Просмотр содержимого документа
«"Внедрение инновационных технологий (игровой, ТРИЗ, здоровьесберегающей) в системе физкультурно- оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"»
«Внедрение инновационных технологий (игровой, ТРИЗ, здоровьесберегающей) в системе физкультурно – оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста»
Беленцова Ольга Николаевна – инструктор по физической культуре
КГУ «СШ № 8» акимата г. Усть- Каменогорска
Игровая технология играет основную роль в развитии ребёнка. В период дошкольного детства происходят процессы становления личности ребенка.
Актуальность.
В нашу жизнь вошли новые методы и технологии, которые далеко не всегда положительно сказываются на здоровье. Бурный рост и развитие детского организма, высокая ранимость психики ребёнка требуют бережного к нему отношения. Вместе с тем, излишний комфорт, тепличные условия сдерживают накопление жизненных сил ребёнка, изнеживают, тормозят развитие. Необходимо повышать уровень физической и двигательной активности детей. Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья.
Проблема формирования культуры здоровья очень актуальна.
Работая в мини - центре, по результатам начальной диагностики видно, что у детей слабое физическое развитие.
Так из 25 испытуемых группы предшкольной подготовки по результатам начальной диагностики:
Высокий уровень имеют всего 9% детей.
Средний уровень - 30%.
Низкий уровень -61%.
Дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки. Наблюдается неуклюжесть, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки. Анкетирование родителей, показало, что родители мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они оберегают своих детей от физических усилий («не бегай, не прыгай, упадёшь, посиди»).
Показатели здоровья детей таковы, что требуют принятия мер по улучшению их здоровья.
Но как это сделать, какими средствами и путями. Как сделать так, чтобы был учтен весь комплекс физических и интеллектуальных проблем. Ведь нужно способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.
Для решения теоретических и практических проблем физкультурно-оздоровительной работы в мини-центре я стараюсь внедрять и использовать в процессе физического развития детей инновационные технологии.
Одной из таких технологий, которую я решила использовать в своей работе стала авторская технология Ж.Е. Фирилевой “СА-ФИ-ДАНСЕ”
Данная технология направлена на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоциональной сферы детей. Данная программа создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень знаний. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.
Соединив программу «Бiз мектепке барамыз», «Зерек Бала» и технологию Ж.Е. Фирилёвой “СА-Фи-Дансе”, я заметила, что у ребят повышается интерес к физической культуре за счет введения увлекательных форм работы.
Вот некоторые примеры, которые я использую на занятиях по физической культуре.
Игропластика.
Развивает мышечную силу и гибкость детей. Здесь используются элементы движений и упражнения стретчинга, йоги, выполняемые в сюжетной игровой форме без музыки. Кроме радостного настроения и мышечной нагрузки эти упражнения дают ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу. У детей улучшается память, мышление, развивается фантазия. Такие занятия проходят весело, эмоционально. («Зоопарк», «Морские обитатели»). Они способствуют развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей.
Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры. С подражания образу, начинается познание ребенком техники движений. Эффективность подражательных движений заключается еще и в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.
Игроритмика.
Развивает чувство ритма и двигательные способности детей. Позволяет свободно, красиво, правильно выполнять движения под музыку, в соответствии с характером, ритмом, темпом музыкальной выразительности. В этот раздел я включаю упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры. Например, «Топай – хлопай».
Игрогимнастика.
Позволяет усваивать ребенком различные виды движений. В раздел входят строевые, общеразвивающие упражнения, акробатические, направленные на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки. Например, «Кошечка», «Змейка», «Ёжик», «Мостик», «Корзиночка» и т.п.
Игротанец.
Формирует у воспитанников запас танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют воспитательное значение и доставляют эстетическую радость детям. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, танцевальные формы (историко-бытовой, народный, современные ритмические танцы). Например, «Полька – хлопушка», «Маленькие утята», «Если весело живется…» и др.
Игровой самомассаж.
Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Когда дети выполняют упражнения самомассажа в игровой форме, получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения формируют у ребенка стремление к здоровью, развивают навыки собственного оздоровления. Например, самомассаж «Петушок», «Улитка», «Веселые носики», обязательно сопровождается стихами.
Музыкально-подвижные игры.
Содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.
Креативная гимнастика.
Здесь, я применяю нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы развивается способность детей: познавательная активность, мышление, свободное самовыражение. В нее входят музыкально-творческие игры, специальные задания, асаны.
Игры – путешествия.
Включают все виды подвижной деятельности, используя средства всех разделов программы. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть что пожелаешь. Такие занятия отличаются высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей.
Использую образно-игровые движения, например «В деревне у бабушки», «Звериная гимнастика», «Сказочные герои», «Веселый зоопарк», «Циркачи», «Спасатели».
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий превращает оздоровительный процесс в увлекательную игру.
С этой целью предлагаю детям игровые задания, выполняя которые ребенок придумывает новые движения с данным предметом. (Обруч – юла, мяч - шапка невидимка). Вместе с детьми придумываем названия выполняемых движений («корова», «улитка», »рыбка», «звезда» и т.д.). В игре ребенок экспериментирует с воображаемыми позициями, формируется способность к творческому освоению, умение входить в образ, эмоционально переживать. Для поднятия настроения, использую упражнение, которое называется «Салют». Дети садятся в упор присев, группируясь. Произносится: «Салют». После чего дети вскидывают руки вверх, подпрыгивая, кричат: «Ба – бах», вкладывая в этот крик радость и ликование.
Работая с дошкольниками, я убедилась, что игровые технологии хорошо сочетаются с ТРИЗ технологией. Так как образовательный уровень моих детей еще не высок (в силу возраста), использую на занятиях отдельные элементы ТРИЗ. Решение различных проблемных ситуаций в игровой форме. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы мини – центра, все это помогает гармоническому развитию личности.
Вывод.
Внедряя в свою работу игровые технологии, ТРИЗ, здоровьесберегающие, я пришла к выводу, что появилась положительная динамика состояния здоровья детей.
По результатам промежуточной диагностики у тех же испытуемых, за 3 месяца внедрения инновационных технологий показатели физических умений и навыков улучшились
Высокий уровень- 39% (начало- 9%).Динамика улучшилась на 30%
Средний уровень- 48 % (начало- 30%).Динамика улучшилась на 18%
Низкий уровень- 13% (начало -61). Динамика улучшилась на 48%
Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Появилась выносливость в различных видах деятельности, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее, улучшилась эмоционально - двигательная сфера ребёнка.
Я с радостью наблюдаю, как выпрямляются спинки ребят, как свободно они общаются друг с другом на занятиях, они радуются, превращаются в разных животных, смеются.
Результатом своей работы считаю то, что дети с радостью бегут на занятия по физкультуре. На моих занятиях получают эмоциональный подъём, выражают находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, излучают энергию, бодрость.
Заключение Игра– это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными – по – своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений. Таким образом, игровая технология играет основную роль в развитии ребёнка.
Литература:
1. «Нетрадиционные занятия физкультурой в ДОУ» Голицина Н.С.,2003
2.«Физкультура для детей» Лапицкая Е.М.2009
«Веселая физкультура для детей с родителями» Казина О.Б..2005
3.«Физкультура в ДОУ» Казина О.Б..2011
4.«Занимательная физкультура в детском саду» Утробина К.К.,2006
5.«Физическая культура в детском саду» Осокина Т.И ,1986
6.«Теория и методика физвоспитания дошкольников» Кожухова Н.Н.,2003