реализации.

Современные здоровьесберегающие технологии и соревновательно – игровой метод позволяют научить обучающихся умению адаптироваться в обществе, раскрыться как творческая личность и быть достойным гражданином своей республики после завершения обучения в нашем лицее.

Вывод

Использование современных здоровьесберегающих технологий ив сочетании с инновационным совревновательно-игровым методом в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а преподавателю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать родителей обучающихся к работе по укреплению и сохранению здоровья обучающегося.

Современные здоровьесберегающие технологии так же как и инновационные методы должны, несомненно использоваться в процессе оздоровления обучающегося.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Жилкина Ирина Васильевна

Дата: 03.08.2017

Номер свидетельства: 424876


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства